ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Кредитование в исламских банках: принципы, особенности, проблемы

 

Смулов Алексей Михайлович,

доктор экономических наук, профессор,

Нурзат Оюмаа Анатольевна,

соискатель.

РЭА имени Г. В. Плеханова.

 

Активное развитие исламского банковского дела началось в 50-х годах XX века в Пакистане и было подхвачено всем арабским сообществом. Изначально многие банковские аналитики предрекали крах исламских банков. Однако, ныне их успех очевиден. Исламские банки существуют не только на Востоке, но и на Западе. Сегодня речь идет о более 250 таких банках, действующих в 75 странах мира (только 57 из них – традиционно исламские государства) с суммарными активами более $300 млрд., еще около $400 млрд. составили исламские инвестиции в экономику разных стран мира. Каждый год, по прогнозу KMPG, активы исламских банков и их инвестиции будут расти на 15%[1].

Специфические особенности функционирования исламских банков.

Банковская деятельность «по-исламски» основана на принципах шариата: свода мусульманских законов и норм. Специфика исламских банков видна из их операций. В исламской экономической концепции принято, что все богатства принадлежат Аллаху, который передал их во временное пользование человеку. Частная собственность и рыночная конкуренция не чужды исламу, но Коран требует, чтобы деньги не шли в рост, то есть не приносили их владельцу ренты или процентного дохода, поскольку человек не вправе и не в состоянии заранее определять ход событий, предугадывая волю Аллаха[2], а, значит, давая деньги в долг, не может назначить «справедливый процент».

Отсюда следует один из главных принципов работы исламских банков – не налагать и не взимать ссудный процент, в первую очередь потому, что в исламе есть запрет на «риба» (араб. приращение).

Заметим, что исламские банки в этом вопросе не оригинальны. Достоверно известно о фактах запрета на взимание ссудных процентов в истории нашего государства. Так, в некоторые периоды русской истории задолженность вотчинников и служилых людей достигала таких размеров, что «правительство» в эти периоды вынуждено было вмешиваться с целью ее уменьшить. К примеру, в 1557 г. были освобождены заемщики от уплаты процентов в течение пяти лет, установлен в дальнейшем максимальный процент в 10% вместо 20% и установлена рассрочка возвращения полученных ссуд на пять лет. Уложение царя Алексея Михайловича от 1649 г. совсем запретило брать проценты по займам. Конечно, запрет был больше формальным и фактически он не соблюдался, проценты все равно взимались, поскольку экономическую потребность на тот момент нельзя было надолго отменить простым юридическим решением. Однако этот указ просуществовал до 1754г, и подобные действия царя и Боярской Думы, безусловно, говорят о попытках защиты заемщиков и приведении финансовой стороны дела в соответствие религиозным традициям[3].

В дальнейшем изложении под терминами «клиент», «заемщик», «партнер» банка и родственными им будем понимать как юридическое, так и физическое лицо.

С учетом необходимости соблюдения религиозно-культовых предписаний существуют несколько основных и наиболее распространенных операций исламских банков, приносящих прибыль: «мудараба», «мурабаха», «мушарака», «кард аль хасан», «салям», «иджара» и некоторые другие. За этими арабскими названиями скрываются, в частности, финансовые инструменты, аналогичные существующим и традиционно применяемым в банковских системах западных (неисламских) государств: депозиты, проектное финансирование, лизинг, доверительное управление.

Мудараба – это договор, согласно которому клиент банка передает деньги кредитной организации для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности. Мудараба исключает получение процентов в явном виде. Именно прибыль, полученная в ходе реализации проекта, делится в оговоренной пропорции. Мудараба представляет собой аналог пассивной банковской операции – привлечение денежных средств во вклады, либо паи. Специфика операции состоит в том, что клиент знает, куда именно направляются банком его деньги.

Мурабаха – разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи. Такая деятельность, как отмечалось выше, не расходится с принципами шариата. Банк берет на себя осуществление маркетинговых исследований, организацию продаж, хранение, перевозку и т.д.

