Роль природно-климатических факторов в
формировании некоторых особенностей культуры, традиций и характера
азербайджанского народа
Агасиева
Эльшана Азиз гызы,
кандидат филологических наук, доцент
кафедры общественных наук Бакинского славянского университета.
Азербайджан богат
разнообразной, самобытной природой. Природные ресурсы его эксплуатируются с
древнейщих времен. Его природная среда является этнической колыбелью
азербайджанского народа. Здесь жили его предки и с этой природой были тесно
связаны этногенетические и этнокультурные черты азербайджанского народа. По
Гумелеву этнос трактовался, как форма адаптации коллектива особей вида Homo Sapiens в биоценозе своего ландшафта [1, с.56]. Многие
ученые такого мнения, что природная
среда – это территория этногенеза, а ее климатические условия, это –
характеристика этноса.
Условия
проживания азербайджанцев избалованых природными возможностями своей страны, где тепло, почти,
круглый год, невозможно сравнивать с условиями проживания жителей севера Земли, у которых
крайне мало солнечных дней, где не растет, даже одной десятой тех фруктов и
овощей, которые растут на азербайджанской земле. В Азербайджане, если летом
знойная жара, но имеется и живительная прохлада гор, субтропики и альпийские
луга. Каспийское море богато запасами осетровых рыб, черной икры и тому
подобным. Имеются бьющие фонтаном горячие грязевые и целебные минеральные источники.
В Азербайджане можно собирать круглогодично урожаи разного рода растений. И
поскольку, в сознании верующего, (а большинство населения, во все времена в
основном, верующие) все, что дает природа, ассоциируется с божьим даром.
Поэтому у азербайджанского народа бытует выражение, – «Бог даст – будет».
Возможно, отсюда – и определенная черта беспечности в характере азербайджанцев.
Достаточно ли мы пользовались
возможностями (прежде всего природными) тех районов Азербайджана, когда они не
были оккупированы? Богатства природы в Азербайджане не всегда использовались по
назначению, не потому, что экономили их, а потому, что мы не испытывали
недостатка в природных богатствах и не особенно ценили их, пока они были в
нашем распоряжении. Имея сотни и тысячи превосходнейших родников и источниклв
минеральной воды, почти все городское население употребляет до сих пор воду,
далеко не самого хорошего качества. А родниковая горная вода тем временем текла
и течет себе по наклонной. Хотя были, есть и будут всегда люди, которые делают
все, чтобы народ мог рационально использовать то, что им дарит природа.
Человек до конца своей жизни
сохраняет чувство любви и воспоминания о местности, где он родился и жил.
Политическая субъектность этноса развивается, если сохраняется ее
природно-социальная целостность. Зная преимущества азербайджанской природы
очень часто можно услышать признания местных жителей: «Европейцы все же могут
как-то все организовать, чтобы использовать ресурсы в собственных национальных
интересах, а мы?» Да, действительно, такие природные возможности немцы,
американцы или японцы, непременно, реализовывали бы в интересах нации современого
и будущего поколений. Азербайджанцы, больше любят воспевать природу и
любоваться ею, но чтобы полнее и эффективнее использовать дары природы, в
частности, чистейший горный воздух, родниковые и минеральные воды, леса и
водоемы, пляжи и грязевые вулканы в интересах собственного здоровья, то об
этом, меньше задумываются. Но, если леса и другие природные ценности кто-то уничтожает,
то азербайджанцы очень реагируют на это. Например, такая реакция в более острой
форме была проявлена азербайджанским народом осенью 1988 года, когда
безжалостно вырубались деревья в азербайджанской «Топхане» со стороны соседней
республики. Тогда сотни тысяч людей вышли на площадь «Свободы» в городе Баку с
требованием незамедлительного прекращения этого акта вандализма. Это было
проявлением своеобразной вспышки в национальном сознании и решительным проявлением
национального характера азербайджанского народа. Вместе с тем, это был осколок,
отлетевший от пожарища армяно-азербайджанских отношений. Но после этого, весь
период, (труднейший для всех бывших советских республик) до конца 90-х годов пришлось
и самим вырубать и превращать часть лесов в материал для отопления домов, так
как после распада Советского Союза не было подачи в дома газа, отопления, и не
всегда поступала электроэнергия. А позже, когда стали возводить многоэтажки,
некоторые организаторы строительства, вырубали деревья, кустарники и всякое
насаждения, что конечно возмущало народ.
