ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Исключительная мера к определению объектов права собственности уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

 

Прохорович Артем Александрович,

адъюнкт Санкт-Петербургского Университета МВД России.

Научный руководитель доктор юрид. наук, профессор

Молчанов Александр Александрович.

 

Объекты, которые участники общества могут внести в качестве вкладов в уставный капитал, именуются нами как объекты права собственности уставного капитала общества. Как нам представляется, существует необходимость ограничения, а точнее исключения круга объектов, которые не должны вносится участниками общества на этапе создания оного в качестве вкладов в «первоначальное имущество». Необходимо также оговорить, что такая возможность предоставляется законодателем и самому обществу в соответствии с абз.4 п.2 ст.15 Закона[1].

Круг объектов права собственности общества с ограниченной ответственностью несколько шире, чем круг объектов права собственности, который может находиться в уставном капитале общества. Данное утверждение не требует доказательств, в силу простого соотношения ст. 128 ГК РФ[2], и, соответственно,  ст. 15 Закона.

На наш взгляд, необходимо внести соответствующие поправки в Закон «Об ООО». Объясним острую необходимость  данного заявления.

Прежде всего, разрешение данного вопроса направлено на «эффективный старт» предпринимательской деятельности общества и отсутствие в процессе своей хозяйственной деятельности проблем, возникающих при использовании соответствующих имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку и других объектов, кроме денег. Итак, согласно ст. 15  Закона: «вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку».

Из п.2 ст.15 следует формулировка «неденежные вклады», в силу этого делается вывод, о том, что законодатель разграничивает вклады на: денежные и неденежные. Соответственно, проанализировав ст.15 Закона, очевидно, прослеживается тот факт, что трудности возникают непосредственно с неденежным вкладом. Законодатель тем или иным способом пытается разъяснить положения, конкретизирующие «судьбу» неденежных вкладов в процессе создания и функционирования общества. Это, на наш взгляд, уже определяет неденежные вклады как неприоритетные при создании общества. Разберем некоторые из них. Вещи, вносимые в качестве вклада в уставный капитал должны иметь денежную оценку, т.е. оценены. Зачастую вкладом в уставный капитал выступает неликвидное имущество. Такие вещи могут иметь свойство быстрого износа, отсутствия возможности продажи по вносимой оценке. Ценные бумаги в свою очередь имеют свойство обесцениваться, что тоже не представляется нами как положительный момент.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"[3] отмечается, что имущество в натуре, внесенное участником в качестве вклада в уставный капитал, становится собственностью общества. Исключение составляют лишь случаи, когда в учредительных документах общества содержатся положения, свидетельствующие о том, что в уставный капитал участником передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и(или) пользования соответствующим имуществом (п. 17 Постановления). Таким образом, передача права пользования в уставный капитал не прекращает право собственности на вещь у передавшего это имущество лица. Значит обществу, хоть и временно, право собственности на соответствующее имущество не переходит. Это в некой мере противоречит позиции, согласно которой, общество является собственником своего имущества, в т.ч. и уставного капитала. Т.е. в действительности ломается конструкция юридического лица.  Для устранения этой коллизионной ситуации такие права должны быть исключены из состава возможного имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал. Трудности  соответствующего характера могут иметь место и с правами на интеллектуальную собственность.

А.Я. Юкша в своей статье также отмечает, что «материальные средства должны быть вне­сены наличными  на счета вновь создаваемого субъекта предпринимательских отношений с обя­зательной проверкой деклараций учредителей и фактом действительного их внесения. При этом от­секается целый пласт возможных недобросовест­ных участников»[4]. Данное положение касается обществ, занимающиеся «особым» видом деятельности. Но это нисколько не умоляет позиции, что данное положение (т.е. касаемо внесения только денег в уставный капитал) должно применяться ко всем вновь создаваемым обществам.

Законодатель должен  сам ограничить перечень объектов права собственности, которые будут вноситься в качестве вклада в уставный капитал. На основании вышеизложенного нам представляется необходимым оставить в качестве единственно возможного вносимого имущества – денежные средства (деньги). Соответственно п.1 ст. 15 должен быть изложен в следующей редакции: « Вкладом в уставный капитал общества могут быть только денежные средства (деньги)» и соответственно, пп.2,3,4 должны быть исключены в виду своей неприменимости в данной редакции.

 

Литература.

 

[1] Федеральный закон « Об обществах с ограниченной ответственностью». – Москва: Омега-Л, 2006. С.12.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

[3] "Вестник ВАС РФ", N 9, 1996, Специальное приложение к "Вестнику ВАС РФ", N 1, 2001, Специальное приложение к "Вестнику ВАС РФ", N 12, 2005

[4] Я.А. Юкша. Хозяйственные общества в российской правовой системе. Проблемы развития законодательства.// Юрист № 6., 2006.

 

Поступила в редакцию 16 апреля 2007 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.