Мушарака – форма активной банковской операции. В рамках мушараки банк кредитует определенный проект. Фактически речь идет о специфическом виде проектного финансирования: в данной операции обе стороны объединяют свои капиталы для финансирования какого-либо проекта, при этом прибыль они делят в заранее определенном порядке и долях, а убытки в зависимости от долевого участия в капитале. Управление проектом может осуществляться двумя сторонами вместе или какой-то одной стороной.

Кард аль хасан – беспроцентная ссуда, предоставляемая нуждающимся лицам, организациям, регионам, или хозяйствующим единицам (как правило являющимся партнерами банка) на возвратной основе в виде целевой финансовой помощи на поддержание их хозяйственной деятельности. Идея беспроцентной ссуды состоит в обеспечении равноправных условий для кредитора и заемщика, с тем, чтобы неравенство между богатыми и бедными могло быть сокращено в долгосрочной перспективе.

Салям – авансовое финансирование (преимущественно в аграрном секторе) схожее с договором контрактации, при котором предприятия, производящие какую-либо продукцию обязуются передать эту продукцию организациям-покупателям продукции для дальнейшей переработки или продажи против авансовой оплаты.

Иджара (аналог евро-американской лизинговой операции) – операция, в рамках которой банк финансирует покупку основных средств и предоставляет их в пользование клиенту-партнеру за определенную арендную плату. Собственность на основные средства остается у банка. Этот банковский продукт используется обычно при финансировании производства и строительных работ. Есть также очень близкий к иджаре инструмент под названием «Иджара тумма аль бай» (араб.  – аренда с правом выкупа). Особенность его в том, что клиент обязуется не только пользоваться продуктом за определенную арендную плату, но и к концу арендного срока выкупить имущество по заранее согласованной с банком цене.

Интересна также так называемая «исламская ипотека», которая отличается от известной нам тем, что банк сам покупает недвижимость по определенной цене, а затем сдает ее в аренду заемщику на определенный срок. В арендную плату входит выплата основного долга и процентов, принятых в традиционных (неисламских) банках. Оформление недвижимости в собственность осуществляется тогда, когда сумма выплат заемщика достигает первоначальной стоимости квартиры или дома.

Значительная доля в доходах исламских банков принадлежит различным комиссионным сборам. Существует довольно много операций, выполняя которые исламские банки, получают прибыль в виде комиссионного вознаграждения за осуществление различных банковских операций, к примеру за открытие счетов, которое гораздо больше, чем в традиционных европейских банках: 1.5-2% вместо привычных нам 0.1-0.5%[4].

Остается открытым вопрос: учитывая специфику работы исламских банков, имеют ли место в их практике работы низкокачественные не приносящие доход активы.

Очевидно, что невозврат кредитов по тем или иным причинам существует и в исламских банках. Различается, на взгляд авторов, подход к их определению. Исламские банки напрямую не сталкиваются с процентным и кредитным риском в традиционном понимании. То есть если проект, в который вложены средства, не принес прибыли либо вообще оказался убыточным, то сторона, которая предоставила деньги, также как и заемщик, несет убытки.

Рассматривая заявку на финансирование, специалист исламского банка тщательно изучает экономические перспективы самого проекта. Пристальное внимание уделяется изучению моральных и личностных (деловых) качеств заемщика, таких как порядочность, предпринимательские, управленческие и организационные способности, поскольку в большинстве случаев это основной фактор, от которого зависят возврат средств и получение прибыли, так как в исламской модели обязанностью клиента является в первую очередь применение этих своих способностей для достижения коммерческого успеха проекта в конкретных рыночных условиях. Очень большое значение имеет рекомендация/характеристика заемщика как добропорядочного, честного, религиозного мусульманина, данная имамом. Если же такая характеристика заемщика отрицательная и его личность вызывает обоснованное недоверие, в сотрудничестве ему будет отказано.

