ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности антикоррупционной деятельности в условиях глобализации.

 

Новиков Сергей Юрьевич,

аспирант кафедры Политологии и социологии Ставропольского Государственного Университета.

 

Коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает эффективное государственное управление, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, угрожает стабильности демократических институтов, моральным устоям общества. Относясь к латентной сфере функционирования общества, коррупция, тем не менее, оказывает существенное влияние на политические практики элиты и рядовых граждан.

В современном российском обществе масштабы коррупции в системе государственного управления достигли размеров, угрожающих национальной безопасности [1]. Коррупция увеличивает экономические издержки российского общества. Криминализация экономических и других социальных отношений, являясь следствием несовершенной денежной и налоговой политики, оказывает непосредственное влияние на политические практики, тормозит реализацию масштабных политико-экономических новаций, затрудняет развитие цивилизованного предпринимательства, тем самым, способствуя нарастанию в обществе социального недовольства.

Сложность борьбы с коррупцией состоит в том, что коррупция — проблема не только криминальная, но и политическая, экономическая, социальная. Несмотря на всеобщее осуждение, декларацию борьбы с ней и обещание политических партий и руководства страны ее искоренить, коррупция продолжает уверенно существовать. Более того, на современном этапе трансформации российского общества появляется больше возможностей для коррупционных действий, последствия которых, для социального развития становятся все наиболее опасными. Масштабная коррупция негативно влияет на репутацию страны в международном сообществе, что препятствует привлечению иностранных инвестиций и создаёт угрозу социальной и экономической безопасности. Поэтому действенная борьба с ней возможна только комплексом мер, на основе единой антикоррупционной политики, заключающейся в целенаправленном применении последовательных мер государства по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни общества.

Глобализация представляет собой многомерное многоплановое явление, включающее различные горизонты проявлений – экономические, социальные, политические, культурные, экологические, информационно-коммуникативные и другие [2]. Все эти уровни взаимообусловлены, взаимосвязаны и могут испытывать на себе влияние как позитивных, так и негативных экзогенных воздействий.

Можно выявить и структурировать основные отрицательные внешние эффекты глобализации, обладающие признаками потенциальной криминогенности: во-первых, утрата странами, включенными в процесс глобализации, своего суверенитета, традиционных функций государственного управления обществом и экономикой, приватизация национальной политики государства международной финансовой олигархией и ТНК; во-вторых, секвестирование уровня свобод, демократических принципов и механизмов в жизнедеятельности национальных социумов, в деятельности национальных и наднациональных, международных институтов, формирование однополярного мира, присвоение одной супердержаве роли мирового полицейского, приватизация ею функций международной юстиции; снижение значимости национальных систем права; в-третьих, применение двойных стандартов в политике в отношении стран, глобализируемых и глобализирующих уход от социальной ответственности национальных лидеров последних, отсутствие механизмов социального контроля за деятельностью глобальных финансовых и экономических институтов, неэквивалетность международного обмена, однобокость национального экономического развития; в-четвертых, доминирование спекулятивно-ростовщического интереса в деятельности международных и национальных финансовых институтов, рост государственных долгов, появление стран-банкротов; главенство либерального фундаментализма в экономике, культуре и социальной жизни, деструктивность массовой культуры и массмедиа, тиражирование антисоциальных форм индивидуального поведения, основанных на гипертрофии эгоцентрического индивидуализма, потребительства и гедонизма; в-пятых, глобальная монополизация информационного пространства и информационных ресурсов, глобализация теневых и криминальных экономических отношений, интенсификация тенденций интернационализации национальной преступности, использование терроризма как инструмента политики глобализации и регионализации.

Все обозначенные выше процессы крайне уязвимы для коррупции, вред от которой будет расти в геометрической прогрессии. Однако мировое сообщество отлично понимает серьезность данной проблемы, и предпринимает следующие шаги по ее решению.

