ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Герой современной прозы (на материале произведений В. Тендрякова и Анара)

 

Таривердиева Самира Агшин гызы,

соискатель Бакинского славянского университета.

 

Литература 1950-80-х годов исследует феномен личности, создает характер человека, живущего в условиях тоталитарного режима. И если в 1950-60-е годы на передний план выдвигается социально-политические аспекты деятельности героя, то в 1970-80-е годы все чаще писатели стремятся проникнуть в глубину внутреннего, духовного, сокровенного существования человека. Усиливается и тенденция к постижению национальной субстанции характера.

В 1970-е годы постепенно начинают приобретать актуальность персонажи, выступающие как носители характера современного человека, через образ которого становится возможным художественное постижение современности в целом.

М.Сулейманлы – один из тех азербайджанских писателей, который сумел великолепно сочетать показ современного общества с показом отдельных его представителей. В романах «Мельница», «Голос» и ряде других произведений писателя даны характерные образцы антиподов общественной морали, отрицательных персонажей, типичных для того времени, в котором и происходит действие. Перед нами возникают живописные образы представителей сельского и городского современного мира, где каждый испорчен по-своему, где нет места духовности, где нищета духа сочетается с нищетой быта. Положительное присутствует в романе «Голос» в образах-символах слабоумного Халея и собаки. Именно через них происходит осуждение современной действительности.

Такой же нравственно-психологический, философско-обобщенный показ современного героя характеризует и И.Гусейнова, и А.Айлисли, и Эльчина, и Максуда и Рустама Ибрагимовых в азербайджанской литературе времен «застоя».

Появляется целый ряд новых для азербайджанской прозы типов. Это, прежде всего, представители «теневой экономики» (Аяз в «землетрясении» А.Бабаева, Абдул Кафарзаде в «Смертном приговоре» Эльчина, герои «Всадника в ночи», «Среди призраков» Н.Расулзаде и др.).

В русской прозе становление нравственного облика современника приобретает еще более многогранный характер. Герои В.Астафьева («Печальный детектив»), В.Распутина («Пожар»), В.Шукшина (целый ряд рассказов) – это мозаика современных характеров, отчетливо выражающих специфику социального бытия в самых разных ее ипостасях. Это характеризует как деревенскую, так и городскую прозу Азербайджана и России.

Одним из писателей, пристрастно относящимся к современности, постоянно ищущим в ней наиболее характерные образы и характеры, является В.Тендряков. Он начал с очерков и рассказов, в которых уже намечаются типажи, которые будут развернуты в художественные образы, в характеры в его последующих произведениях. В.Тендрякова с самых первых его произведений и на протяжении всего его творчества интересовал, прежде всего, человек. Не система тоталитарного государства с ее изъянами, а человек, страдающий от этого – вот главная задача писателя.

У Тендрякова нет «положительных» героев, но всегда нравственная доминанта главенствует над социальной, но, тем не менее, в самых первых его повестях «Не ко двору», «Падение Ивана Чупрова» и др. мы видим эти социальные противоречия, но только в их преломлении через нравственную суть характеров. Таков и герой «Ухабов», «Тугого узла» и ряда других произведений В.Тендрякова.

Жертвой системы является, например, Настя Сыроешна из повести «Поденка – век короткий» и др. Они постепенно утрачивают нравственные ценности, перестают различать, где правда, где ложь, где добро, а где зло.

Тендряков опирался, как правило, на документальные факты, на события, имевшие место. Так, в «Тугом узле» в основу сюжета положен действительный конфликт в животноводстве, но он эту ситуацию переводит в плоскость нравственную. Сам писатель давал такое разъяснение: «Конфликт моей повести «Тугой узел» далеко не ограничивается одним только лишь вопросом о коровах… Привередливые коровы – лишь часть конфликта, никоим образом не решающая, а всего – на всего вспомогательная… Только тогда, когда «животноводческий конфликт» становится по-настоящему, по серьезному конфликтом человеческим, только тогда он имеет право стать поводом для изображения в литературе, только тогда писатель сумеет быть полезным помощником в решении задач нашего времени» [1].

Ю.Томашевский в своей книге «Вчера и сегодня» вспоминает, как В.Тендряков делился с ним своими мыслями. В частности, он говорил, что каждая его книга – это материал для злободневной, публицистической статьи [2]. Реальные события, положенные в основу произведений В.Тендрякова делали характеры, изображенные в них, такими достоверными, жизненными. Одним из таких героев стал Лыков из повести «Кончина». В его характере типизированы противоречия «колхозного» периода отечественной истории. Но вместе с тем, в повестях В.Тендрякова создаются не просто «слепки» с действительности, а художественно убедительные образы. Из произведения в произведение совершенствуется мастерство писателя, позволившее ему объединить в образах современных людей социальное и психологическое, нравственное и эстетическое.

Для писателя всегда были важны те «средства», которыми он достигал поставленной цели. Для создания образа Женьки Тулонова («Покушение на миражи»), героя, в котором нашли отражение идеи Тендрякова о противоречии умозрительных идей и реальной жизни, писатель использует форму романа-утопии.

Герои В.Тендрякова раскрываются в самых разных ипостасях: колхозники, партийные деятели, верующие люди и атеисты. Интересно, что поднимает тему веры Тендряков в годы борьбы с религией и проповеди воинствующего атеизма. Он создает образы людей в их отношении к религии в повестях «Чудотворная», «Чрезвычайное», «Апостольская командировка», «Затмение» и др.

