ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Роль отдыха в подготовке бегунов на средние и длинные дистанции

 

Янгиров Вадим Ильфатович,

аспирант Камской государственной инженерно-экономической академии.

 

Зачастую в тренировочном процессе любого легкоатлета возникают парадоксальные моменты. Все тренировочные планы выдерживаются, а необходимого результата нет. Одной из причин можно считать неправильное построение отдыха спортсмена.

Каждый человек имеет свое представление об отдыхе. Кто-то любит отдыхать пассивно, созерцательно, а некоторым необходим активный отдых. Происходит так потому, что все мы - разные, и живём тоже по-разному. Кто-то так устаёт на работе, что едва добирается до кровати, а кому-то необходимо переключиться, взбодриться и развеяться. Недаром говорят, что лучший отдых - это перемена деятельности, в спорте это называется активным отдыхом [1].

Если, к примеру, тренировки спортсмена долгое время были мало интенсивны, длительны и монотонны, то организм «заскучал», и ему тоже нужно переключиться, взбодриться и развеяться. Основная задача отдыха в данном случае состоит в том, чтобы избегать в тренировках набившей оскомину зоны энергообеспечения, подключая к работе как более, так и менее интенсивные зоны, стараясь при этом избегать монотонности и длительности занятий. Этот пример касается всех этапов и периодов подготовки. Многими авторами было указано, что правильно организованный отдых - это такое же полноправное тренировочное средство, как и нагрузки [2]. Главное применять его к месту, ко времени, не игнорировать и, что чаще всего бывает, не перегружать себя отдыхом. Часто в предсоревновательном периоде спортсмен выполняет значительный объём бега в зоне соревновательной скорости, иногда вплоть до самого старта. Он надеется развить свою спортивную форму, он верит, что научится эффективно бегать в этой зоне, а получается в основном наоборот. Это возникает в следствии того, что спортсмен переусердствовал в тренировках на околосоревновательных скоростях, и мало внимания уделил отдыху.

Существует вид пассивного отдыха. Во-первых, иногда может накопиться общее утомление, когда необходимо просто отлежаться. Активный же отдых в этом случае не в радость и только добавит усталости. Во-вторых, полностью отдыхать необходимо после тяжелых соревнований или стресс-тренировок. В-третьих, пассивный отдых может подойти тем бегунам, которые, помимо тренировок, вынуждены вести активный образ жизни и им элементарно не хватает покоя. Такой отдых должен быть обоснован методически. Вообще же, чем выше класс спортсмена, тем реже ему нужен отдых пассивный. Если же взглянуть по периодам, то максимальная концентрация как активного, так и пассивного отдыха будет в переходном периоде, межсезонье. В процессе втягивания данное тренировочное средство постепенно изымается из процесса, и применяется лишь разгрузочную неделю, которая традиционно проводится через две или три нагрузочных.

Возникает вопрос, зачем вообще нужен отдых? Ответ вроде бы прост – для восстановления. Но в данном случае необходима точная формулировка этого термина. Если в процессе отдыха восстанавливать силы до предрабочего уровня, то никакого роста достижений не будет - бегун будет тренироваться ради тренировки, оставаясь на одном уровне. Если подождать немного дольше, то организм некоторое время по иннерции продолжает восстанавливаться даже после достижения предрабочего уровня, выходя на уровень чуть более высокий, на чем и основан феномен тренировки. Если же следующая тренировка прошла на недовосстановлении, и спортсмен начал её с уровня ниже обычного, то у него есть все шансы ещё более понизить этот уровень, особенно это касается специальных тренировок. Однако, если какое-то время достаточно мягко тренироваться на недовосстановлении, а потом дать организму достаточное время для реабилитации, то суперкомпенсация будет выше и продлится дольше, чем в случае разовой тренировки. Вся сложность в том, что видов суперкомпенсации довольно много, у одного и того же человека в одно и тоже время может наблюдаться множество видов компенсаций (и не только физических), причем в разных зонах интенсивности (и в разных мышечных группах) они могут двигаться разнонаправленно и находиться в разных фазах. Управлять всем этим возможно только одним способом - тренировки по возможности должны быть просты и логичны, нужно избегать путаницы и безжалостно убирать всё лишнее, не боясь потерять.

В данном случае можно провести аналогию с питанием спортсмена: сложные блюда усваиваются дольше, хуже и не полностью, в отличие от блюд простых. В таком случае организм будет чётко осознавать свои задачи и не подведёт в решающий момент.

Достичь суперкомпенсации не так просто, после каких тренировок она возникает и каким образом? Частичный ответ на этот вопрос можно найти в теории адаптации к стрессу Г.Селье. Согласно его теории, каждый живой организм, в том числе и человеческий, обладает конечным ограниченным запасом адаптационной энергии. Отсюда легко сделать вывод, что величина и скорость восстановления даже у одного и того же спортсмена зависит прежде всего от наличия достаточных запасов этой энергии [3]. Проводя анализ, нетрудно понять, что нужно бережно относиться к этим запасам и не тратить их попусту, избегая наложения специфических, тренировочных, и неспецифических, внетренировочных стрессов. А это могут быть: недостаточность питания, климатические условия, перегревание и переохлаждение, инфекции и болезни, эмоциональные вспышки и отсутствие отдыха, недостаточный сон и повседневные тяготы - нехватка покоя. Каков бы ни был стресс, адаптивная энергия тратится, причём тем больше, чем менее организм приспособлен к данному конкретному воздействию. Отсюда можно сделать ещё один вывод: тренируя организм в устойчивости сначала к неспецифическим стрессам, можно добиться с одной стороны увеличения запасов адаптивной энергии без физических упражнений, а с другой стороны - более экономичной реакции на стрессы специфические. А, в общем и целом, согласно опытам Селье, суперкомпенсация после разового стресса (для бегунов это может быть соревнование на длинной для него дистанции или подобная тренировка) занимает по времени от 11 до 18-19 дней [4]. Если же взять к примеру хронический мягкий стресс базового периода, то суперкомпенсация, наступает не раньше, чем через три месяца и никакая методика тренировок приблизить это время не может. Хотя многие пытаются сделать это с помощью фармакологии.

 

Литература

 

1.                  Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте – Интернет-ресурс «ФаталЭнерджи» - http://fatalenergy.com.ru/Book/pvpv_sporte/5.php.

2.                  Фред Уилт. Бег, бег, бег – М.: ФиС, 1967 – 144 с.

3.                  Полунин А. Планета Марафон. – М.: Фис, 2002, - 197 с.

4.                  Ганс Селье. Стресс без дистресса – М., 1979. С. 25–65.

 

Поступила в редакцию 20.08.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.