Сикхский вопрос: история религиозного
конфликта в Пенджабе
Яковлев
Александр Юрьевич,
аспирант кафедры истории и политологии
Государственного университета управления, г. Москва.
Индийский штат Пенджаб расположен на северо-западе
страны и граничит с Пакистаном. Его площадь составляет 50362 км². На
территории провинции проживает 24,3 млн. чел. Столица – г. Чандигарх. Штат является
одной из наиболее развитых в экономическом смысле областей. В Пенджабе
производится 60% пшеницы и 50% риса, а также 1/4 хлопка закупаемого центральным
правительством [3, c. 22].
«Пенджаб»
в переводе с панджаби означает «пять вод (рек)» и, действительно, до
Этнорелигизная проблема в Пенджабе стала существенной
еще в 20-е годы 20 века, когда в конфликт, помимо индусов и мусульман,
оказались вовлечены сикхи. Согласно переписи
Религиозные различия между тремя общинами
Пенджаба всегда были значительны. Сикхизм – самая молодая религия Индии,
сформировавшаяся на территории современного Пенджаба. В настоявшее время
большинство последователей этой религии проживает на территории одноименного
штата. По переписи
Существует три точки зрения на природу
сикхизма: сикхизм – ответвление индуизма; результат синтеза ислама и индуизма;
точка зрения, которой придерживаются представители сикхской общины, сикхизм –
самостоятельная религия [5, с. 26-28]. В основу
сикхизма положена деятельность десяти гуру (учителей), внесших определенный
вклад в развитие сикхизма. Каждый последователь данного религиозного направления
является сикхом (учеником). Родоначальником сикхизма считается Гуру Нанак
(1469-1539). Десятый Гуру Гобинд Сингх (1675-1708) произвел серьезную
реорганизацию общины - упразднил пост гуру и создал военно-политическую
организацию – хальсу («чистые»), также установил обряд приема в нее. При вступлении
неофит присоединял к своему имени слово Сингх (лев). После этого сикх должен
был придерживаться принципа пяти «К»: иметь при себе кирпан (меч или кинжал)
как символ доблести, расческу – кангх, носить на левом запястье стальной
браслет – кара – как символ верности, пользоваться нижнем бельем – каччха, не
стричь волосы и не брить бороду - кеш, не курить и не употреблять спиртные
напитки. Единство религии, политики и особое место военной составляющей, делает
сикхизм серьезным оружием в борьбе за интересы общины.
В конце XVIII века правитель одного из
сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство, которое
дольше других индийских королевств сопротивлялось английским колонизаторам.
После покорения Пенджаба в
Для управления гурдварами в октябре
В середине 20-х гг. ХХ в. этнорелигиозные
противоречия в Пенджабе стали еще более обостряться в связи с началом кампании
«шуддхи» (возвращение в лоно индуизма тех, кто в прошлом был индусом),
«сангатхан» (движения за укрепление индуизма) и «танзим ва таблиг» (обращение в
ислам иноверцев), активно пропагандировавшиеся религиозными общинными партиями.
Все это происходило на фоне усиливавшихся
споров за территорию между индусами, мусульманами и сикхами, периодически
сопровождавшиеся погромами. Предметом наиболее оживленной дискуссии служил
вопрос об административно-территориальном делении Пенджаба по конфессиональному
признаку. На кону стояли водные и земельные ресурсы, а также производственные
мощности.
В марте
Сценарий по созданию государства сикхов не
мог быть реализован по следующим причинам:
·
М.А.
Джинна требовал при образовании Пакистана включения в его состав 6 провинций, в
числе Бенгалии и Пенджаба (целиком), а свою очередь, ИНК, ни при каких обстоятельствах,
не дал бы согласия на вхождение в образуемое исламское государство указанных
выше территорий в существовавших границах;
·
создание
Азад Пенджаба требовало бы включения в него значительной территории будущего
Пакистана, которая затем составила его территориальную и экономическую основу;
·
подобное
развитие событий вынуждало изменить концепцию «двух наций», служившей базой в
секуляризационных трендах того периода;
·
выполнение
требований по образованию Азад Пенджаба создавало прецедент, который мог быть
использован другими общинами Индии;
·
ухудшающееся
здоровье авторитетного и популярного М.А. Джинны, смерть которого могла бы
серьезно скорректировать направление развития событий;
·
неготовность
ни сикхской элиты, ни населения всеми возможными способами и методами требовать
создания независимого государства сикхов.
Произошел раздел Пенджаба, в результате
которого часть территории с преобладанием мусульманского населения отошла к
Пакистану. Штат захлестнула политическая борьба за электорат между ИНК, Джан
сангх (коммунистической индусской партией, пользовавшейся популярностью у
городского населения) и АД. Сикхские лидеры оказались расколотыми, внутренние
противоречия, давление со стороны различных социальных сил и стремление к
власти привели к непоследовательности политического курса АД. С одной стороны,
начиная с
Подобная позиция помогла выторговать ряд
существенных уступок: был повышен статус языка панджаби, увеличилась доля
сикхов на государственной службе и число, занимаемых ими министерских постов.
