ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Национальная безопасность России в контексте устойчивого развития.

 

Крицких Виктория Викторовна,

аспирант кафедры Политологии и социологии Ставропольского Государственного Университета,

учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 26  г. Ставрополь.

 

В условиях глобализации современного мира особую значимость приобретает анализ ключевых проблем и возможностей России в сфере защиты от внешних и внутренних социокультурных и политических воздействий, противоречащих интересам ее развития и процветания. Появление глобальных опасностей, негативных проявлений социально-экономического и социально-политического характера подвели к пониманию того, что решение проблемы национальной безопасности простой защитой от угроз невозможно и поиск способов выхода из сложившейся кризисной ситуации необходимо рассматривать во взаимосвязи с развитием общества.

Многие концепции (постиндустриального общества, «коэволюционная», ноосферы и др.) были вызваны к жизни желанием ученых найти пути решения проблемы безопасности, а также установления баланса в отношениях человека и природы. Идеальной возможностью для выживания и долговременного благополучного существования человечества был бы переход к устойчивому развитию. С момента публикации доклада «Наше общее будущее» (1987г.) подготовленного комиссией ООН по окружающей среде и развитию (Комиссией Брунтланд), под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое «удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [1, 30].

Переход к устойчивому развитию – противоречивый и крайне сложный процесс, включающий политические, экономические, социальные, культурные, научно-технические, военные и  экологические компоненты. Устойчивое развитие предполагает осуществление целого ряда проектов и мероприятий сориентированных на преодоление кризисных явлений, решение назревших проблем, обеспечение целостности и безопасности общества, создание условий для достойной жизни людей.

Несмотря на сделанное в 90-х гг. XX века на ЮНСЕД заявление России о поддержки международного сотрудничества в интересах устойчивого развития, а также на принятую в 1996 году концепцию перехода страны к устойчивому развитию, реальностью сегодня стало дальнейшее движение по пути неустойчивого развития. Свидетельством этого является не только спад промышленного и сельскохозяйственного производства, низкий уровень жизни в стране, ухудшение экологической ситуации, массовая миграция во многих регионах страны. Серьёзной опасностью для российского общества является рост внутренних конфликтов, преступность и терроризм, межэтническое и межконфессиональное противостояние во многих регионах России.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема перехода к устойчивому развитию Российской Федерации, который невозможно осуществить  без достаточно эффективной национальной политики на  Юге страны, Северном Кавказе.  В регионе, несмотря на эскалацию кризисных явлений в 2004 году, сохраняется относительная стабильность, которая, однако, носит неустойчивый и обратимый характер, сохраняется высокий уровень конфликтности [2, 67]. Это один из наиболее уязвимых и неустойчивых с точки зрения государственной целостности и, следовательно, национальной безопасности регион.

 Два основных конфликта – чеченский кризис и осетино-ингушский конфликт во многом определили контуры этноконфликтного процесса на Северном Кавказе в постсоветский период и ныне претерпевают изменения, которые могут привести к новым всплескам конфликтности в регионе.

Оптико-эмиссионные спектрометры

Оптико-эмиссионные спектрометры

priby.ru

Сколько стоит противопожарная дверь

сколько стоит противопожарная дверь

komfort-srv.ru

Такие политологи, как В.М. Юрченко, О.М. Цветков считают, что чеченский кризис в настоящее время проходит через этап трансформации, характеризуемый изменением субъектов и объекта конфликта, перегруппировкой участников, реинтерпретацией основных проблем. Осетино-ингушский конфликт находится в «замороженном» состоянии, что отнюдь не является синонимом научного термина «латентный конфликт» [3, 75].

Такая сложная ситуация обусловлена во многом рядом накопившихся на протяжении десятилетий противоречий, прежде всего территориального, межнационального и религиозного характера. Все это требует создания общей теории национальной безопасности, которая будет выполнять опосредующую роль в становлении условий устойчивого развития.

Под национальной безопасностью понимается состояние и условия жизнедеятельности нации, гарантирующие, несмотря на наличие и действие неблагоприятных факторов, ее выживание, свободное, независимое существование и процветание [4, 9]. Национальная безопасность России как понятие отражает общие для каждой личности, всех этнонациональных групп и большинства общества (включая и само государство) жизненно важные интересы, их защиту.

Интересы личности, общества, и государства, есть нечто иное, как критерии, показатели устойчивого развития. Национальная безопасность, являясь результатом устойчивого развития, в то же время составляет его необходимое условие. Являясь взаимосвязанными и взаимозависимыми, проблемы безопасности и устойчивого развития требуют комплексного исследования, поскольку от их совместного решения зависит будущее, как отдельной страны, так и человечества в целом.

