ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Экологические проблемы развития туризма и курортов, связанные с использованием и загрязнением водных ресурсов в сельких местностях

 

Итам Экпенйонг Бэссей,

аспирант Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета.

 

Связь курортного развития с водными ресурсами существовала в течение 20-ти веков: со времён Древнего Рима и по сегодняшний день. Существует мнение, что представление о создании курортных учреждений, специально предназначенных для отдыха и проведения досуга, зародилось в Древнем Риме. Как пишут А. Холден [4] и К. Холоуэй [5], культурное окружение курортов Древнего Рима встречалось во множестве различных форм: Байя представляла собой лечебный курорт, на который приезжали императоры и правители; Неаполь привлекал интеллектуалов и пенсионеров; Кумаэ был чрезвычайно моден в определенных кругах, а на Путеоли отдыхали самые сдержанные в своих потребностях туристы. Однако одно свойство объединяло все вышеперечисленные курорты Древнего Рима: все они были расположены в Неаполитанском заливе, в морской зоне юго-западного региона современной Италии. А. Холден [4] а также Идингтон и Смит [3] описали тот тип развлечения и отдыха, который ожидали от приморских курортов древние римляне. В Неаполе богатые римляне строили свои виллы на сваях, возвышающихся над водой, с них открывался чудесный вид на Везувий и его отражение в водах бухты [3, 4, 5].

После падения Римской Империи в V веке н.э. путешествовать стало сложнее и представление о развитии курортного дела на несколько столетий сошло на нет. Когда же эта идея, наконец, возродилась в XV веке н. э., интерес к прибрежному размещению появился снова. Сейнт Мориц (в Швейцарии), один из самых ранних горнолыжных курортов этого периода, расположен около озера Сейнт Мориц. Многие другие курорты этой эпохи также располагались около водоёмов: Брайтон и Остров Уайт (Англия), Ялта (Украина) и т.д. Таким образом, в течение нескольких столетий, водная стихия играла значимую роль в идеализированном человеческом представлении об отдыхе и проведении досуга, о том, как нужно обеспечивать гостям прекрасные виды на закатное или освещенное ярким полуденным солнцем море [4].

Тот феноменальный подъем туризма, который произошел за последние шесть десятилетий, привел к повсеместному распространению понятия о развитии курортов, при этом роль водной стихии осталась неизменной. По словам Л. Мэстни [8], за период второй половины XX века, международный туризм увеличился в объеме в 28 раз. В 1950г. Количество международных туристов по всему миру составляло 23.5 миллиона, и это количество возросло до 687 миллионов к рубежу столетий, 2000 году. В дальнейшем это привело к заметному росту приморских курортов по всему миру, большие потоки туристов продолжают приезжать в небольшие прибрежные курортные городки, которые привлекают туристов именно тем, что соответствуют идеалистическому представлению об «отдыхе в тихом местечке у моря». Однако недавние исследования обнаружили, что такие курортные городки далеко не всегда обладают соответствующей инженерной инфраструктурой, способной ежегодно вмещать большие туристические массы. Необработанные или частично обработанные отходы спускаются непосредственно в море и, таким образом, возникает еще одна насущная проблема современного туризма и курортного развития — загрязнение водных ресурсов [8, 12, 13].

Загрязнение воды сегодня расценивается как один из самых серьезных видов загрязнения в туристических зонах, в большинстве из которых просто не существует инженерной инфраструктуры для обеспечения такого количества отдыхающих. По словам А. Холдена [4], 100 миллионов туристов ежегодно добавляется к 170-ти миллионам местного населения, и это только в районе Карибского бассейна. Здесь только 10% отходов обрабатывается перед тем, как быть сброшенными в воду. Средиземноморский курортый регион является самой посещаемой туристической зоной мира. Согласно данным исследования, проведенного Дженнером и Смитом [6], переработка отходов перед их сбросом в море предпринимается только в 30% случаев в более чем 700-х туристических городков на побережье Средиземного моря. В других туристических районах развивающихся стран (южные острова Тихого океана, восточная Азия и Африка) вообще не существуют очистные станции для переработки отходов, или же они совершенно не приспособлены для выполнения существующих требований [4, 6].

Загрязнение воды создает две принципиальные экологические проблемы: сокращение количества чистых водных источников и разрушение морской экосистемы посредством эутрофикации. Эутрофикация (иногда описываемая в туристической литературе как «альгоэффект») представляет собой насыщение воды нитратами в виде непереработанных отходов, промышленных выбросов и т.д. Это явление приводит к росту количества морских водорослей на поверхности воды. Это препятствует проникновению солнечного света и воздуха в водные слои и приводит к уничтожению морских экосистем и биологического разнообразия. В исследовании Дж. и А. Эддингтонов [2] описан эффект эутрофикации, производимый в условиях морской экосистемы в курортных зонах Оаху (Гавайи). Оаху является туристическим центром Гавайских островов, известен своим количеством курортных отелей на побережье пляжей Вайкики в Гонолулу. Частично переработанные отходы выбрасываются в море со всех прибережных зон Оаху, приводя к заметной эутрофикации, которая за последние несколько лет существенно повредила состоянию рифа и разрушила значительную часть местной морской экосистемы [2, 4].

