ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Социальное партнерство: развитие гражданского диалога

 

Куделькин Николай Владимирович,

аспирант кафедры социально-политических наук Уральского государственного университета им. А.М. Горького.

Научный руководитель – доктор политических наук, профессор

Руденкин Василий Николаевич.

 

Исторически идеи об активной добровольческой (волонтерской) деятельности и принципы социального (гражданского) партнерства возникли как антитеза классовым конфликтам и революциям, как способ разрешения противоречий между трудом и капиталом[1]. Но в конце XX в. эти термины наполнились новым смыслом. В фокусе общественного и политического внимания сегодня находятся инициативы граждан, которые объединяются в сообщества некоммерческих организаций и общественных движений. Именно взаимодействия и сотрудничество данных организаций с государственными структурами органами местного самоуправления и коммерческими предприятиями являются основной составляющей социального партнерства.

Такое взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы - бедность, бездомность, сиротство, нарушение прав человека и основных свобод гражданина, загрязнение окружающей среды.

Основными механизмами реализации модели социального партнерства выступают социальные технологии межсекторных взаимодействий. Они предусматривают:

- планирование в сфере социального партнерства (планирование взаимодействий органами государственной власти, объединениями предпринимателей, коммерческими компаниями, некоммерческими организациями и их объединениями);

- четкая согласованная и недвусмысленная система правовых норм и регуляторов, обеспечивающих взаимодействие;

- открытые и контролируемые процедуры разработки и реализации программ социальных реформ;

- организацию и координацию деятельности сторон (коммуникационные, образовательные технологии, договорное регулирование социального партнерства, лоббирование);

- финансирование в системе социального партнерства (гранты, ярмарки социальных проектов и программ, фандрайзинг, программы пожертвований клиентов и сотрудников, корпоративные фонды и фонды местных сообществ, консолидированный бюджет, социальные инвестиции);

- участие НКО в обслуживании населения наряду с другими организациями в таких сферах деятельности, где требуется лицензирование (медицинское обслуживание, образование);

- льготы некоммерческим и благотворительным организациям, включая: льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей; полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом; материально-техническое обеспечение и субсидирование деятельности благотворительных организаций;

- стимулирование развития местных сообществ на основе государственного заказа, социально-ответственной реструктуризации, делегирования сотрудников компании, конкурсного механизма реализации социальных проектов, технологии частно-государственного партнерства;

- развитие гражданского общества на основе демократических принципов управления и информационной открытости;

- использование различных рычагов мотивации (рейтинги социальной ответственности, конкурсы предприятий и общественных организаций, индексы социальной ответственности, законодательное регулирование, стандарты и нормы, субсидии, налоговые и неналоговые льготы);

- контроль за выполнением обязательств при ответственности сторон и мониторинг эффективности партнерства.

В США особым влиянием на Конгресс пользуются те организации, которые отстаивают интересы среднего класса и большинства населения в целом. В оценке их деятельности центральным является вопрос о том, насколько эффективно они поддержи­вают интересы своих сторонников. Во всяком случае, крупнейшие из них оказали заметное влияние на расстановку и баланс общественно-политических сил и на политику администрации. В качестве примера можно привести Американскую ассоциацию пенсионеров, которая непосредственно воздействовала на законодательные органы всех уровней. Ею были подготовлены тысячи законопроектов по улучшению социального и пенсионного обеспечения, многие из которых были одобрены[2].

Активно работает и такая некоммерческая организация, как «Граждане против разбазаривания государственных средств». Ежегодно она исследует федеральный бюджет в поисках случаев финансирования необоснованных программ. Ту или иную строку расходной части бюджета организация оценивает как необоснованную, если она отвечает хотя бы одному из следующих критериев: ее инициатором является один конгрессмен; в процессе утверждения бюджета данная строка пуб­лично не обсуждалась; финансирование служит лишь целям группы жителей одного избиратель­ного округа и т.д. С 1991 по 2004 г. совокупная сто­имость таких программ составила 185 млрд. долл., причем в 2004 г. на общественно незначимые про­екты было потрачено 3.1 млрд. долл[3].

Появление на политической сцене Франции молодежных, феминистских, экологических движений привело к расширению поля политического участия, к распространению, кроме голосования, ряда «неформаль­ных» действий - петиций, бойкотов, демонстраций, блокирования до­рог, занятия общественных мест. Традиция «прямого участия» в политике, коренящаяся в революционном про­шлом, выделяет Францию среди других западных стран. По мере инте­грации левых сил в политическую систему произошла ассимиляция тех способов действия, которые ранее считались незаконными. В год во Франции проходит примерно 10 тысяч демонстраций. В них принимают участие около 20% избирателей, тогда как 7% в Нидерландах, 6% в Великобритании, 9% в Германии, 11% в США. Благодаря оперативной информации избиратели узнают о политических решениях еще до их принятия, на стадии обсуждения и могут попытаться протестовать в случае их непопулярности[4].

