Анализ новых способов эстетического
выражения в трагедии «Гамлет» В. Шекспира
Бабаева
Фарида Ибрагим гызы,
диссертант Института архитектуры и
искусства НАН Азербайджана.
Уже около пяти столетий прошло с тех пор, как произведение Шекспира «Гамлет», оставив свою эпоху, свою страну, путешествует по миру, пленяет, завоевывает сердца, став символом морали, красоты, искренности, светлости и мужества. Можно сказать, что в каждой эпохе все известные театры мира периодически обращались к пьесе «Гамлет», получив большое вдохновение, стремились привить у зрителей художественно-эстетический вкус. С этой точки зрения, спектакль В.Шекспира «Гамлет» Азербайджанского государственного академического национального драматического театра 2002 г . считается самым удачным представлением в режиссерской работе и оценивается как «большое театральное событие последних годов».
Если обратиться к истории представлений, исполненных на сцене Азербайджанского государственного
академического национального драматического театра, можно увидеть, что произведения
В.Шекспира «Отелло», «Макбет», «Король Лир», «Укрощение
строптивой», «Двенадцатая ночь», «Зимняя сказка» были поставлены разными
режиссерами в разные времена. Режиссер Александр Александрович Туганов
(1871-1960) впервые в
Следует признаться, что до того как мне удосужилось посмотреть
спектакль «Гамлета» Азерпашы Нематова, я прочитала о нем много сведений,
которые пробудили во мне приятные, радостные чувства и интерес к просмотру
спектакля. О «Гамлете», отраженном в постановке Азерпаши Нематова, обладавшего
«художественным духом и созданного на концептуальной и поэтической основе» (3,
2 апреля 2002) в «525-ой газете», оценивая постановку, «в данной трактовке, где
всю нагрузку несут не декорационная постановка, а актеры» отмечается, что «Гамлет»
режиссера является незаменимым и непревзойденным спектаклем со своей эмоциональностью, идейным богатством,
монументальной емкостью, самым крупным театральным событием последних годов»
(3, 2 апреля 2002). В газете, представляющей спектакль,
в первую очередь, как триумф режиссера-постановщика и одновременно актеров,
читаем: «Гамлет, который с большой психологической основой сыграл Фуад
Поладов, сложная, несчастная Гертруда, созданная на грани эмоциональных
чувств Санубер Искендерли, новый образ в творчестве Саявуша Аслана - Полоний, внешне
хрупкая, нежная Месме Аслангызы, создавшая большой эмоциональный образ Офелии,
а также своеобразно созданные успешные персонажи других актеров» (3, 2 апреля 2002), говорят об успешной работе художественного
оформления художников Эльчина Мамедова и Назима Бейкишиева, а также музыки,
сочиненной для спектакля, композитором Саявушем Керими. «Я всю свою жизнь хотел
обратиться к «Гамлету» – говорит режиссер-постановщик представления Азерпаша
Нематов – «у каждого режиссера есть свой взгляд на определенное произведение. «Лично
я, прежде чем, обратиться к Шекспиру, несколько раз просмотрел представление «Гамлет».
И в фильме, и в представлениях «Гамлеты сильно отличаются друг от друга. И как
режиссер, с целью сказать что-то новое и, конечно же, с чувством внутреннего
требования я обратился к «Гамлету»… Еще хотел бы отметить, что обращение к любому
произведению Шекспира – это большая ответственность и испытание. Это отчет
режиссера самому себе». Далее на вопрос корреспондента: «Какие изменения вы
сделали в «Гамлете?» режиссер ответил следующим образом: «В итоге я пришел к
выводу, что должен представить «Гамлета» зрителям в современном стиле, но с соответствующим
национальным менталитетом» (2, 11 апреля, 2002).
Несомненно, что «Гамлет», как успешное и ценное представление, соответствующее
поэтическим и эстетическим принципам режиссера-постановщика, был одобрен.
Режиссер-постановщик работал с актерами по одному принципу; он смог собрать
все компоненты спектакля в своем мире раздумий. Труды художественных
декораторов спектакля покойного художника, государственного лауреата Эльчина
Мамедова и Назима Бейкишиева весьма интересны. В спектакле, продолжавшемся
четыре часа, все события происходили только на одном месте. Даже некоторые
зрители пришли к выводу, что это связано с материальной проблемой. Но это
заключение не могло быть полностью оправданным. Это прежде всего было связано со
сценической мыслью, эстетическим принципом режиссера-постановщика. Как отмечает
режиссер-постановщик, он предпочел именно так инсценировать свои мысли.
