ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Условия и предпосылки функционирования венчурного финансирования в современных условиях России

 

Трифонов Евгений Сергеевич,

аспирант  Российского государственного торгово-экономического университета,

главный специалист отдела анализа эффективности ООО ИКБ «Совкомбанк», г. Москва.

 

Развитие любого бизнеса, в том числе и инновационного, неразрывно связано с привлечением инвестиций в предпринимательскую деятельность. Набор источников финансирования для различных сфер деятельности идентичен, его можно классифицировать следующим образом: собственные средства предприятий и организаций; заемные средства; привлеченные средства; средства государственного бюджета. Для финансирования предприятий на первоначальном этапе их становления традиционно используются банковские кредиты и овердрафты.

Проведенные исследования показывают, что на протяжении последних лет условия кредитования банками малого и среднего бизнеса в России значительно улучшились. С 2002 г. по 2006 г. среднегодовая ставка снизилась с 26,6 до 16,2%. Это происходило  потому, что база привлечения дополнительного капитала банками значительно расширилась и наблюдалось формирование полноценного конкурентного рынка в данном сегменте бизнеса. Индикатором доступности банковского кредитования является срок принятия кредитным комитетом положительного решения о кредитовании – сейчас он составляет в среднем 3,3 дня, максимально – 11,6 дня. В 2004 г. этот показатель был равен 5,8 и 38 дней соответственно.  Так же снизилась доля предприятий, получивших отказ. В 2005 г. кредиты получили 82,5% предприятий, а в первом полугодии 2006 г. их доля возросла до 92,1%. Следует отметить, что при росте данного показателя качество кредитного портфеля не ухудшается. По данным за 2006 г. невозвратная часть портфеля составила 1 – 1,2% [3].

Рынок кредитования малого и среднего бизнеса несомненно увеличил деловую активность и все больше компаний заемщиков могут рассчитывать на положительное решение со стороны банков – кредиторов. Однако, венчурные проекты, как категория рисковая, были и остаются на особом счету у институциональных инвесторов, которые без значительного энтузиазма вкладывают денежные средства в инновационный сектор экономики.

Каждый финансовый институт при принятии решения об инвестировании денежных средств опирается, прежде всего, на конечный финансовый результат проекта – прибыль. Банковские специалисты влияют на величину прибыли при помощи процентных ставок, увеличивая тем самым доходность кредитного портфеля, при этом постоянно отслеживая состав активной и пассивной части баланса и приводя систему «доходность – риски» в наиболее приемлемые пропорции. Однако, при сформированной доходности  портфеля, банки имеют риски не выйти на целевые показатели по прибыли кредитного портфеля ввиду неограниченной возможности получения повышенных затрат. Таким образом, банковские инвесторы получают в виде венчурного проекта проблему уравновешивания рентабельности проекта, проблемы ликвидности и платежеспособности.

Между формами венчурного финансирования наблюдается финансовый разрыв, в который попадают небольшие компании инновационной направленности. Существуют большие или динамично развивающиеся предприятия, которые не имеют возможности работать только за счет банковского финансирования и, в то же время, они еще не значительно развиты, чтобы выйти на фондовую биржу, пусть даже и специализированную.  Возникает проблема нехватки финансовых ресурсов. В этом случае в процесс финансирования включается венчурный капитал.

Венчурный «рисковый» капитал в данном случае - это источник капитала для прямого инвестирования и форма вложения средств в частные компании.

Венчурные фонды - это организации, которые обеспечивают финансирование, представляющее собой кредитование компаний, которые не котируются на фондовой бирже.

За рубежом, главным образом в США, Японии и в ряде стран Западной Европы механизмы венчурного финансирования инновационных проектов используются уже долгое время и зарекомендовали себя как наиболее действенный и эффективный способ вложения капитала в сферу высоких технологий.

Начиная с 50 – 60-х годов 20-го века венчурный капитал стал основной движущей силой роста сферы высоких технологий в США. Объем инвестиций в компании «Силиконовой долины» в 1999 г. составил порядка  5,3 млн. долларов. Возможно, эти данные не заслуживают особого внимания на уровне общемировых инвестиционных расходов сегодняшнего периода, однако, в этих цифрах заложена существенная информация. Дело в том, что именно во второй половине 20-го века произошел процесс коммерческой реализации научно – технических новаций в области микроэлектроники, информатики, интернет – технологий и других наукоемких отраслей производства и одну из первых ролей в этом процессе играли компании, образованные в «Силиконовой долине»: DEC, SUN, Microsoft, Intel, Silicon Graphics [2]. 

Помимо формирования инвестиционного портфеля, организации работы над венчурными проектами, существует проблема привлечения инвесторов, которая не дает развиваться венчурному финансированию в России. Прежде всего, это связано с большими финансовыми рисками, которые берет на себя инвестор при этой модели финансирования. Но эта проблема решается за счет диверсификации инвестиционного портфеля венчурного фонда и за счет предполагаемых и рассчитанных доходов от реализации венчурного проекта, которые на порядок выше альтернативных способов вложения капитала инвестором. 

