ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Направления улучшения инвестиционного климата для иностранных инвесторов – отраслевой подход России

 

Роднов Андрей Николаевич,

аспирант Международной академии бизнеса и управления, г. Москва.

 

В настоящее время отраслевая структура иностранного капитала в России в целом не удовлетворяет задачам структурной перестройки российской экономики. Значительная часть иностранных инвестиций концентрируется в топливной, энергетической и пищевой промышленности. Предпочтение топливной и энергетической сферам объясняется стабильным спросом на энергоносители на мировом рынке, быстрым оборотом вложенных средств, достаточно высоким уровнем развития отрасли и высокой квалификацией работников при небольшой, в сравнении с зарубежными странами, зарплате [7]. Пищевая промышленность привлекает быстрым оборотом вложенных средств и их высокой отдачей.

До российского финансового кризиса в 1998 г. большая часть иностранного капитала приходилась на финансовую сферу (финансирование банков, страховых и инвестиционных компаний). В 1997 г. ее доля в общем объеме иностранных инвестиций составляла - 38,7%, после кризиса 1998 г. эта доля значительно сократилась: в 1999 г. - до 1,2%, 2003 г. - до 1,9% [8].

В 2006 г. доля иностранных инвестиций в финансовой сфере России повысилась и составила 6,7%. В последние годы растет общая доля иностранного капитала в непроизводственной сфере, в частности, на торговлю в 2007 г. приходилось 21,3% иностранных инвестиций [7].

Основной причиной сложившейся диспропорции отраслевой структуры является отсутствие единой государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в приоритетные направления развития национальной экономики. Российской экономике требуется реализация крупных комплексных проектов, поскольку разрозненные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) не в состоянии дать импульс к модернизации отечественной промышленности. В условиях ограниченности ресурсов российских компаний обрабатывающего сектора экономики на первый план выходят два источника крупных инвестиций: государственные средства, распределяемые правительством посредством госзаказов и госкредитов, и инвестиции, приходящие в страну посредством кредитов международных банковских организации и крупнейших мировых транснациональных корпораций (ТНК). Хотя в российской финансовой системе, включая Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, имеются весьма значительные средства, капитализация и ресурсная база отечественной банковской системы остается ограниченной. В условиях значительного распределения средств вышеуказанных Фондов в международные компании, имеющие высокий рейтинг долгосрочной кредитоспособности, иностранные инвестиции получают дополнительную привлекательность. Вместе с тем, целесообразность привлечения таких инвестиций не сводится к получению денежных средств. На первый план выходит даже не финансовая, а технологическая компонента инвестиций [6]: ПИИ способны сочетать в себе финансовую составляющую с одновременным переносом технологий, практических навыков и управленческого мастерства; ПИИ могут укреплять производственный потенциал национальной экономики; при правильной структурной политике ПИИ позволяют ускорить развитие приоритетных отраслей экономики и переориентировать экономику с экспортной составляющей на производственную.

Анализ мирового опыта в привлечении прямых иностранных инвестиций необходим России для правильного выбора стратегии экономического развития, выработки эффективной политики в отношении ПИИ.

Определенный интерес представляет сопоставление ситуации на инвестиционном рынке в России и Китае. Потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Китай выросли до 665 млрд. долл. в 2006 г. и, в качестве развивающейся, страна продолжает занимать первое место по привлекательности прямых иностранных инвестиций. При этом четвертый год подряд Китай признается наиболее инвестиционной привлекательной страной в мире [7].

Опыт Китая в привлечении прямых иностранных инвестиций показывает важность четкой структурной политики государства, разграничения им отраслей по степени желательного проникновения иностранного капитала. Китайские власти поощряют ПИИ в капиталоемких секторах, где страна не имеет достаточного опыта и необходимых технологий.

В Индии посредством политики управления ПИИ правительство ищет пути для дальнейшего развития тех отраслей, которые: в будущем будут определять экономический рост страны (приоритетные отрасли), имеют значительный экспортный потенциал и способствуют созданию структуры отраслей-потребителей. Кроме того, власти также стимулируют отрасли, имеющие тесные связи с сельскохозяйственным сектором, например, пищевую отрасль.

Стратегия модернизации Южной Кореи во многом учитывала положительный опыт Японии. Ускоренное развитие Южной Кореи и Японии основывалось на широком заимствовании передовых зарубежных технологии, но при минимальном использовании прямых иностранных инвестиций. Корейский опыт наглядно показывает важность укрепления собственной сферы НИОКР для успешной конкуренции в сфере инноваций с лидерами мировой экономики [10].

