ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Современные электронные технологии и использование видеоматериалов в преподавании хореографических дисциплин

 

Лебсак Артем Александрович,

аспирант кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.

 

В хореографическом искусстве традиционная форма передачи информации от учителя к ученику основана на демонстрации. Объяснение нюансов исполнения того или иного движения невозможно исключительно в описательной форме. Именно поэтому при изучении хореографических дисциплин приобретают актуальность современные электронные технологии визуальной подачи материала.

Развитие видеосервисов компьютерной сети Интернет в настоящее время происходит в соответствии с концепцией «покажи себя», что сформировало своеобразное социальное явление – стремление показать в видеоматериалах лучшие достижения, уникальные свойства, неповторимые моменты [3]. Таким образом, возникла возможность ознакомления с наиболее современными течениями, с признанными достижениями, что способно влиять на становление профессиональных предпочтений и навыков, существенно расширяя кругозор и степень ознакомления с предметом.

Описанное явление, связанное с популярность видеосервисов, в большей мере отражает ситуацию с развитием наиболее молодых танцевальных направлений и возникающих новых стилей хореографии, связанных с эстрадными выступлениями и экспериментами в области синтеза различных хореографических школ.

Устоявшиеся формы хореографии так же широко используют видеотехнологии в качестве основы для создания методических материалов [1]. Это в большей степени связано с упрощением в настоящее время процесса их использования и постоянным пополнением списка видеозаписей семинаров, мастер-классов и различных вступлений. Эти материалы активно распространялись со времён видеокассет формата VHS, однако приобрели совершенно другое качество и значение с появлением цифровых технологий видеозаписи, и теперь распространяются на цифровых носителях, преимущественно в формате DVD дисков. Ранее для создания обучающего видеокурса требовалось множество дорогостоящего оборудования, необходимого для записи, сведения и монтажа видеоматериала, после чего существенных затрат на тиражирование. В настоящее время, в связи с распространением цифровых технологий видеозаписи, произошло кардинальное удешевление производственного процесса. Обработка итогового материала может выполняться на стандартном современном персональном компьютере, не самой производительной конфигурации. Цифровая видеокамера уже привычный бытовой прибор, а распространение возможно в формате DVD дисков, которые возможно записать на том же среднестатистическом современном персональном компьютере. Также существует возможность цифровой дистрибьюции, когда итоговый материал распространяется в виде файлов через сеть Интернет [4].

Таким образом, создание видеометодических материалов в области хореографии является наиболее удобной формой, требующей минимальных ресурсов при наибольшей эффективности использования. Распространение цифровых технологий видеозаписи намного упрощает использование такой формы учебных материалов, делает его общедоступным.

Учебные видеоматериалы получили широкое распространение в области хореографии, однако их полноценное использование в рамках профессиональной подготовки художественных руководителей хореографических коллективов высших учебных заведениях до сих пор сведено к минимуму. Уже на протяжении нескольких десятилетий, просмотр видеозаписей балетов составляющих классическое наследие является привычной формой занятий по курсу «История балета» в большинстве профилирующих учебных заведений. И количество видеозаписей экзаменов по практическим дисциплинам и итоговых отчетных концертов исчисляется сотнями часов, но отсутствие отлаженных механизмов конечного распространения видеоматериала среди обучающихся препятствует становлению передовых методик обучения с использованием видеотехнологий. Распространение видеоматериалов на носителях VHS-аналоговых кассетах было бы немыслимо. Например, распространение видеоматериалов для курса «История балета», в состав которого входит анализ множества полноценных хореографических спектаклей, то, учитывая продолжительность одного балета в соотношении с вместимость одной видеокассеты, для полноценного сопровождения курса видеоматериалами, каждого студента потребуется снабдить целой коробкой видеокассет, да просто, чтобы унести которые, потребуется посторонняя помощь. Появление цифровых носителей, имеющих гораздо меньшие габариты, положительно сказывается на возможностях хранения и транспортировки.

Существует ещё один вопрос распространения, который требует решения. При низкой стоимости тиражирования носителей, итоговая стоимость остаётся высокой, т.к. существуют лицензионные отчисления при официальном использовании видеоматериалов созданных сторонними правообладателями. Задача окончательного распространения методических видеоматериалов среди учащихся может быть решена на основе использования современных информационных технологий, в рамках единой платформы электронного обучения. Решение подсказывает популярность видеосервисов компьютерной сети Интернет, с помощью которых один файл становится доступен миллионам пользователей. Следовательно, воспользовавшись современными информационными технологиями, имеется возможность распространения методические видеоматериалы сходным образом.

Использование видеоматериалов в цифровом формате возможно по следующей модели:

1. Подготовка и обработка видеоматериала.

2. Размещение видеоматериала в рамках электронного курса на сервере платформы электронного обучения.

3. Создание возможности просмотра видеоматериала, используя любой доступный вариант подключения к серверу платформы электронного обучения.

5. Создание возможности обсуждения содержание видеоматериала, на основе опорных вопросов составленных преподавателем, используя инструменты платформы электронного обучения.

5. Предоставление возможности загрузки видеоматериала на удаленный компьютер для просмотра без обращения к серверу платформы электронного обучения.

