ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Проблема лирического героя в жанре литературной критики

 

Вердиева Нурия Вели кызы,

диссертант отдела теории литературы Института литературы им. Низами НАН Азербайджана.

Научный руководитель – доктор филологических наук

Аскерли З.Ш.

 

Еще с середины 20-го века возникла необходимость в широком использовании лирического жанра, являющимся авангардом азербайджанской поэзии, усиливающим тенденции к употреблению лирических мотивов в других жанрах художественной литературы, а также более глубокого изучения специфических особенностей этого жанра в литературоведении. Жанр лирического произведения, исторически находящийся в центре как литературоведческой, так и философской мысли изучался в двух аспектах: как с точки зрения структурных особенностей, и в области, охватывающей такие категории как вселенная, время, человек.

Чувственное отношение к реальности, обусловленное сущностью лирики, наиболее ярко проявляется в установлении более тесных связей с внутренним миром человека, в возрастающем влиянии человека на судьбу планеты в целом. Это послужило поводом для того, что ведущая роль человека в судьбах мира выражается в поэзии, в восприятии и переживаниях поэта. Это в свою очередь вызывало большой интерес к поэту, как к носителю подобных чувств.

Характер лирического героя, его позиция в стихотворении, даже споры вокруг удачного или неудачного подбора термина вызывало различные дискуссии в литературоведении. Источником подобных споров являлась русская теоретическая мысль. Являясь составной частью советской литературы, представители азербайджанской литературы также пытались принять участие в подобных спорах, высказывая свои мысли.

Первые мысли в связи с данной дискуссией подала в 1953 г. О. Берггольц в статье «Разговор о лирике» [4], которая выступала против термина «бесконфликтность». В Азербайджане эта тема получила свое развитие в статьях и речах С. Вургуна и М. Арифа. С. Вургун говорил о проблемах «самовыражения» поэта и о роли субъективного фактора в поэзии. Мысли, связанные с жанром лирики и проблемами лирического героя, были ясно изложены в 1960-1970-х гг.

Начиная с 60-ых годов, в российской печати и литературоведении вновь возобновились дискуссии, связанные с лирическим героем. В Азербайджане эта мысль в связи с данным вопросом получила дальнейшее развитие. Критики Б. Набиев, Ш. Салманов, Я. Караев, Р. Алиев рассматривают характерные особенности данной проблемы в своих статьях, посвященных жанру лирики.

Для того чтобы прояснить проблему лирического героя необходимо иметь представление о лирике. Лирика – это отражение эмоциональной, чувственной формы окружающего мира, отдельных элементов действительности, нашедших свое гнездо в душе и психике человека. Всё повествующее в лирике, связано с человеком, окружающим его духовным, физическим и материальным миром; все это, безусловно, связано с чувствами поэта, его индивидуальным мироощущением, темпераментом. Лирика – это мир, основанный на чувствах и ощущениях, но объективные чувства и обычные ощущения, в этом мире роли не играют. В жанре лирики изъявление чувств и возникновение ощущений возможно на основе лирических переживаний. Поэт – носитель лирических чувств, он будто старается обуздать их, и подобные чувства выражаются поэтом в созданных им произведениях. Лирика является зеркалом души поэта. Отраженный в зеркале образ является выражением души поэта.

Какая же существует связь между поэтом, живущим лирическими ощущениями и воплощающими эти лирические ощущения в создаваемых образах и «самовыражением» поэта? Выше было отмечено, что интерес к данной проблеме возник после статьи О. Берггольц. Поэтесса однозначно указывала что: «Одним из основных и могущественных свойств является то, что ее героем является, сам поет, личность, ведущая речь о себе и от себя, от своего я» [4].

Идея, известная как теория самовыражения автора, выдвинутая на первый план личности поэта, стала объектом многочисленных споров и дискуссий. Если лирическим героем является сам поэт, то это означает, что поэзия представляет собой явление, ограничивающееся интимными ощущениями кого- либо. Желающие представить проблему в таком ракурсе, всегда рассматривают наличие образа поэта в поэзии как нечто, представляющее опасность. С первых дней своего рождения советская поэзия, делавшая попытки выразить чаяние массы, предполагала, что воспевание в поэме или в стихотворении одного единственного героя может нанести удар общественным интересам. В 1970-х гг. Р. Алиев, давший разъяснения по поводу обновления поэтической мысли, высказал следующее: “Основные причины изменений в поэзии связаны с изменением места и природы лирического «я». Традиции классового самосознания, выражение поэтом общественной мысли, а во многих случаях высказывания в качестве представителя народа, приобрели новое художественное значение» [6, с.8].

