ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Некоторые геополитические аспекты энергетической безопасности каспийского региона.

 

Гусев Александр Анатольевич,

доктор политических наук, профессор кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета - Высшей школы экономики.

Фалько Александр Равильевич,

аспирант Государственного университета - Высшей школы экономики.

 

В геополитическом аспекте Каспий - зона преткновения интересов России с одной стороны, США, Турции с другой, а также Ирана.

До распада Советского Союза зоной Каспия владели всего два государства: Иран и СССР, при этом наиболее «полезная» часть находилась на советской стороне. После 1990-го года государств, имеющим выход к каспийскому водоему стало пять: Россия, Казахстан, Туркмения, Азербайджан и Иран. Однако территория Каспия до сих пор остается неразграниченной, что создает серьезные разногласия между приграничными странами. Очевидно, что пока нет точного понимания о принадлежности шельфа той или иной стороне невозможно производить работы связанные с использованием энергоресурсов. Кроме этого, серьезное значение имеют направления энергопотоков из таких стран как Россия, Казахстан, Туркмения, Азербайджан и стремление этих стран занять главенствующие позиции на Кавказе.

Актуальность проблемы энергобезопасности Каспия продиктована также выводами некоторых экспертов о том, что в последующие десятилетия ресурсы каспийского бассейна станут основными и смогут составить конкуренцию странам Персидского залива. Тот факт, что США объявили этот регион зоной своих национальных интересов, может свидетельствовать о том, что геополитическое соперничество в регионе между Соединенными Штатами и Россией разгорается с новой силой. Последнее десятилетие наблюдается явное выдавливание России из региона. Лоббирование Соединенными Штатами альтернативных нефтепроводов, которые позволят поставлять нефть, на мировой рынок, минуя территорию России - серьезный аргумент в геополитической борьбе.

Анализируя ситуацию в каспийском регионе, можно предположить, что не всем заинтересованным акторам выгодно, чтобы вопросы правового статуса на Каспии были решены окончательно. Ситуация неопределенности позволяет держать регион в напряжении и блокировать решения выгодные для одних сторон, обращая эффект от этого в свою сторону. Однако США и Турции в некоторой степени выгоден и тот и другой вариант. Продолжающиеся противоречия прикаспийских государств позволяют западным партнерам выиграть время для более благоприятной ситуации для проведения своей политики. В то же время, юридическая неразделенность территории Каспия препятствует эффективному использованию нефтепровода обходящего Россию, Баку - Тбилиси - Джейхан, поскольку без казахстанской нефти эта энергетическая магистраль является нерентабельной. Для подключения Казахстана к этому проекту предлагалось несколько решений, в том числе и строительство транскаспийской магистрали по дну водоема.

В Каспийском водоеме открыто 20 нефтегазовых месторождений, а также около 250 перспективных участков, где, предположительно есть нефть. Однако данные о запасах углеводородов варьируются, в зависимости от предоставленных источников. Существует тенденция, при которой центральноазиатские страны и Азербайджан умышленно завышают существующие запасы, тем самым, привлекая иностранных инвесторов. Различаются данные и зарубежных компаний, в том числе правительственных ведомств США. Некоторые эксперты полагают, что официальный Вашингтон также умышленно завышает углеводородные ресурсы, что предоставляет легальное право заявлять о своих интересах в каспийском регионе.

Доказанные ресурсы нефти и газа Каспия оцениваются в 10 млрд. тонн, а общие ресурсы - от 18 до 20 млрд. тонн. Российская Инвестиционная компания «Атон», а также British Petroleum (BP) в 2004 году оценивали доказанные запасы нефти в 2,2 млрд. тонн[1]. Большинство экспертов сходятся на мнении, что каспийские запасы нефти и газа составляют от 4 до 5 % общемировой добычи, но они все еще значительно не освоены. Прогнозные запасы природного газа - около 8300 млрд. кубометров[2]. Объемы добычи нефти на Каспии можно сопоставить с общей добычей Кувейта и Ирака. Уже к 2015 году объем добычи должен достигнуть 4 млн. баррелей в день. При этом под контролем российских компаний находится 10 % нефти и 8 % газа. Важнейшие месторождения на Каспии находятся не на российской стороне, а на континентальном шельфе Казахстана и Азербайджана. Туркменистан пока находится «за бортом», поскольку существуют территориальные споры с Азербайджаном и Ираном. Крупнейший игрок из прикаспийских государств - Казахстан, который к 2012 году планирует выйти на первое место по добычи углеводородов (55 %).

