ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Герой и эпоха в творчестве Ф. Сафина

 

Закирова Чулпан Фаритовна,

аспирант кафедры татарской литературы Елабужского государственного педагогического университета.

Научный руководитель − профессор, кандидат филологических наук

Лаисов Наип Хабибназарович.

 

Проблема героя никогда не сходила с повестки дня действующей литературы, что связано, прежде всего, с тем, что каждая эпоха выводит на арену новый тип героя, выражающего стремления своего поколения [5;4]. Сегодня это ─ одна из самых актуальных проблем современной татарской литературы. Демократические изменения в стране в середине 80-х годов, распад СССР, принятие Татарстаном в 1990 году Декларации о суверенитете, пробуждение национального самосознания существенно изменили направление развития литературы. Творчество талантливых, получивших признание у читателей, современных татарских прозаиков достигло определенных успехов в художественной трактовке образа героя. На первый план вышла личность человека, отражающая происходящие в обществе изменения в духовном мире и сознании, в психологии и поведении, в произведениях освещаются вопросы взаимоотношения личности и общества, проблема свободы личности.

Остановимся на творческих исканиях хорошо известного представителя современной татарской прозы Ф.Сафина, который отражает свой взгляд, свою концепцию на проблему героя.

В произведениях Ф.Сафина герой, прежде всего, человек, который несет в себе национальные черты, он ─ сын нации. Национальное заключается во всем его бытии. По мнению прозаика, герой, не наделенный национальными качествами, не может быть героем эпохи.

В повести «Последняя осень» (1989 г.) в центре внимания ─ тоталитаризм, его влияние на личность человека. Демократия, породившая плюрализм мнений, позволила разносторонне осветить этот феномен. Повести и романы последних лет раскрыли сущность идеологии государства разных эпох. Ф. Сафин показывает идеологию советской эпохи в образе председателя колхоза Заманова. Прозаиком были выявлены причины страха, подчинения, неспособности бороться за свое благополучие, подавленности одних и тирании, стремления к физическому и духовному насилию других. Отсюда и герои, отличающиеся моральными, этическими и психологическими качествами.

Главный герой произведения, как упоминалось выше, председатель колхоза 1945-1970-х годов. Он оценивается с точки зрения «делового героя». С этой позиции повесть можно сравнить с произведениями В. Нуруллинна «Переходя мост», Б. Камалова «Колокольчики души», написанными в 70-е годы прошлого века. Как и в упомянутых выше повестях, в произведении Ф.Сафина герой ─ один из могущественных людей в своем районе: он член партии областного комитета, депутат Верховного Совета РСФСР. Заманов ─ человек дела, ответственный руководитель, с его помощью колхоз стал лидером в республике. Но это внешняя сторона проблемы. Прозаик, поставивший перед собой цель раскрыть сущность идеологии советского периода, не ограничивается показом лишь этой стороны. Все внимание направлено на Заманова, как на личность. Автор изображает его как низменного, эгоистичного героя. Низменность в котором является реакцией на низменное извне. И проявляется она, прежде всего, в отношении его к другим людям ─ рабочим, односельчанам, женщинам (в особенности, к жене Зульхидже, к любовнице Рахиле), сыну, к жизни. Заманов воспринимает социалистическую действительность как искуственную. Будучи сыном врага народа, он на своих плечах ощутил несправедливые законы социалистического общества. Придерживаясь советов старика Байраша, он превращается в нового человека, отвечающего запросам эпохи. Заманов никого и ничего не боится, он тщеславен, жесток и беспощаден. По его мнению, он единственный и неповторимый хозяин деревни, выше всех и всего, «сила, которую невозможно победить» [1;7]. Все остальные ─ его подчиненные, рабы, «тени» [3;52]. В свою очередь раб должен беспрекословно подчиняться хозяину, делать все, что он прикажет. Такое отношение к окружающим приносит Заманову большое удовлетворение. Но и он, в свою очередь, должен чем-либо платить за такое «счастье» ─ при осуществлении канонов социалистического общества он вынужден лицемерить, играть. Успешное использование автором приема игры помогает осветить те стороны жизни, которые воспринимаются как нечто нормальное, но в действительности являются абсурдом. Именно благодаря игре раскрывается сущность Заманова. Вся его жизнь ─ игра: он играет судьбами людей, носит маску, притворяется. Возьмем, к примеру, его частную жизнь. Любовь ─ это стремление сделать любимого человека счастливым. Для Заманова же, любить ─ значит сделать счастливым самого себя. Для него в любви, как и в жизни, нет никаких ограничений. Для удовлетворения своих грязных целей он способен на все. Заманов всю жизнь изменяет жене, впоследствии Зульхиджа заболевает, умирает. Рахилю, по его мнению, «единственную свою любовь», он насилует, заставляет подчиняться. Эти женщины ненавидят его. Получается, что его любовь искусственная. Строительство новых домов, дорог только на определенных улицах, где обычно проезжает начальство, подача поддельных данных в район ─ все это говорит о его фальшивой жизни. Как отмечает критик Н.Гамбар, «если социализм был построен на фальши, то Заманов искусный воплотитель его идеалов в жизнь» [6;8]. Такого человека наделенного типичными для советского общества образа жизни качествами, как искусственность, низменность, невозможно спасти. Заманов ─ человек, который из жертвы советского общества превратился в преданного представителя, сказать точнее, в раба этой системы. По мнению Ф.Сафина, низменный герой низменного общества, относящийся безразлично к прошлому, настоящему, будущему своего народа, не может выполнять функцию героя эпохи. Через образ Заманова автор оценивает социалистическое общество, как систему, убивающую человека, как личность, путем насилия (как физического, так и умственного), подчинения и унижения.