Для нейтрализации рисков невозврата выданных ссуд разрабатываются специальные процедуры, во многом схожие с практикой западных банков. Главным методом борьбы с недобросовестными заемщиками является тщательный аудит всех операций клиента, то есть в основе лежит – профилактика и превентивность мер. Важно, что ни один из членов руководства исламского банка не имеет права единолично признать убытки, указанные в отчетности предприятия, финансируемого банком. Для этого необходимо коллегиальное решение всего состава правления банка. Данное решение зависит от результатов реализации проекта, которые можно представить в виде схемы, представленной на рис.1.

 

Результаты реализации проекта

 

 

Хороший: достигнута запланированная прибыль

 

Удовлетворительный: не достигнута запланированная прибыль, однако проект признан рентабельным (в т.ч., если изначальное значение запланированной прибыли завышено)

 

Неудовлетворительный: не достигнут положительный результат

 

Безнадежный: провал проекта (банкротство)

Рис.1. Схема результатов реализации проекта.

 

В случаях, когда проект не достиг запланированной или удовлетворительной прибыльности, более того признан безнадежным, специальный независимый комитет изучает весь ход реализации проекта, производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность заемщика, баланс и другие финансовые документы предприятия. Если установлен факт сокрытия доходов, клиент выплачивает сумму, недостающую от оговоренной  суммы кредита, добровольно или в судебно-исполнительном порядке. Безусловно, в целях защиты от некомпетентных или злонамеренных действий менеджеров предприятия банк может использовать свои права акционера для их замены.

В случаях доказательства прямой вины клиента в возникновении потерь и в особо тяжелых случаях, например, полном провале проекта в результате некомпетентных действий заемщика, халатности, злонамеренности и пр.,  банк отзывает через суд свои средства, и компания-нарушитель вносится в список неблагонадежных клиентов. Однако, отметим, что и в случае просроченных  платежей не по вине клиента, а в результате каких-либо объективных причин, дело может быть передано в суд, который обязывает клиента выплатить банку установленную им сумму, обычно это сумма основного долга по кредиту плюс оговоренный в контракте штраф, при этом средства могут быть получены и за счет реализации активов должника – контрагента.

Используют исламские банки и различные системы страхования выдаваемых кредитов. Сразу отметим, что одним из основных гарантов погашения проблемных кредитов для исламских банков является, государство в лице государственного казначейства («Байтул Мал»), которое существует во всех исламских странах. Казначейство хеджирует кредиты, находящиеся в зоне повышенного риска непогашения, основным источником поступлений казначейства являются налоги, в том числе и «закят» (пожертвования). Так, если задолженность не погашена клиентом по той или иной причине, признанной государством уважительной (например, из-за смерти заемщика – физического лица), погашение ссуды может быть осуществлено за счет средств государственного казначейства. Преимущество такой гарантии в том, что кредитор не утрачивает стимулы к кредитованию других лиц в будущем периоде. Более того, государственное казначейство обладает правом предоставлять ссуды бедным слоям населения в качестве кредитора последней инстанции при отсутствии других источников получения денежных средств.

Мировые лидеры банковского дела, вооруженные богатым опытом финансового инжиниринга, все активней включаются в конкурентную борьбу за клиентуру исламских банков, что еще раз свидетельствует о перспективности этого вида (модификации) бизнеса. Ведущие западные банки, такие как АБН-Амро, Ситибанк, Сосьете Жерераль, Чэйз Манхэттэн, Голдмэн Сакс, Номура Секьюритиз, Джей Пи. Морган и ряд других, открывают у себя исламские подразделения и предоставляют клиентам услуги по принципам исламских законов. Со своей стороны, к услугам исламских банков прибегает уже не только их, так сказать, естественная клиентура, но и такие высокофинансовоемкие корпоративные системы как Ай-Би-Эм, Дженерал Моторс, Алкатель[5].

