ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Возможности законодательного урегулирования договора о суррогатном материнстве в Российской Федерации.

 

Иваева Эвелина Адамовна,

кандидат юридических наук,

доцент Московского Гуманитарного Университета.

 

Первый ребенок, родившийся с помощью метода фертилизации и последующей имплантации эмбриона, появился на свет в Англии 25 июля 1978 г. Почти одновременно с этим событием вопросы, связанные с ненатуральными способами рождения человека, стали предметом обсуждения среди юристов, в том числе и в нашей стране.

Так, было предложено несколько возможных вариантов ненатурального рождения, связанных с имплантацией эмбрионов, а также соответственно рассмотрены вопросы, связанные с установлением происхождения детей, установлением отцовства и материнства. Таких вариантов указано шесть:

1. Извлеченная яйцеклетка жены оплодотворяется мужем и имплантируется в тело жены.

2. Извлеченная яйцеклетка жены оплодотворяется донорами и имплантируется в тело жены.

3. Яйцеклетка другой женщины оплодотворяется мужем, рожает жена.

4. Яйцеклетка другой женщины оплодотворяется донором, рожает жена

5. Яйцеклетка жены оплодотворяется мужем, но имплантируется в организм другой женщины.

6. Яйцеклетка жены оплодотворяется донором, но имплантируется в организм другой женщины, которая и рожает ребенка[1].

Действующий семейный кодекс допускает возможность существования всех шести вариантов имплантации эмбрионов. При этом в соответствии с Законом возможны только два варианта решения вопроса о родительских правах заинтересованных лиц. Первый вариант определен в ч.1 п.4 ст.51 СК РФ. В целях рождения ребенка Закон допускает возможность имплантации эмбриона женщине, состоящей в браке. Кроме того, как уже отмечалось, аналогичное право на имплантацию эмбриона принадлежит и одинокой женщине. При этом не оговаривается, кто именно выступает в качестве донора спермы или яйцеклетки, чей генетический материал при этом может быть использован[2]. Для юридической квалификации возникающих отношений согласно ст.51 СК РФ, важны два признака[3].

Во-первых, согласие супругов на имплантацию эмбриона жене.

Во-вторых, факт рождения ребенка женщиной (супругой), которой имплантировали эмбрион.

Вопрос о родительских правах решен в Законе следующим образом: «Лица, состоящие в браке и давшие согласие в письменной форме на имплантации эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этого метода записываются его родителями в книге записей рождений» (ст. 51). Такое решение представляется обоснованным, поскольку отвечающим интересам родителей, ребенка и лицам, предоставившим донорский материал.

Второй вариант установления родительских прав при использовании технологии имплантирования эмбрионов указан в той же ст.51 СК РФ, а именно, в ч.2 п.4 статьи. Согласно этой норме супруги могут передать оплодотворенный эмбрион другой женщине (суррогатной матери) в целях его вынашивания и рождения ребенка. Для квалификации возникающих правоотношений важен факт передачи эмбриона на вынашивание другой женщине — суррогатной матери.

Исходя из смысла ст.51 СК РФ среди способов имплантации эмбрионов два, безусловно, относятся к суррогатному материнству[4]:

1. Способ, при котором яйцеклетка жены оплодотворяется мужем и имплантируется в организм другой женщины.

2. Способ, при котором яйцеклетка жены оплодотворяется донором и имплантируется в организм другой женщины, которая и рожает ребенка.

Однако отношения по суррогатному материнству фактически не исчерпываются только этими двумя способами, поскольку возможны и иные варианты этого метода репродукционной деятельности.

Прежде всего, возможен способ, при котором яйцеклетка женщины (не жены) оплодотворяется спермой мужа путем фертилизации и полученный эмбрион имплантируется в тело третьей женщины (суррогатной) матери. В целом указанный вариант подходит под модель суррогатного материнства, предложенного в СК РФ, т. К. на лицо имплантация эмбриона другой женщине.

За рубежом обычно используется более широкое по сравнению с СК РФ понятие суррогатного материнства. Так, например, в США под суррогатной матерью понимается любая женщина, вынашивающая ребенка не для себя, в силу обязательств, взятых ею перед иными лицами с целью последующей передачи ребенка этим лицам[5]. В Англии под суррогатной матерью понимают женщину, вынашивающую плод (фетус), и рожающая ребенка в интересах (в пользу) другого лица или лиц и соответственно согласившуюся передать ребенка этим лицам после рождения[6].

