ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Психолого-педагогические условия эффективного формирования музыкальной культуры будущих  учителей начальных классов.

 

Черепанова Ольга Кузьминична,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Музыкальных и изобразительных дисциплин Сургутского Государственного Педагогического Университета.

 

В условиях современной социокультурной ситуации, характерными чертами которой являются прагматизм, вышедшие на первый план экономические интересы, кризис духовности, потеря нравственных ориентиров, особым приоритетом школы должна стать забота о духовном развитии детей и подростков. Однако реальная школьная практика свидетельствует о направленности современного общего образования в первую очередь на развитие интеллектуальных способностей учащихся в ущерб их духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.

Огромные возможности искусства, в том числе музыкального, в воспитании и обучении школьников известны. В этой связи особенно значимой в музыкальной педагогике становится проблема формирования музыкальной культуры будущих учителей начальных классов как части их духовной культуры [4, с.11], как способности к духовному личностному обогащению посредством воспринимаемой музыки. Выпускник специальности «Педагогика и методика начального образования», по требованиям ГОС ВПО, должен быть подготовлен к осуществлению культурно-просветительной деятельности среди учащихся младших классов. В профессиональной деятельности студент должен быть также подготовлен к решению типовых задач по формированию общей культуры, духовных, нравственных убеждений учащихся. Большая нагрузка по данному направлению  профессионального становления студентов отводится дисциплине предметного блока «Теория и методика музыкального воспитания младших школьников».

 Очевидно, что   музыкальное образование будущих учителей начальных классов в вузе имеет свои особенности. Они видятся не только в овладении студентами методических основ организации музыкального воспитания младших школьников (методики разучивания песни, организации восприятия музыки, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений и др.), но и в ликвидации пробелов в собственном музыкальном образовании, возникших в результате массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе. В настоящее время становится очевидным, что развитие музыкальной культуры студентов – будущих учителей начальной школы - одна из важнейших задач организации  профессиональной подготовки студентов данной специальности.

 Анализ современной научной литературы позволил определить различные подходы к определению понятия «музыкальная культура». Разработку социологического аспекта мы находим в трудах Р.И. Грубера, А.Н. Сохора, В.С. Цуккермана, философско-эстетические основы теории музыкальной культуры нашли свое развитие в трудах Р.А.Тельчаровой, психолого-педагогические аспекты нашли свое развитие в работах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Г.М. Цыпина. Музыкальная культура личности, по Ю.Б. Алиеву, выступает как сложное интегративное образование, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей человека, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, проявление эмоционального отношения к музыке,  музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, развитость музыкального вкуса, критичность). Исследователи определили, что критериями, определяющими качество музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, знания и оценочные представления о музыке [1, с.43].

Проблема реализации функций музыкального воспитания в профессиональной деятельности учителя начальных классов осложняется тем, что будущие специалисты, как правило, поступают  в вуз с низким уровнем общей музыкальной культуры. К такому выводу мы приходим после проведения ежегодного входного контроля знаний студентов в рамках дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания младших школьников». В качестве основы для диагностики была использована Программа и методика изучения музыкальной культуры  Л.В. Школяр [6, c.217]. Автор предлагает взять для исследования уровня развития музыкальной культуры новообразования в духовном мире, которые развиваются, благодаря преломлению в мыслях и чувствах человека нравственно-эстетического содержания музыкальных произведений, позволяют выявить степень причастности личности к духовной культуре человечества:

- музыкальный опыт – позволяющий выявить интересы, пристрастия, широту кругозора человека. Критериями, по мнению автора, является уровень общей осведомленности о музыкальных произведениях и истории их создания, а также мотивация обращения к данной музыке. Главным показателем оценивания был мотив обращения к тому или иному произведению. Анализ результатов показал, что подавляющее большинство студентов   имеют  очень слабые представления о произведениях мирового музыкального искусства. В лучшем случае были названы только фамилии композиторов, произведения которых слушались когда-то в прошлом, но никаких воспоминаний не вызывали. Студенты отмечали в качестве преимущественной задушевную музыку, отдавали предпочтение современной популярной эстраде;  

