ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Геополитический вопрос формирования компьютерного андеграунда.

 

Чернавский Александр Сергеевич,

аспирант Московского Педагогического Государственного Университета,

кафедра Политологии.

 

Данный материал посвящен геополитическому вопросу формирования компьютерного андеграунда. Взаимосвязь происходящего, связь этого субкультурного феномена и области геополитических трансформаций порой неочевидна, однако, для лучшего понимания происходящего, стоит на некоторое время совершить экскурс в недавнее прошлое. Вся история началась около 40 лет назад, вскоре после преобразования военной сети ARPAnet в более открытое сетевое образование. В этот период зарождения современных сетей значительную роль играли университетские центры.

Наиболее известны научные центры при легендарных MIT (Массачусетский технологический университет), Стенфордский университет. Лучшие молодые специалисты в мире трудились тогда в университетских центрах и кампусах над совершенствованием и продвижением новых технологий, чуть позже значительно изменившие привычную реальность. Именно в те годы начинают формироваться основные идеи, направления и стереотипы поведения тех, кого несколько позже назовут кибер подпольем. Мне представляется вероятной следующая картина развития событий, которая представлена ниже. Вначале были молодые, талантливые, возможно, амбициозные студенты-ученые, проводящие в лабораториях энное количество времени. В процессе своей работы, они осознавали, что определенными способами могут получить власть не только над самими компьютерными технологическими образчиками (сами компьютеры, сети и т.д.), но и над иными людьми, материями, посредством этих самых машин. Самая простая параллель с произошедшим, - это история с огнем, когда человечество познавало разные ипостаси огненной стихии, - от помощника до убийцы. Как известно, однажды пройденную ступень прогресса отменить крайне сложно, а во времена описываемых событий, это уже было практически невозможно. История данного развития и появления на свет «кибер подполья» начала принимать серьезный оборот, когда все большее количество людей стали интересоваться «странным». Новые умения и навыки казались весьма сомнительными с этически-правовой точки зрения, что не останавливало первопроходцев, срывавшие запретные плоды. (Право, регламентирующее поведение в информационном пространстве и сейчас  находится под огнем критики многих экспертов за неполноту и неточность, во времена рождения сетевого информационного пространства, правового, этического сопровождения деятельности энтузиастов информационных технологий практически не было).  Вскоре, следуя хронологии, начался так называемый «золотой век хакеров», когда количество объединений внутри среды андеграунда было невелико, но большинство из них были профессионалами с большой буквы. Как уже было сказано, все началось в США и в первую очередь, в университетах, но явление довольно быстро перекочевало в Европу, причем уже тогда, немалую роль в этом сыграли зарождавшиеся компьютерные сети, в основном, университетские. На Востоке одними из первых получили доступ к новым технологиям, Израиль, в тех же университетах появлялись первые искатели пока малоизвестных и полузапретных плодов. Наиболее интересная ситуация сложилась в Китае, Индии, некоторых других странах. Китай, как азиатская супердержава, прикладывал тогда, также как и сейчас, титанические усилия, в стремлении не отстать от «флагмана рыночной экономики». Поэтому строительство необходимых научных центров и лабораторий велось довольно стремительно, пусть и с опозданием по сравнению со Штатами.

Индия постепенно стала кузницей кадров для западной, особенно американской IT-индустрии. Наличие информационных мощностей и доступа во всемирную сеть не оставило индийский андеграунд без интеграции в мировую security сцену. Корея и Тайвань не имели и не имеют на текущий момент большого веса в кибер-подполье, количество организованных групп и сообществ - невелико, возможно, по причине определенной стратегии законодательства, возможно, из-за врожденной законопослушности этих народов. Пожалуй, я упомянул основные центры развитой IT индустрии на Востоке в данный момент, так что повернемся теперь лицом к Западу. Впрочем, прежде имеет смысл упомянуть и об арабских странах, где процент пользователей относительно невысок, но зато активность определенной части андеграунда находится на весьма высоком уровне. (Главным примером и полигоном действий арабского андеграунда является  многолетняя сетевое противодействие арабов и израильтян). Скандинавские страны, Германия, Англия, Франция, Испания - вот основные центры Европы с максимальным количеством пользователей. Также, именно здесь существует максимальное количество ресурсов разных направлений андеграунда, за исключением, пожалуй, серверов пиратского ПО в силу строгого законодательства.