Загрязнение воды также оказывает значительное влияние непосредственно на сам туризм. Как пишет Э. Бехери [1], в 1989 туристический спрос на Ромагну (Италия) упал на 25 % по сравнению с 1988 за счет распространения в указанном году большого количества поверхностных водорослей в Адриатическом море. Согласно С. Дж. Киркби [7], опасения туристов относительно возможности развития эпидемии заболеваний, связанных с загрязнением водных масс, привели в 1988/1989 годах к снижению туристической деятельности на 70% в испанском курорте Салоу [1, 4, 7].

Другую проблему составляют вынужденные ограничения на доступ местного населения к водным ресурсам. Как в случае с Тепоцианом (Мексика), местное население выступило с протестом против программы развития туристических курортов, предусматривающей строительство 800-ти туристических вилл. Было установлено, что ежедневное потребление воды таким количеством туристов приведет к катастрофической нехватке воды для нужд местных общин [4]. В случае с Гоа (Индия) постояльцы туристический отелей (таких как «Тай Холидей Вилладж» и «Форт Агуада Бич Резорт Хотель») имеют неограниченный доступ к воде, в то время как жители соседних деревень вообще его не имеют: вода из насосных труб поступает в течение всего двух часов в день [4]. Эта ситуация привела к серьезным конфликтам между туристами и местными жителями Гоа.

 Здесь в Гоа также существует и широко обсуждается проблема с потреблением питьевой воды: истощение источников подземных вод. В туристических отелях зарубежные инвесторы имеют средства на добычу воды из глубоких подземных колодцев. В то же время местные жители имеют в своем распоряжении самодельные неглубокие колодцы. В результате чрезмерного извлечения подземных вод уровень подземной воды опустился ниже доступного для самодельных общинных колодцев, приводя к их осушению. Таким образом, возникла проблема катастрофической нехватки питьевой воды для местного населения, в то время как туристические зоны пользуются водой в неограниченном количестве [4].

Нехватка воды и ее непрекращающиеся процессы загрязнения приводят к открытому противостоянию между туристами и местными жителями, особенно в развивающихся странах. В Мексике (описанный выше случай с Тепоцианом) по причине протестов местных жителей был сорван целый туристический проект. В Гоа ситуация привела к формированию многочисленных групп сопротивления и защиты прав, состоящих из местных жителей. В 1980-х в Гоа случился открытый конфликт, когда туристов закидывали гнилыми овощами и рыбой. Такие случаи свидетельствуют о плохом планировании экокурортных поселений, что в дальнейшей перспективе может угрожать интересам международных туристов в данном регионе [4].

В Субсахарской Африке экотуризм и развитие экокуротов имеет место в сельских регионах, где расположены национальные парки. Современная инженерная инфраструктура в таких регионах оставляет желать лучшего или отсутствует вообще. В то же время жизнь большинства местного населения напрямую зависит от существующих там ручьев и рек. Основные источники питьевой воды — это подземные и открытые воды, которые крайне подвержены происходящим на местности процессам загрязнения водоемов, особенно в случае если не предпринимается никаких мер по очистке отходов в местных курортных зонах. Загрязнение воды также может привести к серьезным столкновениям между местным населением и туристами, а это в свою очередь, приведет к сокращению туристической деятельности в данном регионе, ведь курортные поселения напрямую зависят от количества подземной воды. Выброс отходов в лесную экосистему также недопустим. Это может привести к загрязнению и исчезновению подземных вод, которые составляют основной источник наполнения местных колодцев с питьевой водой, существующих в большинстве сельских регионах Субсахарской Африки [9, 10].

Развитие экокурортов на территории национального парка нигерийского штата Кросс Ривер имеет свои особенности. Местность представляет собой зону нетронутого тропического леса. На данной территории протекают две основные реки региона: река «Ква» и река «Кросс». Первая берет свое начало на территории национального заповедника, а Кросс — с Камеруна, а большая верхняя часть её устья протекает по территории парка. Обе реки питаются многочисленными ручьями, протекающими в джунглях. Загрязнение воды в данном регионе может оказать непоправимое влияние на многие регионы штата [10, 11].