Экологический и социальный
кризис сейчас испытывают все народы мира. К сожалению, не все люди осознают,
насколько может быть опасна экологическая проблема. «Первое, очевидное, что
определяет лицо народа, – пишет Г.Гачев,
– это природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. Она –
фактор, постоянно действующий… и фундамент истории каждого народа – есть
история его труда по преобразованию природы, среди которой он живет. Это
двуединый процесс: человек пропитывает окружающую природу собой, своими целями,
осваивает ее и одновременно пропитывает себя, всю свою жизнь, быт (дома из
камня или дерева, или песка; одежда, пища из чего?), все свое тело и,
опосредованно, душу и мысль – его» [2, с.47-48].
Конечно, ни волю, ни
характер нации, нельзя объяснять только отношением народа к природе и природным
богатствам страны. Однако никак нельзя игнорировать и природного фактора,
особенно когда речь идет о доисторической жизни этноса, о тех временах, когда
он был полностью зависим от природы. В советское время этот аспект проблемы
почти не затрагивался, так как марксисты в исследовании подобных проблем, главный
упор делали на социальных факторах и роли идей. Сегодня, когда ситуация
принципиально изменилась и миновала «опасность» впасть в объятия
«мальтузианства» или «социал-дарвинизма», настало время смотреть на важнейшие
социально-философские проблемы эпохи, не только с позиций строгой методологии и
научного мировоззрения, но и здорового рассудка. Проблема влияния природы и
природных условий на характер народов активно разрабатывалась крупнейшими
философами Европы в XIX веке (Гегель, Кант, Гердер, Дидро, Руссо, Декарт и
многие другие).
В самых серьезных
философских исследованиях последнего времени акцентируется внимание на одном
немаловажном аспекте, связаным с социальным самочувствием народа, которое в
наше время в значительной мере зависит от экологии, от нормального состояния
атмосферы и окружающих человека среды. Другими словами, загазованые улицы
больших городов и горные здравницы Азербайджана не одинаково влияют на
социальное самочувствие и физическое здоровье людей, то есть, через фактор
социального и физического самочувствия происходит влияние на настроение и
характер нации.
Формирование экологического сознания
средствами художественной литературы, изобразительного искусства и фольклора
азербайджанского народа – весьма действенные факторы. Многие азербайджанские
народные сказки, были использованы писателями для возрождения в народе былых
традиций по отношению к природе. Рассказ М.Сулейманлы «Сказка про грушевое
дерево» приближает читателя к народному мироощущению, где происходит
трансформация фольклорного жанра писателем. Рассказ идет о том, как во дворе
Махмуд-киши – сохнет грушевое дерево. Узнав о беде, во двор Махмуд киши, стекается
народ, чтобы поддержать их морально. Махмуд-киши и его жена рассказывают о дереве,
как о родном человеке. Люди советуют хозяину сделать так, как принято, по поверью,-
испугать дерево, чтобы оно ожило. Хозяин подходит к дереву с топором в руках и
даже ранит его. Молодые жители села, смеются над отсталыми взглядами Махмуд-киши,
и других стариков, которые помогали ему «испугать» дерево. Агроном уверяет, что
ни в одной книге не написано об оживлении дерева путем того, что надо
«испугать» растение или наказание его. Но дерево, действительно, через
некоторое время покрывается почками и оживает. Здесь показывается трепетное
отношение к растительному миру, к природе, как к живому человеку и забота,
любым способом, сохранить жизнь погибающему деревцу в их саду, ставшее им родным.
Фольклор азербайджанского народа содержит
богатый материал для воспитания экологической культуры и формирования
национального духа молодежи. Таким произведением устного народного творчества
является эпос «Деде Коркут». Этническая память заставляла героев художественной
литературы в любых условиях быть верными своим истокам: любимым речкам, горам,
материнским наказам.
