ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Психологические особенности гендерной идентичности студентов разных специальностей.

 

Мруг Александра Ивановна,

аспирантка Московского Педагогического Университета.

 

Гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет [2]. В отечественной психологии проблемой гендерной идентичности или близкими к ней вопросами занимались В. С. Агеев, И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, И.С. Клецина, Т.А. Репина и др. Для определения этого вида социальной идентичности используются два условно сходных термина: половая идентичность и гендерная идентичность. Однако за каждым термином стоит различное понимание данного феномена. Термин «половая идентичность» используют исследователи, придерживающиеся взглядов, согласно которым «женское» или «мужское» в личности во многом биологически детерминировано. Термин «гендерная идентичность», предпочитают те, кто «создание гендера» считает элементом культуры, а «мужское» и «женское» представляет как социальные конструкты.

Содержательные составляющие гендерной идентичности, как правило, раскрываются через категории «маскулинность» (мужественность) и «фемининность» (женственность). Маскулинность и феминность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей [6, c.274].

Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Все существующие гендерные стереотипы можно разделить на три группы: первая группа – это стереотипы маскулинности-фемининности. Считается, что мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Женщины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны. Вторая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская; для мужчин же характерна деятельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организовывать и руководить. Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главные роли – профессиональные, для женщин – семейные. «Нормальный» мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху; «нормальная женщина» хочет выйти замуж и иметь детей, вести домашнее хозяйство [1, c.179].

Гендерные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. В связи с этим вызывает большой интерес студенческая аудитория, обучающаяся «не типичным» для пола специальностям.

Нами было проведено исследование, целью которого явилось изучение содержания гендерной идентичности студентов, выбравших профессию, традиционно считающейся мужской (технические специальности) или женской (гуманитарные специальности). Нами было выдвинуто предположение, что у мужчин технических и у  женщин гуманитарных специальностей, в отличие от мужчин гуманитарных специальностей и женщин технических специальностей будет сильнее выражена гендерная идентичность.

Исследование проводилось в течение 2005-2006 учебного года. В исследовании приняло участие 267 человека студенческой аудитории, обучающихся в разных Вузах республики Молдовы в возрасте от 18 до 25 лет.

В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования был выбран комплекс взаимодополняющих методов исследования: Методика определения психологического пола личности С. Бем (BSRI); Опросник «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда; Метод диагностики межличностных отношений Т. Лири; Методика «Шкалы психологического благополучия личности» К. Рифф (модифицированный вариант); Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича; Интервью для выявления степени удовлетворенности выбранной профессии. Статистический анализ результатов исследования проводился с помощью программ Microsoft Excel 2000 и Statistic версия 6.0.

Для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик в структуре личности мы использовали тест Т. Лири [1, c.268]. Тест включает список из 128 характерологических свойств-утверждений, которые сгруппированы в 8 психологических тенденций (шкал), определяющих различные личностные черты: лидерство, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость. Характеристики первых четырех шкал (лидерство, уверенность в себе, требовательность, скептицизм) соответствуют набору черт, традиционно ассоциирующихся с понятием «маскулинность», поэтому можно их рассматривать как реальные и желаемые маскулинные характеристики личности. Характеристики шкал с пятой по восьмую (уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость) соответствуют набору черт, традиционно ассоциирующихся с понятием «фемининность», поэтому можно их рассматривать как реальные и желаемые фемининные характеристики личности.

Сравнительный анализ полученных результатов по тесту Т. Лири в группе мужчин технических и гуманитарных специальностей выявил статистически значимые различия (р < 0,01) только по шкале «Доминантность» - мужчины технических специальностей отличаются диктаторским, властным характером. Стремятся к лидерству, полагаются в большей степени на свое мнение, плохо принимают советы других.

Сравнительный анализ полученных результатов по тесту Т. Лири в группе женщин технических и гуманитарных специальностей выявил статистически значимые различия (р < 0,01) только по шкале «Уверенность в себе» - женщины гуманитарных специальностей отличаются уверенностью в себе, склонностью к соперничеству.

Степень выраженности маскулинных характеристик у мужчин технических специальностей в отличие от мужчин гуманитарных специальностей была подтверждена результатами опросника С. Бем. Данный опросник позволяет определить психологический пол личности: маскулинный, фемининный, андрогинный. Тип личности определяется на основе первичных значений: студенты с высоким показателем маскулинности и низким показателем фемининности относятся к маскулинному типу личности; сочетание низкой маскулинности и высокой фемининности характерно для фемининного типа личности; высокие показатели маскулинности и фемининности характерны для высокого уровня андрогинии; низкие показатели маскулинности и фемининности характерны для низкого уровня андрогинии. Согласно концепции С. Бем, «андрогиния» – сочетание традиционно женских и мужских черт – значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации; она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогинный тип личности был в большей степени свойственен женщинам гуманитарных специальностей.