- музыкальная грамотность, являющаяся следствием духовного постижения музыкального искусства и позволяющая выявить уровень развития навыков слухового восприятия, способности воспринимать музыку эмоционально, как «живое искусство, рожденное жизнью», умения на слух определять характер музыки, в том числе и незнакомой. При этом основным критерием оценки автор определяет ориентированность в музыкально-драматургических процессах, средствах музыкальной выразительности произведений. В процессе исследования студентам было предложено выполнить следующие задания: прослушав три музыкальных фрагмента, определить какие из них родственны между собой по «духу» музыки и почему?; какие признаки (средства музыкальной выразительности) звучащей музыки позволили придти к подобным выводам? Анализ результатов показал, что, как правило, студенты в состоянии оценить лишь эмоциональную сторону воздействия музыкального произведения вне взаимосвязи со средствами музыкальной выразительности, они не чувствуют стилистических особенностей музыки. Таким образом, в большинстве случаев можно отметить средний уровень развития музыкальной грамотности. У многих из будущих учителей начальных классов нет любимого произведения, отсутствует потребность постоянного возвращения к одной и той же музыке;

Сообщество по Холакратии

Сообщество по Холакратии

balanda.ru

Вскрытие сейфов

Квартиры, сейфы, авто. Приезжаем быстро

zamkov63.ru

- музыкально-творческое развитие, позволяет выявить способность к творчеству, т.е. такое качество личности, которое характеризуется способностью к самовыражению, саморазвитию. Л.В. Школяр предлагает оценивать уровень музыкально-творческого развития в ходе выполнения творческих заданий по воплощению художественного образа в слове, звуке, движении.   

 Результаты исследования показали, что студенты на начальном этапе обучения слабо ориентируются в истории развития мирового музыкального искусства, имеют очень незначительный багаж слуховых впечатлений и объем знаний, характеризующих музыкальную грамотность, и, как следствие, их музыкально-творческие проявления мало выразительны и не интересны. Однако они осознают значимость музыки в жизни человека, в состоянии ее воспринимать и находить радость от общения с искусством. Таким образом, наличие противоречия между ответственностью учителя начальных классов в деле воспитания духовно богатой личности подрастающего поколения и низким исходным уровнем музыкальной культуры студентов данной специальности, требует дополнительных усилий, специального конструирования содержания и процесса данной подготовки. Необходимо создание условий и педагогических ситуаций для эффективного формирования различных компонентов музыкальной культуры и соответствующих структур психики.

Условие в понимании философов это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества. Условие как одна из категорий детерминизма образует, таким образом, момент всеобщей диалектической взаимосвязи [5, с.497].

Условия учебной деятельности это совокупность обстоятельств, в ко­торых она совершается, и социальных обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта. Те и другие рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие ее успешности. К педагогическим мы относим те условия, которые сознательно созда­ются в учебном процессе и которые должны обеспечивать наиболее эффек­тивное формирование и протекание нужного процесса. С точки зрения твор­ческой деятельности, а музыкальная деятельность по своей сути таковой является, неправомерным считается сводить педагогические ус­ловия только к обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, ибо развитие творческого потенциала является процессом, представляющим со­бой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего. Поэтому условие - это не только то, что влияет на вещи, но и то, без чего не может быть вещи как таковой, что служит предпосылкой, основанием ее возникновения (В.Г. Разумовский). Под внешними условиями и причинами эффективного обучения, имеющих для студентов значение объективных факторов, Т.И. Щукина понимает реальные условия, в которых находится учебное заведение: природное окружение, эстетическая среда города, материально-техническая и педагогическая база; научно методическое обеспечение учебного процесса, совершенство методов преподавания.

 В основу создания комплекса психолого-педагогических условий развития музыкальной культуры студентов нами положено развитие их мотивационной сферы, потребности в изучении музыкального искусства и использования его образцов в своей жизнедеятельности. Такая стратегическая ориентация позволяет существенно повысить эффективность обучения и стимулировать творческие проявления обучаемых. По мнению психолога Я. А. Пономарева, решающее значение для творческой активности личности имеет не сам по себе объем знаний, а их структура, психологический тип ус­воения, определяемый характером деятельности, в которой они приобрета­лись. Психологические структуры, которые при этом образуются, могут пер­воначально учащимися не осознаваться, однако они оказывают несомненное влияние на их неосознаваемую и осознанную деятельность [3, с.294].  

