ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Фамилия в азербайджанской антропонимике

 

Пашаев Айдын Мамед оглу,

кандидат филологических наук, доцент Бакинского института повышения

квалификации педагогических кадров.

 

Слово фамилия, происходящее от латинского «familia» и составляющее основную часть важной именной категории, соответствует слову «семья» в азербайджанском языке. Однако в Древнем Риме этот термин употреблялся в форме «familius» в смысле «домашний невольник». А слово «familia» означает со­вокупность невольников, находящихся под полномочием рабовладельца, и после долгих столетий приобрело смысл «семьи», «рода», «поколения». А.Гур­банов пишет: «В современный период это слово означает название, данное ста­ро­му поколению» [6, с. 213].

Фамилии переходят по наследству из поколения в поколение и служат различению одной человеческой группы кровного родства от другой. Фамилии как и другие антропонимы являются продуктом общественной жизни.

В русской антропонимике В.К.Чичаковым, Г.В.Тропиным, Л.Успенскии, А.В.Селишевым, А.В.Суперанской [8], В.А.Никоновым [1] и др. было собрано и широко исследовано множество фамилий. Однако в других тюркских язы­ках, в том числе и в Азербайджане названия фамилий до сих пор не были собраны и недостаточно исследованы.

Имеются различные мнения о происхождении фамилий как в русской, так и в азербайджанской именной системе. А.В.Суперанская и А.В.Суслова ут­верж­дали, что на Руси фамилии появились в XIV-XVII веках. А Никонов от­ме­чает, что хотя в XIV веке некоторые бояре уже имели фамилии, однако они сформировались в основном в XVI-XVIII вв. В те времена фамилии давались лишь общественно-политическим деятелям, князьям и помещикам. А Пётр I награждал аристократов фамилиями, в качестве почетного имени. В период его правления почти у всех аристократов были фамилии [7, с. 20].

Узбекский ономолог Э.Бегматов, не принимая во внимание имена поко­лений в древней системе тюркских имен, утверждал, что фамилии в уз­бекском языке возникли под влиянием русского языка в XVI-XVIII веках [2, с.12]. Среди азербайджанских ученых Ш.Садиев, М.Чобанов и др. утверждают, что фамилии в азербайджанской языковой системе возникли в XIX веке. М.Чобанов пишет, что фамилии в азербайджанской антропонимике возникли с XIX века и получили официальную форму лишь в советский период [3, с. 56].

Русские, тюркские, а также азербайджанские ученые, писавшие о древней системе тюркских имен, часто повторяют мысль, что «у древних тюрков подлинное имя определенного лица является показателем принадлежности его к какому-то роду». Следовательно, названия родов и племен – одно и то же, что сегодняшняя «фамилия». Название Кенгерли одного из древне­тюркских племен, известно с 482 года. Племя Кенгерли состоит из отдельных ветвей Софулу, Гарадолаг, Гараханбейли, Алиханлы и 120-и поколений («Наука и жизнь» ж., №8. Баку, 1985, с. 26). Л.Н.Гумилев упоминает название династии Ашина, захватившей и властвовавшей на огромной территории в V веке, и имена повелителей династии - Ашина Тукъю, Ашина Шени, Ашина Йукук Шад, Ашина Мишел, Ашина хан Халлыг, Ашина Бюджан и др., в которых слово Ашина одно и то же, что «фамилия».

С распадом племенного строя (формации) имена, прозвища вышедших из того племени выдающихся личностей со временем могли преобразовываться в название рода, поколения. Общее занятие, ремесло племени также могло стать причиной его переименования. Можно предположить, что такие этнонимы, как, например, демирчи (кузнец), ахтачи (вычищающий фрукты от косточек), де­ве­чи (погонщик верблюдов), гушчу (птицевод) зародились таким образом. Порой даже лицо именовалось названием племени и со временем его подлинное имя было стерто из истории и оставалось лишь имя, связанное с названием племени.

До популяризации современного формата фамилий в азербайджанской антропонимике широко были использованы имена родов и племен: Хатемлиды, Пашалиды, Ордуханы, Дикбаши, Хакимы, Сары, Полу, Беджаны и др. Они похожи на названия династий, которые образовались с помощью суффиксов множественного числа. Имена племен и династий носили функцию фамилии.

