ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Сикхский вопрос: история религиозного конфликта в Пенджабе

 

Яковлев Александр Юрьевич,

аспирант кафедры истории и политологии Государственного университета управления, г. Москва.

 

Индийский штат Пенджаб расположен на северо-западе страны и граничит с Пакистаном. Его площадь составляет 50362 км². На территории провинции проживает 24,3 млн. чел. Столица – г. Чандигарх. Штат является одной из наиболее развитых в экономическом смысле областей. В Пенджабе производится 60% пшеницы и 50% риса, а также 1/4 хлопка закупаемого центральным правительством [3, c. 22].

 «Пенджаб» в переводе с панджаби означает «пять вод (рек)» и, действительно, до 1947 г. его территория включала в себя бассейны пяти главных притоков Инда. Образование двух новых южно-азиатских государств сопровождалось разделом территории британской Индии. Особенно болезненным был раздел Пенджаба. Предвидя это, английские власти сообщили сведения, касающиеся границы между Индией и Пакистаном только во второй половине дня 16 августа 1947 г., т.е. после официального провозглашения независимости. Население провинции узнало об этом лишь на следующий день [12, p. 85].

Этнорелигизная проблема в Пенджабе стала существенной еще в 20-е годы 20 века, когда в конфликт, помимо индусов и мусульман, оказались вовлечены сикхи. Согласно переписи 1941 г., из 28,4 млн. жителей - 7,6 млн. (26,6% населения) являлись последователями индуизма, 16,2 млн. (57%) – мусульмане, 3,8 млн. (13%) – сикхи, причем в разных областях, число представителей разных религий отличалось – в западных районах было более 80% мусульман, в центральных – от 47 до 63% мусульман и от 10 до 40% сикхов [4, c. 164-165]. Что касается распределения промышленности и земли, за которые в последствии разгорелась борьба, между представителями конфессий, то значительная часть земли в центральном Пенджабе принадлежала сикхам-джатам, сильны были позиции и у семей индусов в промышленном производстве, торговле и банковском деле. В то же время мусульмане, нередко составляя большинство населения на той или иной территории штата, не занимали лидирующих позиций в экономике.

Религиозные различия между тремя общинами Пенджаба всегда были значительны. Сикхизм – самая молодая религия Индии, сформировавшаяся на территории современного Пенджаба. В настоявшее время большинство последователей этой религии проживает на территории одноименного штата. По переписи 1991 г. сикхов насчитывалось 16,2 млн. чел. [3, c. 86].

Существует три точки зрения на природу сикхизма: сикхизм – ответвление индуизма; результат синтеза ислама и индуизма; точка зрения, которой придерживаются представители сикхской общины, сикхизм – самостоятельная религия [5, с. 26-28]. В основу сикхизма положена деятельность десяти гуру (учителей), внесших определенный вклад в развитие сикхизма. Каждый последователь данного религиозного направления является сикхом (учеником). Родоначальником сикхизма считается Гуру Нанак (1469-1539). Десятый Гуру Гобинд Сингх (1675-1708) произвел серьезную реорганизацию общины - упразднил пост гуру и создал военно-политическую организацию – хальсу («чистые»), также установил обряд приема в нее. При вступлении неофит присоединял к своему имени слово Сингх (лев). После этого сикх должен был придерживаться принципа пяти «К»: иметь при себе кирпан (меч или кинжал) как символ доблести, расческу – кангх, носить на левом запястье стальной браслет – кара – как символ верности, пользоваться нижнем бельем – каччха, не стричь волосы и не брить бороду - кеш, не курить и не употреблять спиртные напитки. Единство религии, политики и особое место военной составляющей, делает сикхизм серьезным оружием в борьбе за интересы общины.

В конце XVIII века правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство, которое дольше других индийских королевств сопротивлялось английским колонизаторам. После покорения Пенджаба в 1849 г. англичане разделили его территорию на несколько составляющих, а часть присоединили к Британской колонии. Несмотря на старания англичан, им не удалось привлечь на свою сторону сикхов-джатов. Антиколониальные выступления значительной части сикхской общины приняли, в частности, форму борьбы против махантов – настоятелей гурдвар, пользовавшихся покровительством англичан. Большинство махантов принадлежало к секте удаси, ведущий свое происхождение от сына Гуру Нанака Шри Чанда. Они признавали касты и священные книги индуизма. В 20-е годы XX века Борьба сикхов против махантов достигла апогея. Был сформирован корпус волонтеров, получивший название Акали дал (Отряд бессмертных), затем трансформировавшийся в политическую партию, сыгравшую далеко не последнюю роль в жизни Пенджаба.