В «Глобальной программе ООН против коррупции» отмечается, что снижение коррупции становится приоритетным как на национальном, так и на международном уровне [3]. ООН связывает проблему коррупции с проблемой бедности в ряде стран, население которых не может самостоятельно пресечь расхищения бюрократией средств, выделяемых им странами-донорами для развития здравоохранения, образования, транспортной инфраструктуры. Активную деятельность развернула ООН, не раз рассматривавшая вопрос коррупции и тесно связанные с ней проблемы борьбы с организованной преступностью и отмыванием денег на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В последние годы посредством своих резолюций Генеральная Ассамблея ООН одобрила ряд документов, нацеленных на международную борьбу с коррупцией.

В Резолюции 55/61 от 4 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея согласилась разработать эффективные юридические документы против коррупции. В соответствии с ее поручением Генеральный секретарь ООН подготовил доклад, в котором анализировались все относящиеся к делу международные документы, другие документы и рекомендации, направленные против коррупции [4]. Такое же поручение было дано Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. На основании этих докладов и заключения межправительственной группы экспертов Резолюцией Генеральной Ассамблеи 58/4 от 31 октября 2003 г. была принята Конвенция ООН против коррупции [5].

С 1994 года в борьбу с коррупцией на международной арене вступает Совет Европы. На своей встрече министры юстиции стран-участниц признали, что коррупция является серьезной угрозой демократии, господству права и правам человеческим. В 1996 году Комитет министров Совета Европы принял Программу действий против коррупции. В соответствии с ней была утверждена Резолюция (97) 24 «Двадцать руководящих принципов по борьбе против коррупции». В рамках реализации своей Программы Совет Европы принял несколько конвенций, направленных на борьбу с коррупцией: Гражданско-правовую конвенцию по коррупции 1999 г., Уголовно-правовую конвенцию о коррупции Совета Европы 1999 г. В 2000 г. Комитет министров принял Рекомендацию № R (2000) 10, которой утвердил Модельный кодекс поведения публичных должностных лиц [6].

Свой вклад в борьбу с коррупцией сделал Европейский Союз. В 1995 году он принял Конвенцию по защите своих финансовых интересов и Первый протокол к этой Конвенции от 27 сентября 1996 года, который содержит требования, направленные на противодействие коррупции должностных лиц сообщества и стран в него входящих. Второй протокол к Конвенции был принят в 1997 году и касался ответственности юридических лиц за коррупцию, отмывание денег, полученных преступным путем, конфискации их имущества. В 1998 году Европейский Союз принял документ, который был назван «Совместные действия», который включал предложения к членам Союза принять соответствующие законы по борьбе с коррупцией в частном секторе.

Определенные меры по борьбе с коррупцией через обеспечение прозрачности в международной торговле предпринимает Всемирная торговая организация. В частности, в 1998 году ею принято Руководство по предотвращению отмывания денег. Вовлечен в решение проблем коррупции и улучшения управления экономикой стран мира Международный валютный фонд (МВФ), который финансирует программы по улучшению управления в экономике, исследованию причин и состояния коррупции в регионах. Не секрет, что финансовые ресурсы, которые выделяет МВФ развивающимся странам, подчас расхищаются должностными лицами этих стран. Такое происходило и в России в 90-х гг. XX в. На сайте МВФ в Интернете можно найти исчерпывающую информацию о том, какую работу он проделывает в борьбе с коррупцией в различных странах мира [7].

Самыми лучшими мерами по борьбе с коррупцией, как подчеркивается в Глобальной программе ООН, является ее предупреждение [8]. Лучше осуществлять профилактику, чем потом лечить болезнь, отмечается в рекомендациях «Transparency International». Конвенция ООН против коррупции предлагает государствам-участникам устанавливать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение коррупции (ч. 2 ст. 5). Акцент на профилактику коррупции сделан в Резолюции (97) 24 Комитета министров Совета Европы «Двадцать руководящих принципов по борьбе с коррупцией».