В американской литературе в разряд случаев суррогатного материнства, прежде всего, подпадают случаи, когда оплодотворяется яйцеклетка самой суррогатной матери. Суррогатная (заменяющая) мать соглашается произвести оплодотворение своей яйцеклетки спермой мужа (вводимой в ее тело ненатуральным путем), выносить зачатого ребенка и передать его супругам[7]. Поскольку оплодотворение яйцеклетки происходит внутри суррогатной матери, соответственно не происходит имплантации эмбриона. В данном случае присутствует генетическая связь между женщиной и рожденным ею ребенком.

Таким образом, возможны четыре варианта суррогатного материнства:

1. Использование яйцеклетки жены и спермы мужа.

2. Использование яйцеклетки жены и спермы донора.

3. Использование яйцеклетки донора и спермы мужа.

4. Использование яйцеклетки суррогатной материи спермы мужа.

При этом в каждом из них присутствуют два важных признака суррогатного материнства: наличие генетической связи (в том числе и в усеченном виде) между лицами, ожидающими ребенка, и ребенком (эмбрионом), и факт вынашивания женщиной ребенка именно с целью передачи лицам, его ожидающим.

Необходимо законодательно закрепить понятие суррогатного материнства исходя из того, что определение должно содержать в себе как минимум два указанных признака. Признаки, указанные в действующем законодательстве, необоснованно сужают сферу отношений, фактически подпадающих под суррогатное материнство, оставляя значительную часть отношений либо вне сферы правового регулирования, либо дают возможность отнесения их к иным способам репродуктивной деятельности. При этом в отличие от искусственного оплодотворения и имплантации эмбрионов, суррогатное материнство не регламентируется инструктивными материалами Министерства здравоохранения.

Для суррогатного материнства, в отличие от искусственного оплодотворения и «простой» имплантации эмбриона, характерно то, что кроме супругов (одинокой женщины) появляется третий субъект, имеющий самостоятельные права - суррогатная мать. В нашем законодательстве это выражается в том, что возможность возникновения родительских прав у супругов (одинокой женщины), ожидающих передачи ребенка, поставлена в зависимость от воли суррогатной матери.

Согласно нормам СК РФ лица, состоящие в браке и давшие согласия на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, после рождения ребенка могут быть записаны в качестве родителей в книге записей рождения только с согласия женщины, родившей ребенка (ч.2 п.4 ст. 51СК РФ).

Такое решение вопроса о родительских правах порождает ряд неясностей, как материально-правового, так и процедурного характера[8]. Прежде всего, возникает вопрос о времени дачи согласия, поскольку закон нечего не говорит о том, когда именно суррогатная мать должна дать такое согласие либо отказать лицам, ожидающим передачи ребенка. Можно предположить, что согласие может быть выражено как до рождения ребенка, так и после его рождения. Открытым остается вопрос о том, может ли суррогатная мать изменить свое же решение[9].

Исходя из принципа добровольности вынесения такого решения, следует признать право суррогатной матери изменять свое решение до момента осуществления органами загса соответствующей записи. Другими словами, любого рода договоры, расписки и заявления суррогатной матери с обязательствами дать согласие на осуществление записи о родителях не имеют юридической силы. Форма согласия суррогатной матери в СК РФ законе также не указана. Закон РФ «О регистрации актов гражданского состояния» в ст.16 п.5 определяет, что для государственной регистрации рождения ребенка, рожденного суррогатной матерью, в регистрирующий орган должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия суррогатной матери на запись супругов родителями ребенка[10].

Запись в качестве родителей предполагает возникновение у супругов (одинокой матери) родительских прав в полном объеме, в том числе и право на физическую передачу ребенка. Если суррогатная мать, согласившаяся на запись супругов в качестве родителей, отказывается передать ребенка, то в этом случае у них возникает право требовать передачи им ребенка на основании п.1 ст. 68 СК РФ.

Если суррогатная мать не дает согласия, то супруги не могут быть записаны как родители, и ребенок, конечно же, не может быть им передан. Означает ли отказ отдачи согласия на запись супругов родителями то, что супруги уже окончательно лишены права приобрести родительские права и оспорить отказ суррогатной матери? Можно рассмотреть два варианта толкования этой нормы[11].

1. Судьбу ребенка решает только суррогатная мать, ее решение отказать супругам в родительских правах является окончательным и не подлежит изменению в судебном порядке. Супруги же лишаются права решать судьбу ребенка и остаются без какой-либо правовой защиты. Такое мнение выражено М.В. Антокольской[12].

2. Отказ суррогатной матери является основанием для спора между супругами (одинокой женщиной) и суррогатной матерью. Вопрос о родителях не решен окончательно, и супруги имеют возможность доказать свои права на запись их в качестве родителей.

