ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Некоторые аспекты беспристрастности судебной власти.

 

Ковалевская Ольга Валерьевна

аспирант кафедры «Социология и психология» юридического факультета

Астраханского Государственного Технического Университета.

Научный руководитель –  доктор политических наук, профессор

Зелетдинова Эльвира Анваровна.

 

Путь от формального  провозглашения демократии  к утверждению ее  основных нормативных  признаков может занять не одно десятилетие.  Демократическое развитие России  невозможно без активных, целенаправленных усилий  со стороны государства. Успех проводимых в нашей стране реформ во многом зависит от эффективности системы институтов, выполняющих функции государственной власти. Одним из важных условий  полноценного функционирования этой системы является демократизация политических отношений между ветвями власти. Поэтому вопрос о разделении властей, их независимости  остается одним из приоритетных направлений политического анализа. Развитие демократии, ее политическое воплощение, зависит от ряда гарантий,  в числе которых, правовая законность. Реализация таких гарантий связана с формированием структурной организации  власти на основе механизма разделения властей. Особая роль в этом механизме взаимного сдерживания отводится  выделенной в самостоятельную ветвь судебной власти. Независимость судебной власти, ее беспристрастность, имеют большое значение для механизма демократизации власти. Независимая судебная власть, исполняя  роль беспристрастного арбитра, способствует разрешению  различного рода противоречий, в том числе, политического характера. Не зависящие ни от законодательной, ни от исполнительной ветви власти судебные органы, обеспечивают соблюдение механизма разделения властей, создают гарантии правовых форм взаимодействия органов власти.

Судебная власть – это самостоятельная составляющая государственной власти как формы организации жизни общества и его существования[1], реализующая свои властные полномочия специально созданными государственными органами - судами, в строго установленной законом процессуальной форме. Судебная власть -  ветвь государственной власти, призванная содействовать гражданам, государственным, общественным институтам в реализации законных прав. Судебная власть рассматривается как форма государственной власти, ориентированная на защиту конституционного строя,  прав и свобод, законных интересов человека и гражданского общества путем разрешения правовых споров и конфликтов.[2] Демократическое правовое государство основывается на таком характере взаимоотношения между личностью, обществом и государством, при котором интересы личности, права и свободы граждан являются основной социальной ценностью, охраняемой обществом и государством. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность государственных  органов  должна быть подчинена задаче обеспечения и охраны прав и свобод граждан, направлена на развитие полноправных институтов гражданского общества.[3] Сообразно с этим, общество заинтересовано в существовании «нормальной (т.е. реально независимой, самостоятельной, обладающей должной силой и авторитетом, действующей на подлинно правовых принципах) судебной власти»[4], которая служила бы «средством…защиты верховенства права и сохранения демократических ценностей и завоеваний, в числе которых права человека»[5]. Провозглашение идеи Российского правового государства, возникновение новых взглядов на роль и значение судебной власти как самостоятельной и независимой ветви государственной власти, признание ее таковой в Конституции Российской Федерации явилось теоретической базой для расширения социальной роли судебной власти и законодательного закрепления за ней статуса неотъемлемого элемента структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.  

Одной из основополагающих идей развития и совершенствования судебной ветви власти, направленной на обеспечение надлежащей защиты прав и свобод, и нашедшей отражение в законодательстве, является идея независимости судебной власти.  Сущность данного принципа определена в статье 120 Конституции Российской Федерации[6], которая устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Самостоятельность, независимость судебной власти, соответствие данного конституционного постулата реальному положению дел -  объемный и многогранный вопрос. Хотелось бы обратить внимание на одну из его граней – на принцип  беспристрастности судебной власти.

