ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Роль права в обеспечении единства интересов личности, общества и государства.

 

Соколова Светлана Сергеевна,

адъюнкт кафедры гражданского права Санкт-Петербургского Университета МВД России.

 

Роль права применительно к категории интерес различные исследователи видят по-разному, относя или исключая из него отдельные элементы.

В такой ситуации возникает необходимость рассмотрения различных точек зрения с целью определить наиболее оптимальную связь между личностью, обществом и государством, а также роль права в ее обеспечении.

Справедливо мнение, что различные подходы к определению и пониманию права подтверждают не только теснейшую его взаимосвязь с интересами, но и помогают выработать объективное направление трактовки указанного взаимодействия в правильном преломлении с общественными процессами и их законодательным закреплением. Очевидно, что право не может оставаться в стороне от интересов, представляется, что оно и служит особой формой выражения социально значимых интересов. Роль права в обеспечении такого единства как раз и служит предметом написания данной статьи.

В любом государственном механизме наблюдается переплетение интересов, как отдельных лиц, так и коллективных образований, которые используют различные методы воздействия на общественные отношения. Однако, гарантия прав и свобод человека и гражданина является условием нормального функционирования государственного механизма.

Правовое государство – это в том числе «организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина»[1].

Проанализировав определение правового государства, мы видим, что здесь переплетаются интересы отдельного лица, находящие свою реализацию в осуществление прав и свобод общества.

Само по себе право основывается на диалектическом единстве интересов личности, общества и государства.

Возьмем, к примеру, право в его нормативном понимании, исходя из этого, можно привести, к примеру, определение, данное М.И. Байтиным.

Право, по его мнению – это «система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее классовый и общечеловеческий характер, издаются государством, охраняются возможностью государственного принуждения и являются регулятором общественных отношений»[2].

Таким образом, право выступает регулятором общественных отношений. Государство представляет собой организацию политической власти для выполнения задач, вытекающих из природы общества.

Для того, чтобы регулировать социальные процессы, а не вносить в них еще больший дисбаланс, надо учитывать разноуровневые интересы.

Интересы же, как уже говорилось выше – это осознанная необходимость в удовлетворении потребностей, поэтому регулировать общественные отношения нужно исходя из фактов, которые сформировали потребности человека.

Изучив понятие потребности можно отметить, что - это то, в чем объективно нуждается субъект. Они определяются не столько жизнедеятельностью человека в физиологическом значении, сколько его деятельностью как члена общества. Например, физические потребности в пище, одежде, обуви в конечном итоге выступают как фактор развития производства.

Соответственно, можно утверждать, что интересы порождаются потребностями, имеющими социальное значение.

Исходя из этого, государство берет рассматриваемые интересы под свою защиту.

К праву же можно подходить как к системе санкционируемых и охраняемых государством норм, выражающих государственную волю общества, можно его определить и как систему общеобязательных норм, генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей системы в обществе, системы политических, экономических и иных отношений. В любом случае, идеальная ценность и сущность права заключается в его внутреннем предназначении служить людям, являться целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей, как отдельных граждан, так и общества в целом.

Таким образом, право - это, в том числе, как воля одного человека, так и совокупность воль индивидов, которые составляют часть общества.

Воля становится государственной, только тогда, когда она «выражена как закон, установленный властью».

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что сама сущность нормативного понимания права подчеркивает единство интересов - личных, общественных, государственных, оперируя «государственной волей общества»[3].

Право служит людям и обеспечивает реализацию интересов в обществе, а интересы личности в свою очередь могут существовать только в диалектическом единстве с интересами общества и государства.

Различные категории, входящие в природу интереса, являются отражателями именно общественных процессов.

Здесь существует еще один интересный аспект.

Общество не должно полностью поглотить личность, подчинить ее одной лишь целесообразности выполнения «своих законов» да это и не будет соответствовать общественным интересам как таковым.

Ведь личность - это важнейшая составляющая общества, а индивидуальные отношения «сказываются на общественных отношениях»[4].

Диалектика взаимодействия интересов имеет место не только потому, что в самом понятии «интерес» заложены изначально сопряженность личностных, общественных и государственных интересов категории, но и потому, что законы общества и социального развития предполагают взаимосвязь рассматриваемых разноуровневых интересов.

Таким образом, в диалектике интересов личности, общества и государства закономерен именно взаимопереход необходимости удовлетворения потребностей в защищаемый государством общественный интерес и возникающий на его основе государственное воздействие на общественные отношения, правопорядок, который определяет приоритеты общественного развития и способы возникших интересов.

Другими словами, как государство само нуждается и определяется интересами человека, личности, так и интересами личности определяются закономерностями социальных отношений и приоритетами государственно-правового на них воздействия.

Еще Р. Иеринг отмечал, что «все правила права, какой бы ни был их предмет, - лица или вещи, какое бы ни было их содержание - все они имеют целью человека»[5].

Существование право было бы невозможным без индивидуальных интересов, их совокупности.

Правовой статус личности также имеет общую природу с исследуемой диалектикой.

Под правовым статусом понимается юридически закрепленное положение личности и общества. «Все то, что так или иначе юридически определено, характеризует, гарантирует ... реальное положение человека в обществе, составляет правовой или юридический статус».

Данный статус, как отмечает Н.И.Матузов, устанавливается государством с помощью права.

«Право лишь закрепляет это исторически обусловленное место индивида, фиксирует достигнутый уровень его развития».

Совокупность условий жизни общества, которая влияет на характер человеческих потребностей, имеет отношение к личным и общественным интересам.

Закрепить же положение человека в обществе можно, осознав его интересы, сопоставив их с государственными, которые опираются на интересы определенных групп.

Таким образом, правовой статус личности – это проявление диалектики интересов личности, общества и государства.

Государство и право – это общественные феномены, поэтому и механизмы, позволяющие реализовывать указанное воздействие, также опираются на рассматриваемое единство.

Речь идет о механизмах правового регулирования.

Механизм правового регулирования, как считает К.В.Шундиков, «призван гарантировать достижение запланированного в праве результата и обеспечить практическую реализацию интересов субъектов правовых отношений».

Сущность механизма правового регулирования направлена на «развертывание «объективного» права в области реальных отношений и является взаимодействием интересов личности, общества и государства.

Интерес, как категория, является не только движущей силой разнородных социальных процессов, но и различных феноменов (общественных, государственно-правовых).

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что диалектическое единство трех интересов обеспечивает ту правовую систему, принципы функционирования которой являются оптимальным на сегодняшний день.

Однако, в тоже время, это не означает, что защита интересов личности, человека не является приоритетом любого государства. Это приоритет, который может быть реализован только в «сбалансированном» обществе, где все виды интересов гармонично сочетаются.

 

Литература.

 

1.                  Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Ежегодник российского права. М., 2004.

2.                  Байтин. М.И. О понятии государства // Правоведение. №3. 2002.

3.                  Иеринг Р. Интерес и право. Ярославль. М., 1965.

4.                  Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 32. М., 1967.

5.                  Малько А.В. Правовое государство // Теория государства и права. Курс лекций. М., 2002.

 

Поступила в редакцию 17.03.2008 г.



[1] Малько А.В. Правовое государство // Теория государства и права.Курс лекций.-М.,2002. С.254.

[2] М.И. Байтин. О понятии государства // Правоведение. №3. 2002. С.35.

[3] Ленин В.И. Полное собрание сочинений.Т.32. М., 1967. С.340.

[4] Байтин М.И.О современном нормативном понимании права//Ежегодник российского права. М.,2004.С.215.

[5] Иеринг.Р.Интерес и право.Ярославль.С.142. М., 1965.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.