Представляется, что закон хотя и не лишает супругов (одинокую женщину) права оспаривать решение суррогатной матери (отказ записать их родителями ребенка), однако не предоставляет им реального основания для оспаривания. В соответствие с ч.4 п.3 ст. 52. СК РФ после совершения записи об отцовстве, супруги не вправе при оспаривании материнства и отцовства ссылаться на наличие своего согласия на имплантацию эмбриона суррогатной матери и ее согласия выносить эмбрион. По смыслу закона получается, что супруги при оспаривании материнства суррогатной матери могут ссылаться на иные обстоятельства, подтверждающие их родительские права. Однако никаких иных оснований, кроме обоюдного согласия на использование суррогатной матери, оспаривать материнство суррогатной матери в свою пользу у них просто нет. Суррогатная мать является женщиной, родившей ребенка, и в соответствии с ч.3 ст. 51 СК РФ записывается его матерью[13].

Закон, на первый взгляд, допускает возможность оспаривания материнства суррогатной матери до момента совершения записи в книге рождения (в том числе и со ссылкой на наличие согласия на имплантацию эмбриона). Однако до момента записи в книги рождения предмета спора еще не существует, поскольку юридически матерью еще никто не записан.

Если суррогатная мать не дает согласия на запись супругов родителями и сама отказывается быть записанной матерью, то органы загса обязаны записать ее матерью.

Ситуация, когда суррогатная (заменяющая) мать соглашается произвести оплодотворение своей яйцеклетки спермой мужчины, являющего мужем женщины-заявительницы, заслуживает отдельного рассмотрения, Семейный Кодекс РФ не рассматривает эту ситуацию как суррогатное материнство, поскольку отсутствует такой признак, указанный в Законе, как имплантация эмбриона другой женщине. Наоборот, в соответствии с ч.1 п.4 ст.51 данный способ может быть квалифицирован как искусственное оплодотворение, поскольку для оплодотворения женщины был использован генетический материал мужа женщины заявительницы, т. е. по существу донора, что влечет за собой совершенно иные правовые последствия по сравнению с суррогатным материнством. Однако подобное решение будет противоречить цели, ради которой заинтересованные лица вступали в отношения по суррогатному материнству - разрешение проблемы бесплодия у женщины-заявительницы, а не у женщины, выполняющей роль суррогатной матери (вынашивающей ребенка).

Таким образом, лица ожидающие передачи ребенка (супруги или одинокая мать), не имеют реальной возможности оспаривать материнство суррогатной матери, поскольку закон полностью стоит на стороне суррогатной матери. При этом хочется не согласиться с мнением М.В. Антокольской о том, что «данная норма является одним из достижений нового Семейного кодекса» и что это «является весьма удачным решением сложной с моральной точки зрения проблемы». Напротив, представляется, что решение, предложенное в законе, является неверным, как не отвечающее интересам всех заинтересованных участников процесса суррогатного материнства и, прежде всего, интересам лиц, ожидающих ребенка.

Не секрет, что бесплодие является одним из факторов, ведущих к распаду семей, разводам и личным трагедиям. В России, по некоторым сведениям, до 15 % супружеских семей не могут иметь детей[14]. Кроме того, нельзя забывать и об одиноких бесплодных женщинах. Цель суррогатного материнства - предоставление возможность помочь таким людям. Основная масса тех людей, которые прибегают (или будут прибегать) к услугам суррогатных матерей - это бесплодные супруги, потерявшие всякую надежду на продолжение рода, на семейное счастье, и суррогатное материнство - это их последний шанс спасти семью. (Нельзя, конечно, исключить ситуации, когда суррогатное материнство будут использовать люди, не желающие брать на себя заботы, связанные с беременностью и родами). Супруги хотят наконец-то стать родителями, желают иметь ребенка. Суррогатная же мать, в отличие от них, в момент дачи согласия на использования ее тела в качестве инкубатора не желает иметь своего ребенка, нести соответствующие затраты связанные с его развитием, воспитанием и т. д., ибо в противном случае она не стала бы прибегать к такому способу рождения ребенка.