Воспитание позитивной мотивации предполагает   включение студентов в активную музыкально исполнительскую деятельность. Опыт нашей учебно-воспитательной работы со студентами сформировал у нас убеждение, что в процессе хорового обучения   (в рамках факультативных занятий) создаются оптимальные условия для систематического развития позитивного отношения к исполнительской деятельности. Исключительно велики в этом отношении возможности хоровой педагогики, которое позволяет студенту соприкасаться с совершенно особым по своей емкости репертуаром. Именно в этом заключена одна из потенциальных ценностей развития познавательного интереса хоровых занятий к будущей профессиональной деятельности учителя  начальных классов. Если в музыкальном искусстве образ всегда наполнен определенным музыкальным содержанием, отражая чувственную реакцию человека на  различные явления действительности [2, с.8], то музыкальное исполнение не может не  иметь ярко выраженной эмоциональной окраски. Вне эмоций нет музыки, оно эмоционально по самой своей природе. Обращение к эмоциональной стороне музыкального исполнения - еще один путь в развитии интереса  к музыкальному искусству. Не обострив сферы чувствования музыканта, не развив с максимальной полнотой его способности к переживанию эстетически прекрасного, нам не решить ни одной из стоящих перед нами задач. Мы стараемся насколько возможно расширить сферу исполнительской деятельности студентов на различных мероприятиях, проводимых  в вузе – днях рождения факультета, «Экваторе», хоровых фестивалях и пр.

Взаимосвязь исполнительской и педагогической мотивации на основе музыкального творчества, является немаловажным условием в формировании основ музыкальной культуры студентов. Осознание студентами предполагаемого к изучению репертуара как профессионально значимого связано с систематическим использованием его в педагогической и исполнительской практике. Единство педагогической и исполнительской мотивации предполагает также создание специальных условий, которые в определенной степени моделировали бы условия работы учителя начальных классов. Этой цели, а также развитию познавательного интереса к своей будущей профессии студентов, служат профессиональные конкурсы по наиболее важным элементам в музыкально-эстетической подготовке учителя: на лучшее исполнение профессионального репертуара (соло,  вокальным ансамблем, хоровым коллективом),  на разучивание песенного репертуара с группой студентов, на лучший конспект воспитательного мероприятия с использованием музыкального  исполнительства, беседу о музыке, рассчитанную на различную возрастную аудиторию, аннотирование произведений и др. Трудно переоценить подобную работу по видению перспектив музыкальной исполнительской деятельности в будущей профессиональной работе  для развития позитивного к ней отношения.

Логично выстроенное взаимодействие между учебной и внеаудиторной деятельностью студентов, является следующим важным психолого - педагогическим условием формирования основ музыкальной культуры студентов. Во внеаудиторной деятельности интенсивно формируется культура духовных потребностей и социально ценных мотивов. Велика в этом процессе роль мотивов творчества - любознательность, желание проявить себя, стремление получить удовольствие, удовлетворить свое самолюбие. Проходя путь от любопытства и, порой случайного, интереса, до общественно ценной потребности в творческой деятельности, наши студенты познают себя: направленность своих интересов и способностей, черты характера и свои возможности. Внеаудиторная деятельность создает условия не только для познания своего Я, формирования и развития своих способностей, но и корректировке  негативных  для  педагогической  работы личностных образований. Практическая работа в стенах нашего учебного заведения по организации внеаудиторной деятельности студентов позволила выйти на три основных направления в данном вопросе. Оптимальное взаимодействие учебной и внеаудиторной деятельности мы осуществляем следующим образом:

1) внеаудиторная деятельность внутри учебного заведения: участие в работе кружков, вокальных и инструментальных ансамблях, музыкальных студиях;

 2) внеаудиторная деятельность в школах города - проведение различных праздников, музыкальных мероприятий для учащихся школ; подготовка совместных выступлений с учащимися или организация музыкально-эстетической деятельности самих детей;

3) связь с методическим объединением (МО) учителей начальных классов школ города - посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий с использованием музыкальных произведений  творчески работающих учителей; посещение отдельных заседаний МО учителей по интересующей проблематике, ежегодных городских фестивалей музыкально-творческих коллективов школ города.

