ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Историческая роль музыкальных инструментов барбета и чанга в искусстве исполнения мугама

 

Керимов Меджнун Табриз оглу,

кандидат искусствоведения, профессор,

заслуженный артист Азербайджана,

директор научной лаборатории «Восстановление и совершенствование старинных музыкальных инструментов» при Бакинской Музыкальной Академии.

 

Богатейшее музыкальное наследие азербайджанского народа, созданное в различные исторические периоды, начиная с древнейших времен, безусловно, свидетельствуют о наличии генетического таланта, который присущ каждому поколению азербайджанцев. Любовь азербайджанца к музыке тесно связана с его неординарным музыкальным дарованием.

Возникновение музыкальной культуры нашего народа уходит корнями в глубокую древность. Этому свидетельствуют результаты археологических расследований, проводимых в республике в местах обитания первобытного человека, во время которых были обнаружены материально-культурные памятники, а также бессмертные произведения устного народного творчества. Так, например, в деле исследования страниц истории нашей музыкальной культуры эпос Деде Коргут считается первичным источником информации.

В творчестве почти всех выдающихся деятелей-культуры музыкально-поэтического Азербайджана, отводилось не мало внимания музыке, мугаму и описанию музыкальных инструментов, потому как даже в природа этого песенного края и страны огней пропитана музыкой, чарующей своим великолепием.

Своеобразно эту мысль выразил великий Низами:

 

Возьми, певец, свой саз!

Сыграй что-нибудь приятно.

Не желаем слушать тесный лад,

Высока наша песнь и необъятна

 

Музыкальные инструменты, адаптированные к эмоциональному ко­ло­риту, ритму, темпу и художественности азербайджанского народа, пройдя долгий исторический путь развития, донесли до наших дней многие качества традиционного музыкального творчества и исполнительского искусства.

Они являются связующим звеном между прошлым и будущим нашей музыкальной культуры. Звучащие традиционная музыка и музыкальные инструменты и сегодня отражают главные особенности национального музыкального мышления и художественного творчества.

Но с чувством сожаления должен отметить, что большая часть музыкального наследия в силу различных причин не сохранилась до наших дней. В большей части это относится к использованному в различные времена широкому разнообразию музыкальных инструментов.

Национальные музыкальные инструменты составляют бесценный клад, формирование которого тесно связано с бытом и многовековой творческой деятельностью азербайджанского народа.

Выдающаяся личность XX века, создатель первой оперы на Кавказе и на всем мусульманском Востоке, Узеир Гаджибеков писал: «Нисколько не будет преувеличением, если скажем, что среди всех народов Кавказа самыми музыкальноспособными являются тюрки Азербайджана».

Средневековая культура Азербайджана получила свое широкое развитие, начиная с X века. На пике этого развития, конечно же, стоит творчество азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви. В деле изучения и исследования старинных музыкальных инструментов творчество Низами, а также произведения миниатюрного искусства, посвященные его поэмам, являются незаменимым источником. В этом аспекте большую исследовательскою ценность представляет поэма «Хосров и Ширин», где поэт отобразил целые сцены из музыкальной жизни не только всего Азербайджана, но и большей части мусульманского Востока. Здесь можно найти описание сразу нескольких областей музыки – мугамы и частей мугамов, музыкальные инструменты и их разновидности, знаменитые исполнители, певцы и музыканты того времени, а также широкую информацию о теории музыки тех времен.

Поэт настолько ясно сумел отобразить действительность в своих стихах посвященных музыке, что у простого обывателя, прочитавшего эти строки, создается четкое и конкретное представление об искусстве периода раннего средневековья.

С этой точки зрения особый интерес вызывают, опять-таки, музыкальные сцены из «Хосров и Ширин», с участием шаха государства Сасанидов Хосрова Парвиза, дворцовых исполнителей Барбета и Некисы и, в частности, сами песни, исполняемые на мугаме главными героями поэмы – Хосрова и Ширин.

Барбед был известным музыкантом своего времени, а также талантливым исполнителем музыкального инструмента бербет. Согласно легенде, он также является и создателем этого инструмента.

Некиса была знаменитой певицей и виртуозным исполнителем музыкального инструмента чанг. В те времена в придворцовых музыкальных меджлисах для исполнения мугамов использовалось в основном трио из барбета, чанга и дефа.

Поэт так описывает раст из уст Некисы:

 

И начал Некиса, внемля Луне, не часто

Он струны ударял; он пел размером «раста»;

«О счастье сонное! Очнись и погляди –

Быть может радости мелькают впереди».