Не исключено, что после рождения ребенка суррогатная мать может изменить свое отношение к ребенку, и не пожелает его отдавать. Такое желание является вполне логичным для суррогатной матери и понятным с общечеловеческой точки зрения, т. к. «между женщиной, вынашивающей ребенка, и зародышем установилась биологическая связь»[15]. Закон, предоставив суррогатной матери, право решать вопрос о родительских правах после рождения ребенка как раз и исходит из того, что суррогатная мать уже почувствовала привязанность к ребенку, ей уже не хочется его отдавать супругам и т.д. Однако при всем уважении к труду и чувствам суррогатной матери, следует заметить, что собственно рождение ребенка в данном случае является уже результатом проведенного специального медицинского вмешательства. Начало этого процесса было положено ранее, когда женщина согласилась выступить суррогатной матерью, и была осуществлена пересадка эмбриона или оплодотворение ее яйцеклетки. Соответственно, и правовые вопросы должны быть решены именно в момент вступления субъектов в эти отношения, а не в момент получения результата их совместных усилий. В противном случае вообще пропадает смысл вступления в такие отношения, если результат не может быть сколько-нибудь гарантирован (при этом не рассматриваются чисто медицинские проблемы, которые могут привести к нежелательному результату).

Отказ суррогатной матери отдать долгожданного ребенка – это, вне всякого сомнения, большая трагедия для лиц (супругов) ожидающих ребенка, которая вполне может привести к распаду семьи. Немаловажным фактором против решения проблемы, предложенным в СК РФ, является и то, что ребенок является для суррогатной матери не совсем «своим», т. к. для его зачатия использовался чужой (донорский) генетический материал. Поэтому нельзя в будущем полностью исключить негативное отношение такой матери к «своему» ребенку. Ситуация еще больше осложняется, если суррогатная мать состоит в браке.

Следует обратить внимание и на то, суррогатная мать может начать злоупотреблять своим правом, и требовать от супругов в ответ на дачу согласия записать их родителями дополнительного вознаграждения, выполнения определенных действий и т.д. Нельзя, наконец, исключить ситуации легкомысленного отношения суррогатной матери себе как женщине, родившей ребенка, к судьбе ребенка и т. д. (то, что в народе называется «собака на сене»).

Таким образом, следует констатировать, что, предоставляя право решать вопрос о судьбе ребенка только суррогатной матери, Закон потенциально создает возможность для возникновения множества проблем как правового, так и морального плана. Нельзя не согласиться с авторами, предостерегающими от предоставления суррогатной матери права решать судьбу ребенка. Еще несколько лет назад Я. Дргонец и П. Холлендер отмечали, что «принятие правовой нормы, избавляющей заменяющую мать от материнства по отношению к ребенку, могли бы способствовать предупреждению или хотя бы ограничению случаев легкомысленного отношения к заключению договора о заменяющем материнстве»[16].

Закон только отчасти создал правовую гарантию для мужчин, давших согласие на имплантацию эмбриона, - в возможности признания отцовства в отношении ребенка, выношенного суррогатной материю. Предусмотрено, что суррогатная мать не вправе ссылаться при оспаривании материнства и отцовства на наличие согласия на имплантацию эмбрионов при наличии записей об отцовстве. Действительно, при наличии такой записи родительские права супругов не могут быть оспорены со ссылкой на наличие такого согласия. Представим, однако, ситуацию, когда суррогатная мать на основании ст.51 СК РФ отказалась дать согласие на запись супругов родителями рожденного ею ребенка[17]. После этого по заявлению суррогатной матери отцом записывается мужчина, предоставивший свой генетический материал - муж женщины-заявительницы (ст. 17 Закона об актах гражданского состояния). Далее суррогатная мать подает в суд заявление о признание отцом ребенка мужчины, сперма которого была использована при оплодотворении. При этом важно помнить о том, что на сегодня нормативными актами не предусмотрены какие-либо специальные формы документов для выражения согласия супругов на имплантацию эмбриона суррогатной матери, а также для выражения несогласия суррогатной матери на запись супругов родителями. После рождения может оказаться, что отсутствуют какие-либо документы об осуществлении такого способа репродуктивной деятельности. Таким образом, в случае предъявления иска об установлении отцовства для суда «суррогатная мать» уже не будет суррогатной матерью, поскольку будут отсутствовать какие либо доказательства «суррогатности» материнства. Согласно ст.49 СК РФ при решении вопроса об установлении отцовства принимаются любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Таким доказательством, прежде всего, будут являться результаты генной дактилоскопии, способные на 100 % верно указать, является ли данный человек генетическим отцом ребенка[18].

Закон в ч.2 п.4 ст.52, отрицает возможность признания супругов родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью, в случае если, она отказала им в родительских правах. Однако законодатель видимо не случайно использует термин «супруги» в данной статье. Указанное положение можно трактовать так, что суррогатная мать может отказать обоим супругам в родительских правах одновременно, однако это не лишает ее права требовать признания наличия родительских отношений между ребенком и одним из супругов, а именно, мужем женщины-заявительницы. Это рассуждение может показаться лишенным оснований, однако, если предположить, что закон не предоставляет суррогатной матери такой возможности, то законодателю следовало выразить свою мысль, более четко и определено.