Естественно, мысль о том, что реальное лицо может стать главным героем жанра лирики, означает лишить поэзию образности. Даже поэмы, в которых создаются образы, представляющие собой реальные исторические персонажи, не могут полностью отразить характерные черты данных прототипов. В лирике, в общем, и в целом понятия прототипа нет. По этой причине К. Кулиев пишет: «Лирика, отражающая субъективные особенности человека, представляет собой творческое начало, образующее внутренний мир поэта, его «я», а героем лирического стихотворения является сам поэт» [9, с.14]. Подобную мысль нельзя понимать как олицетворение в лирическом герое характерных черт поэта. С одной стороны причина этого кроется в лирической поэзии, характер которого определяется в соответствии с требованием ситуации, с другой стороны поэт может являться прообразом лирического героя, хотя в стихотворении не могут содержаться какие - либо сведения о самом герое. В таком случае бывает отражены только чувства, мысли, переживания, обусловленные влиянием только лирического момента. Именно этот факт имеет в виду русский ученный T. Сильман: «Лирический жанр, таким образом, невзирая на свою автобиографичность – а отчасти и в связи с ней,- требует авторского инкогнито внутри самого произведения».[12, с.39].

Личность поэта формируется под влиянием, как субъективных факторов, так и таких объективных процессов, как семья, атмосфера, характерная для данного исторического периода. Данные факторы являются источником формирования точки зрения поэта. Неоспорима роль автобиографии поэта в формировании лирического героя. Литературная критика уделила немало внимания данной проблеме. В статье А.Эфендиева «Лирический герой и время» мы сталкиваемся со следующими строками: «Есть тонкое различие между поэтическим и теоретическим мышлением в вопросах познания мира. Истина в выражении теоретического мышления более общая, нежели личностная. И потому в теоретической деятельности роль автобиографии не так уж велика, за художественной истиной должна стоять индивидуальность. Художественная истина может быть всеобщей, разносторонней, философичной, но она одновременно должна оставаться истиной отдельно взятого человека» [5, с.56]. В жанре лирики выражение художественной истины лирического героя происходит под влиянием чувств и ощущений, суждений и мировоззрений. По мере того, как читатель вникает в сущность лирического героя, он становится свидетелем всех его личных переживаний и в то же время эти переживания отдаляются от отдельной личности и становятся общими для всех. Итак, в природе лирического героя личное и всеобщее становится характерным признаком его поэзии.

Желание узнать, понять, познать самого себя является первым ощущением, которое испытывает душа человека. У поэта такие чувства становятся непреодолимыми. Волнения поэта вынуждают мастера слова познать самого себя, понять свое место в жизни. На самом деле лирическая поэзия представляет собой реализацию чувства и ощущений, порожденных процессом самопознания, не имеющего пределов. Не познав окружающий мир, не узнав людей, а также факторы, обуславливающие существующие в мире сложные межличностные отношения, невозможно понять самого себя. По этой причине самопознание выходит за пределы субъективизма, обуславливается объективными факторами. Осознанные переживания начинают носить всё больше объективный характер, нежели личностный.

Как русские, так и азербайджанские литературоведы в становлении лирического героя, говоря о субъективной и объективной роли, часто ссылаются на известные высказывания немецкого поэта И.Бехера: «Выражая самого себя, лирический поэт, тем самым, выражает проблему своего века, причем это «себя», личность поэта, должна вырасти в характер, представляющий век, в орган, в котором эпоха снова обретает свой поэтический образ» [3, с.334]. Самовыражение поэта может достигнуть вершины только лишь в том случае, когда он довольствуется своим жизненным опытом. Поэт, осознавший объективную реальность, значимость своей эпохи, достоин ей представления, выражения своего отношение к ней в поэзии. С. Гусейнова, выступая с этой позиции, указывает на субъективизм, присущей лирическому жанру. В лирическом герое, наряду с характерными в лирическом творчестве присущими лирическими чертами объективность, исходящая из принципов искусства всегда едина [7, с.5]. Таким образом, лирический герой, будучи выразителем индивидуальности поэта в то же время является обобщенным поэтическим образом. Этот образ в творческом процессе выступает в качестве типизированный формы глубоких наблюдений и чаяний народа.

