Современная интеллигенция и кризис движущих сил развития
российского общества.
Никитин
Алексей Николаевич,
учитель истории Субботинской школы
Шушенского района, соискатель ГУЦМиЗ Сибирский Федеральный Университет.
В современном российском обществе на первый
план выдвигается задача социальной
рационализации и исторического выбора России, прогрессивная часть общества обеспокоена
отсутствием национальной идеи. Это обуславливает
заинтересованность общественных наук, прежде всего,
социальной философии и социологии в разработке субъектно-деятельностных
аспектов проблемы движущих сил общественного развития. Понятие «движущие силы»
употребляется в трёх смыслах. Во-первых, это движущие силы, стоящие за
побуждениями выдающихся деятелей и больших масс людей [1,119]. Речь идет о
движущих силах деятельности, имеющей историческое значение. Во-вторых, движущие
силы привязываются к любой человеческой деятельности, рассматриваются как
«универсальная черта всякой человеческой деятельности». Здесь выражена истина - без человека или без общности людей
никакие социальные изменения и действия невозможны [2,256]. Такой подход верен,
но оставляет в стороне оценку результатов, достигнутых движущими силами, т.е.
лишает анализ этих результатов социальной значимости. В-третьих, к движущим
силам относятся социальные субъекты, обеспечивающие функционирование и развитие
общества по пути прогресса. Это понятие движущих сил отличает их от других детерминант
деятельности и является наиболее содержательным в плане трактовки, как прошлого,
так и настоящего и будущего.
Движущие силы по своей сути - социальные
субъекты, и оптимизация социально-экономического, политического, культурного
развития России требует, прежде всего, определения социальных субъектов, способных решить
наиболее сложные вопросы, стоящие перед российским обществом. Каков критерий,
позволяющий с достаточной степенью уверенности включать или не включать вовсе в
состав движущих сил те или иные социальные группы, общности, слои? Личность является движущей силой общественного
развития и постольку она развита, входит в состав социальной общности,
выступающей в качестве движущей силы и в той или иной форме и степени
содействует деятельности социальных субъектов, являющихся движущими силами развития
современного российского общества. Движущие силы - не все социальные субъекты, а
лишь те, которые обеспечивают прогрессивное развитие общества или, по крайней
мере, способны участвовать его прогрессе.
Как известно, в трактовке прогресса
сталкиваются самые различные точки зрения. Мы будем исходить из того, что
социальный прогресс закономерен и что это доказывается целой системой
онтогенетических, гносеологических и аксиологических аргументов. Однако сама
реальность, и закономерность социального прогресса подтверждаются лишь опытом развития
человечества в целом. Это
особенно важно иметь в виду потому, что прогресс общества неравномерен и
противоречив. Он всегда сопровождается регрессом, а в наши дни их соотношение
стало поистине глобальной проблемой. Неверно полагать, что социальный прогресс
совершается в одних и тех же формах. Усложнение общества в ходе прогресса
означает, что усложняется и сам прогресс. Поэтому переход от преобладания
линейных схем прогресса к полиформическим влечет за собой повышение роли
субъекта социального прогресса, то есть движущих сил развития общества.
Какие же элементы социальной структуры современного
российского общества могут являться его движущими силами? В качестве таковых
можно рассматривать все группы российской интеллигенции в тесном союзе с трудящимися
массами – рабочими и крестьянами.
Выдвинув
гипотезу, провозглашающую интеллигенцию и трудящихся в качестве авангарда движущих
сил, способных в итоге дать ощутимый прогрессивный толчок к дальнейшему развитию
общества, мы сталкиваемся с несколько неожиданной ситуацией.
Дело в том, что уже на протяжении
длительного периода времени, около четверти века, Россия практически не
прогрессировала! Это наблюдаюсь и в последнее десятилетие советской эпохи, и
на протяжении 90-х гг. Большой шум по поводу социально-экономических успехов,
достигнутых в 1999-2005 гг., многими экспертами оценивается скептически. Во
всяком случае, успехи, ничтожны по сравнению с потерями периода преобразований.