Согласно данным опроса, проведенного компанией IFORS, об участии иностранного капитала в стратегически важных отраслях экономики нашей страны, самые «закрытые» отрасли - это военно-промышленный комплекс и нефтяная промышленность, для которых считается, что участие иностранного капитала в них абсолютно недопустимо, соответственно, 61% и 51% экспертов. Самые свободные отрасли - торговля, реклама, маркетинг и информационные технологии, 47% опрошенных допускают здесь иностранные инвестиции без всяких ограничений [9].

В этой сфере в период с 2006 по 2007 гг. произошел ряд изменений:

Во-первых, заметна тенденция к снижению доли категорически отвергающих иностранные инвестиции в этих областях. Например, участие иностранного капитала в нефтяной отрасли в 2006г. не допускали 66% представителей групп влияния, а в 2007 г. - уже 51%.

Аналогичная картина наблюдается в отношении военно-промышленного комплекса: 87% и 61% соответственно.

Во-вторых, несмотря на снижение доли категорически отвергающих иностранные инвестиции в этих отраслях, возросло количество тех, кто, поддерживая участие иностранного капитала, полагает, что оно должно осуществляться в меньшем объеме в сравнении с российским. Так, если в 2006 г. больший вес набирали ответы «недопустимо» и «допустимо, но не более 50%», то в 2007 г. чаша весов стала склоняться к более осторожному мнению «допустимо, но не более 25%». Лучше всего такая тенденция прослеживается на примере газовой промышленности: ответ «допустимо, но не более 25%» в 2006 г. дали 15% опрошенных, а в 2007 г. уже 62%. Таким образом, за последнее время россияне стали лучше относиться к самому факту участия иностранных капиталов в предприятиях стратегических отраслей, но хотели бы видеть их более локализованным и контролируемым.

Степень влияния предприятий и отраслей топливно-энергетического комплекса на социальную и экологическую систему страны и отдельных регионов отличается определенной противоречивостью.

С одной стороны, ТЭК является гарантом энергетической безопасности страны и стержневой основой ее устойчивого социально-экономического роста, а с другой стороны, добыча нефти, газа, угля, само функционирование и развитие топливно-энергетического комплекса оказывают чрезвычайно большое дестабилизирующее влияние на воспроизводство природных ресурсов, состояние окружающей среды, а также предполагает высокую зависимость от экспортного ориентира экономики страны [1].

Более половины всех инвестиций, поступающих в Россию из-за рубежа, приходится на нефтегазовый комплекс (НГК).

В 2000-2006 годах сумма иностранных инвестиций в нефтяной и газодобыче России увеличилась с $0,564 до $15 млрд. Объем иностранных инвестиций в добычу нефти и газа в России в 2006 году увеличился более чем в два раза относительно 2005 года. В 2005-2006 годах произошло резкое увеличение поступлений от иностранных инвесторов в нефтепереработку (табл.1).

 

Таблица 1.

Объем инвестиций,

поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельности в Россию.

 

2003

2004

2005

2006

Млн. долл.
США

В % к итогу

Млн. долл.
США

В % к итогу

Млн. долл.
США

В % к итогу

Млн. долл.
США

В % к итогу

Всего инвестиций

29699

100

40509

100

53651

100

55109

100

в том числе по видам экономической деятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

добыча полезных ископаемых

5737

19,3

9934

24,5

6003

11,2

9152

16,6

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

5149

17,3

8766

21,6

5164

9,6

7772

14,1

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

588

2,0

1168

2,9

839

1,6

1380

2,5

обрабатывающие производства

6522

22,0

10236

25,3

17987

33,5

15148

27,5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

производство кокса и нефтепродуктов

175

0,6

81

0,2

8113

15,1

3957

7,2

химическое производство

369

1,2

765

1,9

1440

2,7

1570

2,8

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

35

0,1

93

0,2

328

0,6

307

0,6

 

Из анализа данных, приведенных в табл. 1, следует, что в отличии от экономики в целом, в структуре инвестиций в нефтегазовой отрасли доминируют прямые инвестиции (инвестиции в основной капитал), доля которых составляет около 76%.

Эти вложения в основном направлены в реализацию конкретных нефтегазовых проектов, а также в покупку крупных долей акций (свыше 10%) российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), приобретение средних и небольших нефтегазовых компаний.