В эпосе «Деде Коркуд» «Баяндур» был ханом одноименного рода. Следо­ва­тельно, «Баяндур хан» - означает «хан рода Баяндур». Идентичные слова мож­но отнести к таким фамилиям, как Шеддадиды, Салариды, Ширваншахи, Атабеки, Аг-гоюнлу, Гара-гоюнлу... Романовы, Бурбоны и т.д. Значит, названия династий так же, как и имена родов, могли играть функцию фамилии.

Последние исследования показывают, что имеющие уже в XIV веке фамилии бояре по происхождению были тюрками и в свое время играли огромную роль во внутренней и внешней политике России. Следовательно, в XIX веке с русского языка на азербайджанский перешли только лишь термин «фамилия» и суффиксы –ов, -ова (-ев, -ева) и зародились фамилии русского формата, как, например, А.А.Бакиханов, М.Ф.Ахундов, Н.Везиров и т.д.

В настоящее время на уровне антропонимики наши представления о фамилиях очень примитивны, так как мы слишком уж ограничили наши «фа­милии» обрамлением «имя семьи». В период советской власти, образуя из имен наших отцов и дедов фамилии, мы вынуждены были забыть свое исто­ри­ческое прошлое, наши корни.

Выдающийся тюркский ученый Зия Гёлъяп в своем произведении «Мораль тюрков» отмечает, что у тюрков было 4 степени семьи: бой, сой, теркюнь и барк.

1.  Бой у древних огузов извещает об имени рода и используется до собственных имен, то есть первое из имен Салур Газан, Бекдуз Эмен, Гыян Сельджуг означает имя рода и второе является их собственным именем. Внутри боя старших называли «ичи» (вероятно, элементы «-ич, -ович» для определения отчества в русском языке произошли от слова «ичи». Русские ономологи до сих пор не определили их происхождение), старших женщин –«аба», младших мужчин – «ини», сверстников – «аты». Позже слова обрели следующие формы: ичи-ага (брат), аба (вероятно слово «абу», употребляемое в арабском языке, зародилось от этого слова) – абла (сестра), аты-ата (отец).

2.  Сой – охватывает родственников по отцовской и материнский части определенного лица. К ним относились дяди, тети, а также их сыновья и дочери.

3.  Теркюн. По мнению Махмуда Кашкари, тюрки называли благородные семьи теркюн. К ним относятся отцы, матери, сыновья и дочери.

4.  Барк. У древних тюрков после получения имени в связи с героическим поступком, они получали титул, коня, должность и их женили. Родители жениха строили дом, а родители невестки давали приданое. Таким образом, у тюрков каждое бракосочетание создавало новые семьи. Название подобного бракосочетания «обладанием дома, барка», то есть «женитьбой» связано с этим [9, с. 129-131]. Вероятно, слово «брак», употребляемое в смысле «обвенчания, женитьбы, бракосочетания», также связано со словом «барак» (то есть временное помещение, построенное из досок).

Зарождение, развитие и подтверждение к внешним воздействиям фамилий в именной системе и их исследование с этого аспекта было бы особенно ин­те­ресно, так как каждая фамилия является жизнеописанием – историей рода и семьи, к которой она принад­ле­жит. Известно, что имена лиц, ставших фамилиями, отличаются от осталь­ных членов рода своими индивидуальными особенностями, профессией. Например, род народного поэта Самеда Вургуна в прошлом был назван «Косали» по прозвищу Косы Мирзали. С начала XIX в. из рода вырастает «векил» (то есть, адвокат, защитник), названный Али агой, и фамилия «Косалы» преобразовывается в фамилию «Векилов». Фамилия поэтессы Нигяр Рефибейли перешло от ее праотца Рефи бека. Фамилия А.Бакиханова же связана с прозвищем «Бакинских ханов». Сказанное можно отнести и к фамилиям Талишхановых, Губахановых, Шекихановых.