Для управления гурдварами в октябре 1920 г. решением второго съезда сикхов был образован Широмани гурдвара прабандхак комити (ШГПК). В 1925 г. вступает в силу закон о сикхских гурдварах, в соответствии с которым контроль за их деятельностью в Пенджабе и соседних провинциях передавался Комитету по управлению гурдварами (КУГ), что легализировало деятельность ШПГК. В последствии КУГ стал ядром сикхской общины и начал пользоваться даже большим авторитетом, чем правительство штата. Его членов и председателя избирают все сикхи, вследствие этого он часто именуется «мини-парламент». Низовые звенья Акали дал (АД) формируются как религиозные подразделения во главе с джатхадаром – предводителем отряда воинов (джатха), которые составляют воинство общины. Повседневная жизнь членов общины строго регламентируется Престолом бессмертного (Акали Тахт) – специальным органом, куда входят пять религиозных старейшин (пандж пиара). Религиозные вердикты (хукумната), издаваемые ими определяют как ритуальное, так и социальное поведение сикхов. Все это доказывает неразрывность религии и политики (в том числе военной ее составляющей) в сикхской общине, в высшее религиозно-политическое руководство которой входят: первые лица ШГПК, лидеры АД и старейшины Акали Тахт.

Туры в Москву с проживанием

Купи Туры, забронируй авиа билеты туда, куда ты всегда мечтал

kalita-tour.ru

В середине 20-х гг. ХХ в. этнорелигиозные противоречия в Пенджабе стали еще более обостряться в связи с началом кампании «шуддхи» (возвращение в лоно индуизма тех, кто в прошлом был индусом), «сангатхан» (движения за укрепление индуизма) и «танзим ва таблиг» (обращение в ислам иноверцев), активно пропагандировавшиеся религиозными общинными партиями.

Все это происходило на фоне усиливавшихся споров за территорию между индусами, мусульманами и сикхами, периодически сопровождавшиеся погромами. Предметом наиболее оживленной дискуссии служил вопрос об административно-территориальном делении Пенджаба по конфессиональному признаку. На кону стояли водные и земельные ресурсы, а также производственные мощности.

В марте 1942 г. группа влиятельных лидеров АД при встрече с главой английской правительственной делегации Р. С. Криппсом, прибывшем в Дели со специальной миссией, поставила вопрос о создании независимого Азад Пенджаба. В случае появления такого государства, оно становилось неким буфером между Индией и Пакистаном. Схема создания Азад Пенджаба предусматривала пересмотр границ Пенджаба с целью исключения из него районов, в которых проживало большинство мусульман. Их число в новом государстве должно было сократиться до 40%, также как и индусов, а численность сикхов в новой стране предполагалось довести до 20% [2, c. 78]. Однако колониальная администрация предложила населению, после вхождения в Доминион Индия, возможность раздела провинции на две части или создания полуавтономной территории по советскому типу.

Сценарий по созданию государства сикхов не мог быть реализован по следующим причинам:

·                    М.А. Джинна требовал при образовании Пакистана включения в его состав 6 провинций, в числе Бенгалии и Пенджаба (целиком), а свою очередь, ИНК, ни при каких обстоятельствах, не дал бы согласия на вхождение в образуемое исламское государство указанных выше территорий в существовавших границах;

·                    создание Азад Пенджаба требовало бы включения в него значительной территории будущего Пакистана, которая затем составила его территориальную и экономическую основу;

·                    подобное развитие событий вынуждало изменить концепцию «двух наций», служившей базой в секуляризационных трендах того периода;

·                    выполнение требований по образованию Азад Пенджаба создавало прецедент, который мог быть использован другими общинами Индии;

·                    ухудшающееся здоровье авторитетного и популярного М.А. Джинны, смерть которого могла бы серьезно скорректировать направление развития событий;

·                    неготовность ни сикхской элиты, ни населения всеми возможными способами и методами требовать создания независимого государства сикхов.

