ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Единство индивидуального и коллективного опыта в становлении опыта гуманной жизнедеятельности дошкольников

 

Захараш Татьяна Борисовна,

доктор педагогических наук,

Титаренко Наталья Ивановна,

соискатель кафедры дошкольной педагогики Педагогического института Южного федерального университета,

заместитель заведующей МДОУ №78 г. Таганрога.

 

Гуманные взаимоотношения между детьми дошкольного возраста возможны при оптимальном статусе каждого конкретного ребенка во взаимодействующей группе. Если статус ребенка соответствует уровню его притязаний, то это во многом определяет успех его деятельности, его дальнейшего развития и саморазвития, его взаимоотношения с окружающими, обеспечивает положительный микроклимат в группе. Именно поэтому технология воспитания положительной направленности на окружающих людей может быть определена как технология «Статус-содружество», в названии которой находит яркое отражение двусторонний характер формирования взаимоотношений (Я - Другие, Другие - Я).

«Я – Другие»

1. Я не похож на других, я умею делать, я думаю, чувствую не так как другие, могу заметить, что не замечают другие. Я хочу, чтобы они это увидели, узнали, поэтому я показываю, рассказываю, делаю и жду их реакции.

«Другие – Я»

2. Если другие одобряют мои действия, поступки, результаты моей деятельности, понимают меня, мои мысли, мои чувства, считаются с ними, тогда мне хорошо. Я хочу быть с другими, готов помогать им, прошу их о помощи, учусь у них, могу чему-то научить их сам, регулирую свое поведение, чтобы им было со мной хорошо (прислушиваюсь к их мнениям, желаниям, считаюсь с их интересами, иду на уступки).

Цель технологии: воспитание у детей положительной направленности на других людей на основе обеспечения оптимального статуса и высокого уровня воспитанности каждому ребенку во взаимодействующей группе.

Данная цель реализуется в технологии посредством решения следующих задач:

1.       Помочь педагогам дошкольных учреждений и начальной школы способами воспитания у детей направленности на других через раскрытие механизма морально-ценного взаимодействия в целостном педагогическом процессе.

2.       Обеспечить достаточно полное удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с педагогами. Достичь открытости ребенка во взаимоотношениях со взрослыми. Вступая с общение с ребенком, помогать ему преодолевать ситуации дискомфорта.

3.       Воспитывать гуманное отношение к сверстникам.

4.       На основе реализации потребности в самоутверждении, самовыражении формировать у каждого ребенка уверенность в себе как залог легкой адаптации к меняющимся социальным условиям.

Современная тенденция к единению общества на личностно-ориентированной основе объясняет актуальность проблемы соотношения индивидуального и коллективного в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Воспитание нравственных качеств является непременным условием подготовки духовно богатых людей, сочетающих в себе гуманность, деловитость, коллективизм, способных удовлетворить свои желания и потребности окружающих людей.

В связи с переориентацией теории и практики на гуманизацию педагогического процесса появилось множество рекомендаций в педагогической печати, направленных на развитие детской индивидуальности, и почти не уделяется внимание тому, как помочь ребенку научиться жить среди людей. В то время как этот аспект следует выделить в качестве приоритетного, особенно в дошкольный период - период первоначального вхождения ребенка в общество, то есть его социализации.

Попытка преодолеть данное противоречие была предпринята при разработке программы « Родничок» в основу которой положено понимание возрастных особенностей и возможностей детей 5-7 лет в освоении материала социокультурного наследия народов поликультурного региона. Данная программа направлена на развитие всех компонентов индивидуального опыта гуманной жизнедеятельности дошкольника на материале коллективного наследия народов, проживающих на Северном Кавказе.

Цель программы «Родничок» состоит в создании условий, обеспечивающих становление индивидуального опыта гуманной жизнедеятельности ребёнка через освоение поликультурного коллективного опыта северокавказского региона, целенаправленно включённого в образовательный процесс дошкольного учреждения.

 Реализация этой цели определяет стратегию деятельности педагогов по становлению индивидуального опыта, как основы развития личностной культуры ребёнка. Основные задачи программы:

1.                  Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путём систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому коллективному опыту народов поликультурного региона.

2.                  Введение ребёнка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.

3.                  Обеспечение условий самостоятельного практического освоения ребёнком материала социокультурного наследия в различных видах деятельности дошкольного учреждения.

4.                  Содействие становлению опыта гуманного взаимодействия и взаимоотношения ребёнка старшего дошкольного возраста в социальном и природном мире, в стандартных и нестандартных условиях реальной жизни.