Главную роль в обеспечении энергетической безопасности прикаспийских государств играют нефте- и газопроводы. Для Туркменистана диверсификация своей трубопроводной инфраструктуры жизненно важна, поскольку страна не имеет выхода на мировые рынки. Сейчас все поставки углеводородов осуществляются только через территорию России.

Строительство данного нефтепровода Баку- Тбилиси - Джейхан было задумано еще в 1994 году, однако было начато только в 2003 году, а закончено в июле 2006 года. Протяженность трубопровода составляет 1773 км. Он проходит по территории трех государств: Азербайджана, Грузии и Турции. Трубопровод способен пропускать один млн. баррелей в сутки, а общая пропускная мощность - 50 млн. тонн нефти в год. Однако только азербайджанской нефти для загрузки нефтепровода недостаточно. Поэтому планировалось подключение к этой магистрали Казахстана и, в перспективе, прокладку транскаспийского трубопровода от казахстанского Актау по дну Каспия. Нерешенность о статусе водоема сделать этого не позволяет, но казахстанская сторона готова поставлять необходимую часть нефти танкерами в Баку. Таким образом, нефть поступает на мировые рынки в обход основных российских магистралей. Кроме этого, параллельно нефтепроводу в конце 2006 года был сдан в эксплуатацию газопровод Баку - Тбилиси – Эрзурум.

В каспийском регионе также существуют нефтепроводы Баку - Супса и Баку - Новороссийск с пропускной способностью около 115 тыс. баррелей в день. Через территорию Казахстана проходит трубопровод Атырау - Самара с пропускной способностью в 300 тыс. баррелей в день с перспективой увеличить его до 500 тыс. Кроме того, в регионе существует Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который соединяет месторождения западного Туркменистана и Казахстана с российским побережьем Черного моря.

После распада СССР Каспийский регион стал ареной  геополитического влияния России, Ирана, Турции и США. Для США, которые уже находятся в Центральной Азии, Каспий - это хорошая возможность утвердиться на Кавказе. К перечисленным акторам мировой политики добавились такие игроки, как Япония и КНР. Япония уже пытается закрепиться в Центральной Азии, благодаря международным форумам, а Китай  ресурсы Каспия привлекают как потенциальный источник углеводородов.

Среди остальных прикаспийских государств одним из серьезных «игроков» становится Азербайджан. После обретения независимости Азербайджан пытается утвердиться в качестве независимого от России игрока, поэтому основные инициативы исходят от него. Например, Азербайджан стал первой страной, которая допустила иностранные компании разрабатывать свои месторождения. Казахстан, провозгласивший политику «многовекторности» открыт для всех заинтересованных партнеров, в том числе и иностранных. Однако при этом добавляет, что главным партнером, все же, является Россия. Туркменистан также не имеет выхода на мировые рынки и поэтому ему приходится продавать нефть, использую российскую инфраструктуру. Иран, имеющий основные месторождения в Персидском заливе, заинтересован в сотрудничестве с Россией с целью противостояния, прежде всего, с США.

Таким образом, Каспийский регион в будущем, несомненно, будет играть еще большую геополитическую роль в связи с увеличением здесь добычи углеводородного сырья. По-видимому, Россия будет проводить более жесткую энергетическую политику в этом регионе, и играть на опережение. Она уже сделала определенные шаги в этом направлении, например, весной 2007 года центральноазиатскими странами было подписано соглашение о создании Каспийского трубопроводного консорциума. Очевидно, что и  США любыми средствами попытаются основательно закрепиться в регионе, тем более, что первый ход ими также уже сделан (нефтепровод Баку - Тбилиси – Джейхан).

 

Поступила в редакцию 11 декабря 2007 г.



[1] Запасы нефти в Каспийском регионе [Статья] // Журнал «Эксперт». — Москва, 2004 г. — № 41 (441).

[2] Геополитический бассейн [В Интернете] // Независимое военное обозрение. — 18.05.2007 г. — http://nvo.ng.ru/wars/2007-05-18/2_kaspiy.html.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.