Судебная власть реализует свои властные полномочия в силу наличия определенного превосходства в знании закона и беспристрастности в умении его применять. В отдельных случаях превосходство в знании и беспристрастность определяются источником судебной власти.[7] Определение «беспристрастности» содержит в себе важные, необходимые характеристики как судебной деятельности в общем, так и личности судьи в частности. Беспристрастность – это способность к справедливой оценке, суждению. Беспристрастный человек – не предубежденный, чуждый пристрастия, справедливый, не обусловленный личной склонностью, пристрастием [8].   В целом ряде нормативных актов (ГПК РФ (ст. 8)[9],  ФКЗ «О судебной системе» (ст.ст. 5,7)[10], ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 2)[11], Закон «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.ст.1, 3, 9, 10)[12]) законодатель, поднимая значение судебной власти для общества и государства, регулирует содержание ее деятельности вкупе с положением о подчинении судебных органов исключительно закону. Такое подчинение, в свою очередь, означает разрешение судом дел беспристрастно, а именно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства прямого, косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам.[13]   

Значение беспристрастности как принципа судебной власти состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы принимать самостоятельные решения по рассматриваемым делам только в соответствии с «буквой» Закона. В свою очередь, такая благоприятная обстановка, в которой суд может осуществлять правосудие в соответствии с законом, руководствуясь своим внутренним убеждением, может быть обеспечена только в том случае, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Беспристрастное судебное разрешение правовых конфликтов обеспечивается  законодательным запретом,  под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность судебных органов (ст.5 ФКЗ «О судебной системе»[14], ст.ст. 9,10 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»[15]). При этом для процесса отправления справедливого правосудия не могут иметь значения заслуги должностного лица, сфера деятельности государственного органа, финансовый уровень организации или  влиятельный статус отдельного гражданина. «Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было»[16], и факторы извне не должны влиять на честную оценку фактических обстоятельств дела, на объективное суждение о достоверности доказательств, на внутреннее убеждение судьи о правах и обязанностях сторон. Принцип беспристрастности судебной власти тесно взаимосвязан  с таким конституционным положением, как равенство всех перед законом и судом. Поскольку суд не заинтересован в исходе дела и  взаимодействует с конфликтующими сторонами с позиции нейтрального арбитра, стороны обладают перед судом равными правами и обязанностями. При реализации своих властных полномочий судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера[17] и не имеет права отдавать предпочтения участвующим в процессе сторонам по признакам их  государственной, социальной, языковой принадлежности либо в зависимости от их происхождения, места жительства, места рождения, имущественного положения.[18] 

Общественное мнение, возможная критика деятельности судей, судебной власти также не должны влиять на законность и обоснованность принимаемых судебными органами решений.[19]  Но, вместе с тем, от принимаемых судебных решений и позиции судебной власти по определенным вопросам зависит отношение общества к ней. В настоящее время, когда в стране приходит осознание того, «что в правовом государстве высшую защиту обеспечивает именно судебная власть»[20], и «менталитет людей, их мироощущение, их психология в этом отношении развиваются позитивным образом»[21], очень важно, чтобы судебная деятельность была политически беспристрастна. Для укрепления общественного доверия и уважения к судебной власти необходимо ее соответствие «канонам справедливости, но по отношению к закону, а не сегодняшним политическим реалиям»[22] или  политической целесообразности во блага государства.  Поскольку судьи, исполняя свои профессиональные обязанности, должны способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости и беспристрастности судебной власти, они не вправе принадлежать к политическим партиям,  движениям, поддерживать их каким-либо способом,  в том числе, материально. Представители судейского сообщества также не вправе публично выражать свои политические взгляды, участвовать в политических акциях, шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер. Кодекс судейской этики уточняет, что судьи могут взаимодействовать с органами законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства, избегая при этом всего, что может вызвать сомнение в их беспристрастности.[23]  Беспристрастная судебная власть свободна от предубежденности, предрассудков, соображений материальной необходимости, влияния извне. Перед такой властью «не могут быть поставлены задачи судить о целесообразности, об идеях, пристрастиях или выгоде, о политических взглядах, если это не затрагивает правоотношений»[24].

