ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Реализация концептуальных слоев  «Разлука» в художественной картине мира В.А. Жуковского.

 

Чулкина Дарья Викторовна,

аспирант Сургутского Государственного Университета,

преподаватель английского языка.

 

В последнее время в ряде гуманитарных и социальных наук возрос интерес к изуче­нию концептов поэзии.  Сейчас, когда мир практически полностью оказался во власти мате­риального, диктующего нам правила существования, роль поэзии особенна важна. Ситуация современного мира сходна с ситуацией рубежа XVIIIXIX веков, но по интенсивности и драматизму переживаний, выпадающих на долю каждого человека, степень эмоционального напряжения выше.

В истории любой национальной культуры вопросы, касающиеся человеческих взаимоотношений, таких как любовь и дружба, встреча, разлука всегда имели и до сих пор имеют первостепенное значение. Люди пытаются выяснить, в чем заключается смысл и при­чины расставания, но эти вечные вопросы, не имеющие однозначного толкования, вызывают множество споров. Тем не менее человечество не оставляет упорных попыток осмыслить феномен разлуки.

Как показывают наблюдения, концепт «Разлука» является одним из наименее изученных и однозначно определенных. Этот концепт отражает сложную систему духовно-нравственного и морально-этического измерений картины мира и внутренней, духовной жизни личности, этими обстоятельствами и объясняется выбор темы и объекта исследования.

В данной научной статье нами поставлена практическая задача определения реализа­ции  концептуальных слоев «Разлука» в художественной картине мира В.А. Жуковского.

Анализируя индивидуально-авторский концепт «Разлука», мы использовали прием сплошной выборки единиц, манифестирующих разлуку в стихотворениях В.А. Жуковского.

Анализ примеров использования лексемы «Разлука» в стихотворениях В.А. Жуков­ского позволяет проследить реализацию когнитивных признаков концептуальных слоев, вы­явленных в произведениях данного поэта.

Таким образом, анализ лексем семантической группы «Разлука» в творчестве В.А. Жуковского показал, что исследованные лексемы широко используются для создания художественных образов (Светлана, Людмила, Асим, Алина), а также для характеристики лиц разных социальных слоев общества (граждане, военачальники, цари, дамы) и, наконец, лексемы используются как критерий состояния души.

Концептуальный слой «Разлука», реализованный в стихотворениях В.А. Жуковского, включает следующие когнитивные слои концепта:

1)  состояние разлучающихся и разлученных;

2)  жизнь вдали от  того, кто дорог;

3)  смерть;

4)  отказ от обладания чем-либо, лишение.

Первый когнитивный слой совпадает с первым словарным значением лексемы «Разлука» - состояние разлучающихся и разлученных. Данный слой подчеркивает отно­шение людей к состоянию разлуки, тем самым, актуализируются  внешние, качественные характеристики лексемы. При описании используются метафоры, имеющие негативную кон­нотацию.

Например: Сей верой сладкою полна в разлуке будь - меня, мой друг, не позабудь. («Славянка») [Коровина, 1990, с.20].

Следующие примеры демонстрируют эмоции, испытывае­мые в связи с этим событием – тоска, печаль, томленье, страданье. В ассоциативных реакциях разлука большей частью имеет негативную оценку и определяется как плохое слово/боль/смерть.

 

Лети, лети, свиданья час,

Сменить тоску разлуки

В минуту смертной муки.

(«Певец во стане русских войнов») [Лебедева, 2000, с.74]

 

Страданье в разлуке есть та же любовь;

Над сердцем утрата бессильна.

Теон и Эсхин») [Коровина, 1990, с.83]

 

И сладкие звуки

Любви не забудь;

Услада разлуки

И вестник души неизменныя будь.

(«Алина и Альсим») [Коровина, 1990, с.192]

 

Превратности страх,

Томленье разлуки

Всё с трепетной жизнью он бросил во прах.

(«Алина и Альсим») [Коровина, 1990, с.193]

 
В час разлуки пастушок,

Слёзный взор склонил в поток.

(«Дуэт») Режим доступа [htt://www litera/stixiya/authors/zhukovskij. htm/]

 

Второй когнитивный слой – жизнь вдали от  того, кто дорог. На первый план здесь выступает субъект действия. В следующих примерах присутствие деятеля реализуется посредством использования местоимений.  Самые частотные местоимения описывают разрыв и двусторонних, и многосторонних связей, например, связей между однополчанами, друзьями, влюбленными, тем самым, выявляя центральный когнитивный признак кон­цептуального слоя «Разлука» (житье врозь, порознь; удаленье, разъединенье) и оппозиции «я/мы/ты»:  Ах! мне ль разлуку знать с тобой?Песня») [Муравьев, 1982, с.39]; О милый друг, нам рок велел разлуку («Песня») Режим доступа [htt://www lit­era/stixiya/authors/zhukovskij. htm/]; И мне в разлуке с нею, все снится, что она прекрасное виденье» («Песня») [Коровина, 1990, с.96]; «Радость, свет моих очей, нет для нас разлуки («Светлана») [Коровина, 1990, с.162];  Что осталось все, как было, что для нас разлуки нет? («Светлана») [Коровина, 1990, с.163]; Он разлуку услаждает, он душе моей твердит («Светлана») [Коровина, 1990, с.163].

При анализе данного концептуального слоя в ассоциативных реакциях разлука большей частью имеет также негативную оценку  и определяется такими прилагательными как далекий, вечный, а также предикатами знать, велеть, прервать.