Сформировавшиеся в течение многих поколений в
народном сознании поверья, приметы, пословицы и поговорки и этнические
традиции, которые оказывали воздействие на отношение азербайджанцев к
окружающей природе и животному миру – выражалось в идее добра, милосердия,
гуманизма. Уместно вспомнить и о празднике «Новруз байрам, который по своей природной
сущности является нормой традиционного поведения. Праздник Весны напрямую
связан с пробуждением природы. Это самый любимый праздник азербайджанцев, к
которому весь азербайджанский народ готовится с большой радостью. В роли
подготовительного этапа праздника Весны, так называемого Новруз /Новая
благодать/ предшествует зимняя подготовка (делится на три особых чилля). С 22
декабря до 2 февраля – малое чилля: от 2 до 22 февраля, половина большого
чилля. От 22 февраля до 22 марта «Серый месяц», делится на четыре маленьких
чилля по семь дней, что соотвествовало, природным изменениям, ведущим к
приближающейся весне.
В течение двадцати дней
продолжается период Малого чилля, из которых первые десять дней называются,
«Хыдыр Неби» (в честь Пророка Хыдыра – покровителя зеленой растительности,
воды). В это время поджаривается пшеница, которая затем обмолачивается на
ручной мельнице. Сваренные куриные яйца окрашивают ярким пищевыми красителями,
которые символизируются с Солнцем и расцветом Весны. В последнюю ночь «Хыдыра
Неби», толченая жареная мука помещается в свободное место в нише под потолком.
Согласно поверью, в эту ночь, якобы Хыдыр и прикладывает к оставленной людьми жареной
муке свою руку, благодаря чему в дом входит благодать «Рузу», «Барекат». После
этого ритуала, жареная мука, считающаяся освященной, употребляется членами всей
семьи.
Заранее, до наступления
праздника весны – «Новруза» в домашних условиях азербайджанцы сажают и
выращивают пшеницу («сямяни»), приговаривая такие народные стишки:
Сямяни (солод), оберегай меня,
Каждый год буду растить тебя [3, с.114].
В традиции азербайджанского
народа отношение к растительности, особое. Для украшения столов к празднику,
проросшая пшеница «сямяни», подвязанная красной ленточкой, раскладывается на
поднос или на тарелочки. Кроме этого, из проросшей пшеницы в период «Большого
чилля» готовят халву (халва из «семяни», в форме круглого диска, в середине,
которого орех или миндаль), и раздают в качестве угощения соседям, родственникам.
«Боз ай» («Серый месяц»)
особенно, интересен богатством своих ритуалов и обрядов. Согласно поверью, в
каждом дворе надлежит соорудить во дворах костер в «чершембе ахшамы», (во
вторник), через который перепригивали, очищаясь от старых проблем.
В азербайджанских
календарных обрядах занимают важное место обряды и обрядовые песни, связанные с
вызыванием дождя. С целью вызывания дождя сосуды наполнились водой, и эта вода
разбрызгивалась вокруг. И ритуалы сопровождались исполнением различных песен.
Что придет, с неба, с неба?
Дождь пойдет по капле.
Все амбары переполнены,
Кувшины все наполнены.
От нас – усилия
От земли – благодать,
С неба дождь
Дай боже наш, дай…
Такие черты национального характера
азербайджанского народа, как чрезмерная щедрость и гостеприимство, можно
объяснить тем, что в Азербайджане прекрасные природные и климатические условия.
Уместно вспомнить азербайджанскую народную притчу: когда Бог раздавал каждому
народу земли, предки азербайджанцев опоздали на раздачу, потому что были очень
заняты, угощая другие народы сладостями, и поэтому Всевышний за их добрый и гостеприимный
характер, вознаградил так щедро, подарив им лучшие земли. Добродушие, как черта
национального характера азербайджанцев, также своими корнями уходит в природу.
«Природа щедра ко мне, а я – к тебе» – вот и вся философия. Например,
азербайджанцы очень любят посылать друзьям, знакомым, соседям «пай», то есть
угощать плодами урожая, удачным уловом рыбы, медом, Искусство приготовления
разнообразной, вкусной и полезной пищи, уходит корнями в глубь истории.
Азербайджанская кухня приводит в восторг приезжающих из других стран, тем более,
что гостей принимают обычно от души и по полной программе.
Английский мореплаватель ХVI веке Антоний Джениксон, побывавший в Шемахе,
описывает обед у Абдулла-хана: «были поставлены в ряд по различным видам
кушаний; по моему счёту их было 140. Когда их убрали вместе со скатертями, то
разостлали другие и внесли 150 блюд с фруктами и другими пиршественными
кушаньями» [4].