Несколько иначе раскрыта тема тоталитаризма, его влияние на личность в произведении Ф.Сафина «Обманчивый рассвет» (2002 г.). В центре романа-трилогии судьба исторической личности татарского народа Ахмедсафы Давлетъярова, оказавшегося жертвой социалистической системы, сталинских репрессий. Автор, раскрывая жизненный путь татарского деятеля, политика ─ его детство, годы учебы, его деятельность, как бы пересматривает всю историю татарского народа за советский период. Ахмедсафа Давлетъяров ─ энергичный, полный высоких идей, активный, глубоко веривший в идеалы социализма человек. Стремление учиться, служить своему народу, вера в светлое будущее призывают его быть в гуще всех событий того времени. В отличие от «правильного героя» ─ персонажа, распространенного в татарской литературе в 1945-1970-е годы, А. Давлетъяров ─ не схематичная фигура. Свой ум, широту натуры, работоспособность он проявляет в остроконфликтных ситуациях, достоверно отображающих реальную жизнь. Но вместе с тем, это ─ герой не без недостатков. Видя обман, беззаконие, как страдает его народ, Ахмедсафа сомневается в своих поступках, сочувствует, переживает, понимает, что они глубоко ошибались, но он уже не в силах ничего изменить. Р. Мустафин, оценивая героя этого произведения, пишет: «А.Давлетъяров ─ не искусственный, а настоящий герой, которого породила сама эпоха» [4;148].

Жизнь А. Давлетъярова, оборвавшаяся в 32 года ─ одна из многих, переживших ужас тоталитаризма. Пытки, проводимые над заключенными в тюремных камерах ─ страшные кадры прошлого, описанные в романе Ф.Сафина, живыми красками встают перед глазами. Выбор автором реального человека героем своего романа, основанного на реальных событиях, ещё более усиливает трагический пафос произведения. Автор показывает на примере А. Давлетъярова, как путем насилия можно покорить даже сильную натуру.

Война в Чечне 90-х годов XX века принесли народу бесчисленные страдания. Тысячи молодых людей, прошедших через эту жестокую войну, навсегда сохранили в своей памяти отметины злобы, неверия в добро, благородство [2;22]. Таковы герои романа «На вершине высокой горы» (1999 г.) Шафкат и Раушания.

Шафкат ─ обычный деревенский парень, переживший ужас Чеченской войны, испытавший на своих плечах все трудности армейской жизни: издевательства со стороны своих же лейтенантов, таких, как Хасистов, сержантов, как Головастиков; ложь, лицемерие. Будучи честным, справедливым, мужественным человеком, Шафкат не может относиться равнодушно к тому, что происходит на службе: солдаты терпят незаслуженные ругань и побои от сержанта Хасистова. Пожалев, лежавших на земле без сил сослуживцев, он встает на защиту солдат. Своим сильным характером, отзывчивостью, прямотой Шафкат заслуживает уважение сослуживцев.

Не менее ярок и значителен образ жены ШафкатаРаушании. Увидев по телевизору своего мужа в заложниках у чеченцев, молодая жена уезжает на его поиски. Пройдя тяжелый путь, увидев тысячи трупов, искалеченных судеб, она находит мужа, спасшегося чудом от смерти. В образе Шафката и Раушании автор показывает борьбу героев за их собственное счастье и делает вывод, что любовь побеждает все трудности.

Таким образом, герои Ф.Сафина различаются взглядами на жизнь, идеалами, принципами. Ф. Сафина по-настоящему волнует все то, что происходит вокруг. Творческие искания известного писателя нашли отражение в попытке создать концепцию современного героя, что, безусловно является определённым вкладом в развитие отечественной литературы.

 

Литература.

 

1. Амак Ф. Последняя осень: повесть, рассказы. ­­­­­Челны. 1992. С.7.

2. Вагапова Л.Н. Воплощение героев в современной татарской драматургии. // Язык и литература в поликультурном пространстве: Мат.-лы межрегион. науч.-практ. конф. Вып. 2. Бирск. 2005. С. 20.

3. Загидуллина Д. На новой волне (традиции и новое в татарской прозе 1980─ 2000-х годов). Казань. 2006. С.52.

4. Мустафин Р. Перемены на стыке эпох// Огни Казани. 2004. №5. С.148.

5. Салихов Р.Г. Герой и эпоха (Концепция героя в татарском литературоведении). Казань. 1999. Б.4.

6. Сафин Ф. Обманчивый рассвет: Роман-трилогия. Казань. 2003. С.8.

 

Поступила в редакцию 24.10.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.