Геостратегическое положение Кавказа, сравнительно высокий уровень развития промышленности и сельского хозяйства, насыщенная инфраструктура выдвинули его в число регионов, особо важных с точки зрения обеспечения национальной безопасности России. По оценкам экспертов С.И. Акиева, М.А. Аствацатуровой, В.Д. Дзидзоева, основная угроза национальной безопасности РФ в ближайшей перспективе будет определяться военно-политическими процессами, развивающимися на юге России, втягиванием в них все большего числа стран и народов как ближнего, так и дальнего зарубежья [5, 16].  В этих условиях уровень обеспечения безопасности Российской Федерации находится в прямой зависимости от показателей стабильного и устойчивого развития государства.

Националистические  проявления  должны  были насторожить общество, однако, почти никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Во властных структурах по существу отсутствует представление о необходимости такого этапа работы с конфликтами, как постконфликтная реабилитация, по-прежнему низкой является эффективность работы в конфликтных ситуациях негосударственных некоммерческих организаций.

Конфликтность переместилась с регионального уровня (открытые конфликты с этапами вооружённой борьбы) на локальный, что стало одной из причин неадекватной оценки динамики процесса органами власти.

События, произошедшие в г. Ставрополе в конце мая – начало июня нынешнего года, являясь примером такого локального конфликта, показали, недостаточность ранее принятых мер предупредительного характера. Проявление нетерпимости, рост взаимного недоверия, проявившиеся факты агрессии и насилия к окружающим, вызвали у жителей города чувство глубокой обеспокоенности.

Тяжкие преступления, в результате которых погибли трое ребят, экстремисты цинично и дерзко постарались положить в основу своего сценария развития событий на Юге России. Правоохранительные структуры края взяли ситуацию под контроль, не позволив перерасти конфликту в массовый межнациональный конфликт. Случившееся всколыхнуло не только городское сообщество, но и весь край, есть все основания полагать, что оно может повлиять на стабильность и мир не только в ЮФО.

Жизнь в очередной раз подтвердила, что неурегулированность затяжных этнических конфликтов в регионе, наличие очагов потенциальных претензий этнических общностей друг к другу или к государству, постоянные всплески локальных конфликтов создают благоприятную почву для нарастания негативных тенденций в сфере региональной безопасности, с другой стороны – сами эти угрозы являются мощными конфликтогенными факторами и затрудняют урегулирование затяжных конфликтов.

На повестку дня научных исследований выдвигаются задачи теоретико-прикладного характера, связанные с конструированием механизма регулирования этнополитических отношений в субъектах России и на федеральном уровне. Возникает необходимость, определения духовно-идеологического основание российской государственности, вбирающие в себя компоненты общеисторических процессов и специфику национальной и региональной почвы. Только на таком основании возможна выработка государственной стратегии перехода к устойчивому развитию России.

Проблему стабилизации обстановки на Северном Кавказе нельзя сводить только к сиюминутному благополучию одной какой-то территории; сегодня например, Ставрополья. Ситуация непроста во всех Северокавказских субъектах Российской Федерации. Поэтому оздоровление социально-экономического и, как следствие, - политического климата на Северном Кавказе должно рассматриваться в качестве важнейшей задачи национальной безопасности России, для решения которой должен быть выработан комплексный подход, основанный на точном знании всех сторон текущей политической ситуации и исторических корней кавказских народов.

Таким образом, региональные конфликты на Северном Кавказе с ярко - выраженным этническим и этнополитическим компонентами стали серьёзной угрозой национальной безопасности России, что, в свою очередь, препятствует переходу Российской Федерации на путь устойчивого развития.

В Северокавказском регионе нужно совершенствовать механизмы управления национальной политики. В широком плане – как механизмы реализации решений законодательной и исполнительной власти с широким использованием института общественных региональных и двусторонних согласительных комиссий. В узком плане – как механизм ситуативного реагирования на межэтническую напряжённость и противоречия, а также как механизм целевого и точечного урегулирования конфликтов на местном уровне с использованием ресурсов местных сообществ.

Главный смысл национальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях – создание благоприятных возможностей для свободного развития всех народов и этнических групп, удовлетворение интересов граждан, связанных с их принадлежностью к тому или иному народу при обеспечении равноправия и прав граждан в области национальных интересов.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной политики - важнейшие задачи, решение которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России. Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики перехода на путь устойчивого развития Российской Федерации.

Таким образом, интересы устойчивого развития России напрямую связаны с национальной безопасностью общества, так как стабилизация политического режима, социально-экономическая модернизация, духовно-культурное развитие, сохранение природной среды, невозможно без защиты наших национальных интересов. Формирование общей системы национальной безопасности представляется плодотворным – это не только помогло бы стабилизировать обстановку на Юге России, но и способствовало бы реализации перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

 

Литература.

 

1.       Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. Под редакцией А.Г. Гранберга и др. М., Экономика 2002г. 414 с.

2.       Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение.   М.: Альфа-М, 2007. 208 с.

3.       Там же

4.       Концепция национальной безопасности Российская газета 18 января 2000.

5.       Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение.   М., Альфа-М, 2007. 208с.

 

Поступила в редакцию 26 сентября 2007 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.