В рекомендациях международных организаций уделяется первостепенное внимание антикоррупционным мерам, которые должно осуществлять общество, его институты. Распространение коррупции в государственных органах зависит от того, как общество к этому относится. Высокая степень коррупции в ряде стран с восточным менталитетом обусловлена пассивностью общества, укоренившимися традициями невмешательства в дела государства. Исходя из этого, стратегическим направлением борьбы с коррупцией во всех странах мира является вовлечение в эту борьбу гражданского общества [9]. Очевидно, что в России предстоит еще построить независимое от государства, сильное и активное гражданское общество.

С развитием Интернета резко возросли возможности общества знакомиться с проблемами коррупции во всем мире и предлагаемыми инструментами борьбы с ней. Например, сайт Союза четырех содержит ссылки на 22 других сайта, содержащих большое количество информации по проблемам коррупции [10]. Количество этих сайтов постоянно растет. К сожалению, большая часть информации представлена только на английском языке. На русском языке информация размещена на сайте Transparency International [11]. Сведения о борьбе с коррупцией можно почерпнуть на сайте фонда ИНДЕМ [12]. Много материалов по международной борьбе с коррупцией на русском языке содержится на сайте nobribes.org.

В различных документах ООН содержатся предложения государствам, используя принцип разделения властей, создавать независимые органы, нацеленные на борьбу с коррупцией. Этого же требуют ст. 6 и 36 Конвенции ООН против коррупции 2003 года. Независимая национальная антикоррупционная комиссия должна создаваться Парламентом. На нее возлагается разработка национальной антикоррупционной политики и стратегии борьбы с коррупцией, а также координация и контроль за деятельностью других антикоррупционных органов.

Систематический контроль за государственными служащими предлагается осуществлять с помощью специальных внешних и внутренних структур в исполнительных органах власти. Внутри исполнительных органов целесообразно выделять независимые структуры, осуществляющие контроль за деятельностью государственных служащих и выявляющие факты коррупции. Поскольку существующий сегодня в России внутренний контроль за поведением служащих показывает свою неэффективность, то акцент, по нашему мнению, следует сделать на внешнем контроле. Внешние контрольно-надзорные органы могли бы привлекать виновных в коррупции служащих к административной ответственности или передавать собранный материал в суд. Обладая независимостью, они могли бы беспристрастно оценивать роль руководителей органов власти и государственных учреждений в коррупционной деятельности своих подчиненных и привлекать их к ответственности за организацию коррупционной системы во вверенном подразделении или за халатное отношение к борьбе с коррупцией. Государство обязано наладить работу с жалобами населения. Любая жалоба на работу государственного аппарата должна быть рассмотрена, а виновные в нарушении прав граждан и плохом исполнении своих обязанностей — наказаны. В различных наборах инструментов против коррупции рекомендуется вводить так называемые телефонные горячие линии, позволяющие любому человеку по телефону сообщать компетентным должностным лицам о фактах коррупции или подозрении в коррупции в органах власти.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный кодекс поведения публичных должностных лиц [13]. Этот Кодекс может быть принят всеми странами мира как модельный. Публичный служащий не должен принимать участия в деле, в котором лично заинтересован (не допускать конфликта интересов), в том числе после ухода со службы. Кодекс также требует от служащих декларировать имущественное положение и получаемые блага, отказываться от подарков. Последние годы в России характеризуются массовым вступлением государственных служащих в партию «Единая Россия». Это противоречит рекомендации ООН, согласно которой публичным служащим следует избегать политической активности.

На необходимость введения декларирования доходов и имущественного положения публичных служащих обращено внимание в «Антикоррупционном наборе инструментов ООН». Декларированию должно подлежать имущество, не только находящееся в собственности, но и на правах пользования. Предлагается также (при необходимости) придавать публичной огласке данные деклараций. Это касается в первую очередь высших должностных лиц. Декларирование имущественного положения и доходов создает препятствие для получения взяток в крупных размерах, позволяет выявлять нечестных должностных лиц и привлекать их к ответственности за одно только сокрытие получения незаконных доходов или предоставление в декларации ложных сведений. Ответственность должна быть значительной (например, увольнение или применение уголовных санкций за должностной подлог). В противном случае все меры по декларированию будут неэффективны, что, в частности, и произошло в России. Для нашей страны, где типичным стало совмещение занятия предпринимательством и государственными делами в рамках одной семьи, важно требовать декларации доходов и имущества также от близких родственников должностных лиц. Как известно, Президент РФ в свое время отказался подписать принятый Федеральным Собранием закон «О борьбе с коррупцией», который предусматривал декларирование доходов государственных служащих и их родственников, сославшись на то, что это является посягательством на права человека.

