ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Межэтнические и межконфессиональные конфликты как негативные последствия неконтролируемых миграционных процессов

 

Суюнчалиева Олеся Талгаевна,

аспирант Астраханского государственного университета имени С.М. Кирова.

 

Сфера межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации была и остается одним из самых проблемных и сложно регулируемых аспектов жизнедеятельности общества[1]. Современная миграция населения приобрела характер вынужденных переселенцев и представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. К тому же, надо признать, что миграционные потоки, «неоднородны по этническому и социальному наполнению, по определяющим причинам миграции, по направленности, протяженности в пространстве и во времени»[2].

 Миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для регулирования миграционных процессов требуется новая государственная концепция и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности. Приток мигрантов способствовал обострению конкуренции на рынке труда, криминализации обстановки в России[3]. Наличие масштабно­го контингента нелегальных мигрантов содействует процветанию теневого бизнеса, предоставляя к услугам недобросовестных работодателей непрерыв­но восполняемую дешевую рабочую силу. В результа­те функционирования тене­вого рынка труда нелегаль­ных мигрантов, значитель­ные финансовые потоки циркулируют вне контроля государства, что наносит стране существенный эко­номический ущерб[4].

Усиление националистических и сепаратистских настроений в ряде случаев привели к столкновениям на межнациональной и межконфессиональной основе. Во всей совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции и адаптации мигрантов в принимающем обществе к новым условиям, прежде всего, к изменению этнического состава населения и следствиям этого процесса.

Таким образом, очевидно, что ослабление контроля над миграционными процессами может стать серьезным фактором дестабилизации межнациональных отношений в стране. Стихийные проявления массовой агрессии со стороны коренного населения по отношению к этническим группам, неинтегрированным в жизнь местных сообществ, вполне объяснимы и закономерны. В сложившейся ситуации можно с уверенностью прогнозировать увеличение конфликтов «с ярко выраженным этническим компонентом на территории нашей страны»[5].

Разжигание межэтнических и межконфессиональных конфликтов, согласно З.Л. Коган, может также явиться «средством в борьбе за передел мира, возможно, одним из важнейших. Гипотеза о грядущих глобальных столкновениях замкнутых цивилизаций, основана в значительной степени на этноконфессиональных факторах»[6]. Несомненно, этнический и религиозно- конфессиональные факторы тесно взаимосвязаны. В этой связи, наиболее остро встает проблемный «вопрос формирования правовых механизмов преодоления этноконфессиональных факторов, противоречащих глобальным тенденциям»[7].

В научной литературе, конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений данного термина. Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и, прежде всего, - через социальное противоречие. Между тем противоречия и конфликт, с одной стороны, не могут рассматриваться как синонимы, а с другой стороны – противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия – это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон[8].

Иными словами, конфликт – это процесс, в котором два (или более индивида) или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенные цели или изменить его взгляды и социальные позиции. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны[9].

Полное определение социального конфликта дал Е.М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов»[10].

Нередко абсурдность и иррациональность поступков конфликтующих сторон является лишь кажущейся в силу того, что конфликт был основан на ошибочном представлении одного или всех участников конфликта о действиях друг друга. Это позволяет представить новую формулировку правовой дефиниции «миграционная депривация», введенной А.В. Дмитриевым, которая означает «состояние» мигрантов, «возникающее при явном расхождении между ожиданиями людей и их возможностями удовлетворения» в местах временного пребывания (в местах массовой миграции)[11]. Депривация мигрантов является одной из причин этноконфликтов на определенной территории России.

Согласно структурно- функциональной теории Т. Парсонса[12], политика в области межнациональных отношений (как и любая другая целенаправленная деятельность государства) должна содействовать самосохранению социальной системы, т.е. строиться, исходя из 4 функциональных императивов, а именно способствовать: «адаптации системы к динамике внешних условий; достижению цели; интеграции внутренних элементов в общие процессы; латентности (сохранению ценностных образцов и регулированию напряжений)»[13].

На современном этапе развития нашей страны актуальным является формирование комплекса согласованных политических стратегий во всех основных областях жизнедеятельности общества на базе единой системы ценностей. Современные сепаратистские, националистические проявления опасны для целостности России. Но они могут либо угасать, если в духовно- идеологической сфере, в информационной политике будет делаться акцент на общие глубинные ценности наших народов, либо разжигаться, если усилено будут культивироваться лишь специфические феномены национальной психологии.

Большинство современных исследователей в качестве доминант коммуникативно- психологического состояния современного российского общества указывают на «наличие открытой и скрытой агрессии»[14].

Относительной самостоятельностью обладают внутренние психологические конфликты. Если З. Фрейд все больше склонялся к оценке такого рода конфликтов в качестве поля битвы между вытесненными и вытесняющими силами, то современные исследователи находят, что в число внутренних конфликтов должны быть включены противоречивые качества и противоречивые множества ценностей. Спецификой обладают и другие уровни конфликта ценностей: «между индивидами, малыми и большими группами. Геополитики находят резкие различия не только между ценностями отдельных стран, но и целых цивилизаций»[15].