Внимание и на Западе, и на Востоке в последнее время обращают также на то, что исламские и традиционные неисламские банки начинают вырабатывать взаимоприемлемые и взаимовыгодные формы сотрудничества. Данная тенденция подтверждает мнение авторов, о том, что в вопросах кредитования есть некие принципы работы исламских банков, на которые традиционным банкам было бы весьма полезно обратить внимание. Речь идет в первую очередь об отношениях в системе «банк-заемщик». В практике кредитования российских банков при появлении просроченных или проблемных кредитов, в связи с доминирующим менталитетом банкиров и финансовой мощью банков, виновным априори считается заемщик, и банки любыми средствами и любой (для заемщика!) ценой пытаются вернуть если не все, то хотя бы часть своих денег, зачастую нанося необратимые ухудшения в финансово-хозяйственном (-производственном) положении заемщика, а именно приводя его к прямым убыткам и банкротству. В соответствии с «прокредиторски» установленным российским законодательством в первую очередь изымаются ликвидные активы заемщика, то есть, денежные средства на счетах в банках и кассе, хотя даже лицу незнакомому с особенностями экономики предприятия очевидно, что без достаточного количества оборотных средств производство останавливается, а без производства встает и вся жизнедеятельность предприятия. Поскольку в аналогичной ситуации при кредитовании, исламские банки придерживаются принципа партнерства с заемщиком, то на сегодня это коренным образом отличает их подход к проблеме от подхода  российских банков к кризисным ситуациям во взаимоотношениях с должником. Как указывалось выше, исламские банки намного серьезней относятся к выбору потенциальных заемщиков и установлению доверительных, то есть кредитных отношений («кредит»; от лат. credit – доверие). При положительном заключении о возможности кредитования того или иного заемщика исламский банк заключает с ним партнерский договор и соответственно с данного момента несет солидарную с заемщиком ответственность и принимает наравне с заемщиком все риски, которые возникнут при использовании кредита, то есть, при реализации проекта. Другими словами банк в явном виде заинтересован в положительном конечном результате претворения проекта в жизнь, и при возникновении каких-либо проблем всячески старается разрешить их в интересах проекта, а следовательно и в интересах заемщика и собственных. Заемщик со своей стороны также весьма заинтересован в качественном и целевом использовании кредита, поскольку при признании проекта неосуществленным или несоответствующим изначальному плану, или же при признании кредита проблемным, заемщик рискует своим честным именем, усугубляя это фактом неоправдания доверия оказанного имамом, и возможностью попадания в список неблагонадежных клиентов, после чего получить новый кредит в этом и других банках будет для него весьма проблематично.

Очевидно, что прямое проецирование отношений в системе «банк-заемщик» при кредитовании «по-исламски» на существующую российскую практику невозможно, да и не необходимо. Однако, с учетом должных коррекций, заимствование внерелигиозной составляющей подхода  исламских банков к взаимовыгодным долговременным отношениям с заемщиком (а не нацеленности на получение сиюминутной прибыли от акта кредитования), принятие всего положительного становится необходимым и возможным. На данный момент это особо важно и актуально, поскольку в российском кредитовании заемщик изначально находится в позиции слабой стороны по целому ряду составляющих.

Мерами для достижения целей долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества банка и клиента могут быть, в частности, следующие:

- при подписании кредитного договора, сторонами подписывается дополнительное соглашение, по которому банк закрепляет за собой право влияния на принятие стратегических решений компании-заемщика, касающихся ее деятельности и развития.

Речь здесь не идет о тотальном контроле, но о возможности обеим сторонам избежать убытков в результате каких-либо намеренных, либо неквалифицированных действий руководства компании. Данное поведение банка целесообразно в первую очередь при выдаче крупных кредитов (крупным согласно Федеральному закону от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»[6] признается кредит, равный и превышающий 5% от суммы собственного капитала банка), поскольку в данном случае, обеспечив надежный контроль использования кредита, затратив на это определенные средства, банк ограждает себя и заемщика от потерь, в разы превышающие затраченные средства;

- при выдаче крупного кредита на период действия этого кредита (реализации проекта) банку целесообразно ввести своего сотрудника, или доверенного эксперта (в сфере деятельности предприятия) в руководящий орган (наблюдательный совет) компании-заемщика для постоянного (ежедневного) наблюдения за деятельностью руководящих органов компании, стратегическими позициями реализации проекта, т.е. для контроля тактического и оперативного. Для более эффективной работы предлагается разделить эти функции на две персоны. В одном случае требуется лицо имеющее право принимать в интересах банка стратегические решения, в другом – специалист, понимающий, что происходит с финансами и предприятием в целом;

- банк на постоянной основе (это постоянство и обеспечивает тот человек) производит проверку (контроль) текущего финансового/хозяйственного/производственного положения заемщика, всего проекта в целом, а также внешней среды, имеющей потенциальное влияние на реализацию проекта, к примеру, отрасль деятельности компании-заемщика.