Доля портфельных инвестиций в НГК составляет около 1% в общем объеме иностранных инвестиций в отрасль. Оставшаяся часть иностранных инвестиций приходится на кредиты.

С учетом специфики государственной политики и законодательного регулирования в сфере иностранных инвестиций в нефтегазовом секторе России, а также существующих схем деятельности зарубежных инвесторов можно выделить несколько форм дальнейшего участия возможного иностранного капитала в НГК России: участие в совместных проектах с российскими государственными нефтегазовыми компаниями («Газпром», «Роснефть»), особенно в новых регионах добычи на севере Западной Сибири (в основном ЯНАО), в Восточной Сибири и на шельфе морей, а так же на стратегическом направлении добычи нефти и газа - шельфе Арктики в которое входят Штокмановское и Приразломное месторождения; покупка пакетов акций крупных российских ВИНК; приобретение небольших частных нефтегазовых компаний, разрабатывающих месторождения [5].

В настоящее время Россия является одним из главных поставщиков энергии и потому имеет возможность сохранить полный контроль над энергетическими активами. Однако подход отказа от иностранных инвестиций оборачивается значительными издержками [2].

Таким образом, потребуются огромные ресурсы для разработки новых месторождений в связи с тем, что некоторые электростанции России были вынуждены перейти к работе на угле и мазуте, которые являются более дорогими видами топлива. Эксперты Правительства России подсчитали, что стране потребуется $300 млрд. иностранных инвестиций [3].

Значительную часть этих инвестиций готова предоставить Канада и Норвегия . Инвестирование приносит как прямую финансовую выгоду, так и побочные позитивные эффекты в виде новых технологий и экспертных знаний. Данные компании энергетического сектора располагают ведущими производственными технологиями. Такие новые для России области, как разработка гигантских шельфовых месторождений или производство сжиженного природного газа, уже значительно развиты в Великобритании.

Канадские и Норвежские компании проявляют большой интерес к разработке Арктического шельфа и совместное инвестирование средств в разработку данных месторождений, при условии создания «прозрачных, объективных, стабильных и эффективных правовых и регулирующих механизмов», будет значительно способствовать развитию научных технологий и энергетических секторов в своих странах [3]. Такой подход несет в себе выгоды для обеих стран.

Необходимо отметить, что рост капиталовложений в энергетическом секторе должен последовательно распространиться на другие отрасли экономики. Это будет происходить и вследствие естественного накопления капитала в отраслях с большей глубиной переработки, и вследствие активных мер Правительства Российской Федерации, с учетом вступления в ВТО, которое создаст более жесткие условия конкуренции для российских товаропроизводителей.

Больше половины иностранных инвестиций – $11,441 млрд. – пришлось на металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Инвестировали в обрабатывающий сектор, в основном, Швейцария ($3,951 млрд., из них $3,162 млрд. – в металлургию), Великобритания ($3,727 млрд., из них в металлургию попало $1,691 млрд., еще столько же вложила в производство «кокса и нефтепродуктов») и Франция ($3,245 млрд. и $3,148 млрд., соответственно) [4].

Такой мощный рост притока иностранных денежных средств уже принято называть инвестиционным бумом. Следует заметить, что темпы роста обрабатывающих отраслей остаются внушительными, но начинают снижаться. С января по сентябрь 2007 г. в обрабатывающих отраслях наблюдались высокие темпы роста объема производства на уровне 10 процентов, в то время как за аналогичный период прошлого года они составили всего лишь 4.4 процента (табл. 2) [3].

 

Таблица 2.

Темпы роста в промышленности России (% к соответствующему периоду прошлого года).

 

Янв.-сен. 2006г.

Янв.-сен. 2007г.

Авг.

2006 г.

Авг.

2007 г.

Сен.

2006 г.

Сен. 2007г.

Промышленное производство

4,2

6,6

5,6

3,8

4,1

3,0

Добывающие отрасли

2,9

2,2

3,8

0,5

1,7

0,2

Обрабатывающая промышленность

4,3

10,0

6,2

5,5

5,1

4,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5,2

-2,1

4,5

2,2

3,5

4,1

 

Быстрый рост в обрабатывающем секторе был обеспечен, в основном, за счет временных факторов, включая особенно низкий уровень производства в первом квартале 2006 года, а также исключительно высокий рост инфраструктурных заказов на продукцию машиностроения.