Актуальным и открытым остается вопрос - насколько теоретическое установление, законодательное закрепление беспристрастия как неотъемлемой характеристики судебной власти, способствует ее объективности на практике. Возможно ли полностью исключить влияние  «с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам»? Судья живет не в изолированном мире, он «живет  в той же самой правовой и культурной среде, что и…обычные граждане»[25]. Более того, судья  - не обезличенный государственный орган, отправляющий правосудие, он, прежде всего, человек, самостоятельная личность со своим мнением, чувствами, отношением к различным жизненным ситуациям, обладающий общими способностями, и сугубо профессиональными; человек, который обладает индивидуальным уровнем устойчивости к большим психическим, интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Поэтому отмечается важное психологическое значение принципов судебной власти, в частности, принципа беспристрастности. Реализация на практике теоретических положений о беспристрастности судебной власти, других ее характеристиках, по мнению Т.Г. Морщаковой, способствует эффективности и качеству познания истины судьями.[26]  Значение принципа беспристрастности судебной власти состоит в создании благоприятных условий для судебного разбирательства, в ограничении искажающего влияния различных отрицательных факторов, в определенной нейтрализации предубеждения судей в восприятии и  оценке информации, неблагоприятного воздействия на состав суда общественного мнения.[27] Таким образом, на беспристрастность судебной власти, помимо вмешательства извне, может влиять и психологический фактор, личностные характеристики судьи, социально-психологические закономерности его взаимодействия с другими людьми. Сообразно с этим, представителям судебной власти необходимо контролировать свои эмоции, поведение, особенно  в процессе общения с окружающими их людьми, коллегами по работе, участниками рассматриваемых дел, «избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть…честь и достоинство».[28]  Самоконтролю в процессе внеслужебной деятельности посвящены положения как Закона «О статусе судей в Российской Федерации», так и Кодекса судейской этики. Внеслужебная деятельность  судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности, при этом он должен всегда вести себя таким образом, чтобы сохранять независимость и беспристрастность.[29] Кроме того, во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.[30]

По мере утверждения принципов демократического правового государства в России возрастает роль государственных механизмов правовой защиты конституционного  строя, прав и свобод граждан, интересов общества. Одним из таких механизмов является судебная власть, беспристрастность которой не зависит от интересов государственных структур, событий на политической арене, влияния отдельных должностных лиц или граждан. Повышенные требования, предъявляемые современным обществом к судебной власти, иногда  на фоне критического отношения к ней, свидетельствуют об объективной потребности в беспристрастной судебной власти, которая  могла бы обеспечивать господство закона и справедливости. Поэтому реализация на практике принципа беспристрастности судебной власти является одним из факторов, способствующих укреплению общественного доверия и уважения к данной ветви государственной власти. Принцип беспристрастности – один из способов обеспечения  независимости судебной власти, поскольку справедливая оценка, непредвзятое суждение, объективность, честность, отсутствие внутреннего предубеждения представляют собой надежные формы защиты от попыток вмешательства в деятельность судебной власти.

 

Список нормативных правовых актов.

 

1.       Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.//Российская газета.- 1993.- № 237

2.       Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации.- 18.11.2002.- № 46- Ст.4532

3.       Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.- 06.01.1997.- № 1- Ст.1

4.       Федеральный закон «О мировых судьях  в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 21.12.1998.- № 51- Ст.6270

5.       Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»// Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.- 30.07.1992.- № 30- Ст. 1792

 

Список использованной литературы.

 

6.       Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.)//Вестник Высшего Арбитражного  суда Российской Федерации.- 2005.- № 2

7.       Краснов М. У судебной власти есть только один защитник-общество// Российская юстиция.-  2003.-№6- С.2-4

8.       Красюкова Е.В. Этос судебной власти//Российский судья.- 2007.- № 8- С. 5-7

9.       Левин С.В. Судебный контроль над исполнительной властью в Российской Федерации//Российская юстиция.- 2007.- № 6- С.53-55

10.   Матеров Н.В. Культура судопроизводства в России должна быть на высоком уровне//Российское право.-2007.- № 4- С. 15

11.   Махачев Г.Н.  К вопросу о взаимоотношениях парламентов с судебной властью//Российский судья.-2006.-№12- С.12-13

12.   Морщакова Т.Г. Психологические истоки судебных ошибок и внутреннее убеждение судей// Эффективность  правосудия и проблема устранения судебных ошибок.- М., 1975.– Ч. II, Гл. VII.- С. 7-8.

