ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Криминалистическая характеристика личности преступника, совершающего противоправные действия в отношении представителя власти

 

Телятников Илья Александрович,

аспирант Волгоградской академии МВД России.

 

Построение правового государства и развитие демократического общества предполагают признание приоритета общечеловеческих ценностей и, прежде всего, жизни, здоровья, свободы, достоинства, чести, прав и интересов личности. В настоящее время необходима переоценка характера общественной опасности не только преступлений против личности, но и иных преступлений, напрямую или косвенно связанных с посягательствами на личность. В условиях построения правового государства к числу таковых противоправных деяний относятся преступления против представителей власти.

Представители власти выполняют одну из важнейших задач по обеспечению защиты общества от преступных посягательств со стороны преступных элементов, а также обеспечивают соблюдение буквы закона всеми гражданами, как проживающими на территории России, так и приехавшими, из других государств. Одним немаловажным обстоятельством, сдерживающим рост криминальных проявлений в разных сферах деятельности общества, является деятельность сотрудников органов внутренних дел. Однако, представители власти нередко сами являются потерпевшими, особенно при исполнении должностных обязанностей, они подвергаются не только психологическому, но и физическому воздействию, вплоть до убийства, что крайне негативно сказывается на активности и результатах их работы.

В настоящее время в науке имеются различные точки зрения на сущность, содержание, место и значение криминалистической характеристики в методике выявления и расследования преступлений.

Так, И. А. Возгрин считает, что криминалистическая характеристика преступления «представляет собой описание состояния и особенностей борьбы с различными категориями преступных действий, включает в понятие данного вида преступления, подследственность, сроки расследования и законодательно закрепленные особенности производства по делам данной категории, описание состояния и значения борьбы с отдельными видами преступлений и классификацию преступлений по способ совершения и личности преступника».[1]

В. Г. Танасевич и В. А. Образцов под криминалистической характеристикой понимают «систему объективных данных о механизме преступного деяния, типичных отражаемых и отражающих объектах, взаимодействующих в процессе совершения преступления, об особенностях и источниках формируемой или фактической информации, имеющей значение для решения задач уголовного судопроизводства, путем применения обусловленных или криминалистических средств, приемов и методов».[2]

И. М. Лузгин, под криминалистической характеристикой понимал сосредоточивание на описании типичных признаков криминальной ситуации, следов, типологических качеств личности преступника, потерпевшего, свидетелей, особенностей объекта посягательства.[3]

А. Г. Филипов считает, что криминалистическая характеристика - это категория, связанная преимущественно с конкретными видами преступлений.

Мы разделяем мнение П. Н. Яблокова, который понимает криминалистическую характеристику преступления, как систему описания криминалистически значимых признаков вида группы и отдельного преступления, проявляющихся в особенностях способа, механизма и обстановки его совершения, дающая представление о преступлении, личности его субъекта и иных обстоятельствах, об определенной преступной деятельности и имеющая своим назначением обеспечение успешного решения задач раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.[4]

Почему следователю и оперативному работнику так важно знать криминалистические характеристики преступлений конкретных видов? Дело в том, что элементы криминалистических характеристик неразрывно связаны между собой, взаимозависимы. Так, зная, например, способ совершения преступления, обстоятельства, при которых оно было совершено, следы, которые были оставлены преступниками, можно с определенной степенью вероятности определить неизвестные элементы, в том числе такие, как личность преступника. Знание типичных криминалистических характеристик различных видов преступлений дает возможность выдвинуть наиболее обоснованные типичные версии по конкретному преступлению данного вида или группы.[5]

Приведенные точки зрения некоторых ученых-криминалистов свидетельствует о разнообразии теорий и понятий криминалистической характеристики. Такая же полемика происходит при характеристике личности преступника. На протяжении долгого времени криминалисты, изучавшие личность преступника склонялись к различным причинам и факторам влияющим на совершение преступления.