Все герои В.Тендрякова – представители простого народа. Как «олицетворение народа» показан, например, охотник-медвежатник Семен Тетерин («Суд»). Он стоит перед судом своей совести, который является утверждением нравственности.

Даже кажущиеся на первый взгляд черствые, жесткие люди, на поверку оказываются добрыми, способными на милосердие, отзывчивость. Таков герой повести «Находка», спасший найденную им в лесу брошенную девочку.

Еще одним литературным типом, к которому очень часто обращался В.Тендряков, был подросток, в сложном становлении духовного мира. Школьные повести писателя – «Ночь после выпуска», «Расплата», «Шестьдесят свечей» – как раз и раскрывают этот характер во всей его сложности, противоречивости. В этих повестях писатель часто прибегает к притчеобразной композиции, широко использует символику.

Присуща притчеобразность и произведениям Анара. Как и В.Тендряков, он также создал в своих произведениях целую галерею незабываемых образов, раскрыл характеры своих современников во всей полноте их взаимодействия с миром.

Первыми героями Анара явились жертвы репрессий 1937 года. В повести «Совесть страдания» содержится исповедь человека, работавшего в карательной системе тоталитарного режима, который и сам становится жертвой этой системы. Человек один на один со своей совестью – такова основная линия этой повести. Именно через его образ раскрываются ужасающие страницы недавней истории.

В отличие от В.Тендрякова, Анар обращается только к одному социальному слою. Все его герои – горожане, люди большого города. Через их духовный мир писателю удается «решать задачи воплощения в прозе современных проблем, как общественно значимых, так и художественно-эстетических» [3].

История человеческих судеб раскрывается в его рассказах «Гардеробщица», «Такси и время», «Грузинская фамилия», «Я, ты, он и телефон» и др. Анар широко использует символику уже в первых своих рассказах и повестях, в отличие от Тендрякова, который лишь в конце своего творчества обращается к символизации текста. Реальное время, реальные люди в творчестве русского писателя занимают, как мы видели, значительное место. Анар расширяет рамки понятия «Время», рассматривая его в обобщенно-философском смысле. Время является одним из полноправных образов в системе произведений Анара.

«Герои Анара располагаются не на авансцене жизни, а где-то подальше, в глубине ее, в сторонке, выглядывают из-за кулис… Что ищет молодой писатель в этих судьбах? Только ли пафос защиты «маленького человека» владеет им?» – писала И.Борисова в своей статье «По строгому счету» [4]. Надо сказать, что Анар, конечно же, не только «защищает» своего героя, он гордится им, он подчеркивает в нем те качества, которые сам считает наиважнейшими в человеке своего времени.

В творчестве Анара получает отражение и характерная для литературы застойных лет тенденция – обращение к истории для выражения своего понимания современности. Это было вызвано желанием сказать правду, хотя бы в зашифрованной форме, о советской действительности. Через фольклорные образы Анар в «Сказке о хорошем падишахе» в аллегорической форме создает карикатуру на тоталитарный режим.

Но к какой бы эпохе он не обращался, в центре внимания писателя – образ современника. Это и актер Фейзулла Кябирлинский («Юбилей Данте»), и деловой человек Фуад Салаев («Цейтнот») и многие другие. Среди них особое место занимает герои повести «Круг» Заур и Тахмина, Неймат и Дадаш, Спартак и Медина… Д.Урнов говорит об этих героях, как о «людях, которые «вдруг подумал» (или «поняли») и оказались сразу же непривычно обременены этим состоянием» [5]. Потребность понять окружающий мир, мучительные поиски ответов на бесконечно возникающие вопросы – все это характеризует героя Анара. О героях Анара писали многие критики, как в России, так и в Азербайджане. Высказывались самые разные мнения о его героях, давались различные интерпретации их образов. Неизмененным был вывод, к которому приходили все пишущие об этом – это жизненные, полнокровные образы, отличающиеся подлинность своего самовыражения. Очень много писал об этом Ариф Гаджиев [6], А.Латынина [7] и другие.

Интересные образы созданы и в произведениях Анара 1990-х годов – «Красный лимузин» (1991), «Наваждение» (1993), «Комната в отеле» (1994) и др. Человек один на один со своей судьбой, со своей жизнью и со своей смертью. Так можно определить главного героя этих произведений Анара. Написанные в сюрреалистическом плане, с элементами мистики, с большой долей условности, эти произведения, тем не менее, представляют нам современного героя со всем комплексом его чувств, переживаний, страхов.

Мы рассмотрели на материале творчества двух разных писателей проблему создания образа современного героя. Несмотря на запреты тоталитарного государства, эти писатели сумели создать объективную картину жизни в «застойные» годы и образы людей, несущих в себе все приметы этого времени и борющиеся с ними.

 

Литература

 

1.                  В.Тендряков. Не только о коровах // Литературная газета, 20 марта, 1958.

2.                  Ю.Томашевский. Вчера и сегодня. М.: Советский писатель, 1986.

3.                  Г.Гулиев. Рубежи прозы. Баку: Язычы, 1982, с. 85.

4.                  И.Борисова. По строгому счету // Дружба народов, 1970, №8.

5.                  Д.Урнов. Или многозначительность по инерции // Литературная газета, 1971, 4 августа.

6.                  А.Гаджиев. В поисках героя. Баку: Язычы, 1981.

7.                  А.Латынина. Форма для мысли // Литературное обозрение, 1979, №7.

 

Поступила в редакцию 29.06.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.