Рост в обрабатывающей промышленности определялся высокими показателями нескольких отраслей, таких, как производство машин и оборудования, производство электротехнического и оптического оборудования и производство транспортного оборудования [3].

Повышение инвестиционного спроса было связано с увеличением заказов на производство машин и оборудования, электротехнического и оптического оборудования, а также транспортного оборудования. Особенно значительным был резкий рост заказов на производство механического оборудования: в январе-сентябре 2007 г. он составил 48,7 процентов к соответствующему периоду 2006 г., когда в этой отрасли наблюдалось падение производства на 25,5 процентов [4].

Строительный бум, по-видимому, стимулировал рост заказов на строительное и транспортное оборудование (краны, трактора и прочую технику), отдельные виды химической продукции, резиновые и пластмассовые изделия, а также продукцию деревообрабатывающей промышленности. Во всех перечисленных отраслях в течение девяти месяцев 2007 г. наблюдались гораздо более высокие темпы роста, чем в 2006 году

В настоящее время инвестиционная активность по-прежнему сконцентрирована, главным образом, в не торгуемых секторах или производствах, связанных с добычей или переработкой природных ресурсов, а также в секторах с относительно низкой добавленной стоимостью. Транспорт, связь, операции с недвижимостью и добыча нефти с газом аккумулировали в общей сложности 55,7 процента всех инвестиций. Большинство обрабатывающих отраслей и особенно отрасли с более высокой добавленной стоимостью по-прежнему получают относительно небольшую долю инвестиций. Так, в первой половине 2007 г. машиностроение получило только 1,1 процента общего объема инвестиций в основной капитал, в то время как на транспорт, связь и операции с недвижимостью пришлось более 35 процентов.

К тому же уровень инвестиций остается относительно низким – около 21% ВВП.

Несмотря на неплохие показатели по развитию промышленности, очевидно, что эта динамика по-прежнему неустойчива. Данный фактор связан с устаревшими основными фондами и их физическим и моральным износом.

Так же в связи с укреплением рубля ощущается значительное снижение инвестиций в первую очередь в обрабатывающих секторах, наиболее чувствительных к конкуренции импорта. Поэтому в структуре иностранных инвестиций, для которых российских рынок остается очень привлекательным, обработка быстро вытесняется торговлей и сферой услуг, а также высокотехнологичным сектором экономики.

Таким образом, изменение инвестиционного климата в стране всецело зависит от Правительства России и Центрального банка, то, какую политику в области иностранных и материальных финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта и обеспечения стабильности условий деятельности они выберут и насколько российская законодательная база будет отвечать критериям и нормам международного права и сложившейся деловой практики международного сотрудничества в области привлечения и деятельности иностранных инвестиционных компаний и инвесторов.

 

Литература.

 

1.                    Агуреев Н.В. Экологические факторы в структуре инвестиционного проектирования / Оценка эффективности инвестиций. Вып.1. Сборник статей под ред. В.Н.Лившица. - М.: ЦЭМИ РАН, 2000.

2.                   Дайн Т. Масштабные энергоинвестиции // Красноярские новости. - 04 апреля 2007 г. - № 12.

3.                   Дарлинг А. Британия и Россия: Действовать вместе // Ведомости. - №22 (1796) от 08.02.2007.

4.                   Мереминская Е. Россию накачали деньгами ископаемых // Финансы. – 2007 от 20 ноября.

5.                   Коржубаев А., Филимонова И., Эдер Л. Иностранные инвестиции: состояние и перспективы // Нефтегазовая вертикаль. – 2007. - №11.

6.                   Семёнова М.Е. Модернизация Российской промышленности с привлечением иностранного капитала / Автореф. дисс. – М., 2006.

7.                   Фам Тхи Лан Ань. Иностранные инвестиции в развитии экономики России и Китая // Проблемы современной экономики. – 2007. - N 2(22).

8.                   Фархутдинов И.З. Допуск и защита иностранных инвестиций // Безо-пасность бизнеса. - М.; Юрист, 2004. - № 3.

9.                   IFORS / Официальный сайт компании. –  Код доступа: http://www.ifors.ru.

10.               UNCTAD/Официальный сайт конференций по торговле и развитию Организации Объединенных Наций (ООН). –  Код доступа: http://www.unctad.org.

 

Поступила в редакцию 12.08.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.