 

Эти строки наглядно демонстрируют древность истоков наших мугамов и популярность мугама раст в эпоху средневековья. В исполнениях Барбеда и Парвиза также отмечаются отдельные части этого мугама.

 

Лишь только замолчал Барбеда звучный руд,

Как пальцы Некисы звенящий чанг берут.

Напевом «хисари» из паланкина песни

Он вызвал образы всех девушек прелестней.

Закончил Некиса сию газель, и следом

Запалкала сетар, подъятая Барбедом.

В лад «раст» порой вводя прекрасный лад «ушшак»,

Барбед пропел газель; она звучала так:

 

Великий мастер слова Низами таким вот образом сумел передать нам всю информацию о мугаме раст, заключив ее в данную поэму.

В целом, в развитии исполнительского искусства мугама в средние века музыкальные инструменты того периода сыграли незаменимую роль. По прошествии времени эти инструменты совершенствовались, обрели современные формы и заменялись новыми группами.

Множество музыкальных инструментов (чогур, чагана, руд, танбур, рубаб, барбет, чанг, сантур и др.), получившие свое развитие от самого древнего струнного музыкального инструмента копуз, замещая друг друга на долгом историческом пути, оказали неоценимую услугу не только в развитии исполнительского искусства, но и всей музыкальной культуре средневековья.

В произведениях выдающихся представителей Тебризской школы миниатюрного искусства Султана Мухаммеда, Али Мирек, Мирсаида Али и других талантливых художников, творивших в XV – XVI века, запечатлены не просто дворцовые музыкальные меджлисы, но и многочисленные музыкальные инструменты, присутствующие на этих меджлисах.

В деле исследования и восстановления музыкальных инструментов эти миниатюры были использованы в качестве наглядного пособия.

Из произведений основоположников музыкальной теории на Востоке Сафиаддина Урмеви, Абдул Кадыра Марагаи, Мирмовсума Навваба Карабаги и других музыковедов средневековья, также можно получить ценнейшую информацию о старинных музыкльных инструментах, мугамах и частей мугамов.

В произведении Абдул Кадыра Марагаи «Магасид-аль-Альхан» дается подробное описание большинства используемых в те времена струнных музыкальных инструментов.

Из исторических источников становится ясным, что старинные ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты в различных сочетаниях использовались при исполнении мугамов на музыкальных меджлисах. Самой широкораспространенной группой, описанной Низами, являлся квартет из чанга, барбета, нея и дефа. В миниатюрах XVI века также чаще всего находятся изображения именно этой четверки инструментов.

Чанг по своему строению представляет дугообразный струнный музыкальный инструмент типа арфы. Он был широко распространён на Востоке в средневековье и в более древние эпохи. Наиболее ранние виды чянга относятся к эпохам месопотамской и египетской цивилизаций. Нежный, мелодичный звук чанга украшал собой аристократические меджлисы.

Во время раскопок в 1972 году близ города Барда, одного из древних культурных центров Азербайджана, были найдены обломки глиняной посуды, датируемой IV-III веками до н.э., на которой имелось изображение женщины, играющей на чянге. Чанг, распространённый в Азербайджане в средние веках, имел приблизительно от 18-ти до 24-х струн и внешне имел сходства с современной арфой. Техника исполнения на чанге также аналогичны технике исполнения на арфе.

Бербет - струнный плекторный инструмент, употреблявшийся в Азербайджане до XVI-XVII веков. Барбет принадлежит к семейству инструментов типа уда, но, по сравнению с удом, корпус барбета крупнее и его шейка значительно длиннее, чем на уде.

В странах Востока в средних веках были распространены различные разновидности барбета. Но родиной инструмента считается Саудовская Аравия. Многие старинные источники свидетельствуют, что некогда существовали трёх-, шести- и девятиструнные разновидности барбета. Струны инструмента изготавливаются из шёлка и кишок животных
Барбет, как и старинный уд, настраивается по чистым квартам. Диапазон его охватывает две с половиной октавы.

Считающиеся старинными и утерянными эти два музыкальных инструмента, наряду с другими старинными музыкальными инструментами были восстановлены в научной лаборатории «Восстановление и совершенствование старинных музыкальных инструментов» при Бакинской Музыкальной Академии и с успехом озвучиваются во многих международных музыкальных мероприятиях.

 

Поступила в редакцию 04.05.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.