ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности охраны прав сторон по договору авторского заказа.

 

Сорокина Людмила Владимировна,

аспирант кафедры Гражданского права Уральской Государственной Юридической Академии.

 

При рассмотрении вопросов охраны прав сторон по договору авторского заказа мы сталкиваемся с охранительными правоотношениями, которые представляют собой «форму, в которой реализуются установленные законом на случаи неправомерного поведения санкции – меры защиты субъективных прав или меры ответственности» [1, с.388]

Итак, родовым является понятие «охрана», в свою очередь, понятия «защита» и «ответственность» являются по отношению к нему видовыми.

Традиционно различие между мерами защиты и мерами ответственно­сти, применяемыми к недобросовестному контрагенту, усматривается в том, что меры защиты заключаются в принудительном исполнении должником договорной обязанности, тогда как меры ответственности заключаются в до­полнительном обременении недобросовестной стороны договора, что стиму­лирует к надлежащему поведению.

Данное различие Н.Л. Клык видит в их назначении: если меры защиты призваны охранять конкретные нарушения права, то меры ответственности – прежде всего однотипные права в целом [2, с.106]

По мнению Табуладзе Ю.П., меры защиты, в отличие от мер ответственности не носят характера каких-либо обременительных последствий и преследуют не карательные, а восстановительные цели; кроме того, для применения мер защиты вины недобросовестной стороны в нарушении прав не требуется [3, с.21].

Спорный характер в охранительном аспекте имеет проблема личного неимущественного вреда в отношениях, связанных с творческой деятельностью. По вопросу охраны личных неимущественных прав существуют две позиции: согласно первой - личные неимущественные права ввиду их абсолютного характера охраняются только во внедоговорном порядке, поскольку в договорном порядке охраняются только права, порожденные самим договором [4, с.130]; согласно второй - такие права охраняются и должны охраняться в договорном порядке [5, с.175].

Вторая позиция представляется более верной, особенно в свете договора авторского заказа, именно в рамках которого возникают личные неимущественные права автора, создавшего заказанное произведение, которые находят свое отражение в содержании договора.

В любом случае механизм охраны авторских прав, независимо от того, в какой форме: защиты или ответственности, начнет действовать только в случае нарушения авторских прав.

Нарушение авторских прав может иметь место в двух ситуациях.

Первая ситуация – нарушение договорным партнером условий авторского договора, вторая – бездоговорное нарушение авторских прав. Для настоящего исследования имеет значение сопоставление особенностей механизма охраны авторских прав в той и другой ситуациях.

В первом случае способы защиты и меры ответственности определяются нормами гл. 25 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств», а также специальной нормой, закрепленной в ст. 1290 ГК РФ, закрепляющей ограниченный характер ответственности автора.

Во втором случае способы защиты и меры ответственности определяются гл. 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», а также специальными нормами ст. 1301, 1250-1254 ГК РФ.

Специфику охранительному механизму авторских прав придает относительный характер договорных отношений: в их основе лежит конкретное правоотношение, стороны которого связаны корреспондирующими правами и обязанностями, данное правоотношение является обязательством, поэтому к нему применимы общие нормы обязательственного права. В отличие от мер охраны, применяемых при внедоговорном нарушении авторских прав и направленных на их восстановление, меры охраны в обязательственном отношении определяются его содержанием, конкретными правами и обязанностями его участников.

Итак, в качестве одной из особенностей ответственности сторон по данному договору является то, что при неисполнении того или иного условия договора, как правило, к ответственности привлекается кто-то из сторон – автор или заказчик. Данная особенность, по оценке Н.Л. Клык определяется «тесной взаимосвязью автора и организации в работе над созданием произведения» [2, с.114.]

Другой особенностью ответственности сторон по договору, обусловленной тем, что охранительное правоотношение в гражданском праве, возникающее на базе регулятивного, «есть преимущественно правовая связь между правонарушителем и потерпевшим по защите прав и интересов последнего» [1, с.388], является то, что меры защиты интересов одной стороны договора могут выступать одновременно мерами ответственности для другой его стороны.

Следующая особенность ответственности сторон при неисполнении обязательств по договору авторского заказа проявляется в том, что закон не предусматривает возможности требовать принуждения к исполнению обязанностей: заказчик не может принудить автора передать произведение либо произвести его доработку, в свою очередь, автор не может заставить заказчика по договору авторского заказа смешанного характера использовать его произведение. Таким образом, охрана договорных интересов сторон в первую очередь обеспечивается угрозой применения ответственности в случае уклонения одного из них от выполнения договорной обязанности.