По мнению Н. Ф. Кузнецова личность преступника характеризуется гражданской психологией (отношение к обществу, государству, идеологическое и политическое мировоззрение), проявляемой в гражданской деятельности; трудовой психологией (отношение к труду), проявляемой в профессиональной деятельности; бытовой психологией (отношение к семье, досугу) и соответствующим поведением; правовой психологией (отношение к закону, правопорядку, правоохранительным органам) и адекватными ей поступками, наконец, пониманием себя, как личности, своей самооценкой.[6]

Ю. М. Антонян, рассматривая вредные воздействия на личность преступника со стороны бытового окружения вне семьи, отмечает: «На формирование личности преступника вообще и несовершеннолетнего преступника в частности огромное влияние оказывает ближайшее окружение вне семьи, в том числе малые неформальные группы»[7]

В. П. Емельянов сделал следующий вывод: «Только определенный состав экономических, идеологических, социальных, биологических факторов дает реакцию, называемую преступлением». Причина преступности – это «синтез различных явлений социального и биологического свойства...».[8]

Причинами совершения конкретных преступлений являются социально-отрицательные свойства и прежде всего криминогенная мотивация поведения личности, которые взаимодействуют с криминогенными условиями среды и ситуации.[9]

Совершение преступных посягательств в отношении представителей власти отличается от других преступлений и имеет специфический характер, так как данные преступления совершаются в отношении конкретного лица с одной стороны и государства с другой.

Анализ судебной и следственной практики показывает, что практически в 95 % случаях преступные посягательства в отношении представителя власти носят ситуационный характер. Лица, совершающие преступные посягательства на представителей власти в 45% случаях ранее были знакомы. В 95 % случаях посягательства на представителей власти совершали мужчины. В подавляющем большинстве случаев действия виновного при совершении им преступных посягательств на представителя власти были целенаправленны, они возникали в связи с требованием последнего прекратить нарушение правопорядка, либо подчинится законным требованиям. Редко (около 3,5 %), виновные действовали из мести за причиненные им ранее, представителем власти негативных, по их мнению, действий. В 70% случаях возраст лиц, совершающих посягательства на представителей власти колеблется от 20 до 45 лет. Это лица, имеющие, как правило, средне или средне-специальное образование. В 45 % случаях при совершении посягательства в отношении представителя государственной власти, виновные находились в состоянии алкогольного опьянения.

Сказанное позволяет нам сделать вывод, что преступные посягательства, совершаемые в отношении представителей власти носят ситуационный характер, а лица, совершающие данные посягательства, это мужчины, в возрасте от 20 до 45 лет, имеющие среднее или средне-специальное образрование, зачастую злоупотребляющие спиртными напитками.

 

Литература.

 

1.                  Антонян Ю. М. Личность преступника как объект предупредительного воздействия. //Личность преступника и предупреждение преступления. – М., 1987. С. 7.

2.                  Возгрин И.А. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. Л., 1976. С. 69.

3.                  Емельянов В. П. Преступность лиц с психическими аномалиями. Саратов, 1980. С.33.

4.                  Кузнецов Н.Ф. Криминология Москва 1994 г. С. 94.

5.                  Курс советской криминологии, Криминальная мотивация. М., 1986.

6.                  Лузгин И. М. Некоторые аспекты криминалистической характеристики и место в ней данных о сокрытии преступлений // Криминалистическая характеристика. М., 1981. С. 25.

7.                  Танасевич В.Г., Образцов В.А. О криминалистической характеристике преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 25. М., 1976.С. 102.

8.                  Филипов А.Г. Криминалистика М. 1998 г. С.333.

9.                  Яблоков П.Н. Криминалистика М.1996 г. С.371.

 

Поступила в редакцию 08.08.2008 г.



[1] Возгрин И.А. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. Л., 1976. С. 69.

[2] Танасевич В.Г., Образцов В.А. О криминалистической характеристике преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 25. – М., 1976. – с. 102.

[3] Лузгин И. М. Некоторые аспекты криминалистической характеристики и место в ней данных о сокрытии преступлений // Криминалистическая характеристика. М., 1981. С. 25.

[4] Яблоков П.Н. Криминалистика М.1996 г.

[5] Филипов А.Г. Криминалистика М. 1998 г. с.333.

[6] Кузнецов Н.Ф. Криминология Москва 1994 г. с. 94.

[7] Антонян Ю. М. Личность преступника как объект предупредительного воздействия. //Личность преступника и предупреждение преступления. – М., 1987. С. 7.

[8] Емельянов В. П. Преступность лиц с психическими аномалиями. Саратов, 1980. С.33.

[9] Курс советской криминологии, Криминальная мотивация. М., 1986.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.