Для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции мы использовали опросник «Кто Я?». Вопрос «Кто Я?» логически связан с характеристиками собственного  восприятия человеком самого себя, то есть с его образом Я или Я-концепцией. Отвечая на вопрос «Кто Я?», человек указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть с социальным статусом и теми чертами, которые, по его мнению, связываются с ним [1, c.264]. Данные теста «Кто Я?»  мы обрабатывали с использованием метода контент-анализа. Клецина И.С. выделяет три категории, составляющие содержание социальной идентичности испытуемых: семейные и межличностные роли, профессиональные роли, другие социальные роли. Следующие три категории составляют содержание личностной идентичности: фемининные характеристики, маскулинные характеристики, нейтральные характеристики.

Сравнительный анализ характеристик собственного восприятия человеком самого себя выявил значимые различия в группе мужчин по двум категориям: «Профессиональные роли» (р<0,01) и «Другие социальные роли» (р<0,001). Мужчины технических специальностей в отличие от мужчин гуманитарных специальностей отчетливее представляют свое профессиональное будущее. Мужчины гуманитарных специальностей чаще отмечали роли, касающиеся сферы досуга (я – спортсмен, музыкант, коллекционер, люблю читать и др.).

В группе женщин значимые различия были выявлены в результате сравнительного анализа характеристик, наполняющих Я-концепцию по категориям «Фемининные характеристики» (р<0,05), «Маскулинные характеристики» (р<0,05), «Профессиональные роли» (р<0,01). У женщин гуманитарных специальностей сильнее установка на сохранение традиционно женских качеств. В своих ответах на вопрос «Кто Я?» они чаще, чем женщины технических специальностей оценивали себя как «заботливая», «чувствительная», «мечтательная», «нежная», «зависимая» и др. Также женщины гуманитарных специальностей чаще отмечали наличие у себя таких маскулинных характеристик как «сильная», «независимая», «агрессивная», «смелая». Женщины технических специальностей (так же как и мужчины технических специальностей) в отличие от женщины гуманитарных специальностей отчетливее представляют свое профессиональное будущее. Таким образом, результаты данного теста подтвердили полученные результаты опросника С. Бем о том, что женщинам гуманитарных специальностей в большей степени свойственен «андрогинный тип личности», который характеризуется сочетанием традиционно женских и традиционно мужских черт. 

В результате сравнительного анализа группы мужчин и группы женщин статистически достоверные различия были выявлены по следующим категориям: «Семейные роли» (р<0,05) и «Фемининные характеристики» (р<0,001). Высокий уровень показателя «Семейные роли» у женщин и гуманитарных и технических специальностей подтверждает общепринятые представления о том, что женщина должна оцениваться, прежде всего, не по своим профессиональным успехам и достижениям. В сознании большинства людей «женщина, прежде всего – мать». Исполнение материнских функций рассматривается многими женщинами как основное  их предназначение. Также весьма значимым фактором для позитивной самооценки женщины является признание ее привлекательности, это подтверждает полученный высокий уровень показателя «Фемининные характеристики». В своих ответах на вопрос «Кто Я?» они чаще, чем мужчины оценивали себя через описание своей внешности: «красивая», «привлекательная», «симпатичная». Самооценка женщины повышается (или понижается) благодаря соответствию (или наоборот) «современным эталонам красоты». По категории «Профессиональные роли» не было выявлено различий, что говорит о том, что профессиональная самореализация  не является только мужской составляющей самоутверждения личности. Самоописания женщин характеризуются высоким уровнем как фемининных так и маскулининных характеристик (в особенности у женщин гуманитарных специальностей). И, несмотря на то, что более высокое среднее значение у мужчин по шкале «Маскулинные характеристики» не оказалось статистически значимым различием это подтверждает предположение о сближении психологического профиля мужчин и женщин по традиционно маскулинным чертам [2].

Таким образом, выявленные различия лишь частично подтверждают наше предположение о более сильной выраженности гендерной идентичности у студентов «традиционных полу специальностей». Освоение женщинами новых видов деятельности и овладение новыми социальными ролями сопровождается изменениями характеристик их личности и особенностей их самосознания.

Следующей задачей нашего исследования было изучение ценностных ориентаций студентов. Использовалась методика, разработанная М. Рокичем, которая основана по принципу прямого ранжирования списков ценностей: 18 терминальных (ценности-цели) и 18 инструментальных (ценности-средства). Методика позволяет оценить как общую выраженность каждой из терминальных ценностей (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, саморазвитие, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности), так и способов их  реализации с помощью различных личностных качеств (аккуратности, активности, воспитанности, самостоятельности, независимости и т.д.). Из полученных результатов выстраивалась групповая иерархия ценностных ориентаций. Придерживаясь точки зрения А.В. Серого, ценности, попавшие в верхнюю часть иерархии, мы интерпретировали как предпочитаемые, в среднюю – как желательные, но не значимые, в нижнюю – как незначимые.