Таким образом, становление экокурортов на данной территории должно предусматривать разработку локальных очистных систем (ЛОС). ЛОС включает два основных компонента: септик-танк (СТ) и небольшая очистная станция работающяя на солнечной энергии (ОСРСЭ). СТ представляет собой основной компонент ЛОС, его вместимость может варьироваться от 4000 до 7500 литров. Современный СТ делается из стали, пластика, фибрового стекла или бетона и состоит из двух отделений с впускающей трубой с одного конца и выпускающей трубой с противоположного. Отходы из туалетов попадают в первое отделение, в котором определенные органические твердые вещества оседают на дно, а пена поднимается на поверхность воды. В этом отделении твердые вещества уничтожаются с помощью анаэробных бактерий, а сточные воды попадают во второе отделение через разделительную стену. Через определенное время густая грязь собирается в первом отделение, очень важный этап в работе системы, а затем периодически удаляется из СТ. Масштаб скопления твердых веществ в первом отделении зависит от окружающих температур. Рекомендуемый период извлечения твердых веществ из первого отделения СТ варьируется от пяти до десяти лет [9].

Во втором отделении происходит дальнейшая переработка; прозрачные сточные воды (ПСВ) выводятся через вторую трубу. Бактериологически ПСВ далеко не безопасна и может привести к загрязнению подземных вод. В случае небольших частных домах её можно вылить на местные инфильтрованные поля. В небольших количествах ПСВ, как правило, не проникают на глубинные слои почвы, поэтому риск загрязненпия подземных вод в таких случаях минимален. Однако даже на территории небольших экокурортных поселений, вмещающих не больше 50-ти человек, этот метод аннулирования ПСВ из СТ неприемлем. Здесь выпускающая труба подсоединена к системе труб, ведущих к ОСРСЭ. Это работающее на солнечной энергии устройство состоит из дезинфицирующей цистерны (ДЦ) и системы солнечных панелей и приборов, которые подвергают содержимое ДЦ ультрафиолетовому облучению. Посредством этого процесса микроорганизмы, содержащиеся внутри ДЦ, уничтожаются. Затем вода с ДЦ может быть выпущена на природную территорию без риска для почвенных или подземных вод. Эта вода может также собираться в резервуары и перерабатываться через специальную систему труб, используясь затем, например, в смывных бочках на территории курортного комплекса [9].

Изучение проблем туризма и зазвития курортов, связанных с использованием и загрязнением воды позвляет делать следующие выводы, касающиеся развития экотуризма в нигерийском штате Кросс Ривер и других регионах Субсахарской Африки:

·                     открытые и подземные воды составляют основную базу для жизнедеятельности местных жителей сельских регионов, в которых и происходит сегодня стремительное развитие и строительство экокурортов;

·                     риск загрязненпия открытых и подземных вод составляет одну из основных проблем современного туризма развития курортов;

·                     с тем, чтобы избежать риска загрязнения воды, экокурортные учреждения должны, как правило, содержать ЛОС.

 

Литература

 

1. Becheri E. (1991). Rimini and Co. – the end of a legend?: dealing with Algae Effect”. Tourism Management; Vol. 12, No. 3: pp 229-235.

2. Edington J. and Edington A. (1986). Ecology, Recreation and Tourism. Cambridge University Press, Cambridge, UK.

3. Eadington W. R. and Smith V. L. (1992). Introduction: The Emergence of Alternative forms of Tourism. In Eadington, W. R. and Smith, V. L. (eds). Tourism Alternatives: Potentials and Problems in the Development of Tourism. University of Pennsylvania Press, Philadelphia, USA, 1992. pp 1-12.

4. Holden A. (2003). Environment and Tourism. Routledge, New York, USA. 2003. 225 pp.

5. Holloway C. (1998). The Business of Tourism, 5th ed. Addison Wesley Longman, Harlow, UK.

6. Jenner P. and Smith C. (1992). The Tourism Industry and the Environment. Economist Intelligence Unit, London, 1992.

7. Kirkby S. J. (1996). Recreation and the Quality of Spanish Coastal Waters; in Towner, J. and Newton, M. T. (eds); Tourism in Spain: Critical Issues. CAB International, Wallingford, USA, 1996; pp 190-211.

8. Mastny L. (2001). Traveling Light: New Paths for International Tourism. Worldwatch Paper 159; © Worldwatch Institute 2001.

9. Nebel B. J. and Wright R. T. (1993). Environmental Science (4th ed). Prentice-Hall Inc., New Jersey, USA; 630 pp.

10. Nigeria (2006). Ecosystem-Based Natural Resource Management in the Forests of Cross River State. Draft Report prepared for The Canadian International Development Association (CIDA) and One Sky – Canadian Institute for Sustainable Living. L. M. Forest Resource Solutions Ltd. and Living Earth Nigeria Foundation 2006.

11. Shanklin C. W. (1993). Ecological Age: Implications for the Hospitality and Tourism Industry. Journal of Hospitality and Tourism Research, Vol. 17: pp 219-229.

12. UNWTO (2006a). Tourism Market Trends, 2006 Edition. © United Nations World Tourism Organisation, www.unwto.org.

13. UNWTO (2006b). 1946-2006: Sixty Years of an Organisation Serving World Tourism. © United Nations World Tourism Organisation, www.unwto.org.

 

Поступила в редакцию 22.12.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.