Предав чувствам героя общечеловеческое понятие, поэт адресует эти чувства к кому-то. Несмотря на то, что чувства поэта не обращены к конкретному лицу, тем не менее, мастер слова создаёт своё произведение, дабы выразить личные чувства. Он нуждается в реакции читателя. Лишь в том случае произведение отвечает требованиям читателя, когда читатель находит в нём на интересующие его вопросы или же привлекает его поиском в познании.

О. Берггольц за лирического героя принимает и читателя[4]. Если поэту удается посредством лирического героя выразить чувства и ощущения других людей, как писал Б. Набиев: «В произведении, вышедшем из под пера настоящего мастера, поэтически художественное осознание мира, индивидуальное ощущение, мир грез, и в целом настроение и переживание самого поэта достигают такой высокой кульминации и что это, в свою очередь, приобретает общественный смысл и большинство читателей невольно разделяют с поэтом его настроение и душевный настрой, переживают эти чувства и мысли как свои собственные» [11, с.30-31]. Читатель должен верить в искренность чувств поэта, для достижения духовного единства с ним. По мере того как переживание лирического героя приобретают общественную значимость (если только мастер не передаёт свои чувственные ощущения на себя самого) искренность чувств, пропадает. М. Ариф считал искренние чувства при создании поэтического образа признаком истинного вдохновения [1, с.167]. Чувства, не пережитые самим поэтом, в поэтическом произведении звучат неестественно, искусственно, риторически не может читателя заставить поверить в истинность чувств поэта.

В лирической поэзии поэт свободно, без всяких стеснений может исповедаться читателю о своих личных чувствах, интимных ощущениях. Русский критик Т. Сильман объясняет подобное выставление поэтом своих чувств напоказ тем, что поэт рассказывает уже не о себе, а об обобщенных чувствах [12, с.38]. Таким образом, лирический герой не создан как посредник между поэтом и читателем и это отрицает естественность данной поэзии, порождение её вдохновением. Лирический герой - это не тщательно продуманный образ. Поэт непосредственно выражает свои чувства, превращаясь в лирического героя. Естественно, что чувства, представленные как личные, могут быть не рождёнными из собственного опыта поэта, ибо вдохновение требует, чтобы лирические переживания были пережиты лишь самим поэтом.

В советской литературе в соответствии с определёнными требованиями существующей идеологии общественный характер героя , роль типизации в его формировании намеренно возвеличивалась. А это часто служило причиной отдаления лирического героя от личности самого поэта. Споры, носящие характер терминологии, часто были следствием этого. Знаменитый русский критик А. Михайлов показывает, что теория «самовыражения», в сущности, отвергает наличие лирического героя [10, с.70]. И. Гринберг опровергает лирического героя в каждом стихотворении, а также в творчестве каждого поэта [8, с. 148]. Таким образом, они представляют лирического героя, как носителя общественных идеалов, и тем самым, в некоторой степени отделяют его от поэтического «я».

Г. Байрамов тоже придерживается точки зрения, близкой к русской теоретической мысли. Развитие лирического героя он делит на три характерных этапа: лирическое «я», лирический характер и лирический герой.

По мнению автора лирическое «я» свойственно началу творческой жизни поэта, тому времени, когда он замкнут в себе. Лирический характер выходит на первое место только на фоне равновесия субъективных и объективных факторов. Лирический герой же «является завершением лирического творчества. В этом творчестве он представляет тот тип, который охватывает самые лучшие, передовые факторы и выражает психологию, духовную жизнь, общественно - политические взгляды, присущие обществу и эпохе в которой он живёт» [2, с.24].

Ученый дополнительно сообщает о характере лирического героя: «...в лирическом герое живёт и сам поэт и другой» [2, с.23]. Естественно, что этот «другой» отделившись от личности поэта, в соответствии с требованиями идеологии, живя общественными идеалами, является образом, служащим общим целям личными переживаниями. Этот образ является схематичным, создавая впечатление человека, лишенного индивидуальности. Характерные черты лирического героя Г. Байрамова, рождённые из принципов социалистического реализма, сохраняя долгие годы свою власть, напоминают концепцию «положительного героя». Автор сам придерживается этого мнения: «Лирический герой- это идеальный герой, возрождённый объективной действительностью» [2, с.24].Проблема лирического героя и идеала стоит в центре внимания в литературоведении. В советской литературе под понятием «идеал» подразумевался «идеал коммунизма». Литература считалась средством воспитания и формирования человека соответственно этому идеалу. Идеальный лирический герой должен был служить примером для создания подобного человека.

