Культурное наследие и процесс
модернизации в Азербайджане
Асадова
Хумай Фируз кызы,
аспирант Азербайджанского
государственного университета культуры и искусств.
Сегодня, в
условиях модернизации, пути развития национальных культур вызывают большой
интерес. Актуальна проблема пропорциональности процессов модернизации
национально-культурным традиция, ценностям и идентификации. Нужда в постижении
проблем модернизации азербайджанского общества с теоретической стороны обусловливается
возрастающими темпами исторической и социально-культурной динамики. Изменения,
происходящие с большой скоростью, появление новых реальностей, ценностей и
моделей поведения в корне меняют суть жизни и требуют от нас ежедневной
творческой интерпретации.
Однако процессы
модернизации наряду с новыми проблемами начали ещё предоставлять людям
возможности с начала тысячелетия. Позитивный рост свобод, раскрытие социально –
культурной сферы, социализация и инкультурация личности в более свободных
условиях, утверждение новых ценностей, образа жизни и моделей поведения приводит
к снижению уровня социальной и личной безопасности, росту конфликтов между обществом
и личностью. За последние десять лет для азербайджанского общества тоже стали
характерны такие явления, как радикальный рост неравенства, изменения в стратификации,
повышение и снижение любительности личностей и групп, формирование среднего
слоя населения. Согласно заключениям специалистов, для позитивной адаптации к
социально-культурной системе, основывающейся на рыночной экономике, требуется
разработка адаптационных моделей поведения, опирающихся на высококачественный
человеческий капитал, личность, склонную к инновации, на средства достижения
успеха в индивидуальной форме.
Сегодня в жизнь
азербайджанцев входят новые ценности, меняются цели, находят своё утверждение
новая жизненная практика и модели поведения. Уровень экономического развития
Азербайджана оказывает решающее влияние на установление политической демократии
в стране, формирование среднего слоя населения, толерантность к разным религиям,
приоритеты развития личности. Сегодня мы являемся живыми свидетелями исторического
перехода от универсальной социально-культурной системы к национальной социально-культурной
системе. Проблема модернизации социально-культурной системы в Азербайджане
обусловливается, в первую очередь, проведением реформ в институционной сфере в
практическом плане. Система ценностей азербайджанского общества переживает
период серьезной трансформации. Этот процесс осуществляется постепенно потому,
что динамика системы ценностей в векторном направлении приходится на последнее
десятилетие советского строя. Известно, что при советской системе хоть и
нелегально, но формировалась система ценностей, отличающаяся от официальной
культуры. Существование той самой неофициальной системы ценностей оказала большое
влияние на процесс адаптации взрывной динамики постсоветской социально –
культурной системы. Возможность адаптации личности к новой системе ценностей
напрямую зависит от его ресурсов, от культурного, экономического, социального и
атрибутивного капитала. В постсоветском пространстве в эпоху переходного
периода стран как-то слишком возросла роль материальных ценностей (деньги,
имущество), а значимость нематериальных ценностей резко снизилась.
Главная цель
переходного процесса, явившегося результатом модернизации социально-культурной
системы нового Азербайджана, заключается в массовом переходе к личности
самоуправлению и самоконтролю. То есть, каждая личность при созданных новых
условиях должна уметь самостоятельно принимать решение и нести за него ответственность.
Известно, что в отличие от модернизированных обществ, в традиционном обществе личность
находится под постоянным внешним контролем. Главное условие действия
гражданского общества – это умение и готовность к самоуправлению и рациональному
поведению в рамках закона. Думается, что решение этой проблемы позволит снизить
степень интенсивности различных форм девиационного поведения. На современном
этапе процессы модернизации социально-культурной сферы Азербайджана имеют все возможности,
в первую очередь, для интеграции в цивилизованные страны мира, а именно в европейские
страны для удачного и позитивного проведения исторической и
социально-культурной синхронизации с западной цивилизацией.
Сегодня мы живём
в условиях экономических, социально-культурных и политических перемен,
охвативши весь земной шар. Высокий динамизм является главной характерной чертой
второй половины ХХ века. В 1965 году известный футуролог А.Тоффлер ввел в науку
термин «футурошок» для передачи стресса и недоумения людей, подвергшихся
большим изменениям за короткий промежуток времени. Позже Тоффлер в одноименном
произведении «Футурошок» охарактеризовал современную эпоху, как «конец стабильности».