Особенности азербайджанской кухни определяет,
прежде всего, природа этого региона, которая даёт возможность использовать,
почти, круглый год овощи и фрукты. Имеется разнообразие кухонных очагов:
тендир, кюра, садж и др. Азербайджанская
кухня славится своими полезными для человека рецептами блюд и даже имеются
много блюд с лечебным эффектом. Издревле блюда мучные хашил, умач, аришта,
используют для лечения дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, мочевого
пузыря, а хангял, дюшпара, гюрза– согревающие, при простуде. Блюдо келлапача,
из баранины и хаш, из говядины, варят с ночи до утра и используют натощак, с
уксусом, при сухом кашле и недостатке кальция в организме, и т. п. Обилие рек, озёр,
близость Каспийского моря дали разнообразие рыбных блюд в азербайджанской
кухне: фаршированную рыбу под названием «лаванги», печёную в глине,
варёную и жареную рыбу. Азербайджанцы испокон веков жили на богатейшей земле,
где круглый год можно получать какие-то урожаи – все это и сделало аборигенов
нескупыми: щедрая земля – щедрый народ. Из 11 климатических зон планеты, 9
имеются в Азербайджане. Кроме этого в республике, одновременно, можно наблюдать
все четыре времени года. В Азербайджане пышная растительность субтропиков
соседствует с зоной вечных снегов гор Шахдага и Муровдага, со знойными степями
Мильской, Муганской и Ширванской долин, с плантациями чая в подгорье Талыша и рисовых
полей Ленкорани, со своеобразием абшеронских дач, которые дают богатые урожаи
винограда, инжира, абрикоса, сливы и фисташков.
Благопрятные климат, образ жизни,
полезная пища, правильное питание положительно сказывались всегда на здоровье и
жизнедеятельности азербайджанцев, и поэтому этот край считается страной
долгожителей. С началом потепления в Азербайджане снижается потребление мяса, а
взамен резко увеличивается потребление овощей, зелени и дикорастущих трав.
Почти все путешественники, побывавшие в Азербайджане, пишут обязательно о
плове. Можно насчитать около 40 видов плова в зависимости от добавления к нему
различных компонентов: овощей, бобовых, мяса, курицы, рыбы и т.п. К плову часто
подают такие напитки, как – гюлаб (подслашенная вода из цветков роз), айран
(кислое молоко с солью и мятой), шербет (подслашеная вода с лимоным соком и
шафраном). В каждой климатической зоне одно и тоже блюдо имеет разновидности.
Необходимо подчеркнуть, под одним названием блюда в азербайджанской кухне может
подразумеваться целый их комплекс. Пример такого комплекса является – долма (в
азербайджанской кулинарии насчитывается около ее 30 видов). Название древнего
блюда азербайджанцев долма (голубцы из виноградных листьев, баклажанов,
помидор, сладкого перца и др.) происходит от глагола «долдурмаг» («заполять»,
«начинять»). Этимология таких слов «долма» «бозбаш» или « пити» в армянском, и
слов «бозартма», «чыхыртма» в грузинском языке, не существует. Каждое из этих
названий издревле бытуют в азербайджанском языке и происходят, конкретно, от
слова означающее смысл этого блюда. Названия многих азербайджанских блюд указывают
на технологию приготовления, на её различные стадии и методы воздействия.
Например, название долма, булама, гатлама, сарма, сыхма, сюзма, бастырма и т.
п. указывают на способы механической обработки. А говурма, говурга, гызартма,
порлатма и т. д. указывают на способы тепловой обработки, названия газан-кебаб,
това-кебаб и др. К сожалению, в некоторых книгах по кулинарии, исконно
азербайджанские блюда приписываются к меню других народов бывшего СССР, но названия
этих блюд доказывают, что они имеют азербайджанское происхождение. Как известно,
«язык любого народа в определенной степени аккумулирует в себе его историю и
этнографию. То есть начинять виноградный лист (или
овощи) фаршем» [4, с.12]. Азербайджанские
блюда издревле готовились в медной посуде и глинянных горшках. Даже в настоящее
время, азербайджанское национальное блюдо «пити», готовится только в глинянных
горшочках по порциям для каждого.
