ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Артисты-исполнители и изготовители фонограмм: общность и различия.

 

Щербак Дмитрий Вячеславович,

аспирант кафедры Гражданского и семейного права Московской Государственной Юридической Академии,

директор Фонда защиты интеллектуальной собственности.

 

Вступившая в силу с первого января 2008 года четвертая часть Гражданского кодекса РФ существенно расширила имущественные права артистов-исполнителей и изготовителей фонограмм в отношении использования результатов их интеллектуальной деятельности. По сравнению с прежде действовавшим Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» указанные субъекты смежных прав обзавелись рядом новых полномочий в отношении исполнений и фонограмм.

В частности, исполнители наделены исключительным правом на использование исполнений следующими способами:

1)                 сообщать исполнение в эфир;

2)                 сообщать исполнение по кабелю;

3)                 записывать исполнение;

4)                 воспроизводить запись исполнения (т. е. изготавливать экземпляры фонограммы или ее части);

5)                 распространять записи исполнения;

6)                 сообщать запись исполнения в эфир или по кабелю;

7)                 доводить запись исполнения до всеобщего сведения;

8)                 публично исполнять запись исполнения;

9)                 сдавать экземпляры записи исполнения в прокат (ст. 1317 ГК РФ).

Если сравнить указанные правомочия с правами исполнителей, предусмотренными Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», то очевиден «прирост» полномочий артиста-исполнителя. До 1 января 2008 года он имел право лишь на действия, указанные в пп. 1-4, 6, 7. Полномочия в отношении распространения записей исполнения, их публичного исполнения и сдачи в прокат – новелла законодательства.

Что касается прав изготовителя фонограммы (или на западный манер – издателя, от анг. publisher), то они практически идентичны правам исполнителей, за исключением того, что издателю принадлежат также права на импорт фонограммы в целях распространения и ее переработку, тогда как исполнитель подобными полномочиями не наделен (изготовитель фонограммы не может сообщать исполнение в эфир или по кабелю, что логично, поскольку, во-первых, исполнение может быть и живым, в то время как фонограмма это всегда запись, а, во-вторых, исполнитель – это всегда физическое лицо, способное вживую спеть, станцевать и т. д., в то время как изготовитель фонограммы чаще всего является лицом юридическим, т. е. неким обезличенным субъектом права).

Как и в ранее действовавшем Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» в четвертой части Гражданского кодекса лишь исполнители и изготовители фонограмм наделены правом проставления на экземплярах исполнений и фонограмм знака охраны смежных прав, состоящего из трех элементов: латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, а также года первого опубликования фонограммы. Помимо исполнителей и изготовителей фонограмм таким правом наделены и иные правообладатели (т. е. лица, к которым исключительные права на исполнения и фонограммы перешли на основании лицензионных соглашений). Следует правда отменить, что ГК РФ, как и иной действующий нормативно-правовой акт, не содержит запрета на использование знака правовой охраны иными субъектами смежных прав – организациями эфирного или кабельного вещания, изготовителями баз данных и публикаторами. Однако до сих пор организации эфирного и кабельного вещания для оповещения о своих правах на передачи использовали знак охраны авторских прав. Что касается изготовителей баз данных и публикаторов, то в силу новизны данных прав и данных субъектов (если такой объект как базы данных и их правообладатели существовали в российском законодательстве и ранее, то публикаторы – явление абсолютно новое) о дальнейшем развитии указанных правовых институтов можно только догадываться.

В связи с тем, что и исполнители и изготовители фонограмм обладают правом записывать исполнение и воспроизводить фонограммы с исполнением иногда могут возникать коллизии на тему субъекта права на фонограмму.

Изначально для создания фонограммы необходимы звуки, которые можно записать на материальный носитель, тем самым, создав фонограмму. Возьмем для примера такой вид исполнения как пение.

Артист поет песню (в терминологии законодательства – порождает результат исполнения или исполняет произведение). Никто и ничто не мешает этому артисту записать свое собственное исполнение (получив на это разрешение автора исполняемого произведения). Таким образом, появляется фонограмма, которая определяется как «исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений» (ст. 1304 ГК РФ). Можно ли в данном случае считать исполнителя одновременно и изготовителем фонограммы? Вопрос отнюдь не праздный с учетом различий в полномочиях исполнителей и изготовителей фонограмм.

Ст. 1322 ГК РФ определяет изготовителя фонограммы как «лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или иных звуков либо отображений этих звуков». Аналогичное определение изготовителя фонограммы давалось в ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Следует обратить внимание на слова «взявшее на себя инициативу и ответственность». Именно данная конструкция и позволяет проводить различия между субъектами смежных прав. Конечно, исполнитель также может взять на себя инициативу по записи исполнения, а равно и ответственность за ее запись, в том числе перед третьими лицами – покупателями товара (т. е. компакт-диска или кассеты с фонограммой). Однако на практике в 90% случаев именно организации, специализирующиеся на записи и воспроизведении с целью коммерческого использования фонограмм берут на себя подобную ответственность. Именно их наименования и координаты в соответствии с требованиями законодательства указываются на экземплярах фонограмм.

Изготовителей (издателей) фонограмм следует также отличать от лиц, осуществляющих техническую работу по тиражированию экземпляров фонограмм – заводов по производству оптических носителей. Указанные лица не являются субъектами смежных прав, поскольку осуществляют, как уже было отмечено, лишь техническую работу по заказу изготовителя фонограммы или иного правообладателя, действуют в рамках лицензий (в то время как деятельность изготовителей фонограмм не является лицензируемой) и отвечают лишь перед заказчиком за качество произведенной продукции. Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» (п. 13).

Таким образом, законодатель существенно расширил полномочия исполнителей и изготовителей фонограмм, что должно отразиться на ситуации с защитой прав указанных субъектов на территории Российской Федерации. Насколько эффективен будет ныне действующий раздел VII Гражданского кодекса РФ, покажет время.

 

Поступила в редакцию 17.04.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.