Футуролог писал: «За последние 300 лет западное общество находится под огнем
изменений. Этот огонь все более усиливается. Изменения охватывают высокоразвитые
индустриальные страны. В истории человечества нет аналога влиянию этих изменений
на страны… Рост темпов изменений - это не просто борьба индустрии и стран. Это
конкретная сила, которая, войдя в нашу личную жизнь, заставляет нас исполнять
новые роли и создает опасность заражения новой психологической болезнью» [6,
10, 11].
Видя корни
динамизма в событиях, произошедших три века назад, многие теоретики соглашаются
с вышеприведенным заключением А.Тоффлера. Исторический процесс, начавшийся в
эпоху больших географических открытий (ХV – ХVI века) в дальнейшем ещё
более усилился под влиянием различных факторов и стал причиной коренных изменений
в жизни жителей всей планеты. Это историческое развитие, первые признаки которого
наблюдались в Европе, постепенно перешло в Азию, Африку и Латинскую Америку. «Столкновение
цивилизаций» ярко продемонстрировало динамичность западного общества,
неустойчивость его характера и отличительные черты «Запад» а и других
статических культур, лишенных динамизма. Указанные различия обусловили
проведение обширных исследований. Анализы, проведенные в области истории,
антропологии и социологии показали, что дифференциация наблюдается не только
между «западом» и «традиционными» обществами, но даже и во внутри групповых
различиях. По поводу объяснения причины различий между обществами существуют
две позиции. Согласно мнениям сторонников первой позиции, независимо от того, в
какой точке мира оно пребывает, человечество развивается в соответствии с
едиными закономерностями, и дифференциация между обществами в той или иной
степени объясняется тем, в какой фазе развития они находятся. Согласно другой
точке зрения, различия между культурной и социальной сферой постоянны и не
подлежат устранению. Другими словами, в развитии человечества не существуют
универсальные закономерности.
В традиционных
обществах процессы модернизации осуществляются очень сложно. Социально -
культурная традиция, определяющая образ жизни, легитирует превосходство
общества над личностью, замкнутое общество и отсутствие демократии. Пассивность
общества и личности наблюдается ориентацией на «сегодняшний день», иначе
говоря, желанием жить сегодняшним днём, не думая о будущем, сохранением
традиций, властью мировоззрения под технологиями. Все эти указанные факторы
могут создать серьезные препятствия процессам модернизации в обществе.
Параллельно, познается превосходство новых технологий в обществе. По
результатам наблюдений, это, в первую очередь, происходит в сфере военной
службы. Модернизация ещё больше усугубляет отличительные черты элитных и не
элитных слоев в политической и национальной культуре, разрушаются
фундаментальные основы жизни в национально-политической культуре и консенсу по
целям и задачам определенного народа. Таким образом, рождается вопрос: в
течение длительного времени в каком направлении будет развиваться национальная
культура в процессе модернизации?
В конце ХХ –
начале ХХI века интеграция и склонность к столкновениям в
условиях глубокой трансформации мира и создания постиндустриального общества, и
проблемы процесса модернизации в Азербайджане начали сильно привлекать внимание
наших ученых и общественности.
В начале 90-х
годов ХХ века общенациональный лидер Гейдар Алиев положил конец дискуссиям,
связанным с национальной идеей в обществе, с факторами, способными объединить
народ и принципами социально-культурного развития Азербайджана. Депутат
национального собрания (Милли Меджлиса) Мубариз Гурбанлы пишет в своих воспоминаниях:
«На вопрос «В какую сторону направлен путь развития Азербайджана?» Гейдар Алиев
ответил: «Путь развития Азербайджана направлен в сторону Запада». А на вопрос «Разве
солнце восходит на западе?» Гейдар Алиев ответил мудрым словом: «Наше лицо направлено
к Западу для того, чтобы снова родится на Востоке» [2, 51] Будущее развитие
Азербайджана Гейдар Алиев видел в необходимости синтеза ценностей и богатой
культуры Востока с Западной технологией, достигшей высокого развития на
современном этапе, и с общечеловеческими демократическими ценностями. Сегодня,
определяя свои приоритетные направления развития, Азербайджан принял во
внимание взаимоотношения Востока с Западом.