Конечно, без сомнения, что и, в театральной рамке можно было бы создать
великолепный сценический вид и оказать ослепительное воздействие на зрителя. Но
сценическая мысль Азерпаши Нематова, обоснованная на новые сильные эстетические
принципы, была очень ценна. Декорация сцены имела простое оформление. Прожекторы,
висевшие на длинных канатах высотой приблизительно в
Каждый образ, державшийся за веревку, освещался прожектором и
отчетливо показывал героя. Световые эффекты были использованы в достаточной
мере и уместно. Несмотря на это, действия происходили на неосвященной сцене.
До начала спектакля под полуоткрытыми шторами видны движущиеся
ноги, быстрый ритм ног. Конечно же, это продукт эстетической мысли режиссера-постановщика
и имеет конкретное значение. Ведь люди познаются по ногам; отличаются друг от
друга. На ногах можно увидеть мысли человека, в каком ритме он живет и,
наконец, что человек может сказать с помощью ног. Ноги здороваются и прощаются,
они бывают даже в драке. Одним словом, ноги всегда в действии. Изображая ноги в
«Гамлет»е, я стремлюсь известить о лживости, убийстве или же движением ног
сообщить о праздничном настроении, о веселье. Приятные ритмы в начале заменяются
раздражительными ритмами в конце. Человек усилием ног шагает по своей судьбе.
Ноги ведут людей либо к счастью, либо к несчастью, либо в пропасть, либо же к
спокойной жизни» (2, 11 апреля 2002 год).
Декорация
представления завершалась местом могилы с правой стороны сцены и с принесенными
для удобных моментов стульями.
Можно
отметить, что режиссер-постановщик, создавший воплощение всех сцен на основе
эстетических принципов, добился разрешения восхитительной и действенной инсценировки
эпизода убийства отца Гамлета. Интересно, что если все сцены до этого эпизода
протекают в полумраке, как было выше сказано, и прожекторы освещали лишь лицо
того или иного образа, говорящего, хватившись за висевшую веревку, то в
данной сцене освещался весь зрительный салон. Братоубийца король Клавдий, потрясенный
этой сценой хворает. Как отмечает критика, первая сцена, начинающаяся с
церемонии бракосочетания Гертруды с королем Клавдием, привлекающая внимание
далеким от роскоши простым оформлением, полностью охватывает содержание,
дух и направление представления. Быть или ни быть, свет или тьма.
Художественное оформление данного представления, раскрывающееся языком искусства
и вышесказанное философское понятие естественного и вечного противоречия
жизни, увеличивают действенную и внушительную силу актеров над зрителями. В
ходе музыкальных явлений, сочинённых композитором Саявушом Керими в
соответствии с темпом развития действий представления, став подтверждением мысли
У.Шекспира – «Жизнь – это сцена, а люди ее актеры», создалась возможность для
трогательности трагедии.
Композитор,
придающий большое преимущество карнавальной музыке, создает возможности для
четкого определения идейного содержания представления. Большое внимание в сцене
встречи Гамлета с тенью привлекают действенность, таинственность единства
четверки сценариста-постановщика, художника, композитора и актера.
Под
звуком тревожной музыки, на фоне вывешенного белого покрывала бродят тени. В
тумане, покрытом над могилой, Гамлет видит тень отца. Тень голосом, доносившегося
из мрака, рассказывает Гамлету о том, как Клавдий и Гертруда, отравив, убили
его.
Режиссер-постановщик
также при выборе актеров серьезное внимание уделяет ясному уму и полному
сознанию. Известно, что порой тот или иной режиссер при распределении ролей
увлекается заказом, принимает во внимание поручения, что в итоге становится
основанием изувечивания данного представления. Азерпаша Нематов же при
распределении ролей не принимает во внимание, не сгибает голову и не
повинуется ни каким-либо заказам, просьбам, давлениям, отдав роль лишь тому,
кого видит достойным этой роли. Он держит верный путь – талантливый актер не
нуждается ни в каких поручениях, ни в просьбах, ни в чьей-либо услуге. «Я
взялся за это произведение («Гамлет» - Ф.Б.) лишь только благодаря Фуаду», - сказав,
Азерпаша Нематов с уверенностью заявил, что не видит кроме Фуада Поладова
второго актера на данную роль.