На основе результатов анализа финансового положения заемщика и других внешних и внутренних факторов банк имеет возможность предвидеть возможные финансовые и иные проблемы реализуемого проекта, о чем заранее предупреждает заемщика и при необходимости оказывает помощь.

Если банк в кризисной ситуации не будет неумеренно и неумело «давить» на заемщика, лишая его инструментов поддержки/стимулирования производства, а грамотно предоставит помощь (здесь речь может идти и о дополнительном финансировании, и о введении других дополнительных ресурсов, и об оказании информационных, маркетинговых, посреднических услуг и др.), то при таком отношении банка, создающем столь комфортные и доверительные отношения, естественно, что заемщик будет доверять этому банку, примет все возможные меры для возврата банковских средств, и в следующий раз за кредитом обратится именно в этот банк, помня о его участии и поддержке, что приведет, естественным образом, к долговременному взаимовыгодному партнерскому сотрудничеству клиента и банка.

Подчеркнем еще раз, что кредитование по принципам работы, принятым исламскими банками, безусловно, имеет не только преимущества, но и определенные недостатки, поэтому не стоит бездумно переносить все принципы работы исламских банков в практику кредитования традиционных российских банков. Главное на что необходимо обращать внимание - это рассмотрение возможности применения и внедрение отдельных элементов такого кредитования, наиболее подходящих в условиях имеющейся среды, в нашем случае российскому кредитованию.

 

Литература

 

1.                  Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ: принят ГД ФС РФ 24.11.1995.

2.                  Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ: принят ГД ФС РФ 27.06.2002.

3.                  Журавлев А.Ю. Экономическая модель ислама: некоторые аспекты теории и практики. Ближний Восток и современность. Вып. 9, ИИИиБВ, М., 2000.

4.                  Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. - М.: Дело, 2003.

5.                  Некрасов Ю. Банкинг по законам шариата //Банки и деловой мир. – 2007. - № 3.

6.                  Смулов А.М. Особенности функционирования банковских систем некоторых стран. Современные аспекты экономики, СПб, 2003, №12(40).

7.                  Смулов А.М. Промышленные и банковские фирмы: взаимодействие и разрешение кризисных ситуаций. – М.: Финансы и статистика, 2003.

8.                  Точилин И. Как совместить веру и прибыль //Все ясно. -2007. - №3.

9.                  Хромов П.А. Экономическая история СССР. Первобытно-общинный и феодальный способы производства в России. - М.: Высшая школа, 1988.

10.              Статистические, теоретические материалы с сайта www.islamic-banking.com

11.              Исламские финансы: возможности взаимодействия. 19.01.2007. www.religare.ru.

12.              Казаков М. Кредит по исламским принципам. 06.11.2007. www.credit.rbc.ru.

 

Поступила в редакцию 19.11.2008 г.



[1] Исламские финансы: возможности взаимодействия. 19.01.2007. www.religare.ru.

[2] Журавлев А.Ю. Экономическая модель ислама: некоторые аспекты теории и практики. Ближний Восток и современность. Вып. 9, ИИИиБВ, М., 2000.

[3] Казаков М. Кредит по исламским принципам. 06.11.2007. www.credit.rbc.ru.

[4] Исламские финансы: возможности взаимодействия. 19.01.2007. www.religare.ru.

[5] Журавлев А.Ю. Экономическая модель ислама: некоторые аспекты теории и практики. Ближний Восток и современность. Вып. 9, ИИИиБВ, М., 2000.

[6] Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ: принят ГД ФС РФ 27.06.2002.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.