В отборе содержания программы мы руководствовались следующими принципами:

1.                  Принципом личностно - ориентированного подхода, предполагающего создание условий, обеспечивающих становление личного опыта ребёнка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.

2.                  Принципом культуросообразности, предусматривающим освоение богатейшего опыта народов своего региона, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребёнка.

3.                   Принципом природосообразности, предполагающим не только учет возрастных, индивидуально - психологических особенностей ребенка, но и национально - специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этническими семейно - бытовыми традициями и обычаями.

4.                  Принципом гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения: уважение достоинства и прав человека, забота о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.

5.                  Принципом деятельностного подхода, направленного на активное познание, освоение ребенком многовекового опыта народа в жизни, на побуждение его к самостоятельности, инициативе, творчеству.

6.                  Принципом интеграции, предполагающим комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности образовательного процесса дошкольного учреждения. Освоение ребенком пословиц, поговорок, присловий, природоведческих примет, традиций, средств народной медицины народов своего региона в соответствии с ценностями общечеловеческой культур.

7.                  Принципом единства индивидуального и коллективного опыта в развитии личности, который позволяет уйти от условного дробления педагогического процесса на воспитание и обучение и котором объединяется, с одной стороны, ориентация на коллективный опыт народов, отдельного народа, группы детей, их интересы, социализацию, использование групповых форм организации педагогического процесса, с другой стороны - ориентация на индивидуальный опыт, личностные интересы ребёнка, индивидуализацию, использование индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Отмеченные принципы определили структуру и содержание парциальной региональной программы «Родничок».

В образовательном процессе дошкольного учреждения содержание программы реализуется по двум взаимосвязанным направлениям становления индивидуального опыта гуманной жизнедеятельности ребёнка в процессе системы занятий и специально организованной нерегламентированной и самостоятельной деятельности.

I направление: на занятиях работа с детьми строится по технологии деятельностного обучения, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сравнения, сопоставления свойств и отношений под руководством педагога. Функции взрослого в данной технологии заключается в создании мотивации, побуждающей ребёнка к вступлению в деятельность, формировании у него потребности в освоении того или иного понятия, организации и направлении исследовательской деятельности воспитанника.

В первой части занятия воспитатель путём постановки конкретных задач, поисковых вопросов, побудительных ситуаций создаёт проблему, личностно значимую для ребёнка и побуждающую его к деятельности. (Объясните молодому воробышку; помогите кукле Наташе). В этой части занятия создаётся мотивация решения проблемной задачи, стимулируется воображение, предвещающее положительную оценку предстоящей деятельности.

Во второй части занятия решение проблемы осуществляется в ходе коллективного диалога воспитателя и воспитанников, ориентированного на анализ, сравнение результатов многовекового народного коллективного опыта и субъективного опыта ребенка, полученного в обыденной практике. Воспитатель актуализирует знания детей, побуждает к высказыванию своих предположений и вариантов решения проблемы. Средства социокультурного наследия вводятся воспитателем в обсуждение как возможный способ, с помощью которого поставленная задача может быть решена.

В диалоге воспитатели обращаются к детям с вопросами, позволяющими выяснить, какие представления складываются у детей после знакомства с фольклорными средствами, природоведческими приметами, например:

- О чем эта сказка?

- Что обозначает это народное высказывание?

- Какие природные явления помогают нам узнать об ухудшении погоды в зимний день?

 Диалог строится так, чтобы подвести детей к самостоятельному объяснению буквального смысла и содержания народных выражений, опираясь на свой субъективный опыт

 В обсуждение включаются вопросы, нацеливающие детей на определение скрытого смысла, иносказательности, многозначности большинства пословиц, поговорок, присловий ,сказочных сравнений . Такие задания побуждают детей к рассуждениям, умозаключениям, своим небольшим открытиям, способствуют развитию логического мышления. Например:

- О ком говорят: «Красивый, как наливное яблоко»?

- Почему в пословице используется такое сравнение?

- Кто может объяснить другое значение этого выражения?

Стимулируя и поддерживая между дошкольниками обмен мнениями, мы предлагаем проблемные вопросы, позволяющие проанализировать ответ товарища, высказать и обосновать свою точку зрения, свой личный уровень понимания.

Анализ детских рассуждений показал яркие примеры того, как субъективно, а иногда и противоречиво, воспринимают современные дети метафорические изречения народа, опираясь на различный объем знаний и представлений, непосредственный практический индивидуальный опыт.

Так, например, объясняя смысл пословицы: «Какова матка, таковы и детки» воспитанники самостоятельно давали различные варианты ответов: - «Матка - это так называют маму у зверей. Если мама красивая, то и дети у нее красивые. На нее похожи». (Ира 6,5 лет).

