ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Питание даурской пищухи (Осhоtona daurica) в степных биогеоценозах Южной Тувы.

 

Сагачева Наталья Викторовна,

аспирант, старший преподаватель Тывинского Государственного Университета.

 

Даурская пищуха – один из наиболее массовых млекопитающих, распространенный по всем степным биогеоценозам Южной Тувы. Заселяет различные варианты злаковых и полынных степей, избегает поселений незакрепленных песков и щебнистых шлейфов. В конце лета и осенью животные срезают траву и выкладывают ее для просушки в стожки. Питание в основном изучалось по составу  запасаемых стожков, характеризующее зимнее питание зверьков [2,4], по визуальным наблюдениям за кормежкой и свежим погрызам на растениях [3]. Нами была применена иная методика.

 

Физико-географическая характеристика района.

 

Сбор материала по изучению питания пищух проводился в степях южной Тувы (северной части Убсунурской котловины – Эрзинский, Тес-Хемский районы), на геоморфологических профилях Шивелиг-Хем и Ончалаан, в различных растительных ассоциациях. Убсунурская котловина расположена на границе Тувы и Монголии, окаймлена горами, где абсолютные высоты водораздельных хребтов составляют от 2200 до 4000м., является межгорным понижением Центрально-Азиатского горного пояса. Климат котловины отличается высокой контрастностью, обусловленной ее положением в Центральной Азии, сравнительно большой высотой над уровнем моря и своеобразным строением рельефа. В этой котловине бывают резкие, наибольшие на Земле контрасты годовых и суточных температур, малое количество осадков с ярко выраженным максимумом, устойчивая и продолжительная зима с сильными морозами и жаркое лето[1]. Профиль Шивелиг-Хемстепная катена, протяженностью более 20км., находится на южном макросклоне Восточного Танну-Ола, в окрестностях с. Холь-Оожу. Это слабоволнистая наклонная равнина, в верхней части среднегорья луговые степи с постепенным переходом в сухие степи на каштановых почвах. Профиль Ончалаан – находится на юге Тувы в 20км. от поселка Эрзин. Эрзинский степной подрайон по классификации природных условий относится к южному опустыненно-степному району Тувы. Профиль протяженностью более 10км., с относительным превышением 160м. Сбор материала проводился в колониях северного и южного склонов.

 

Методика сбора и обработки материала.

 

Для определения пищевой направленности, закладывались геоботанические площадки на колониях пищух в различных растительных ассоциациях: на профиле Шивелиг-Хем в  змеевково-холодно-полынной с примесью караганы карликовой и ковыльно-нанофитоновой растительных ассоциациях; на профиле Ончалаан в разнотравно-злаковой, разнотравно-холодно-полынной с караганай карликовой и ковыльно-лапчатково-холодно-полынной растительных ассоциациях. Изучали структуру растительного сообщества, высоту травостоя, ярусность, обилие растений. Для лабораторной обработки собирали гербарии растений с колонии и соседних, прилегающих к поселению мест.  Колонии имели разное количество норных выходов от 9 до 18. Свежие экскременты собирались отдельно с каждой норки, ходы прочищали и повторные сборы экскрементов проводили через сутки. Определяли массу каждой порции экскрементов.

Лабораторную обработку экскрементов, с целью определения пищевой направленности даурской пищухи, проводили на основе предложенной И.В. Стебаевым и Л.Б. Пшенициной (1984) методики изучения питания саранчовых. Из собранных растений и свежих экскрементов готовили препараты. Пищухи, обладают неполным усвоением растительной массы. При прохождении растений через пищеварительный тракт полностью разрушается хлоренхима, не сохраняются признаки, связанные с количеством, расположением, строением сосудистых пучков, но при этом остается не нарушен эпидермис клеток растений, а так же можно различить трихоматические образования различных растений. Растительные фрагменты в препаратах с экскрементами сравнивались с препаратами из растений, взятых с растительных ассоциаций, где обитали пищухи и растений соседних территорий. Препараты готовились отдельно для каждой норки по 10 проб. Для этого сухие экскременты для мацерации и просветления кипятились в течении 1 минуты в 10% растворе гидроксида натрия . Временные глицериновые или водные препараты с содержанием 1/3 от экскремента, или эталонных фрагментов растений изучались под бинокулярным микроскопом. Количество фрагментов каждого вида растений в препарате оценивался в процентах. Вычислялась средняя встречаемость определенных видов растений в пищевом рационе. На основе идентификации растительных остатков в экскрементах пищух, были составлены спектры реального питания (СРП). Величина предпочитаемости или избрания растения (СПИ) определялась через разность процента встречаемости этого растения в природе и в экскрементах.