13.   Правосудие for sale//Право каждого.-2007.- № 5- С. 7

14.   Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Г. В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; Редкол.: Г.В. Осипов (отв. ред.), Л.Н. Москвичев (отв. ред.) и др.- М.: Норма, 2005.- 912 с.

15.   Толковый словарь русского языка: в четырех томах. Том первый/Под ред. Ушакова Д.Н.- М.:ТЕРРА, 1996.-824 с.

16.   Фоков А. Судебная власть в системе разделения властей//Российский судья.- 2007.- № 10- С. 2-4

17.   Халиков А.Н. Роль председателя суда в обеспечении независимости судей//Российский судья.- 2007.- № 5- С.3-5

 

Поступила в редакцию 04.06.2008 г.



[1] Махачев Г.Н.  К вопросу о взаимоотношениях парламентов с судебной властью//Российский судья.-2006.-№12- С.12-13

[2] Фоков А. Судебная власть в системе разделения властей//Российский судья.- 2007.- № 10- С. 2-4

[3] Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Г. В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.- М.: Норма, 2005.-С.420-421

[4] Краснов М. У судебной власти есть только один защитник-общество// Российская юстиция.-  2003.-№6- С.3

[5] Левин С.В. Судебный контроль над исполнительной властью в Российской Федерации//Российская юстиция.- 2007.- № 6- С.53

[6] Российская газета.- 1993.- № 237

[7] Красюкова Е.В. Этос судебной власти//Российский судья.- 2007.- № 8- С. 5-7

[8] Толковый словарь русского языка: в четырех томах. Том первый/Под ред. Ушакова Д.Н.- М.:ТЕРРА, 1996

[9] Собрание законодательства РФ.- 18.11.2002.- № 46- Ст.4532

        [10] Собрание законодательства РФ.- 06.01.1997.- № 1- Ст.1

[11] Собрание законодательства РФ.- 21.12.1998.- № 51- Ст.6270

[12] Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.- 30.07.1992.- № 30- Ст. 1792

[13] Халиков А.Н. Роль председателя суда в обеспечении независимости судей//Российский судья.- 2007.- № 5- С.3-5

[14] Собрание законодательства РФ.- 06.01.1997.- № 1.- Ст.1

[15] Ведом. съез. нар. депут. РФ и Верх. Сов. РФ.- 30.07.1992.- № 30.- Ст. 1792

[16] Кодекс судейской этики //Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.- 2005.- № 2

[17] Кодекс судейской этики // Вестн. Высш. Арбитр. суда РФ.- 2005.- № 2

[18] ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации//Собрание законодательства РФ.- 06.01.1997.- № 1-Ст.1

[19] Кодекс судейской этики// Вестн. Высш. Арбитр. суда РФ.- 2005.- № 2

[20] Матеров Н.В. Культура судопроизводства в России должна быть на высоком уровне//Российское право.-2007.- № 4- С. 15

[21] Там же.- 2007.- № 4.- С. 15

[22] Правосудие for sale//Право каждого.-2007.- № 5- С. 7

[23] Кодекс судейской этики// Вестн. Высш. Арбитр. суда РФ.- 2005.- № 2

[24] Левин С.В. //Российская юстиция.- 2007.- № 6- С.53

[25] Правосудие for sale//Право каждого.-2007.- № 5- С. 7

[26] Морщакова Т.Г. Психологические истоки судебных ошибок и внутреннее убеждение судей// Эффективность  правосудия и проблема устранения судебных ошибок.- М., 1975.- С. 7-8.

[27] Морщакова Т.Г. Указ. соч.- С. 7-8

[28] Кодекс судейской этики// Вестн. Высш. Арбитр. суда РФ.- 2005.- № 2

[29]  Закон «О статусе судей в Российской Федерации»//Ведом. съез. нар. депут. РФ и Верх. Сов. РФ.- 30.07.1992.- № 30

[30] Кодекс судейской этики.// Вестн. Высш. Арбитр. суда РФ.- 2005.- № 2

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.