Интересно, что является основной причиной образования фамилий в антропонимической системе? Проводимые исследования о фамилиях в Азербайджанской антропонимике показывают, что ответ на этот вопрос был неверным. М.Чобанов в связи с этим отмечает, что с ростом числа населения собственные имена и отчества не хватают (он считает, что образование отчества он объясняет одинаковым путем). Поэтому, постепенно зарождается традиция, пользования фамилиями [3, 58].

Исследования оказывают, что в именной системе использование фамилиями вовсе не связано с недостатком имен. Так как, в мире существуют такие народы, которые не используются фамилиями. Например, А.В.Суперанская отмечает, в большинстве восточных стран не пользуются фамилиями. Г.Анохин же пишет, что в Исландии кроме иностранцев, ни у кого нет полномочий, воспользоваться фамилиями. Они используют лишь собственные имена и отчества [1, 34].

Известно, что как в русской, так и в тюркской антропонимической системе использование отчеств и фамилий в первую очередь принадлежит господствующей прослойке. По фамилиям представители господствующей прослойки, во все времена различались от трудящей массы.

Из произведения «Огузнаме» Ф.Рашидаддина известно, что древние тюрки были обязаны, и обязаны, по сей день, знать имена своих праотцев до седьмого поколения. Не знавшие имя праотца седьмого поколения считались незаконнорожденными, их можно было продать в качестве раба [4, 5]. Эта традиция позже перешло в арабскую систему языков. Последнее имя в именном ряде, считалось именем рода, семьи. Среди них свое отражение находило отчество, а так же название рода т.е. фамилия.

Факты показывают, что хотя в азербайджанской антропонимике встречаются фамилии без суффиксов, однако в целом они образуются следующим образом:

1.  -ов, -ова, -ев, -ева. Фамилии в азербайджанской антропонимике такого форманта составляют большое число: Мамед-ов, Ахмед-ова, Али-ев, Вели-ева, Умуд-ов и т.д.

2.  -заде. В переводе с персидского означает «рожденный, происходив­ший». Фамилия происходит от глагола «zaidən» (заиден), добавлением суффикса к названию отца или деда, употребляющегося в значении сына, дочери: Ельчин-заде, Ульви-заде, Фарид-заде и т.д.

3.  . Фамилии, образующиеся присоединением суффикса «-и» в азербайджанской антропонимике составляют малость: Ордубад-и, Ханеф-и, Гусейн-и, Хатем-и и т.д.

4.  -лы4. В образовании фамилий эти суффиксы наиболее продуктивны: Гедебей-ли, Айлис-ли, Гарабах-лы, Хулуф-лу, Али-ли и т.д.

В территории нашей республики существуют сотни ойконимы с суффиксом -лы4: Абасханлы, Абдуллу, Агабейли, Алханлы, Гараманлы, Гасанлы, Махмудлу и т.д. Среди них, наряду с антропонимами, имеются и имена личностей. В настоящее время большинством из них используются в качестве фамилий.

В тюркской именной системе у каждой личности одна фамилия. Не смотря на это, некоторые женщины после замужества наряду с принятием фамилий мужей, сохраняют и свою девичью фамилию. Таким образом, образуются парные фамилии. Число их составляет малость: Адыгёзалова-Полчаева Гамер Абдулрахман гызы, Ахундова-Багирбекова Сона и т.д.

Было бы интересно собрать и привлечь широкому исследованию фамилий азербайджанской антропонимики и выпустить ее словарную форму.

 

Литература

 

1.                  Анохин Г. Никто не должен брать фамилию в нашей стране. «Наука и жизнь» ж. №2, Москва , 1969.

2.                  Бегматов Э.Антропонимика узбекского языка (АКД). Ташкент, 1965.

3.                  Чобанов М.Н. Основы Азербайджанкой антропонимики. Тбилиси, 1983.

4.                  Фазлиллах Рашадеддин. Огузнаме. Баку, 1992.

5.                  Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Наука, 1967.

6.                  Гурбанов А.М. Ономалогия Азербайджанского языка. Баку: Маариф, 1988.

7.                  Никонов В.А. География фамимлий. М.: Наука, 1988.

8.                  Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973.

9.                  Ziya Göyalp. Türklərdə əxlaq. «Xəzər» jur. №2. Bakı, 1988.

 

Поступила в редакцию 16.02.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.