 

Результаты исследования.

 

Колонии даурской пищухи располагались в следующих растительных ассоциациях.

Колония №1: ассоциация змеевково-холодно-полынная с примесью караганы карликовой (профиль Шивилиг-Хем). Располагается в верхней средней части подгорной равнины. Сухая степь. На возвышенных участках произрастает карагана карликовая, появляются злаки. В обедненных участках встречается полынь холодная, змеевка. Примерное обилие этих растений составляет следующее соотношение: полынь холодная- 60%, змеевка 20%, карагана карликовая 5%, кохия 5%, житняк 5% и лапчатка  бесстебельная 5%. Количество норок 9.

Колония №2: ассоциация ковыльно-нанофитоновая (профиль Шивелиг-Хем). Находится в нижней средней части подгорной слабоволнистой равнины. Преобладающие виды растений: ковыль, нанофитон 70%, змеевка 20%, житняк, анкафия огненная, горноколосник, астрагал 10%. Количество норок 13.

Колония №3: ассоциация разнотравно-злаковая, разнотравно-холодно-полынная с караганой карликовой (профиль Ончалаан). Покрытие растениями составляет 85%, петрофитность 5%. Преобладающие виды растений: тонконог Крылова, полынь холодная 70%, лапчатка бесстебельная и бурачок яйцевидный 20%, остальной процент составляют растения из разнотравья. Количество норок 10.

Колония №4: ассоциация ковыльно-лапчатково-холодно-полынная (профиль Ончалаан). Проективное покрытие растениями составляет 70%, петрофитность 5%, много ветоши и опада. Доминирующие виды растений: полынь холодная, лапчатка бесстебельная 70 %, ковыль Крылова, кохия стелющаяся 30%. Количество норок 15.

Для изучения питания было изготовлено и рассмотрено более 50 растительных препаратов и 470 препаратов из экскрементов. Были выведены среднеарифметические показания по разным колониям.

Сравнивая питание пищух в различных растительных ассоциациях (рис.1), можно увидеть, что не все имеющиеся группы растений используются ими одинаково.

Рис.1. Спектры реального питания (СРП).

 

Анализ СРП получил следующие данные: для пищух, живущих в колонии № 1, большую долю в пищевом рационе составляют растения из группы травянистых многолетников 63%. Это такие виды как: полынь холодная (Artemisia frigida), змеевка (Cleistogenes), житняк (Agropyron), лапчатка бесстебельная (Potentilea acaulis). Значительный процент составляет также полукустарничек кохия (Kochia) 33%, в самой малой степени потребляется кустарник карагана карликовая (Caragana pygmaea) 4%. В экскркментах пищух колонии №2 просматривались растения только из группы травянистых многолетников 100%: полынь холодная (Artemisia frigida), змеевка (Cleistogenes), житняк (Agropyron), астрагал (Astragalus), желтушник (Erysimum). В колонии № 3 в пищевом рационе зверьков встречаются растения из группы травянистых многолетников 45% следующих видов: полынь холодная (Artemisia frigida), лапчатка бесстебельная (Potentilea acaulis), житняк (Agropyron), змеевка (Cleistogenes), змееголовник (Dracocephalum). Из группы полукустарников 43% такие растения как: бурачок яйцевидный (Alyssum obovatum) и кохия (Kochia). Группа кустарников 12%, представлена караганой карликовой. В экскрементах пищух обитающих в колонии № 4 присутствуют растения из 3 групп: травянистые многолетники 74% – полынь холодная (Artemisia frigida), лапчатка бесстебельная (Potentilea acaulis), житняк (Agropyron); полукустарник 25% – кохия (Kochia); кустарник 1% – карагана карликовая (Caragana pygmaea).

Сравнивая спектры реального питания (СРП) и спектры пищевой избирательности (СПИ), можно увидеть, что некоторые виды растений пользуются пищевым предпочтением. Избирательность в питании на различных растительных ассоциациях не одинакова. Для колонии № 1 пищевым предпочтением пользуются такие растения как лапчатка бесстебельная и кохия (рис.2). В растительной ассоциации их проективное покрытие  составляет небольшой процент (примерно по 5%). Однако полынь холодная, имеющая обилие 60% в растительной ассоциации, потребляется не избирательно.