Использование такой технологии включения видеоматериалов в методическую основу учебного курса позволяет разрешить множество проблем, сформулированных ранее – единый цифровой источник видеоматериала упрощает хранение и обновление, а использование сетевых технологий позволяет решить задачу распространения информации. Благодаря такой форме представления видеоматериала, учащимся создаются более комфортные условия процесса обучения в сравнении с групповым просмотром или использованием видеотеки. Возможность просматривать видеоматериалы, размещенные в рамках электронного курса на сервере платформы электронного обучения, позволяет студентам выбирать удобное время просмотра, индивидуальный темп, возможность повторения нужных фрагментов, а благодаря инструментам взаимодействия, сохраняется элемент причастности к групповой работе, позволяющим создать аналог обсуждения просмотренного материала в классе. Преподаватель может управлять открытой дискуссией, формулируя опорные вопросы [2].

Следует отметить, что существует кардинальное отличие в подготовке художественных руководителей хореографических коллективов и исполнителей, специализирующихся на той или иной форме хореографии. В задачи подготовки художественных руководителей хореографических коллективов входит формирование знаний о принципах исполнения и стилистике различных хореографических направлений, в то время как при подготовке исполнителей, приоритетной задачей обучения становится формирования навыков. Для успешного формирования правильных навыков исполнения требуется обязательный контроль и корректировка действий ученика со стороны педагога. При подготовке исполнителей разных хореографических направлений использование возможностей электронного обучения носит вспомогательный характер, призванный помочь в освоение теории, на которой базируется техника исполнения танцевальных движений. В тоже время, при подготовке художественных руководителей хореографических коллективов, использование технологий электронного обучение способно стать основной формой представления материалов и автоматизации контроля познавательной активности и уровня усвоения знаний учащимися, существенно снизив нагрузку на преподавателя.

Использование методических видеоматериалов в процессе обучения практическим профилирующим дисциплинам, к которым можно отнести классический танец, народно-сценический танец, русский народный танец, историко-бытовой танец и другие хореографические дисциплины, видеоматериалы выступают как вспомогательные. В случае эталонного показа изучаемых элементов исполнителями высокого уровня их содержание может способствовать: формированию правильной механики, амплитуды и динамики движений, разучиванию последовательности движений танцевального класса; разучиванию хореографии танцев и формированию представлений об общем рисунке танца при разучивании групповых танцев.

Методические видеоматериалы по практическим дисциплинам в рамках подготовки художественных руководителей хореографических коллективов могут быть направлены на формирование правильных представлений о технике исполнения, в виде эталонного показа, или специально подготовленных фрагментов, детально фокусирующихся на нюансах исполнения тех или иных движений

Если рассматривать использование методических видеоматериалов в рамках курса «Искусство балетмейстера», то их содержание может включать – учебные этюды и готовые танцевальные номера, соответствующие текущей рассматриваемой теме, выполненные предыдущими курсами, а также примеры использования принципов построения хореографического материала в сценических хореографических композициях. Наличие видеозаписей учебных работ предыдущих курсов на сходную тему поможет избежать повторного использования одного и того же лексического материала, позволив сосредоточиться на создании новых выразительных форм.

Преимущества технологий электронного обучения не ограничиваются использованием технологий цифровой видеозаписи для просмотра уже готового материала. Благодаря развитию мобильных устройств, возможность записи видеороликов, в достаточно высоком качестве, присутствует в большинстве современных моделях сотовых телефонов, распространённость которых, особенно в молодёжной среде, является повсеместной. Если рассматривать возможность применения технологий записи цифрового видео в рамках курса «Искусство балетмейстера», то записанные с помощью мобильного телефона видеоролики могут использоваться в качестве формы промежуточного контроля процесса подготовки танцевальных номеров. Отснятый на репетиции файл публикуется в рамках электронного курса, где его можно просматривать и обсуждать, получая, таким образом, консультацию педагога и помощь со стороны других учащихся. В случае использования устройств видеозаписи позволяющим записывать видео в более высоком качестве, нежели мобильный телефон, например, бытовую цифровую видеокамеру, возможна публикация отснятого материала в рамках электронного курса в качестве итоговой формы контроля выполнения задания. Способ контроля выполнения итогового задания на основе публикуемых студентами видеоматериалов позволяет представить на оценку лучший вариант исполнения. Он может быть всесторонне оценен, учитывая уже описанные преимущества использования технологий цифрового видео – возможность многократного просмотра и просмотра в удобное время, что позволяет преподавателю сохранить чистоту восприятия, которая может снижаться при оценке множества работ показываемых на экзамене подряд.

 

Литература.

 

1.                  Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств.//М.: МИЭП, 1996 - С. 8.

2.                  Андреев А. А. Методические аспекты использования форумов при проведении занятий в Интернете /А.А. Андреев// Информатика и образование. - 2006. - №4.-С. 12-16.

3.                  Бурдюкова Е.В Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: практическое пособие//Изд-во «Бином.ЛЗ». 2008-с. 90.

4.                  Долгов СВ. Использование Web-технологий в учебном процессе // Применение новых технологий в образовании: Материалы Международной конференции. - Троицк, 2000. - С. 35 - 36.

 

Поступила в редакцию 14.08.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.