Кроме того, специфика охраны прав автора по договору авторского заказа заключается в том, что «все нарушения авторских прав компенсируются начислением авторского вознаграждения» [2, с.139.], а также могут сопровождаться такой мерой защиты, как расторжение договора при желании автора прекратить дальнейшее сотрудничество с недобросовестным заказчиком.

Расторжение договора по своей сути может быть только мерой защиты, а не мерой ответственности, поскольку избавление от договорных обязательств иногда желательно и для недобросовестной стороны договора.

Помимо расторжения договора и взыскания (выплаты) авторского вознаграждения, в качестве меры ответственности к недобросовестному контрагенту может применяться взыскание договорной неустойки (п.2. ст. 1290 ГК РФ), установление возможности ее взыскания и размер неустойки определяются по усмотрению сторон.

Таким образом, способы защиты и меры ответственности, применяемые к нарушителям авторских прав в бездоговорном порядке гораздо разнообразнее по сравнению с теми, что применяются при нарушении договорных условий, поскольку вторые обусловлены конкретным содержанием регулятивного обязательственного отношения авторского заказа.

Часть 4 ГК РФ (ст. 1290) распространяет действие правила Закона об авторском праве и смежных правах об ограниченной ответственности (возмещение только реального ущерба), действовавшего в отношении договора авторского заказа, на все авторские договоры, причем договором может быть предусмотрен меньший размер ответственности автора.

Кроме того, часть 4 ГК РФ (п. 2 ст. 1290) конкретизирует виды выплат, входящих в сумму реального ущерба по договору авторского заказа: аванс и договорная неустойка, причем такой ущерб считается причиненным в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, за которое автор несет ответственность. Таким образом, в случае творческой неудачи реальный ущерб, причиненный заказчику автором, не подлежит возмещению.

Последствием установления творческой неудачи автора является расторжение договора авторского заказа, однако выплаченные суммы возврату не подлежат ввиду отсутствия вины автора.

Отличной иллюстрацией понятия «творческая неудача» выступают слова А. В. Ваксберга: «может случиться и так: автор будет трудиться долго и настойчиво, он мобилизует все свои силы, все знания, опыт и навыки, он будет воодушевлен лучшими чувствами, а произведение все же окажется неудачным: образы вялые и бескровные, композиция рыхлая, язык бледный или научная проблема, решение которой сам автор ясно видит, изложена неубедительно; автора постигла творческая неудача, многие годы кропотливой работы не дали результата, и в этом некого винить» [6, с.6].

Особый подход к понятию «творческой неудачи» закреплен в диссертационном исследовании Р.Ш. Рахматуллиной, согласно которому творческая неудача – это результат творческого труда автора, соглашение по которому должно быть установлено договором авторского заказа [7, с.86]. На первый взгляд, при творческой неудаче результат творческого труда автора, определенный соглашением сторон, как раз не достигнут. Тем не менее, о полном отсутствии творческого результата работы автора говорить нельзя: автор прилагал усилия к созданию заказанного произведения, его вины в том, что созданное им произведение не отвечает требованиям заказчика, нет. Поэтому в договоре авторского заказа целесообразно установить порядок дальнейшего сотрудничества сторон на случай творческой неудачи, в целях устранения возможных разногласий сторон.

Снизить степень риска творческой неудачи позволяет качественный подход к определению всех его условий, прежде всего предмета договора авторского заказа, так что на момент заключения договора произведение должно быть сложившимся, но не оформленным на бумаге.

 

Литература.

 

1. Яковлев В.Ф. Структура гражданских правоотношений // Антология уральской цивилистики. 1925-1989. М., 2001.

2. Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору, Красноярск, 1987г.

3. Табуладзе Ю.П. Личные неимущественные права авторов интеллектуального творчества. Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 1977 г.

4. Никитина М. И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1970.

5. Илларионова Т.И. Система охранительных мер в советском авторском праве// Проблемы советского авторского права. М., 1979.

6. Ваксберг А. В. Об авторском гонораре. М, 1961.

7. Рахматулина Р. Ш. Авторский договор с участием иностранных лиц: Дис… канд. юрид. наук: 12.00.03 Москва, 2002.

 

Поступила в редакцию 26.03.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.