Действительно, муж женщины-заявительницы является биологическим отцом и, более того, желал им быть, (его воля была направлена на рождение именно этого ребенка, он предпринимал соответствующие шаги, направленные на рождение ребенка.) Однако он желал быть отцом только при одном важнейшем условии, а именно, если матерью ребенка будет являться его супруга. И если суррогатная мать отказывается передать ребенка, то более трагической ситуации трудно придумать. Человек может быть признан отцом ребенка, матерью которого (согласно нормам права) является женщина, с которой он не только никогда не имел половой связи, но которую, вполне вероятно, никогда не видел.

Вместе с тем, даже исходя из действующего закона, можно сделать вывод, что иск суррогатной матери не должен быть удовлетворен по следующим основаниям. Положение мужчины с точки зрения его участия в репродуктивной деятельности при искусственном оплодотворении и при «неудачном» суррогатном материнстве представляется одинаковым. В обоих случаях он выступает донором. Поскольку суррогатная мать отказалась от записи супругов родителями, то отношения между участниками, первоначально развивающиеся как отношения по суррогатному материнству, закончились, т. к. не реализована цель суррогатного материнства - получения супругами ребенка. Далее следует применить нормы об искусственном оплодотворении, и супруг должен быть охарактеризован согласно п. 4 ст.51 как донор при искусственном оплодотворении, который не может быть признан отцом ни при каких обстоятельствах. Однако такое толкование не является бесспорным и соответственно необходимы изменения в законе, которые защищали бы права мужчин, участвующих в суррогатном материнстве. Закон должен содержать норму о том, что если супруги не приобрели родительских прав в силу отказа суррогатной матери, то последняя лишается права требовать признания отцовства в отношении мужчины, предоставившего свой генетический материал[19].

Такое решение может быть предложено только как компромиссное, в случае, если законодатель не изменит свою позицию и также суррогатной матери будет отдан приоритет в решении вопроса о родительских правах лиц, ожидающих передачи ребенка (супругов или одинокой матери).

Проблема соотношения прав суррогатной матери и лиц, ожидающих передачи ребенка (супругов), давно вызывает интерес специалистов, прежде всего, юристов. Предлагаются различные варианты решения проблемы. Так Г.И. Литвинова предлагала считать матерью женщину, которая родила ребенка. В случае имплантации эмбриона в организм иной женщины необходимо, по мысли автора, было использовать институт усыновления в целях получения супругами родительских прав при условии, что суррогатная мать откажется от ребенка[20]. Законодатель отчасти воспринял это предложение, узнав наличие прав матери у женщины, родившей ребенка. Такая позиция была подвергнута критике М.Н Малеиной, т. к. при этом не учитывается степень участие самих супругов в процессе суррогатного материнства и наличие генетической связи (биологического родства) между ребенком и супругами[21].

Некоторые авторы при решении вопроса предлагают рассмотреть только генетическую сторону проблемы. Предлагается считать суррогатную мать матерью только в том случае, если при оплодотворении использованная яйцеклетка принадлежит ей[22].

Безусловно, что в «создании» эмбриона всегда участвуют два человека. Как правило, ими являются супруги, и ребенку передается весь генетический материал родителей. В том же время при оплодотворении может быть использован генетический материал только одно из супругов, соответственно у него сохраняется генетическая связь с ребенком в «урезанном» виде. Семейный кодекс РФ в целом отрицательно относится к возможности использования генетического подхода в вопросах установления родительских прав при репродукционной деятельности. Не случайно в случае имплантации эмбриона в тело женщины-заявительницы именно она признается всегда матерью, вне зависимости от того, чья яйцеклетка при этом была использована (ч.1ч.4.чт.51 СК РФ). Семейное законодательство признает родительские права не только за биологическим родителями, но и за иными лицами, например, за усыновителями. В каждом случае основания признания родительских прав различны. Например, в случае с биологическими родителями - факт рождения ребенка, удостоверенный в установленном законе порядке (ст.47 СК РФ), в случаях усыновления - желание усыновителей получить родительские права.

Представляется, что было бы не верным ставить признание родительских прав при суррогатном материнстве в зависимость только от наличия генетической связи между лицами, ожидающими ребенка, и ребенком. Необходимо использовать и другие основания[23].