Среди существующих форм финансирования венчурный капитал является  именно той формой инвестиционного механизма, который обеспечивает значительный экономический эффект и стимулирует рост деловой активности предприятий инновационной сферы. В странах с развитой рыночной экономикой венчурный капитал является отраслью прямых инвестиций в акционерный капитал. В России он является основным источником финансовой поддержки инновационных проектов на различных этапах их существования - от идеи до выхода и закрепления продукции на рынке. Венчурный капитал, как экономическая категория, выражает согласование и реализацию противоречивых интересов инвесторов и инноваторов в процессе признания и оценки интеллектуальной собственности на инновации, долгосрочное инвестирование средств в создание и развитие инновационного проекта, гарантирование инвестиций и предупреждение рисков, взаимовыгодное распределение доходов от реализации инноваций.

При структурировании фондов венчурного капитала во всем мире возникают примерно одинаковые проблемы в области гражданского права и налогообложения. В национальных нормативных актах обычно трудно отыскать оптимальные ответы на возникающие вопросы.

Оптимальное структурирование венчурного фонда зависит от требований к структурированию, предъявляемых самими инвесторами в стране или странах, в которых будет осуществляться инвестирование и из которых будет осуществляться управление фондом. Структурируя венчурный фонд, управляющая компания либо участник фонда преследует несколько целей, из которых к основным относятся следующие:

·                    ограничение ответственности;

·                    исключение дополнительного уровня налогообложения;

·                    пригодность для любых инвесторов;

·                    минимальное налогообложение платы за управление фондом;

·                    предложение об участии в фонде надлежащим инвесторам;

·                    простота в управлении.

Ограничение ответственности.

Инвесторы захотят гарантий того, что их ответственность за судьбу фонда ограничена их долей инвестиций в фонд, поскольку они не будут играть активной роли в управлении инвестициями

Исключение дополнительного уровня налогообложения.

Главное требование заключается в том, чтобы избежать двойной уплаты налогов:

1) при получении фондом дивидендов или процентов от инвестируемой компании или получении прироста капитала;

2) при реализации инвесторами своих инвестиций в фонд

По этой причине обычно необходимо, чтобы фонд был прозрачен для налогообложения. Общий принцип звучит так: инвестор, инвестирующий через венчурный фонд, не должен что-то терять по сравнению с инвестором, инвестирующим самостоятельно. В некоторых случаях можно ставить и более честолюбивую задачу: инвестор, инвестирующий через фонд, должен в чем-то выигрывать по сравнению с инвестором, инвестирующим самостоятельно.

Пригодность для любых инвесторов.

Обычно желательно иметь единую структуру фонда для любых инвесторов: освобожденных от налогов пенсионных фондов, страховых компаний, банков, производственных или торговых компаний либо частных лиц любой юрисдикции. Это не всегда возможно из-за противоречивых требований в области налогообложения или торговли, но стремиться к этому следует.

Минимальное налогообложение платы за управление фондом. Если возможно, плата за управление фондом должна быть структурирована так, чтобы минимизировать воздействие на фонд не возмещаемого НДС. Помимо этого, в той мере в какой доходы и прирост капитала фонда идут на оплату управления фондом, ни фонд, ни инвесторы не должны платить с этих сумм налогов.

Предложение об участии в фонде надлежащим инвесторам.

Во многих странах приняты законы о маркетинге, которые в том же русле, как Закон о финансовых услугах Великобритании или законы о ценных бумагах США, ограничивают возможность предложения об участии в фондах в зависимости от организационно-правовой формы фонда и в зависимости от того, каких инвесторов фонд стремится привлечь. Поскольку ограничения по этим параметрам могут быть различными, необходимо выбирать такую организационно-правовую форму фонда, которая позволяет целенаправленно предлагать в нем участие конкретным инвесторам. Это особенно важно в случаях, когда предложения об участии в фонде предполагается направлять индивидуальным лицам.

Простота в управлении.

Организационно-правовая форма должна быть проста в управлении, но в той степени, в какой это совместимо с ранее рассмотренными целями. Если они окажутся несовместимыми, то придется взвесить, что выгоднее: иметь организационно-правовую форму, которая проста в управлении, или же такую, которая удовлетворяет всем поставленным целям.

 

Представленная система предпосылок к функционированию  венчурных фондов позволяет дать обобщающую комплексную характеристику условий формирования эффективного механизма  венчурного финансирования в России.

 

Литература.

 

1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учебное пособие – М.: «Анкил», 2003. – 360 с.

2. Каширин А.И., Семенов А.С. «Венчурное инвестирование в России». – Москва, Вершина, 2007. – 320 с.

3. Киевский В.Г. «Переход от распределительной экономики к кредитным методам управления: роль банков»  «Банковское дело», №6/2007, с. 10.

4. Медынский В.Г., Скамай Л.Г.  Инновационное предпринимательство: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 589 с.

5.  IPO и Частные размещения в России // AG ReDeal,- Код доступа: http://www.offerings.ru.

 

Поступила в редакцию 06.08.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.