- «Матка это мама и у зверей, и у людей. Когда мама хорошая, добрая, все умеет делать, то и дети у нее хорошие, умелые. Она их всему учит. Потому так говорят» (Толик 6,8 лет).

- «Нет. Матка - это большая пчела. Царица улья. Мне ее папа показывал. Она яйца в улье откладывает и пчелок выводит. Если матка хорошая, здоровая - пчелки у нее здоровые, много меду приносят» (Антон 6,7 лет).

Каждый вариант ответа отмечается на доске в виде опорных знаков-символов, предложенных самими детьми в ходе обсуждения. Опорные знаки имеет одну точку объединения, вбирающую все эти смыслы. В вышеуказанном примере это были знаки:

1. Схематичный большой и маленький зверь, передающий признак внешнего сходства матери и ее ребенка.

2. Символический знак сердца и иголка с ниткой, как признаки сердечности, доброты и трудолюбия.

3. Схематичное изображение улыбающейся пчелы, как признак здоровья.

4. Точкой объединения был выбран детьми круг с буквой М, как символический знак слова «мама», вбирающей и передающей все отмеченные выше признаки и свойства.

Используемый прием графического изображения помогает наглядно, что особенно важно для детей дошкольного возраста:

- показать многообразие, вариативность толкований при объяснении смысла одного и того же афористического народного выражения;

-обеспечить осознание детьми такой ценной особенности народной мудрости, как обобщенность знаний, ее синтетически-творческий характер;

-отметить гибкость, многозначность применения пословиц в речи с учетом реальных жизненных ситуаций.

При таком подходе пословицы становились стимулом, побуждающим ребенка к творческой работе мысли, поиску и нахождению новых, современных вариантов толкования и применения их в речи. В том случае, если дети затруднялись в высказывании предположений по этимологии народных выражений, способам обращения к ним в современном русском языке, педагоги обращались к материалу многочисленных этимологических, фразеологических, толковых словарей и справочников, переработанному и адаптированному нами с учетом возрастных особенностей старших дошкольников. Так же, знакомя детей с народными приметами и средствами медицины, мы не обходили вниманием и их доступное естественнонаучное объяснение.

В процессе анализа, сравнения детьми фольклорного материала воспитатели стремились к тому, чтобы эмоционально-положительное отношение к сказочным героям, народным приметам, пословицам, традициям и обрядам перерастало в целостное позитивное отношение к элементам культуры разных народов Северного Кавказа и к ее создателям. В содержании занятия мы строили обсуждение так, чтобы каждый ребенок осознал основание того или иного народного высказывания, потребность его освоения и применения в жизни:

- Зачем народ давал каждому месяцу свое название?

-                Зачем нам нужно знать целебные свойства трав и плодов?

-                Что нам могут подсказать народные приметы?

Определение в ходе диалога практической мотивации сохранения, передачи и применения фольклорных средств, традиций, природоведческих примет, средств народной медицины позволяет активизировать внимание детей, нацеливает их на опосредованное запоминание и воспроизведение народного коллективного опыта в жизни.

Диалог с детьми строится с учетом индивидуальности воспитанников, особенностей окружающей их среды, в которой происходит взаимообмен информацией, формируются оценки и представления. При таком подходе в центре познания оказывается сам ребёнок, его собственная жизнь на фоне жизни своего народа. Воспитателями широко использовался прием идентификации, введения в воображаемую ситуацию. («Как отмечают этот праздник в твоей семье?»; «О ком из твоих товарищей можно сказать: «Их водой не разольешь?»; « Как бы ты поступил, если бы...?»). Развивая умение сравнивать, сопоставлять самого себя, близких, знакомых людей с героями сказок, педагоги побуждали воспитанников вставать на место другого, как бы «входить в предложенную ситуацию» (« Как бы ты поступил, если бы оказался на месте героя сказки?»).

Так, например, на занятии на тему «Милому гостю и хозяин рад» детям предлагается на жизненных примерах объяснить народные советы гостеприимства, переданные в пословицах и поговорках народов, проживающих на Северном Кавказе, для:

а) хозяина: « В поле казак вольный,

а дома – хозяин хлебосольный» (донских казаков),

«Хозяин весел - гости довольны»,

«Красному гостю - красное место»,

«Гостя сначала накорми, а потом вестей спроси» ( русские)

«Сперва еда, потом, беседа» ( азербайджанская)

«Кого гости посещают, у того котел не пустеет» (абхазская).

