Философские проблемы языка музыки
Лазутина Татьяна Владимировна,
кандидат философских наук, доцент Тюменского государственного нефтегазового
университета.
Язык музыки - особая система музыкальных знаков
(символов), сложившаяся в процессе исторического развития музыкального
искусства, который, в виду своей многогранности, составляет предмет изучения
языкознания, антропологии, анатомии, акустики, философии, логики, семиотики,
социологии (социолингвистики), культурологии, психологии (психолингвистики) и
других наук. При
решении прикладных задач, возникающих в педагогике, медицине, теории
информации, статистике и в других науках, существует обращение к языковым
феноменам. Так как языковая действительность непосредственно связана с миром
человека (его сознанием, мышлением и психической деятельностью), то проблемы
языка как «орудия мысли» являются предметом рассмотрения логики, а также
психологии, через которую имеется тесная связь с физиологией высшей нервной
деятельности. Язык как средство коммуникации, воздействующее на протекание
социальной деятельности человека, представляет интерес психолингвистики.
Языковедение, исходя из диалектической связи языка и
сознания, рассматривает язык как общечеловеческий феномен, находящийся в
теснейшей связи с общественной практикой, с конкретной историей народа, и имеет
условное деление на прикладное и теоретическое, внутри которого, в свою
очередь, различают частное (занимающееся проблемами отдельного языка) и общее
(исследующее природу и генезис языка, анализирующее методологию). Носитель
языка музыки представляет определенный социум, в связи с этим возникает
потребность в поиске специфики диалектов и групповых различий в языке, которую
удовлетворяет музыкальная диалектология. Поиск специфики взаимодействия и
взаимовлияния языка и общества составляет предмет музыкальной социолингвистики,
жанр как сберегающий фактор культуры и языковые стили рассматривается в рамках музыкальной
стилистики. Изучение проблем происхождения и развития языка музыки осуществляется
в рамках музыкальной антропологии. Звуковые образования изучаются фонетикой,
где выделяют три аспекта в исследовании звука, составляющие неразрывное
единство: первый характеризует звук с точки зрения физических (акустических)
его признаков, второй рассматривает звук в биологическом аспекте (как работу,
производимую человеком при их произнесении и слуховом восприятии), третий
понимает язык в функциональном аспекте (как средство общения). Анатомия и
физиология органов речевого образования в человеческом организме составляет
важную область исследований акустики, где язык анализируется с позиции
звукообразования.
В философии особую проблематику составляет
онтологический анализ языка, где рассматриваются вопросы соотношения языка и
мышления, ведется поиск статуса языка в онтологии человеческого существования и
т.п. В центре философских изысканий заявлены вопросы специфики соотношения
естественных и искусственных языковых систем, проблемы интерпретации, текста и
интертекстуальности, что оказывает влияние на структурную организацию философии
и формирует ее проблемное поле. В этой связи специалисты оценивают
конструирование философии языка как своеобразный «лингвистический поворот» в
философской традиции, где придают важное методологическое значение идеям
синергетики, что находит отражение в понимании музыки, ее языка как сложной системы,
имеющей множественность путей развития.
В философии музыки существуют вопросы, связанные с
центральной проблемой – поиском специфики языка музыки. Важными аспектами
являются изучение фонологического содержания в основных понятиях музыкальной
теории, рассмотрение элементов знаковой ситуации в музыке, определение
специфики музыкального знака, знаковых систем и символа.
Скрипка 4 4: купить Скрипка 4 4: купить Скрипку. musik-store.ru |
Поступила в редакцию 26.01.2008 г.