Произошел раздел Пенджаба, в результате которого часть территории с преобладанием мусульманского населения отошла к Пакистану. Штат захлестнула политическая борьба за электорат между ИНК, Джан сангх (коммунистической индусской партией, пользовавшейся популярностью у городского населения) и АД. Сикхские лидеры оказались расколотыми, внутренние противоречия, давление со стороны различных социальных сил и стремление к власти привели к непоследовательности политического курса АД. С одной стороны, начиная с 1947 г. лидеры АД настаивали на создании панджабиязычного штата и обвиняли союзное правительство в ущемлении интересов сикхов. С другой, руководство АД было готово пойти на сделки с ИНК, и уже в 1948 г. вернулось в ее состав.

Подобная позиция помогла выторговать ряд существенных уступок: был повышен статус языка панджаби, увеличилась доля сикхов на государственной службе и число, занимаемых ими министерских постов. Добившись удовлетворения указанных требований, лидеры АД помогли Б.С. Сачару свергнуть Г.Х. Бхаргаву и занять пост главного министра штата. После чего они в 1949 г. представили новому первому лицу области более жесткий список требований, включая разделение провинции на лингвистические зоны панджаби и хинди. Уступки АД вели к потери ИНК поддержки населения, чем умело пользовалась АД. В 1950 г. ее лидер Тара Сингх потребовал включения в конституцию положений о выделении сикхских избирательных курий, половины мест в парламенте Пенджаба и 5% мест в союзном законодательном органе [10, c. 229]. Набирал силу лозунг «Пенджаб-субы», т.е. образование панджабиязычного штата.

Указанный принцип не был реализован в силу различных обстоятельств. Главным образом это произошло из-за: сложной этнорелигиозной структуры населения Пенджаба, состоящего из двух языковых групп – пенджабцев и хиндустанцев (при этом нет совпадения религиозного и национального деления – есть индусы, говорящие на панджаби, и сикхи, говорящие на хинди); малочисленности сикхского населения провинции, отсутствия у АД ярких лидеров и четко сформулированной секуляристской программы, а так же из-за сокрушительного поражения на выборах 1952 г. в парламент штата.

После проигрыша выборов и стремления восстановить свои позиции среди сикхского населения Пенджаба, лозунг «Пенджаб-субы» претерпел изменения. Теперь АД выступал за создание Пенджабской субы (штата), предполагая включить в ее состав весь пенджабский этноареал и округ Ганганагар, входивший в состав Раджастана, и отделить Харьяну. В таком виде суба охватила бы территорию в 90 тыс. км² с 12 млн. населением, среди которых сикхи составили бы 40% [11, p. 162]. В противовес этому требованию некоторые индусских коммуналистских организаций выступали за создание Маха Пенджаба (Большого Пенджаба) путем присоединения к нему Дели, Химачал-Прадеша и нескольких округов Уттар-Прадеша.

В 1956 г. был принят закон о реорганизации штатов, в соответствии с которым ликвидировалось деление провинций на категории и произошло их уравнивание в правах (несколько большую самостоятельность сохранил Джамму и Кашмир). Итогом компромиссного решения этнополитических проблем Пенджаба стало присоединение к нему группы княжеств ПЕПСУ (PEPSUPatiala and East Punjab State Union или Союз княжеств Патиала и Восточного Пенджаба). После этого в Пенджабе стало проживать 30% сикхов, при этом мусульман практически не осталось [1, c. 537]. В соответствии с так называемой региональной формулой, хинди и панджаби сохранили статус официальных языков, также штат был разделен по языковому принципу на две зоны.

После указанных действий, в штате поднялась волна коммунализма, был создан Хинди ракша самити (Комитет спасения хинди), начавший кампанию за спасение языка. Это движение получило развитие в Харьяне, жители которой имели в культурно-лингвистическом аспекте мало общего с пенджабцами, а их дети должны были изучать в школах дополнительный язык и письменность гурмукхи. Опасаясь развития конфликта, правительство штата отказалась от реализации многих принципов, заложенных в региональной формуле. Это вызвало недовольство АД, вновь начавшей агитацию не только за создание Пенджабской субы, но и за образование штата Харьяна. Указанный тактический ход принес успех, т.к. большинство жителей, исповедовавших индуизм, хотели иметь свою провинцию.