ООН предлагает всем странам мира сделать ревизию своего законодательства с целью выяснения необходимости его совершенствования, принятия каких-либо комплексных законов антикоррупционной направленности. Необходимо соотнести внутригосударственное законодательство с нормами международного права и нормами стран, успешно борющихся с коррупцией [14].

В России Гражданско-правовая конвенция против коррупции, принятая Советом Европы в 1999 г. [15], к сожалению, еще не подписана и не ратифицирована. В соответствии с данной Конвенцией лица, понесшие ущерб в результате акта коррупции, имеют право на полную его компенсацию (ст. 1, ч. 1 ст. 3). Компенсируются материальный ущерб, потеря доходов и нематериальные потери. Ответчиком может выступать лицо, совершившее акт коррупции, санкционировавшее его или не принявшее разумных шагов для его предотвращения (ч. 1 ст. 4), а также государство, чье должностное лицо виновно в совершении коррупционного акта (ст. 5). Конвенция ООН против коррупции требует обеспечить возмещение вреда, который получают лица в результате коррупционных деяний (ст. 35). Было бы полезно включить аналогичные нормы в гражданское законодательство России, конкретизировав ст. 1069 и 1070 ГК РФ.

Таким образом, отдавая отчет в ограниченной эффективности переноса зарубежного опыта борьбы против коррупции на российскую действительность, тем не менее, представляется важным посредством тщательного анализа позитивного опыта зарубежных стран наметить для возможной имплементации в России полезные методологические, институциональные, политико-правовые нормы и стандарты. Большое значение имеет также усиление прозрачности в деятельности государственных органов, должностных лиц, политических партий. Наряду с усилением различных инструментов контроля, уголовного преследования за противоправные коррупционные деяния, необходимо содействовать всестороннему развитию гражданского общества и свободы средств массовой информации, как важного и эффективного способа борьбы против коррупции.

 

Литература.

 

1. Антикоррупционная политика. Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ); Под ред. Г.А. Сатарова.- М., 2004. –С.261.

2. Шалаев В.П. Национальная безопасность в контексте экономической глобализации // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Выпуск 15. – М., 2007.- С.175-176.

3. http://www.unicri.it/Prodoc%20corruption.htm

4. http://www.unodc.org/pdf/crime/10_commission/3e.pdf

5. http://www.un.org/russian/documen/convents/corruption.pdf

6. См.: Совет Европы и Россия. - 2002. - № 2. С. 47; http://conventions.coe.int/treaty/en/Treaties/Html/174.htm; http://www.greco.coe.int

7. http://www.imf.org/external/np/gov/guide/eng/index.htm

8. http://www.unicri.it/Prodoc%20corruption.htm

9. См.: Антикоррупционный набор инструментов. Версия 1 //www.nobribes.org/russuin/Document Toolkit_UN_Ru.doc

10. http://www.u4.no/news/welcome.cfm

11. http://www.transparency.org

12. http://www.indem.ru; www.anti-corr.ru

13. GA/res/51/59 от 12 декабря 1996 г., дополнение

14. Денисов С.А. Антикоррупционные нормы европейского права и проблемы их восприятия в России // Российский ежегодник международного права. - СПб., 2003. - С. 317; Денисов С.А. Международные инструменты борьбы с коррупцией // Чиновник. Информационно-аналитический вестник Уральской академии государственной службы. - 2004. - № 2. - С. 65.

15. http://conventions.coe.int/treaty/en/Treaties/Html/l74.htm

 

Поступила в редакцию 14.04.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.