Теперь попробуем коротко описать современную геополитическую ситуацию в современном кибер подполье. На одном краю, - радикальное крыло арабских хакеров, разделяющих религиозные настроения своих стран и постоянно находящиеся в конфронтации с западом во всех его проявлениях. Ущерб от их деятельности очевиден, но не тотален, по крайней мере, на данный момент. Умеренная часть андеграунда, куда можно отнести большую часть людей-профессионалов, максимально интернационально по своему составу, довольно редко совершает серьезные противоправные действия, в основном озабочена собственным творчеством, изучением тонкостей программного обеспечения, операционных систем, сетевых компонентов. Отдельно стоит группа коммерческих деятелей от андеграунда, подавляющую часть которых составляют пираты ПО. Большая часть этой группы состоит из китайцев, других азиатских групп, российских и восточноевропейских пиратских объединений. Немалая часть пиратов располагается и в США, активно используя государственные провайдерские мощности, - одним из свидетельств этого утверждения явился недавний скандал с хранением пиратской продукции на университетских серверах США.

Особняком стоят одиночки-исследователи, часто скрывающиеся под псевдонимами и являющиеся постоянными соавторами различных выпусков Bugtraq. Эта небольшая часть андеграунда абсолютно интернациональна, кроме того, нелегко сравнивать в абсолютных цифрах ценность вклада того или иного исследователя компьютерной безопасности, но, пожалуй, по совокупности всех показателей, Штаты имеют и здесь определенное превосходство. (Увы, сейчас автор не имеет по этому вопросу никакой определенной статистической информации, это его личное мнение, основанное, исключительно на наблюдении окружающей его сетевой реальности). Пожалуй, на этом можно закончить разговор о высокопрофессиональной части андеграунда и перейти к еще 3, по-своему, очень важным категориям. Пожалуй, в процентном соотношении, эти три категории в несколько раз превосходят все предыдущие. Первая из них, - так называемые script kiddies. Надеюь, что термин знаком читателям, если же нет, рекомендую ознакомиться с различными "словарями хакеров", где есть несколько толкований этого явления, за подробной информацией по этому термину. Явление, зародившееся еще в "золотой век" андеграунда в США уже давно не признает границ и беспрепятственно шагает по планете. Рискну предположить, что в большей степени, это явление распространено на Западе, в силу легкости доступа к массивам информации по любому вопросу. В Китае, арабских странах, в определенной степени и в России, нет такого комфортного положения с доступом в Сеть, поэтому в этих регионах многое претендует на роль ноу-хау, есть немало людей, которые в силу объективных обстоятельств вынуждены все делать своим собственным умом, а не пользоваться чужими разработками. Отдельно следует выделить и межнациональную группу "начинающих", которые, безусловно, присутствуют во всех странах, но особенно велик их процент в странах, активно наращивающих свой виртуальный потенциал, где быстрыми темпами растет процент подключенных к Сети. Наконец, особняком стоит группа людей, не являющимися профессионалами в технической области, однако пишущие, снимающие, обсуждающие, популяризирующие андеграунд. Люди «рядом», но не «внутри». Безусловно, в этом отношении западные страны во главе с Америкой значительно опередили Восток, тратя время и деньги на изучение этого феномена.

Подводя короткий итог, можно сказать, что по совокупности показателей Запад пока опережает Восток, но, вероятно, с каждым годом, разрыв будет уменьшаться, а, учитывая определенные негативные тенденции, западное сетевое подполье однозначно не может позволить себе почивать на лаврах. Несмотря на относительное единство в настоящее время, не исключена разного рода и масштаба конфронтация по политическим мотивам. Увы, за рамками этого обзора остались такие глобальные направления как демо-сцена, net-art, музыка и видео-арт. Однако мне представляется, что во избежание путаницы и слишком большого размера статьи, эти темы следует подробно и обстоятельно осветить в других статьях по соответствующим направлениям.

 

Поступила в редакцию 29 августа 2007 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.