В ноябре 1966 г. Пенджаб был вновь разделен по лингвистическому принципу: были образованы новые штаты Пенджаб и Харьяна, в союзную территорию выделился город Чандигарх, провозглашенный столицей одновременно двух штатов, союзная территория Химачал-Прадеш преобразовалась в штат после присоединения к ней ряда пенджабских районов. В результате реорганизации часть панджабоязычных деревень и районов отошли к Харьяне, в то время как ряд хиндоязычных населенных пунктов оказались в составе Пенджаба. Это произошло в результате того, что за основу деления был взята не деревня, а более крупное административно-территориальное образование - тахсил.

Реорганизация Пенджаба, в сущности, означала удовлетворение требования АД о создании сикхского штата. После отделения Харьяны Пенджаб стал лингвистически однородной провинцией, и сикхи превратились в этническое большинство. В 1966 г. в Пенджабе сикхов было 56%, а в 1971 г. чуть более 60% [10, c. 238; 2, c. 80].

В 70-х годах ХХ века происходила постепенная радикализация сикхского движения. Основными причинами этого явились неудовлетворенность политических лидеров сикхов своими позициями в штате и опасения религиозного руководства сикхской общины за незыблемость устоев веры. Также в этом виноваты возникшие социально-экономическими проблемы, а именно: нехватка рабочих мест, в том числе для хорошо образованной молодежи, установление контроля центральным правительством за ценами на зерно – основную пенджабскую продукцию и другие просчеты республиканских властей.

В гурдваре г. Анандпур в октябре 1973 г. АД приняли резолюцию, определяющую политические цели партии. Среди них были требования присоединения, не вошедших в Пенджаб, панджабиязычных районов, предоставление штату более широкой автономии в области финансов, обороны, внешних сношений и общих коммуникаций. Анандпурская резолюция осуждала внешнюю и внутреннюю политику ИНК.

Условной «отправной точкой» в развитии сикхского сепаратизма стал апрель 1980 г. Тогда был образован Национальный совет Халистана во главе с президентом Джагджит Сингх Чауханом, бывшим министром финансов Пенджаба и автором лозунга создания Халистана (Страны чистых), сформулированного им в октябре 1971 г. в «Нью-Йорк таймс». Эта идея встретила активную поддержку не только в самом Пенджабе, но и у сикхских общин за рубежом, где в то время проживало около 2 млн. сикхов [7, c. 113]. Именно заграницей (в основном в Великобритании, ФРГ, США, Канаде) изначально действовали сепаратистские сикхские организации (Национальный совет Халистана, Акханд киртани джатха и Баббар Хальса). Там же проходили конференции, и издавалась литература в поддержку образования независимого государства сикхов. Так, например, в Канаде печатались паспорта, марки и денежные знаки Халистана, которыми позже снабжались сепаратисты в Пенджабе [9, c. 113-114].

Для консолидации сикхской общины начинается формирование образа врага. Первым объектом были выбраны ниранкари (приверженцы одного из направлений сикхизма). В 1980 г. под руководством Джарнайл Сингх Бхиндранвале убивают гуру ниранкаре Бабу Гурбачана Сингха. Вскоре он возглавляет сепаратистскую организацию Дал Хальсу. В мае 1982 г. власти Индии запрещают деятельность структуры, и ее лидеры обосновываются в Золотом храме в г. Амритсаре, превратив главную сикхскую святыню в крепость, откуда боевики совершали вылазки. Укреплению авторитета Д.С. Бхиндранвале способствовало решение лидеров АД о переносе своей штаб-квартиры в комплекс зданий Золотого храма, а также начатой дхармаюддхе (войне за веру) уже против индусов, т.к. малочисленные ниранкаре стали не соответствовать необходимому образу врага. Задачей террора 1980-1984 г. был массовый отток индусов из Пенджаба с целью превращения его в мононациональный штат.