Академик Рамиз
Мехтиев в своих произведениях «На пути к демократии: размышления о наследии», «Определяя
стратегию будущего: линия модернизации», «Азербайджан – требования эпохи
глобализации» и др. анализирует традиционное толкование модернизации с
либеральной парадигмы, а методы и возможности реализации – на фоне радикальных
трансформаций, происходящих в мире. Приоритетные направления процеса формирования
политической, экономической и социально-культурной действительности нашей
страны за последние годы Р.Мехтиев определяет в следующих тезисах: права и
свободы личности являются важными приоритетными методами взаимоотношений государства
и общества; линия демократии является главным вектором развития государственности
Азербайджана и решающим фактором стратегии национального развития; предоставляя
максимум свобод гражданину, демократия и следующая за ней либерализация
определяют идею свободы и сущность объединения рациональной государственной концепции;
первоначальные условия демократизации и следующей за ней либерализации в стране
создаются в результате важных экономических изменений, обеспечивающих реализацию
следующей схемы: экономическая модернизация = начало процесса формирования
гражданского общества. Это реальное олицетворение нового политического пространства,
соответствующего требованиям строя современного мира и политики трансформационной
эпохи, направленной на формирование экономической модели; в стране формируется
модернизация экономики гражданского общества, демократизация общественной
жизни, парадигма системной либерализации национального пространства; демократическая
трансформация и построение гражданского общества в стране основываются на
осознании государственной формулы «всесторонняя свобода = сильное правительство»;
глобализация, являющаяся главным аспектом современного развития человечества ХХI века,
оказывает важное влияние на формирование внутренней политической обстановки.
Западничество, породившее глобальные склонности, меняет направление норм поведения
и стереотипов и уничтожает понятие суверенности национального государства…
Учитывая положительные черты западного мира (мира находящегося в процессе
западничества) основы суверенного развития должны опираться на локальные
социально-культурные образцы. В Азербайджане гражданское общество не может быть
построено путем применения западных образцов в таком виде, как они есть. Учет
социально-культурных особенностей политических и экономических локальных
факторов и национальных архетипов «я» создадут условия для определенных
внутренних трансформаций в усовершенствовании демократических учреждений и
традиций [3, 33-36]. Очень сложно осознавать общую картину изменений,
происходящих в стране и в жизни народов и всего человечества современного мира,
не учитывая двойную парадигму «традиция - либеральная суперцивилизация». Место
каждого государства в мире и важные процессы, происходящие в них должны
рассматриваться с двойной парадигмы. Переход от традиционного общества к
современному обществу создает драматичную картину в жизни общества и отдельных
личностей. При таких условиях меняются все представления о жизни, система
приоритетов, рациональность, психологическое состояние личности, занявшей
доминантное положение в обществе. Размеры и глубина требующихся изменений
настолько огромны и носят революционный характер, что аутентичный переходный
процесс ценностей, мировоззрения, типов рациональности, политических и
культурных институтов принимает сложный характер.
Анализ
культурологических исследований, проведенных, в нашей стране показывает, что в
основе государственной стратегии развития современной азербайджанской культуры
должен лежать позитивный имидж азербайджанского народа. Как идеологическая
категория, для каждой личности в отдельности и в целом, для всего общества
основы этого имиджа должны быть разработаны на базе универсальных критериев
жизненных ценностей, принятых на международном уровне. Будучи абсолютным
приоритетом, для человека, универсальные ценности должны отражать нравственное
совершенство и материальное благосостояние, в том числе национально-культурные
ценности, идеалы и интересы народа.
Литература
1.
Азербайджанская Республика 1991-2001. Баку: ХХЫ Дом Новых Изданий,
2001, 280 с., с. 228-229.
2.
Курбанлы М. Основные принципы азербайджанского государства// Р.Мехтиев.
Новая политика: на встречу развитию. В 2-х томах. Том 2-ой. Баку: Оскар, 2008,
343 с., с. 51.
3.
Мехтиев Р. Определяя стратегию будущего: линия модернизации// Р.Мехтиев
Новая политика: на втречу развитию. В 2-х томах. Том 2-ой. Баку: Оскар, 2008,
343 с., с. 33-36.
4.
Мехтиев Р. Размышляя о времени и трансформируя элиту: наследование и
инновация. // www.media.az.
Поступила в редакцию 15.10.2009 г.