Безусловно, закон должен исходить прежде из интересов ребенка, и эти интересы требуют наличия у ребенка отца. Вмести с тем, отцом должен являться только тот человек, который является таковым в силу закона, основанного на логике и здравом смысле. Не случайно при искусственном оплодотворении родителями признаются супруги, давшие согласие на оплодотворение, не смотря на тот факт, что генетическим отцом выступил донор. И закон четко защищает донора против возможности признания его отцом ребенка, рожденного с помощью его генетического материала (п.3 ст.52 СК РФ).

Вопрос о родительских правах супругов и суррогатной матери должен решаться на основании главного принципа, закрепленного в Семейном Кодексе - обеспечении приоритетной защиты прав и интересов ребенка. Данная задача может решаться только при условии создания правового механизма решения вопроса о родительских правах, позволяющего максимально учитывать волю всех участников таких отношений, а не только суррогатной матери. Право должно учитывать волю людей, их желание, ту цель, которою они преследовали, используя суррогатное материнство. Только в этом случае ребенок будет находиться в надежных руках, и его интересы будут максимально защищены. В связи с этим представляется конструктивной позиция, высказанная Я. Дргонец и П. Холленгер. По их мнению, при решении вопроса о материнстве важнее всего цель, преследуемая репродуктивной деятельностью. Поэтому «матерью следует признать ту женщину, на лечение которой направлено искусственное оплодотворение. Другая женщина, независимо от того отдает ли она яйцеклетку или вынашивает ребенка, является донором»[24]. Однако наличия специальной цели - рождения ребенка суррогатной матерью - для возникновения родительских прав у ожидающих ребенка лиц недостаточно. Другим признаком должно выступать наличие генетической связи между ребенком и хотя бы одним из супругов (или с одинокой женщиной). Только при наличии этих двух условий: генетической связи между ребенком и лицами, ожидающими ребенка, а также соглашения между суррогатной матерью и лицами, ожидающими ребенка, о вынашивании и передачи ребенка можно говорить о безусловном праве супругов получить родительские права в отношении родившегося ребенка.

Представляется необходимым закрепить в законе право супругов получить родительские права в отношении ребенка, рожденного суррогатной матерью, при условии, что женщина, давшая согласие на участие в вынашивании или оплодотворении и вынашивании ребенка, выразила свою волю на участие в этом процессе в качестве суррогатной матери, и при этом хотя бы один из супругов имеет генетическую связь с ребенком. Важно закрепить в законе то, что вопрос о материнстве (отцовстве) должен решаться будущей суррогатной материю до момента имплантации эмбриона в ее организм, через подписание соответствующего документа. Женщина, согласившаяся на роль суррогатной матери, должна четко представлять себе правовые последствия такого действия, во избежание возможных конфликтов.

Правовые вопросы суррогатного материнства не исчерпываются теми вопросами, что уже были рассмотрены. Некоторые вопросы, связанные с суррогатным материнством, могут быть решены на уровне отдельных договоров между участниками процесса суррогатного материнства, без внесения изменений в семейный кодекс.

В новом Семейном кодексе РФ, в разделе IV, главе 10, имеются две статьи, связанные с данной проблемой. Ст. 51, п. 4, ч. 2: «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». Ст. 52, п. 3, ч. 2: «Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать... не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства»[25].

То есть приоритетное право решать судьбу ребенка принадлежит суррогатной матери, и на практике может возникнуть ситуация, когда генетическим родителям будет отказано в материнстве и отцовстве. Кстати, если суррогатная мать на момент заключения договора состояла в браке, то согласие мужа на участие жены в экстракорпоральном оплодотворении является необходимым условием действительности договора.

Включение акушера в состав участников договора суррогатного материнства необходимо для того, чтобы бесплодные супруги могли получать полную информацию о состоянии суррогатной матери в период беременности.

Таким образом, российское законодательство признает такой институт как суррогатное материнство, однако достаточного правового закрепления данный институт не получает.

В ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан[26] сказано, что каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.

Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).

Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну.

Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.

Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

О применении метода искусственной инсеминации женщин спермой донора по медицинским показаниям и метода экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки для лечения женского бесплодия см. приказ Минздрава РФ от 28 декабря 1993 г. N 301 

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Ст. 47 Семейного кодекса весьма туманна и посылает граждан неизвестно к какому законному порядку, но все-таки есть еще на Руси кроме законодателей и разумные люди, составляющие довольно подробные толкования к бестолковым законам, а именно: Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (по состоянию на 1 мая 2001 года) Агентство (ЗАО) «Библиотечка РГ», М., 2001. Автор А.М.Эрделевский - профессор кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук[27].

Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке.

Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка; в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав - по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда.

При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной, родители будущего ребенка, не состоящие между собой в браке, вправе подать такое заявление в орган записи актов гражданского состояния во время беременности матери. Запись о родителях ребенка производится после рождения ребенка[28].

Установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным, - с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них.

Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка - по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца ребенка (пункт 4 статьи 48 настоящего Кодекса), или отец записывается согласно решению суда.

В случае рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, при отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию[29].

Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений.

Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)[30].

Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.

Требование лица, записанного отцом ребенка на основании пункта 2 статьи 51 настоящего Кодекса, об оспаривании отцовства не может быть удовлетворено, если в момент записи этому лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка.

Супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства[31].

Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (часть вторая пункта 4 статьи 51 настоящего Кодекса) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства[32].

Родители (один из родителей) заявляют о рождении ребенка устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния.

В случае, если родители не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка, заявление о рождении ребенка может быть сделано родственником одного из родителей или иным уполномоченным родителями (одним из родителей) лицом либо должностным лицом медицинской организации или должностным лицом иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок.

Одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка.

В случае, если рождение ребенка подтверждается заявлением лица, присутствовавшего во время родов, такое заявление должно быть представлено в орган записи актов гражданского состояния в соответствии с правилами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.

При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.

Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.

Для рождения ребенка суррогатной мамой форм пока не предусмотрено, хотя имеются разные варианты форм[33]. Формы заявлений определены в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния»[34].

Для регистрации ребенка от суррогатной матери возможно использование нескольких видов заявлений. Но, к сожалению, специальной формы такого заявления в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено.

В частности, можно использовать простую форму заявления о рождении ребенка при наличии обоих родителей (форма № 1) или только одного родителя (форма № 2), к которой необходимо прикладывать медицинское свидетельство о рождении ребенка из лечебно–профилактического учреждения, такое медицинское свидетельство о рождении выдается в негосударственных лечебно–профилактических учреждениях при согласии родившей женщины и будущих родителей ребенка.

Также можно использовать заявление о рождении найденного ребенка, однако в таком случае сначала необходимо будет зарегистрировать факт нахождения ребенка в органе внутренних дел или органе опеки и попечительства. И в этом случае, ребенка, скорее всего поместят в специализированное учреждение до выяснения всех обстоятельств.

Наиболее распространенным вариантом действия является использование формы № 6 – Заявление о рождении, подтверждающее факт рождения ребенка вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи. Для этого необходимо найти человека, который подтвердит факт рождения ребенка без обращения в лечебно–профилактическое учреждение. Медицинская документация, подтверждающая такой факт, в данном случае не требуется.

 

Выводы.

 

1. Возможны четыре варианта суррогатного материнства:

1) Использование яйцеклетки жены и спермы мужа.

2) Использование яйцеклетки жены и спермы донора.

3) Использование яйцеклетки донора и спермы мужа.

4) Использование яйцеклетки суррогатной материи спермы мужа.

2. Необходимо законодательно закрепить понятие суррогатного материнства исходя из того, что определение должно содержать в себе как минимум два признака:

       наличие генетической связи (в том числе и в усеченном виде) между лицами, ожидающими ребенка, и ребенком (эмбрионом);

       факт вынашивания женщиной ребенка именно с целью передачи лицам, его ожидающим.

3. Для суррогатного материнства, в отличие от искусственного оплодотворения и «простой» имплантации эмбриона, характерно то, что кроме супругов (одинокой женщины) появляется третий субъект, имеющий самостоятельные права - суррогатная мать. В нашем законодательстве это выражается в том, что возможность возникновения родительских прав у супругов (одинокой женщины), ожидающих передачи ребенка, поставлена в зависимость от воли суррогатной матери.

4. Лица, ожидающие передачи ребенка (супруги или одинокая мать), не имеют реальной возможности оспаривать материнство суррогатной матери, поскольку закон полностью стоит на стороне суррогатной матери.

5. Правовые вопросы должны быть решены в момент вступления субъектов в отношения, связанные с проведенного специального медицинского вмешательства, а не в момент получения результата их совместных усилий. В противном случае вообще пропадает смысл вступления в такие отношения, если результат не может быть сколько-нибудь гарантирован.