Сравнительный анализ терминальных ценностей мужчин гуманитарных и технических специальностей, занявших ранговые места с 1-го по 6-е, показал, что для мужчин гуманитарных специальностей смыслообразующими ценностями являются: «любовь», «наличие друзей», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «развитие», «уверенность в себе». Мужчины технических специальностей выбирают схожие ценности: «здоровье», «любовь», «наличие друзей», «счастливая семейная жизнь», «развитие», «материально обеспеченная жизнь». Различие между ними заключается в том, что у мужчин гуманитарных специальностей ценности «здоровье» и «материально обеспеченная жизнь» занимают среднюю часть иерархии (места с 7-го по 12-е), как желательные ценности, но не значимые. Для мужчин же технических специальностей «свобода» и «уверенность в себе» являются желательными ценностями, но не столь значимыми. В нижней части иерархии (места с 13-го по 18-е) у мужчин обеих специальностей незначимыми ценностями являются: «активная деятельная жизнь», «счастье других», «творчество», «красота природы», «общественное признание», «развлечение».

Сравнительный анализ терминальных ценностей женщин гуманитарных и технических специальностей, занявших ранговые места с 1-го по 6-е, показал, что для женщин гуманитарных специальностей смыслообразующими ценностями являются: «здоровье», «любовь», «уверенность в себе»,  «счастливая семейная жизнь», «наличие друзей», «активная деятельная жизнь». У женщин технических специальностей главными являются схожие ценности: «здоровье», «любовь», «наличие друзей», «счастливая семейная жизнь», «активная деятельная жизнь», «свобода». Как видно, различие состоит только в одной ценности: для женщин гуманитарных специальностей «свобода» является желательной ценностью, но не значимой, а для женщин технических специальностей «уверенность в себе» является не столь значимой  (места с 7-го по 12-е). В нижней части иерархии (места с 13-го по 18-е) у женщин обеих специальностей совпадают следующие ценности: «общественное признание», «счастье других», «красота природы», «развлечение», «творчество». Различие только в том, что у женщин гуманитарных специальностей «развитие» является желательной ценностью, а у женщин технических специальностей «развитие» является не значимой ценностью.

Сравнительный анализ инструментальных ценностей внутри групп мужчин и внутри групп женщин обеих специальностей не выявил значимых различий. Различия были обнаружены в сравнении главных ценностей групп мужчин и групп женщин между собой. Общепризнанными ценностями-средствами были названы и мужчинами и женщинами: «образованность», «ответственность», «воспитанность», «аккуратность». При этом верхнюю часть иерархии у женщин занимают ценности «терпимость» и «исполнительность» а у мужчин «независимость» и «самоконтроль».

Таким образом, в системе ценностей, принимаемых современной молодежью преобладают конкретные жизненные ценности и ценности личной жизни. Высшей ценностью для большинства мужчин и женщин обеих специальностей выступает физическое и психическое здоровье. Забота о здоровье и его ценность объясняется тем, что ухудшение состояния здоровья молодежи имеет тенденцию  к росту.

Ценности профессиональной реализации также являются значимыми – это объясняется тем, что «образованность» как средство в достижении важных жизненных целей занимает первое место среди терминальных ценностей у большинства испытуемых. Высокий ранг этой ценности вполне закономерен – студенты понимают, что современная личность должна быть образованной, забывая часто о том, что наличие образования далеко не всегда предопределяет образованность.

Для выявления степени удовлетворенности студентов выбранной профессией мы проводили интервьюирование, в результате которого задавались следующие вопросы: «Почему выбрали данную специальность?», «Когда определились в своем решении?», «Были ли другие варианты профессий?», «Разделяете ли профессии на женские и мужские?», «Довольны своим выбором?», «Повлиял ли кто на выбор профессии?», «Хотели бы поменять свою профессию?». Анализ ответов выявил большую удовлетворенность выбранной специальностью у студентов мужчин технических специальностей Политехнического университета. В своих ответах они отмечают сложность процесса обучения – особенно в самом начале, а также то, что выбор профессии у большинства был предопределен - многие пошли по стопам родителей, братьев. Несмотря на это они видят свою восстребованность на рынке труда в отличие от студентов гуманитарных специальностей, которые понимают бесперспективность своих профессий в Республике.

Таким образом, выявленные различия лишь частично подтверждают наше предположение о более сильной выраженности гендерной идентичности у студентов «традиционных полу специальностей». Традиционные роли мужчин и женщин за последнее время претерпели значительные изменения: совместное обучение и общая трудовая деятельность мужчин и женщин стирают традиционные различия в их нормах поведения и психологии.  Несмотря на то, что освоение женщинами новых видов деятельности и овладение новыми социальными ролями сопровождается изменениями характеристик их личности и особенностей их самосознания (наблюдается тенденция к маскулинизации женщин) - традиционные семейные ценности являются превалирующими у женщин и гуманитарных и технических специальностей. Происходящие перемены в культурных стереотипах маскулинности – фемининности, некоторая неопределенность ролевых ожиданий вызывают у многих людей психологический дискомфорт и тревогу. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие – об угрозе маскулинизации женщин. Фактически же происходит лишь ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов [4].

 

 Литература.

 

1.                  Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. – Спб.: Питер, 2003.

2.                  Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и Практика. – Спб.: Алетейя, 2004.

3.                  Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988.

4.                  Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. №2. – С. 47-57.

5.                  Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. – М.: Эксмо, 2006.

6.                  Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.  – Минск: Харвест, 1997.

 

Поступила в редакцию 27.02.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.