Опираясь на функционирование лексемы разлука в творчестве В.А. Жуковского, счи­таем возможным уточнить и дополнить структуру концепта разлука. Во-первых, контекстное употребление слова позволяет конкретизировать образ субъекта разлуки. В основном субъ­ектами разлуки становятся:

1.  Влюбленные, чаще всего мужчины:; Спокойся, друг милый, и в самой разлуке, я буду хранитель невидимый твой («К Нине») [Семенко, 1980, c. 72]; Что же твой, Светлана, сон, прорицатель муки? Друг с тобой; все тот же он в опыте разлуки («Светлана») [Муравьев, 1982, с.141].

2.  Судьба, рок: Милый друг, нам рок велел разлуку («Песня») Режим доступа [http://www litera/stixiya/authors/zhukovskij.htm].

3.  Люди, несущие определенную миссию, весть: Да будут, рек, они, один - посол разлуки, свидания - другой!" («К Нине») Режим доступа [http://www litera/stixiya/authors/zhukovskij.htm]; О Нина, быть может, торжественный час, посланник разлуки, уже надо мною («К Нине») Режим доступа [http://www litera/stixiya/authors/zhukovskij.htm].

4.  Друзья: Где ты, далёкий друг? Когда прервём разлуку? Когда прострёшь ко мне лас­кающую руку? («К Филарету») [Коровина, 1990, с.33].
Кроме того, для актуализации этого слоя, лексема «разлука» используется с опреде­ленными предлогами. 

Например: Сей верой сладкою полна в разлуке будь (Без названия) Режим доступа [htt://www litera/stixiya/authors/zhukovskij. htm/];  Для услаждения разлуки…(«Письмо к К») Режим доступа [htt://www litera/stixiya/authors/zhukovskij. htm/];  Мечтала о милом, о свете другом,  где все без разлуки, где всё не на час («К Нине») Режим доступа [htt://www litera/stixiya/authors/zhukovskij. htm/];  При разлуке, при свиданье, сердце в тишине («Рыцарь Тогенбург») [Коровина, 1990, с.261]; И вдруг ко гробу твоему, идем на вечную разлуку («У гроба государыни императрицы Марии Федоровны») [Лебедева, 2000, с.256].

Третий когнитивный слой концепта «Разлука» - смерть. Данное значение связано с окончательным разрывом в отношениях между друзьями и влюбленными в результате смерти. Данное значение актуализирует оппозицию – «живой/мертвый»: 

Например:

Запьем вином кровавый бой

И с падшими разлуку. [Муравьев, 1982, с.48];

В минуту смертной муки;

Кем мы дышали в мире сем,

С той нет и там разлуки. [Муравьев, 1982, с.64]

(«Певец во стане русских войнов»)

Четвертый когнитивный слой представлен немногочисленными примерами и в от­личие от предыдущих  не реализуется лексемой «Разлука», а лексемами ее семантической группы: расставаться, распрощаться, разлучаться. Например: Пускай навек с мечтой блаженства ты расстался(«Песня») Режим доступа [htt://www litera/stixiya/authors/zhukovskij. htm/].

Таким образом, понятие “разлука ” является той формой, в рамках которой могут быть объяснены культурные понятия и правила. Так для русского человека свойственна от­крытость души, окрыленность, мечтательность, свободолюбие, стремление к самопо­жертвованию.

Произведения В.А. Жуковского позволили нам раскрыть содержание концептов, выяснить специфику их языкового выражения. Мы отмечаем большее соответствие поэтического словаря В.А. Жуковского с такими лексикографическими источниками как Ве­ликий Толковый Словарь Русских Глаголов, где имя существительное разлука определяется по значению глагола расстаться, разлучаться.

Так ядро концепта представлено словарными значениями лексемы и имеют тот содержательный минимум, который должен быть известен любому носителю русской культуры и фиксируется в толковом словаре в виде дефиниции: 1. Попрощавшись, удалиться друг от друга, разлучиться 2. Перестать встречаться, перестать жить вместе, разойтись, разлучиться надолго, навсегда. 3. Покинуть кого-что-н., потерять связь с кем-чем-н. 4. Отказаться от обладания чем-н., лишиться чего-н. [Бабенко, 1999,  c.261].

Исследование лексико-фразеологических и поэтических средств, описывающих концепт «Разлука»  и его признаки, подтвердило вывод А. Вежбицкой о такой черте русского национального характера, как склонность к пассивности, проявляющейся в том, что человек бывает не властен над ситуацией. В философских по содержанию стихотворениях В.А. Жуковского понятие разлука раскрывается через авторские эпитеты вечная, унылая, гла­голы прервать, услаждать, существительные страданье, тоска, час, услада, опыт, печаль.

Итак, есть все основания полагать, что разлука как фрагмент внутреннего мира человека, его внутренней жизни в истории развития культуры и социума понималась и понимается как одно из негативных сторон жизни и признается одним из отрицательных факторов в человеческих взаимоотношениях, что и отражено в языковой концептуализации разлуки.

 

Литература.

 

1.                  Бабенко Л.Г. Толковый словарь русских глаголов. – М.: Аст-пресс, 1999;

2.                  Коровина В. Жуковский В.А.: баллады и стихотворения. – М.: Худож. лит, 1990;

3.                  Лебедева О.Б. Жуковский В.А.: полное собрание сочинений и писем. – Т.2. Сти­хотворения 1815-1852 гг. - М.: Языки русской культуры, 2000;

4.                  Муравьев Д.П. Жуковский В.А. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982;

5.                  Режим доступа htt://www litera/stixiya/authors/zhukovskij. htm/;

6.                  Семенко И.М. Жуковский В.А. Сочинения в 3-х т. – М.: Худож. лит,1980.

 

Поступила в редакцию 21.05.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.