Распространенность насилия в политической истории России обусловливалась и социокультурными традициями. На ценностно - нормативную систему общества значительное влияние оказывала этническая психология. Как показывает мировой опыт, она может либо способствовать, либо препятствовать распространению насилия в социальной жизни[16].

В этой связи, одной из важнейших функций государства в нынешних условиях должно стать регулирование миграционных процессов, формирование новой миграционной политики. В рамках данной политики должна выстраиваться система нормативно - правового регулирования миграционных процессов, в том числе с учетом «дискуссионности, конвенциональности, исторического характера многих, в том числе ключевых, правовых норм как национального, так и международного права»[17]. От при­нятия своевременных и пра­вильных решений в этой об­ласти во многом зависит по­зитивное влияние иммигра­ционных потоков на развитие экономики, демографичес­кую ситуацию и обеспечение безопасности страны, в том числе экономической.

В рамках пиар-обеспечения миграционной политики необходимо исключить практику освещения в средствах массовой информации наиболее опасных тенденций отражения межэтнических отношений, среди которых: увлечение конфликтной проблематикой и ее гипертрофирование, небрежность в использовании политологической, конфликтологической терминологии, соотнесение негативного социального поведения с этнической принадлежностью, недооценка позитивных практик межэтнических отношений.

В заключении следует отметить, что незаконная миграция иностранных граждан способствует нарастанию межнациональных и межэтнических конфликтов в субъектах Российской Федерации. Особую роль в разжигании данных конфликтов, несомненно, играют этнические и религиозно - конфессиональные факторы. В качестве доминанты выступает особое коммуникативно – психологическое состояние мигранта, вызванное депривацией, что, в свою очередь, может вызвать неправомерное поведение и послужить источником для разжигания социальных конфликтов.

 

Литература.

 

1.                  Бабосов Е.М. Основы конфликтологии. Минск, 1997. С.55.

2.                  Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. М., 2000 г. С.54, 87.

3.                  Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М., 2007. Изд.2., С. 6, 113.

4.                  Коган З.Л. Право на свободу совести в условиях глобализации// научный журнал «Национальные интересы», М., 2007, № 1 С.46.

5.                  Киричек П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста. Саранск, 2004. С.30-4.

6.                  Мчедлов М.П. Национальные интересы и духовно - цивилизационные критерии.// Национальные интересы М.,№ 3, 2006 г. С. 47- 51.

7.                  Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. С.270.

8.                  Полежаев С. Регулирование миграционных процессов в современной России // Правовой альманах МВД России «Профессионал» М., 2004 г., №4 С.12.

9.                  Филь М.С. Императивы государственной национальной политики в современной России.// Вестник московского университета, серия 12- Политические науки. М., 2007, № 2, С. 106.

 

Поступила в редакцию 19.09.2008 г.



[1] Филь М.С. Императивы государственной национальной политики в современной России// Вестник московского университета, серия 13- политические науки. М., 2007 г., № 2 С. 102.

[2] Дмитриев А.В. Миграция конфликтное измерение (издание 2-е). М., 2007. С. 6.

[3] Мчедлов М.П. Национальные интересы и духовно- цивилизационные критерии// Национальные интересы. М., 2006 г., № 3 С. 47-51.

[4] Полежаев С. Регулирование миграционных процессов в современной России // Правовой альманах МВД России «Профессионал» М., 2004 г., №4 С.12.

[5] Филь М.С. Императивы государственной национальной политики в современной России// Вестник московского университета. Серия 12- Политические науки. М., 2007 г., № 2 С. 106.

[6] Коган З.Л. Право на свободу совести в условиях глобализации// Национальные интересы. М.,2007 №1 С.46.

[7] Коган З.Л. Право на свободу совести в условиях глобализации//Национальные интересы. Серия № 1. М., 2007 г.. С. 46.

[8] Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. М., 2000 г. С. 54, 87.

[9] Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. М., 2000 г. С. 54.

[10] Бабосов Е.М. Основы конфликтологии. Минск, 1997. С. 55.

[11] Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение М., 2007 г. Изд. 2 С. 113.

[12] Парсонс Т. Система современных обществ М., 1997 г. С. 270.

[13] Филь М.С. Императивы государственной национальной политики в современной России// Вестник московского университета. Серия 12- Политические науки. М., 2007 г., № 2 С. 106.

[14] Киричек П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста. Саранск, 2004 г., С. 30-45.

[15] Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. М., 2000 г. С. 54, 87.

[16] Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. М., 2000 г. С. 195.

[17] А.Г. Хабибуллин, А.И. Селиванов. К вопросу о государственном регулировании миграционных процессов//Электронный ресурс: информационный банк правовых и экономических документов «Консультант плюс».

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.