Верно, в создании образа лирического героя роль идеала отрицать нельзя. Самосознание, обусловленное природой, вызывает у страждущего поэта осознание, порожденное самопознанием и познанием окружающего мира, формирует мировоззрение. Мировоззрение дарит мастеру какой-то определенный эстетический идеал. Эстетический идеал призывает поэта, возвысится над действительным миром. И.Бехер писал: «Поэзия - неустанное стремление человека превзойти самого себя» [3, с.74]. В образе героя поэт отражает желаемые человеческие качества. В поэзии не может существовать общий эстетический идеал. Такой идеал означал бы отрицание индивидуальности мастера. С этой точки зрения понятие эстетической нормы в литературе носит относительный характер. Лирический герой - не идеал, он лишь олицетворяет в себе идеал автора. Естественно, лирический герой может и не быть идеальным героем. Тем не менее, подобный образ всегда бывает положительным.

Можно также указать, что в 1970 - 1980 гг. появилась необходимость развития теоретической мысли, необходимость дальнейшего развития темы о лирике и лирическом герое. Исследовать данную проблему нужно по нижеследующим аспектам:

1. Лирическая поэзия является выражением чувственно-эмоционального опыта, полученного познанием объективной реальности. Лирическое творчество рождается в результате эмоциональных чувств. Переживания, созданные на основе личного опыта и мировоззрения, помогают создать такой чувственный лирический образ, который называется лирическим героем.

2. Лирический герой, сформировавшийся в чувственном мире поэта, проходит несколько этапов: самопознание→лирические переживания → эстетический идеал → самовыражение.

3. Природа лирического героя определяется личным духовным опытом и мировоззрением. Познание поэтом мира превращается в его самопознание, и моменты, не нашедшие отражения в его автобиографии, приобретают личный характер. Обобщенный лирический герой превращается в самовыражение поэта.

4. Эстетический идеал, сформированный в результате познания поэтом мира и самосознания, олицетворяется в образе лирического героя. Поэт не выбирает идеал из влепленных форм, он творит его сам. Качества, порождённые его идеалом, воплощены в его лирическом герое. Лирический герой не идеален, он - носитель идеалов поэта.

5. В литературоведении под термином «лирический герой» более целесообразно применять термин лирическое «я», так как термин «лирический герой», отражая общественные принципы, обезличившись, отражает также в себе образ стандартности. Термин лирический «я» является более широким понятием, включая в себя и образ мастера и «общее» под «я».

Душа человека-это такой мир, который, сохранив одновременно сущность человека, время от времени приобретает новые качества. В образе лирического героя поэты стараются представить и познать человека со всей его противоречивостью, сложностью и красотой.

 

Литература

 

1.                   Ариф М. Избранные произведения: I том.- Баку: Изд-во Елмляр Академиясы, 1967.- 620 с.

2.                   Байрамов Г. Лирический герой и время.- Баку: Елм, 1986.- 140 с.

3.                   Бехер И.Р. В защите поэзии.- Москва: Изд-во иностранной литературы, 1959.- 374 с.

4.                   Берггольц О. Разговор о лирике// Литературная газета. – 1953. - 16 апрелья.

5.                   Эфендиев А. Лирический герой и время//Улдуз. – 1973.- №3.

6.                   Алиев Р. Естественность поэзии.- Баку: Язычы,1982. - 91 с.

7.                   Гусейнова С. Новый человек в Азербайджанской поэзии.-        Баку: Наука,1973.- 44 с.

8.                   Гринберг И. Лирическая поэзия.– Москва; Советский писатель,          1955. – 328 с.

9.                   Кулиев К. Лирика, современность и герой.- Баку: Писатель, 1983.- 197с.

10.               Михайлов А. Лирика сердца и разума.- Москва: Советский писатель,1965. – 196 с.

11.               Набиев Б. Критика и литературный процесс.- Баку: Азербайджан-ское Государственное Издательство,1976. - 188 с.

12.               Сильман Т. Заметки о лирике. - Ленинград: Советский писатель, 1977.- 244 с.

 

Поступила в редакцию 03.08.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.