б) гостей: «Добрый гость всегда в пору»,

«Без хозяина за стол не садятся» ( русские),

«Не возьмёшь, когда предлагают –

после просить придётся» ( лакская)

Детей просили вспомнить, в каких сказках или реальных ситуациях они слышали эти выражения. Им предлагалось привести примеры: «Какие правила приема гостей, отраженные в пословицах, соблюдаются в ваших семьях?»

Детям давалось задание сравнить пословицы народов Северного Кавказа о гостеприимстве и отметить общее или отличное в них.

«Будь как дома, но не забывай, что ты в гостях» ( русская),

«Гость скромнее овцы» (адыгейская).

«В своем доме я слуга, в чужом господин» (армянская).

Вышеуказанные вопросы диалога позволяют детям:

-                осознавать этические нормы своего народа, своей семьи;

-                переживать чувство принадлежности к национальной культуре;

-                учиться уважению, толерантному отношению к другим.

В освоении социокультурного наследия народов своего региона широко используются различные виды наглядности, позволяющие в обучении словом опираться на чувственно-наглядное восприятие, запоминание и воссоздание обобщенных знаний.

Такими видами наглядности на занятиях являются: реальные предметы и картины природы, произведения декоративно-прикладного искусства, иллюстрации к народным сказкам и праздникам, фотографии, репродукции картин, видеоматериал, сборы лекарственных растений.

На занятии применяется разработанный и апробированный иллюстративный материал и символические, схематические рисунки («пиктографический метод»). Этот материал позволяет существенно расширить возможности осознания и целенаправленного абстрактного запоминания, образного воспроизведения ребенком содержания социокультурного наследия народов своего региона.

После занятия схематические рисунки, наглядные пособия объединяются по темам и помещаются в различных зонах, уголках предметно-развивающей среды группы. В процессе свободного, непринужденного общения друг с другом, педагогами, родителями дети самостоятельно рассматривают, обсуждают, выражают своё отношение к народным традициям, средствам фольклора и народной медицины, природоведческим приметам, переданным в схемах и рисунках. Такое общение закрепляет приобретенные детьми знания, позволяет педагогам определить широту имеющихся у них представлений и интересов.

В третьей части занятия закрепление новых знаний осуществляется в ходе практической деятельности ребёнка, которая позволяет тут же опробовать способы непосредственного и опосредованного применения в жизни результатов коллективного опыта народа. С этой целью в занятиях используют различные упражнения, творческие задания, дидактические игры, например:

1. В целях практического освоения средств народной медицины:

- предложить детям сравнить внешний вид, запах лекарственных растений, вкусовые качества их плодов;

- создать условия приготовления дошкольниками витаминизированного настоя и чая, овощных и фруктовых салатов;

- закрепить способы использования целебных свойств растений путем коллективного составления и рисования детьми набросков рекламных плакатов, отражающих знакомые народны рецепты. Готовые наброски «превращаются» педагогом в настоящие плакаты и размещаются в фойе дошкольного учреждения для всех детей и взрослых.

 2. В процессе освоения народных примет воспитатели предлагают детям создать свои рисунки-пиктограммы, передающие содержание только что услышанных ими народных предсказаний погоды. Педагог мотивирует свое задание тем, что это поможет ребенку лучше запомнить новую примету, позволит передать ее содержание другим детям и взрослым. После рисования и рассматривания наиболее удачные, по мнению детей, работы помещаются в «Копилку мудрецов» (стенд в уголке природы). В течение всего года в копилку собираются схемы народных примет, к которым дошкольники обращаются в случае самостоятельного прогнозирования погоды по заданию или по собственной инициативе. В ходе освоения социокультурного наследия народов своего региона у дошкольников значительно расширяется, систематизируется представление об окружающем мире. У них создаётся яркое представление о народе, как о наблюдательном, опытном, мудром исследователе и испытателе, отлично знающем и любящим родную природу.

3. Познавательная активность дошкольников, интерес к народной культуре повышается путем включения в занятия речевых логических задач.

4. Знакомство с пословицами, поговорками, присловьями народов, проживающих на территории Северного Кавказа, сопровождается сравнением и поиском эквивалентных выражений. Обсуждение народных афоризмов строится так, чтобы подвести детей к самостоятельному выводу об общечеловеческом характере, сходстве в идеях и ценностях культурного наследия разных народов.

5. В содержании занятий широко используется иллюстративный материал по пословицам и поговоркам, отражающий различные, реальные ситуации взаимодействия человека с природной и социальной средой в юмористической форме («Не дразни собаку, так и не укусит», «Не зная броду, не суйся в воду», «Где больше двух, там говори вслух»).