6. Представляется необходимым закрепить в законе право супругов получить родительские права в отношении ребенка, рожденного суррогатной матерью, при условии, что женщина, давшая согласие на участие в вынашивании или оплодотворении и вынашивании ребенка, выразила свою волю на участие в этом процессе в качестве суррогатной матери. Важно закрепить в законе то, что вопрос о материнстве (отцовстве) должен решаться будущей суррогатной материю до момента имплантации эмбриона в ее организм, через подписание соответствующего документа. Женщина, согласившаяся на роль суррогатной матери, должна четко представлять себе правовые последствия такого действия, во избежание возможных конфликтов.

7. Правовые вопросы суррогатного материнства не исчерпываются теми вопросами, что уже были рассмотрены. Некоторые вопросы, связанные с суррогатным материнством, могут быть решены на уровне отдельных договоров между участниками процесса суррогатного материнства, без внесения изменений в семейный кодекс.

 

Поступила в редакцию 14.04.2008 г.



[1] Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. — М.: Московская школа прав человека, 2000. — С. 45.

[2] Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. — М. 2001. — С. 54.

[3] Антонов А.И. Социология рождаемости (теоретические и методические проблемы). — М.: Статистика, 2003. — С. 46.

[4] Бережнов А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М. 2001. С. 64.

[5] Биштыга А. Европейский Суд по правам человека. Науч. ред. А. Е. Вашкевич; пер. с пол. Е. Г. Генделя. Минск. 2000. С. 86.

[6] Всеобщая декларация прав человека и Россия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. 1999.  С. 86.

[7] Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. СПб. Наука. 2002. С. 92.

[8] Кайгородова Л.А. Актуальные проблемы репродуктивного здоровья женщин: Сб. науч. тр. / Л.А. Кайгородова и др. 1999. С. 67.

[9] Научно-практический комментарий к Cемейному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами. / Мамай В.И. МарТ. 2003. С. 91.

[10] Поленина С.В. Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права // Права женщин в России. 1999. М 3. С.11.

[11] Социальное государство и защита прав человека. М.: Институт государства и права РАН, 1994. С. 67.

[12] Цыбульская И.С. Репродуктивное здоровье населения Терминол. слов. для студентов мед. вузов и ординаторов / И. С. Цыбульская, И. М. Волков, И. Н. Веселкова. М. 2000. С. 94.

[13] Э.В. Исакова, В.С. Корсак, Ю.Л. Громыко Опыт реализации программы «Суррогатное материнство» Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Институт акушерства и гинекологии имени Д.О. Отта РАМН, Международный центр репродуктивной медицины. М. 2003. С. 92.

[14] Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). СПб.: Издательство Михайлова В.А. 1998. С. 94.

[15] Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. 2000. № 1. С. 46.

[16] Градскова Ю. Новая идеология семьи и ее особенности в России // Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 64.

[17] Леонов Б.В.        Экстракорпоральное оплодотворение и его новые направления в лечении женского и мужского бесплодия : Теорет. и практ. подходы / Под ред. В.И. Кулакова, Б.В. Леонова. М.: Мед. информ. агентство (МИА). 2000. С. 46.

[18] Научно-практический комментарий к Cемейному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами. / Мамай В.И. МарТ. 2003. С. 82.

[19] Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М.: ИГП РАН (при поддержке Института «Открытое Общество»). 2000. С. 164.

[20] Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы теоретические модели, нормативно-правовая база. / Под общей редакцией Г. Н. К. Кареловой. М. Благотворительный фонд «Альтернативное образование», 2001. С. 168.

[21] Социально–демографическое исследования брака, семьи, рождаемости и репродуктивных установок. Ереван. 2003.  С. 171.

[22] Харчев А.Г. Брак и семья: сквозь нации и народы. М. Наука. 2002. С. 115.

[23] Там же. С. 118.

[24] Тольц М.С., Оберг Л.Я., Шишко О.А. Начальные этапы реализации репродуктивной функции женщин // Здравоохранение Российской Федерации, 2003. № 7. С. 109.

[25] СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

[26] СЗ РФ. 1993. № 8. Ст. 1045.

[27] Э.В. Исакова, В.С. Корсак, Ю.Л. Громыко Опыт реализации программы «Суррогатное материнство» Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Институт акушерства и гинекологии имени Д.О. Отта РАМН, Международный центр репродуктивной медицины. М. 2003. С. 171.

[28] Там же. С. 178.

[29] Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы теоретические модели, нормативно-правовая база. / Под общей редакцией Г. Н. К. Кареловой. М. Благотворительный фонд «Альтернативное образование», 2001. С. 108.

[30] Там же. С. 118.

[31] Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М.: ИГП РАН (при поддержке Института «Открытое Общество»). 2000. С 81.

[32] Там же. С. 91.

[33] СЗ РФ. 1998. № 45. Ст. 5522.

[34] СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3359.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.