После нескольких крупных терактов в октябре 1983 г. в штате водится прямое президентское правление, а в июне 1984 г. правительство Индии предпринимает штурм Золотого храма. В результате плохо подготовленного мероприятия погибло несколько сотен паломников и около ста солдат индийской армии [8, c. 124]. Был убит Д.С. Бхиндранвале и большинство его стотонников. «Осквернение» индусами храма в г. Амритсаре имело серьезные последствия. Во-первых, это серьезно радикаловало даже умеренно настроенных сикхов. Во-вторых, привело к убийству в 1984 г. премьер-министра Индии Индиры Ганди личными охранниками-сикхами, что, в свою очередь, вызвало стихийные сикхские погромы во многих городах страны. По данным, приведенным отечественным исследователем Е.П. Кожушко, в эти дни было убито около 30 тыс. сикхов [6, c. 204].

С конца 1985 г. поднялась новая волна сикхского террора, шедшая до 1991 г. по нарастающей. Боевики сочетали индивидуальный и массовый террор. Наиболее известными террористическими организациями сикхов, действовавших в тот момент, были Силы Халистана, Национальная армия Халистана, Халистанский освободительный фронт и Шахиды Хальсы.

К середине 90-х начался спад активности сикхского движения за свои политические права с помощью радикальных методов. Индийские власти проделали значительную работу по созданию благоприятной социально-экономической атмосферы и поиску путей политического урегулирования пенджабского кризиса. Несмотря на то, что центральное правительство практически одержало победу над сепаратизмом в Пенджабе, в штате иногда совершаются единичные террористические акты, и продолжают действовать мелкие группы боевиков.

На основании данных, приведенных российским индологом С.А. Барановым, в период с 1981 г. по 2000 г. в Пенджабе погибло: 11770 мирных граждан, 1748 сотрудников, обеспечивающих безопасность и 8094 террориста [2, c. 106] (Рис. 1).

 

Рис. 1. Число погибших в период сепаратистского движения в Пенджабе.

 

Итак, этнорелигиозный конфликт в Пенджабе включает в себя следующие стадии:

1.                  Созревания противоречий – 20-е гг. ХХ в. по 1947 г. – постепенный накал обстановки вследствие появления объективных причин для освобождения от колониальной зависимости, далее политизация сикхской общины, выдвижение требования об Азад Пенджабе и раздел Пенджаба.

2.                  Мирной борьбы за суверенитет – с 1947 г. до начала 70-х гг. ХХ в. - расширение автономных прав, три реорганизации штата до появления лозунга о создании независимого сикхского государства.

3.                  Активных действий – начало 70-х годов – середина 90-х годов ХХ века - сопровождался высоким уровнем террористской активности в борьбе за Халистан.

4.                  Затишье – середина 90-х ХХ века – наше время – характеризуется спадом вооруженной борьбы и уходом противоречий в латентную стадию.

 

Литература.

 

1.                  Антонова К.А. и др. История Индии. М., 1979.

2.                  Баранов С.А. Сепаратизм а Индии. М.: ИВ РАН, 2003.

3.                  Индия сегодня. – М.: ИВ РАН, 2005.

4.                  Кашин В.П. Раздел Панджаба, 1947 год // Индия: общество, власть, реформы: Памяти Г.Г. Котовского / Отв. ред. Е.Ю. Ванина, В.П. Кашин; ИВ. – М., 2003.

5.                  Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М.: ИВ РАН, 2002.

6.                  Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. Мн, 2000.

7.                  Котин И.Ю. Сикхизм, сепаратизм, терроризм и диаспора // Россия и Индия в современном мире: Материалы международной научной конференции, 24-25 февраля 2005 г. – СПб., 2005.

8.                  Лихачев К.А. Очаги терроризма в Индии // Россия и Индия в современном мире: Материалы международной научной конференции, 24-25 февраля 2005 г. СПб., 2005.

9.                  Микаелян Н.Р. Общественно-политические движения и религиозная традиция в Индии и Пакистане (50-е – начало 80-х годов). М., 1989.

10.              Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М., 1990.

11.              Gulati K. C. The Akalis. Past and Present. New Delhi, 1974.

12.              Singh K. The Partition of Punjab. Patiala, 1972.

 

Поступила в редакцию 02.09.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.