В Азербайджане самый распространённый
напиток – чай, который часто заваривают с дикорастущими целебными травами.
Особую церемонию имеет в Азербайджане чаепитие, поэтому, как правило, с давних
времен (история свидетельствует с XVI века) всегда
были «чайханы» – место для отдыха, где подается чай с вареньем, сахаром или
печеными изделиями (пахлава, гогал, шекерчурек, шекербура, мутаке и т. п.).
В отличие от многих северных народов,
азербайджанцы всегда знали о реальных возможностях своей богатой земли, что
приводило к порождению определенной беспечности жителей Азербайджана в
использовании богатств родины. В сознании и психологии азербайджанцев
укрепились черты некоторого привычного отношения к своим природным богатствам,
и эта психология «у нас и так всего много» обернулись оборотной стороной. За
примерами далеко ходить не следует: божественную природу Шуши, Лачина и
Кельбаджар, Губадлы и другие азербайджанские районы, оккупированы соседней Армянской
республикой.
В то же время, передавая из
поколения в поколение трудовые навыки, духовность, как приоритет экологического
сознания, простой азербайджанский народ веками обеспечивал рациональное
природопользование без нарушения экологического равновесия. В течение многих
поколений в народном сознании сформировались поверья, приметы, пословицы и
поговорки, этнотрадиции, которые оказывали воздействие на отношение азербайджанцев
к окружающей природе, что выражалось в идее добра, милосердия, гуманизма. Особо
выражается народное уважение к хлебу. Лаваш и тендир-чурек из тендира (глиняная
самодельная печь), тонкий, как бумага, юха, сангях, кюлфа аппак, и другие виды
хлеба по достоинству занимают почётное место на столе и сегодня. Хлеб,
запечённый в золе, называется – комба или коздама. В национальном самосознании
сложилась такая привычка: азербайджанец, увидевший на полу хлеб, (чтобы его не
топтали), поднимет его, и даже поцелует его, так как хлеб это – баракат
(благосостояние, символдостатка в доме).
При изучении процесса
формирования экологического сознания азербайджанского народа большой интерес
представляют названия и группировки растений – фитотопонимы. Испокон веков
имелись фитотопонимы, которые передавались из поколения в поколение.
Фитотопонимы, как памятники былых фитоценозов сохранены, хотя не сохранились
былые черешневые, абрикосовые, гранатовые, инжирные, миндальные насаждения. В
селе Маштаги есть место, которое называют Бадамлыг («Миндалевый сад»). В настоящее
время там растет огромное количество миндальных деревьев, а село Нардаран (Нар-означает
гранат), так и переводится «Гранатовое».
Самосознание населения,
проживающего в Азербайджане, его качественные изменения во многом зависит от
повышения экологической культуры. В последние годы в Азербайджанской республике
построено множество парков под названием «Гейдар паркы», инициатором создания
таких парков у нас был общенациональный лидер азербайджанского народа
Г.А.Алиев. Кстати приведем следующий пример: когда в Канаде был проведен опрос,
что является символом их государства, то в ответе на этот вопрос – национальные
парки – стояли на третьем месте, после флага и гимна страны, что говорит о
высоком экологическом сознании этнокультурного развития канадцев.
Все нации стремятся к
социальному прогрессу и в тоже время историческое желание каждого народа –
сохранить свое лицо, свой характер и свою культуру. Ни один народ
самостоятельно не может выжить в современных условиях всеобщего экологического
кризиса. Еще В.И.Вернадский в свое время выдвинул тезис о целесообразности
единого философско-методологического подхода к проблеме взаимоотношения
природы и общества. А культура, в свою
очередь, продолжает играть важную роль во взаимодействии этноса с природой, способствуя
формированию основных черт национального характера.
Литература
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и
биосфера земли. М.: Изд-во «Мишель и К.», 1993.
2. Гачев Г.Д. Национальные
образы мира. М., 1988.
3. Тахмасиб М.Х. Азербайджанские
народные дастаны. Баку: Элм, 1972.
4. Ахмедов А.Дж. Азербайджанская кулинария. Баку:
«Ишыг», 1987.
Поступила
в редакцию 24.03.2009 г.