Добродушный юмор, комизм - это веками выработанное народом идеальное средство психолого-педагогического подхода к ребенку, обращение к нему дает возможность «сохранить дух народной культуры язык смеющегося народа» (А. Михайлова). Юмор позволяет создать в общении особую атмосферу легкости и непринужденности. С ним обсуждение норм и правил поведения проходит доброжелательно и радостно.

Использование вышеуказанного иллюстративного материала строится в несколько этапов:

1) дети рассматривают и поясняют изображенную на рисунке ситуацию, определяют события, которые могли за ней последовать;

2) посредством введения в воображаемую ситуацию («Как бы ты поступил, если бы...») дошкольники предлагают свое решение;

3) после обсуждения названных вариантов детям дается задание озаглавить рисунок одной из трех предложенных педагогом пословиц и обосновать свой выбор.

6. Для становления опыта гуманного общения нами были продуманы и использованы различные творческие задания с использованием мимических и пантомимических этюдов по пословицам и поговоркам, передающим особенности внешности, экспрессивный характер поведения, личные качества окружающих людей и сказочных героев.

Так, например, после выполнения пантомимического этюда на тему «Грудь лебедина, походка павлина» ребенка-исполнителя спрашивали:

- Как ты думаешь, ты справился с заданием?

- Что ты старался передать своей походкой?

- Тебе нравилось так ходить? Почему?

- Как ты думаешь, что чувствовали твои товарищи, когда ты шел перед ними как павлин?

- Им это нравилось? Почему?

С детьми-зрителями педагог обсуждал следующее:

- Как Миша изменил свою походку, чтобы передать смысл пословицы («Ходил медленно, спина ровная, грудь вперед, нос вверх задрал, на нас не смотрел» (Лена 6,7 лет)).

- Что вы чувствовали, когда Миша ходил перед нами походкой павлина? («Мне было так смешно смотреть» (Алёша 6,2 года), «Мне не нравится, когда так ходят» (Надя 6, 5 лет)).

Детей побуждали к рассуждению и определению того, что нужно изменить в походке, осанке, выражении лица, чтобы все чувствовали себя более комфортно. В ходе обсуждения дети подтверждали верность народных положений о том, что недоброжелательное, высокомерное, неискреннее выражение лица затрудняет общение, а вот теплый, открытый взгляд, мягкость движений, улыбка этому способствуют.

Под руководством воспитателей у дошкольников вырабатывается гуманное эмоционально-оценочное отношение к людям, появляется социальная ориентация на эмоциональное состояние, поведение других. После проведения описанных этюдов зафиксировано использование вышеуказанных пословиц, образных сравнений в свободном общении между детьми. В определении эмоционального состояния сверстников, взрослых дети чаще обращают внимание на различные невербальные знаки, используя выражения: «Я догадался по походке», «Я узнал по глазам», «Это по лицу видно».

Ценность приемов сочетания анализа народных изречений и наглядной передачи отраженного в них смысла заключалась:

- в побуждении ребенка более внимательно, чутко взглянуть на окружающих и на самого себя;

- в развитии эмоциональной чувствительности ребенка, проявляющейся в таких качествах, как наблюдательность, доброжелательность, отзывчивость, сострадание, тактичность, что мы считаем особенно значимым в становлении этической культуры, гуманного индивидуального опыта жизнедеятельности личности.

7. Руководствуясь тем, что у старших дошкольников еще очень эф­фективна игровая мотивация, разработаны дидактические игры для закрепления способов практического применения знакомых фольклорных средств, природоведческих примет и средств народной медицины.

Широкое использование практических заданий создаёт условия для смены видов деятельности, обеспечивает познавательную активность и интерес ребенка к материалу социокультурного наследия в течение всего занятия.

Четвёртый итоговый этап занятияэто побуждение детей к самостоятельному применению полученных знаний и умений вне занятия.

Так, например, детям давалось задание совместно с родителями:

- собрать фотографии и рисунки лекарственных растений нашего региона для альбома «Корзинка здоровья»;

- проверить достоверность народных природоведческих примет;

- обсудить содержание пословиц, народных сказок, обрядов и традиций.

Воспитатели побуждают детей к занятию активной, деятельной позиции в организации диалога с родителями и сверстниками. Тем самым заинтересованность к культуре народов своего региона переходит в семью, продолжая оказывать своё познавательное и практическое воздействие на ребенка и трансформируясь в коллективный опыт.

Эффективность становления опыта гуманной жизнедеятельности дошкольников зависит от степени и длительности их включения в активное взаимодействие со сверстниками, взрослыми, предметным миром и миром природы.

 

Поступила в редакцию 26.01.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.