Так, глава Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края, депутат
Госдумы РФ Н. Ашлапов приводит данные
крайкомстата, согласно которым выпуск промышленной продукции в первом
полугодии
За последние 15 лет доходы жителей России
снизились весьма значительно. Если в
На первый взгляд, это очень странный
вопрос. Возможны ли в принципе такие обстоятельства и ситуации, когда в
обществе нет движущих сил? Конечно! Общество невозможно без деятельности, но
вполне возможно без движущих сил развития. Ясно, что это общество, зашедшее в
тупик, неразвивающееся. Такое общественное состояние описывает Ф. Энгельс,
анализируя гибель афинского государства и особенно Римской империи [1,149]. Нечто схожее переживает сейчас и Россия.
Разумеется, это не означает, что она обязательно должна погибнуть. Но
угрозы для нее существуют немалые. Поэтому необходимо хотя бы кратко, не
вдаваясь в детали, разобраться в происходящем.
Население России включает в
себя такие основные социальные группы и страты: высший слой, мелкую буржуазию, рабочих, крестьян,
интеллигенцию, служащих, менеджеров, предпринимателей. Коррумпированная доля
бюрократического аппарата и часть олигархов -
верхушки общества, противостовляет себя народу, который включает все социальные группы и
слои, способные участвовать в общественном прогрессе. В числе последних и новые
группы и слои - мелкая буржуазия, менеджеры, предприниматели, и «старые» слои -
рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие. Обеспечивая на весьма низком
уровне функционирование общества как системы, население страны не в силах
обеспечить ее поступательное развитие. Следовательно, российское общество
лишено движущих сил. Здесь требуются некоторые пояснения. В России есть социальные
общности, способные в принципе быть движущими силами развития общества. Это
группы населения, которые входят в состав народа. Однако они переживают
кризис.
Кризис движущих сил российского общества
возник еще при советской власти. Не имея возможности сейчас заняться историей
вопроса, назову лишь те черты этого кризиса, которые были унаследованы и углублены
после августа
усиление оппозиций индивидуального -
коллективного, национального - интернационального, богатства - бедности и
т.д.; нарастание противоречий между
бюрократией и народом, что является одним из факторов усиления неадекватного и
девиантного поведения; возникновение
ситуации порочного круга: в условиях, когда общество столкнулось с
необходимостью технологической реконструкции, демократизации, перехода от
командной экономики к рыночной и другими сложными проблемами, решение которых
требует мобилизации всех движущих сил, творческие потенции последних оказались
серьезно ослабленными, а общественные институты находятся в состоянии дисфункции
и не могут их мобилизовать.
Если при советской власти были подорваны
как политические силы наиболее массовых слоев трудящихся (рабочего класса,
крестьянства, интеллигенции), так и основная форма их жизнедеятельности,
трудовые коллективы, то режим, установившийся в стране после августа
Все сказанное резко изменило образ жизни
интеллигенции, ее положение и состояние. Множество интеллигентов эмигрируют из
России, меняют род занятий, превращаются в бомжей, проституток, спиваются и
т.д.
Многие живут в бедности, бесперспективности,
не имеют возможности повышать квалификацию [5].
Как противостоять всем этим явлениям, как
изменить жизнь российской интеллигенции? Эти вопросы требуют специального
рассмотрения. Ещё раз подчеркну: всякие попытки представить дело таким образом,
что интеллигенция способна действовать в одиночку, что она самодостаточна,
является гегемоном или авангардом народа, - все попытки такого рода суть
беспочвенны и вредные иллюзии. Интеллигенция может быть успешной и в
профессиональном, и особенно в общественно- политическом плане лишь в единстве широкими слоями народа.
На пути их единения есть немало
препятствий, но решение этого вопроса – важнейшая задача современного
российского общества.
Литература.
1.
Энгельс, Ф.
Сочинения К. Маркс, Ф.Энгельс. Т. 21.
С. 119, 149.
2.
Барулин, В. С. «Социальная
философия», учеб., в 2 ч. / М., 1993. Ч.
1 С. 256.
3.
Белковский. С. «Разрыв
сердца от сострадания к Путину», Континент - Сибирь. 2004. № 38
4.
Графшин М. «Малый
бизнес остался в резерве», Континент-Сибирь. 2004. № 38.
5.
Г. Г. Матишов,
Известия. 2004. 18 сентября
Поступила в
редакцию 24 января