Все три направления могут существовать самостоятельно параллельно, а могут являться этапами одного творческого процесса. Систематическое участие во внеучебной творческой деятельности гар­монизирует целостность процесса формирования личности студента. Оно высвечивает и оттачивает грани индивидуальности, развивает духовные  потребности и интересы. Внеаудиторная творческая деятель­ность органически связана прямой и обратной связью со всеми основными видами учебно-воспитательного процесса, а также наполняет его профессио­нально-педагогической направленностью за счет раннего знакомства и во­влечения в будущую профессиональную деятельность,

Следующим условием, выявленным в ходе исследовательской рабо­ты в деле формирования основ  музыкальной культуры будущих учителей начальных классов, является вовлечение  в художественно-эстети­ческую среду города, обладающую богатым культурным потенциалом. Орга­низуя по возможности масштабное прикосновение к прекрасному, мы счита­ем важнейшим критерием сформированности музыкальной культуры степень нравственно-воспитательной воздейственности искусства на духовный мир студента. Посещение концертов, спектаклей, выставок, фестивалей творческих коллективов  позволяет формировать общекультурную сферу личности студентов. Истоки искусства - в действительности. Но каждое произведение ис­кусства представляет собой особый мир, предполагающий раскрытие и вос­приятие жизненной реальности. Искусство действует не на одну какую-то человеческую способность, а на человека в целом. Оно играет роль средства общения, способа ценностной ориентации, инструмента познания и орудия духовного преобразования объективного мира. Активное приобщение к культурной, эстетической среде города позво­ляет уравновесить рациональное и эмоциональное в учебно-воспитательном процессе, формировать такие компоненты музыкальной культуры, как музыкальный опыт и музыкальная грамотность.

Общеизвестно, что основой музыкального воспитания является восприятие произведений музыкального искусства. Использование в практической деятельности на занятиях метода музыкальной педагогики интонационно-стилевого анализа произведений [6, с.151] является, на наш взгляд, эффективным условием формирования музыкальной грамотности студентов.

 Теоретический анализ специальной литературы и многолетний опыт практической деятельности в  области музыкального образования позволяет сделать вывод, что именно интонационно-стилевой подход при восприятии музыкальных произведений наиболее эффективен в условиях работы со студентами  высшего профессионального образования. Использование данного метода в практической деятельности со студентами позволяет активизировать процесс постижения смысла произведений музыкального искусства через сравнение интонаций внутри одного образа, через соотношение интонаций разных частей одного произведения, через переосмысление произведения в различных исполнительских трактовках. Очевидно, что использование интонационно-стилевого метода в каждом конкретном произведении индивидуально, поскольку это определяется не только педагогическими задачами, решаемыми на этом произведении, но и его интонационным строем, интонационным содержанием.  

Природа познавательного интереса, положенная в основу реализации психолого-педагогических условий развития музыкальной культуры будущих учителей начальных классов, представляет нерасторжимое сцепле­ние эмоциональных и интеллектуальных регулятивных процессов, заставляет удовлетворять духовные запросы, стремление к познанию при помощи мно­госторонней деятельности, в которой единство мысли, эмоций, воли, внима­ния, воображения находит свое активное преломление, ощутимое и видимое самими студентами. Реализация всего комплекса психолого-педагогических условий позволяет значительно повысить уровень сформированности музыкальной культуры  будущих учителей начальных классов – развить интерес к музыкально-исполнительской деятельности, процессу общения с музыкальным искусством, желанием и возможностью использовать его образцы в своей профессиональной деятельности.

 

Литература.

 

1.                  Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб пособие для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.

2.                  Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование.- М.: Композитор,1993. - 262с.

3.                   Пономарев Я. А.Психология творчества. – М.: Наука, 1976. –  303 с.

4.                  Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. муз. фак. высш. пед. заведений/Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко и др.; Под ред. Г.М. Цыпина.- М.: Изд. Центр «Академия», 2003.-368 с.

5.                  Философский   словарь \ под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд.– М.: Политиздат, 1987. – 590 с.

6.                   Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 336с.

 

Поступила в редакцию 25.03.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.