Подтверждением развития принципов социального партнерства в экономических отношениях может служить документ «Принципы международного бизнеса», полу­чивший впоследствии название «Декларации Ко», принятый в 1994 году в маленьком курортном местечке Ко в Швейцарии после двухлетних консультаций и обсуждений на уровне руководителей крупнейших транснациональных корпораций был принят исторический. В терминах обсуждаемой пробле­мы социального капитала это фактически декларация о правилах управления соци­альным капиталом в международных деловых отношениях. Стержень декларации, выражающий интенцию ее авторов, - стремление синтезировать исходные установ­ки восточной и западной цивилизаций: западный индивидуалистический принцип че­ловеческого достоинства личности и восточный - коллективистский принцип, известный в Японии как kyosei (жить и работать в целях взаимовыгодно­го сотрудничества и взаимопонимания, в условиях здоровой и честной конкуренции)[5].

Декларация зафиксировала следующие принципы желательного развития деловых отношений:

1) ответственность бизнеса: от акционеров (просто держателей цен­ных бумаг) - к владельцам своей доли в бизнесе;

2) экономическое и социальное вли­яние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;

3) этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

4) уважение правовых норм;

5) поддержание много­сторонних торговых отношений;

6) уважительное отношение к окружающей среде;

7) избегание противозаконных действий.

Субъектами - партнерами в соблюдении по­добных принципов являются покупатели, работники, владельцы/инвесторы, постав­щики, конкуренты, местное население.

В Великобритании создана обширная сеть представительств омбудсмена для рассмотрения жалоб, поданных, например, против национальной службы здравоохранения, финансовых фирм, арендодателей социального жилья, юристов, распорядителей пенсионных фондов, полиции, тюрем. Для рассмотрения жалоб, связанных с вопросами о сборе налогов, деятельности таможенных органов, назначений на государственную службу, действиях советников/юристов по иммиграционным вопросам, выдачи пособий на ребенка и регистрации земельных участков, существуют другие органы.

В Норвегии для защиты прав детей назначен Уполномоченный представитель по делам детей. Выделены специальные часы для приема телефонных звонков и жалоб от детей. 18,5% всех рассматриваемых дел было фактически инициировано детьми.

Принципы социального партнерства призваны наладить гражданский диалог. В качестве социальных действующих лиц выступают специалисты и добровольные помощники неправительственных организаций, власти, рынок и индивиды. В гражданском диалоге лица разного возраста, с разным социальным статусом, принадлежащие к различным социально-экономическим группам, могут взаимодействовать на равных. Наибольший эффект гражданский диалог дает на местном уровне, особенно когда его главной задачей является улучшение условий жизни населения. Появляются новые формы кооперации, которые задействуют все слои населения с целью уменьшения углубляющегося социального разрыва и стимулирования интеграции общества. Процесс гражданского диалога может быть эффективным только при условии, что неправительственные организации рассматриваются в качестве важных партнеров и получают достаточно средств для своей деятельности.

 

Литература.

 

1.                  Бузгалин А.В. Альтерглобализм как феномен современного мира // Полис 2003 № 2.

2.                  Либоракин М., Флямер М., Якимец В. Социальное партнерство: заметки о формировании гражданского общества в России. М., 1996.

3.                  Модель И.М., Модель Б.С. Социальное партнерство как новая парадигма гражданского общества в контексте политической социологии // Взаимодействии политической науки с органами государственной власти в формировании политических процессов в России и новых независимых государствах. В 2-х ч. Екатеринбург, 2002. Ч. 1.

4.                  Нечаев Д.Н. ФРГ: От «государства партий» к «государству общественных объединений»? // Полис 2002 № 2.

5.                  Преображенская А.А. Политические институты Франции на фоне перемен в общественно-политической жизни // Политические институты на рубеже XXI в., Дубна, 2001, С.312.

6.                  Чумаков В.А. Историко-политические аспекты организации добровольческих (волонтерских) движений в Европе и России / Управление научными негосударственными структурами. Антикризисное управление. Ульяновск, 2002, С.19-24.

7.                  Чумаков В.А. Социальное партнерство, создаваемое неправительственными организациями в условиях глобализации // Актуальные проблемы Европы 2005 №3, С. 93.

8.                  Шихирев П.Н. Эмпирические проявления глобальных тенденций // Общественные науки и современность, 2003, № 5, С. 25.

 

Поступила в редакцию 16.07.2008 г.



[1] Чумаков В.А. Социальное партнерство, создаваемое неправительственными организациями в условиях глобализации // Актуальные проблемы Европы 2005 №3, С. 93.

[2] Шлихтер А. «Третий сектор» (некоммерческий) и гражданское общество США // МЭМО 2006 №12, С.34.

[3] Шлихтер А. «Третий сектор» (некоммерческий) и гражданское общество США // МЭМО 2006 №12, С.34.

[4] Преображенская А.А. Политические институты Франции на фоне перемен в общественно-политической жизни // Политические институты на рубеже XXI в., Дубна, 2001, С.312.

[5] Шихирев П.Н. Эмпирические проявления глобальных тенденций // Общественные науки и современность, 2003, № 5, С. 25.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.