Добившись удовлетворения указанных требований, лидеры АД помогли Б.С. Сачару
свергнуть Г.Х. Бхаргаву и занять пост главного министра штата. После чего они в
Указанный принцип не был реализован в силу
различных обстоятельств. Главным образом это произошло из-за: сложной
этнорелигиозной структуры населения Пенджаба, состоящего из двух языковых групп
– пенджабцев и хиндустанцев (при этом нет совпадения религиозного и
национального деления – есть индусы, говорящие на панджаби, и сикхи, говорящие
на хинди); малочисленности сикхского населения провинции, отсутствия у АД ярких
лидеров и четко сформулированной секуляристской программы, а так же из-за
сокрушительного поражения на выборах
После проигрыша выборов и стремления
восстановить свои позиции среди сикхского населения Пенджаба, лозунг
«Пенджаб-субы» претерпел изменения. Теперь АД выступал за создание Пенджабской
субы (штата), предполагая включить в ее состав весь пенджабский этноареал и
округ Ганганагар, входивший в состав Раджастана, и отделить Харьяну. В таком
виде суба охватила бы территорию в 90 тыс. км² с 12 млн. населением, среди
которых сикхи составили бы 40% [11, p.
162]. В противовес этому требованию некоторые индусских коммуналистских
организаций выступали за создание Маха Пенджаба (Большого Пенджаба) путем
присоединения к нему Дели, Химачал-Прадеша и нескольких округов Уттар-Прадеша.
В
После указанных действий, в штате поднялась
волна коммунализма, был создан Хинди ракша самити (Комитет спасения хинди),
начавший кампанию за спасение языка. Это движение получило развитие в Харьяне,
жители которой имели в культурно-лингвистическом аспекте мало общего с
пенджабцами, а их дети должны были изучать в школах дополнительный язык и
письменность гурмукхи. Опасаясь развития конфликта, правительство штата
отказалась от реализации многих принципов, заложенных в региональной формуле.
Это вызвало недовольство АД, вновь начавшей агитацию не только за создание
Пенджабской субы, но и за образование штата Харьяна. Указанный тактический ход
принес успех, т.к. большинство жителей, исповедовавших индуизм, хотели иметь
свою провинцию.
В ноябре
Реорганизация Пенджаба, в сущности, означала
удовлетворение требования АД о создании сикхского штата. После отделения
Харьяны Пенджаб стал лингвистически однородной провинцией, и сикхи превратились
в этническое большинство. В
В 70-х годах ХХ века происходила
постепенная радикализация сикхского движения. Основными причинами этого явились
неудовлетворенность политических лидеров сикхов своими позициями в штате и
опасения религиозного руководства сикхской общины за незыблемость устоев веры.
Также в этом виноваты возникшие социально-экономическими проблемы, а именно:
нехватка рабочих мест, в том числе для хорошо образованной молодежи, установление
контроля центральным правительством за ценами на зерно – основную пенджабскую
продукцию и другие просчеты республиканских властей.
В гурдваре г. Анандпур в октябре
Условной «отправной точкой» в развитии
сикхского сепаратизма стал апрель
Для консолидации сикхской общины начинается
формирование образа врага. Первым объектом были выбраны ниранкари (приверженцы
одного из направлений сикхизма). В
После нескольких крупных терактов в октябре
С конца
К середине 90-х начался спад активности
сикхского движения за свои политические права с помощью радикальных методов.
Индийские власти проделали значительную работу по созданию благоприятной социально-экономической
атмосферы и поиску путей политического урегулирования пенджабского кризиса.
Несмотря на то, что центральное правительство практически одержало победу над
сепаратизмом в Пенджабе, в штате иногда совершаются единичные террористические
акты, и продолжают действовать мелкие группы боевиков.
На основании данных, приведенных российским
индологом С.А. Барановым, в период с
Рис. 1. Число погибших в период сепаратистского
движения в Пенджабе.
Итак, этнорелигиозный конфликт в Пенджабе
включает в себя следующие стадии:
1.
Созревания
противоречий – 20-е гг. ХХ в. по
2.
Мирной
борьбы за суверенитет – с
3.
Активных
действий – начало 70-х годов – середина 90-х годов ХХ века - сопровождался высоким
уровнем террористской активности в борьбе за Халистан.
4.
Затишье
– середина 90-х ХХ века – наше время – характеризуется спадом вооруженной борьбы
и уходом противоречий в латентную стадию.
Литература.
1.
Антонова
К.А. и др. История Индии. М., 1979.
2.
Баранов
С.А. Сепаратизм а Индии. М.: ИВ РАН, 2003.
3.
Индия сегодня.
– М.: ИВ РАН, 2005.
4.
Кашин
В.П. Раздел Панджаба, 1947 год // Индия: общество, власть, реформы: Памяти Г.Г.
Котовского / Отв. ред. Е.Ю. Ванина, В.П. Кашин; ИВ. – М., 2003.
5.
Клюев
Б.И. Религия и конфликт в Индии. М.: ИВ
РАН, 2002.
6.
Кожушко
Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. Мн, 2000.
7.
Котин
И.Ю. Сикхизм, сепаратизм, терроризм и диаспора // Россия и Индия в современном
мире: Материалы международной научной конференции, 24-25 февраля
8.
Лихачев
К.А. Очаги терроризма в Индии // Россия и Индия в современном мире: Материалы
международной научной конференции, 24-25 февраля
9.
Микаелян
Н.Р. Общественно-политические движения и религиозная традиция в Индии и Пакистане
(50-е – начало 80-х годов). М., 1989.
10.
Празаускас
А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М., 1990.
11.
Gulati K. C. The Akalis. Past and Present.
12.
Singh K. The Partition of
Поступила в редакцию 02.09.2008
г.