Рис.2. Спектры пищевой избирательности пищух колонии №1.

 

Рис. 3. Спектры пищевой избирательности пищух колонии №2.

 

При анализе колонии №2, видна направленность пищевой избирательности на астрагал, житняк (хотя эти растения занимают малую долю в покрытии на колонии), полынь холодная, желтушник (рис.3). В этой растительной ассоциации не пользуется пищевой избирательностью змеевка. В экскрементах прослеживаются фрагменты растений, которые отсутствуют на колонии (желтушник, полынь холодная). Однако растения, доминирующие в растительной ассоциации (ковыль и нанофитон), отсутствуют в экскрементах.

Рис.4. Спектры пищевой избирательности пищух колонии №3.

 

Рис. 5 Спектры пищевой избирательности пищух колонии №4.

 

Для колонии №3, где в растительной ассоциации преобладает разнотравье, в экскрементах прослеживаются фрагменты таких растений как: лапчатка бесстебельная, полынь холодная, змееголовник, житняк, кохия, бурачок яйцевидный, карагана карликовая (рис.4). Из этих растений избирательностью пользуются только иногда житняк и бурачок яйцевидный.

Колония №4. В пищевом рационе пищух на данной растительной ассоциации встречаются такие растения как: лапчатка бесстебельная, полынь холодная, житняк, змееголовник, кохия, карагана карликовая (рис.5). Из данных растений избирательностью пользуются только змееголовник  и кохия.

 

Заключение.

 

Таким образом, мы проанализировали летнее питание зверьков в 4 различных растительных ассоциациях, где в пищевом рационе  даурской пищухи, одновременно может  присутствовать от 5 до 7 видов растений. В экскрементах просматривались такие фрагменты растений из группы травянистых многолетников: полынь холодная (Artemisia frigida), змеевка (Cleistogenes), житняк (Agropyron), лапчатка бесстебельная (Potentilea acaulis), астрагал (Astragalus), желтушник (Erysimum), змееголовник (Dracocephalum); из группы полукустарников: бурачок яйцевидный (Alyssum obovatum) и кохия (Kochia); кустарников: карагана карликовая (Caragana pygmaea). Не зависимо от растительной ассоциации в питании пищух всегда встречались полынь холодная и житняк, часто лапчатка бесстебельная, кохия, карагана карликовая, и в зависимости от растительной ассоциации астрагал, желтушник, змееголовник, бурачок яйцевидный. При этом не все растения поедаются зверьками охотно. Иногда в экскрементах прослеживаются фрагменты растений, которые отсутствуют на колонии, но при этом, растения доминирующие в растительной ассоциации могут вообще отсутствовать.  Разнообразие растений в растительной ассоциации дает возможность иметь в пищевом рационе большее количество растений и не удаляться в поисках пищи на значительные расстояния от колонии. В основном в пищу идут те растения, которые в колонии доминируют. Большинство травоядных млекопитающих обычно характеризуются как полифаги. Обилие разнообразных видов в пищевом рационе зависит от доступности корма. С этой особенностью  можно связать изменение кормов в различных ассоциациях.

 

Список литературы.

 

1.                   Курбатская С.С. Степные экосистемы Убсунурской котловины – природной биосферной лаборатории/ С.С. Курбатская.- Кызыл, 2001.-104с.

2.                  Никольский А.А. Зимнме запасы даурской пищухи на степных пастбищах/ А.А.Никольский, Н.П.Гуричева, П.П.Дмитриев //Бюлл. МОИП. Отд. Биол., 1984.-89.-№ 6.-С. 9-21.

3.                  Ондар С.О. Коэволюция компонентов степных экосистем/ С.О.Ондар.- Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2000.- С. 86-89.

4.                  Очиров Ю.Д. Млекопитающие Тувы/ Ю.Д.Очиров, К.А. Башанов.- Кызыл,1975.- С. 30-38.

5.                  Стебаев И.В. Возможности изучения трофической специализации саранчовых на основе анализа их экскрементов/ И.В.Стебаев, Л.Б.Пшеницина // Энтомологическое обозрение.- 1984.- С. 433-445.

 

Поступила в редакцию 11 января 2007 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.