Действительно,
Фуад Поладов, мобилизовав все силы, создал сильный образ Гамлета. Его Гамлет –
принц, представший перед трудными вопросами, страдавший от всего, что наносит
вред жизни и человечеству и скорбивший, чувствовав бессилие против несправедливости,
несмотря на то, что он духовно силен и воинственен. Этот живой образ, выражавший
внутреннюю идею содержания, порой становится пессимистом, иногда даже
взволнованным. Актер, после встречи Гамлета с тенью отца, смог с ловкостью
создать образ сына с воинственным духом, больше не ошибающегося в своих
подозрениях, достойного и обладавшего сильными чувствами мести.
Критика
по поводу исполнения роли Гамлета Фуадом Поладовым отмечала, что «Народный
артист Фуад Поладов может с эластичной ловкостью, бешенной страстью всесторонне
изобразить образ. Внешние средства выражения – действия, жесты, мимика и
контрастность голоса – возвышают образ. Ф.Поладов с большой охотой и любовью входит
в роль, которую играет и с большим мастерством раскрывает внутренние смятения,
сотрясения, философские раздумья, мятежную натуру Гамлета» (5, 7 апреля 2002).
В другой же статье читаем: «Гамлет – самый яркий, завершенный образ Ф.Поладова.
Гамлет в исполнении Ф.Поладова ловок, разумен, решителен. В особенности его
реплики, носящие философскую нагрузку – прекрасным образом представляют Гамлета
перед зрителями» (1, 5 апреля
2002). Отбор из статьи другого
театроведа: «Фуад Поладов исполняет роль Гамлета, далекого на промежуток,
которое равно пятистам лет с богатством нравственно-духовных чувств
повседневной жизни. Его Гамлет, прежде всего, является лишним человеком,
святым, беднягой в лицемерном обществе» (6, 13 декабря 2002).
Участники
представления – Санубар Искендерли (Гертруда), Рафаэль Дадашев (Клавдий), Сабир
Мамедов (Горацио), Саявуш Аслан (Полоний), Месме Аслангызы (Офелиа), а также
Яшар Нури (первый могильщик). Эльхан Агагусейн оглу (первый актер - Король),
Эльшан Джабраилов (Второй актер - Королева), Аслан Ширинов (Озриль), Эльнур
Мамедов (Марсель), Эльшан Рустамов (Лаэрт) создали содержательные сценические образы.
Можно
прийти к такому мнению, что «Гамлет» в постановке режиссера Азерпаши Нематова,
широко использовавшего новые, эстетические средства выражения, превратился в
знаменательное событие в истории национального театра. «Это можно назвать чудом
нашей сцены Азерпаши Нематова». Представление «Гамлет» Азерпаши Нематова подобно
духовному венку, сплетенному из самых сложных, эмоциональных, буйных,
жалобных чувств. Прав лишь тот, кто более четко видит одного из них, так как в
представлениях Азерпаши Нематова нет никаких принуждений при выборе расположения
духа. «В представлении «Гамлет» имеет место свет разума, сила искусства,
торжество нашей театральной культуры, а также чудо сцены» (6, 13 декабря 2002).
Общенациональный лидер, достопамятный Гейдар Алирза оглу Алиев 7 декабря
Надеемся
что, Азербайджанский государственный академический национальный драматический
театр и в будущем будет удивлять, радовать, и побуждать на размышление своими
представлениями, богатыми новыми эстетическими средствами выражения, каким является
мудрый и изумительный «Гамлет».
Литература
1.
Ağayev Z. “Hamlet”
nigarançılığı. / “525-ci qəzet”, 5 aprel 2002.
2.
Azərpaşa N. Ömrüm boyu
“Hamlet”ə müraciət etməyə
çalışmışam (müsahibə) / “Ekspress” qəzeti,
11 aprel 2002.
3.
Günay. Son illərin ən
böyük hadisəsi - “Hamlet”. “525-ci qəzet”, 2 aprel
2002.
4.
Kərimov İ.S. Heydər
Əliyev sənət, sənətkarlar və sənətkarlıq
haqqında. Bakı: “Ulu” İKF, 2005, 228 s.
5.
Qənbərli N. “Hamlet”lə yeni
görüş. “Azərbaycan” qəzeti, 7 aprel 2002.
6.
Rəhinli İ. Ecazkar “Hamlet”
taçaşası haqqında düşüncələr/
“Azərbaycan” qəzeti, 13 dekabr 2002.
Поступила в редакцию 29.06.2009 г.