ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Типология и факторы формирования отцовства как психолого-педагогической деятельности

 

Токарева Юлия Александровна,

заведующая кафедрой практической психологии Уральского гуманитарного института.

 

Отцовство, как психолого-педагогическая деятельность мужчины, рассматривается с точки зрения используемых стилей воспитания, родительского отношения отца к ребенку, а также ведущей мотивации родителя. Выделенная в результате проведенного исследования типология учитывает все основные компоненты деятельности, определяет специфику воспитательной деятельности отца детей различного пола и возраста.

Успешность отцовства детерминирована внешними и внутренними факторами его формирования, среди которых условия воспитания в родительской семье и возможность реализовать воспитательную функцию в собственной семье, в совместной с супругой воспитательной деятельности.

 

Проблема выделения факторов формирования отцовства как психолого-педагогической деятельности, построения типологии отцовства, представляет собой новое направление в психологической науке. Ученые констатируют [1; 3]: незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими; педагогическую некомпетентность, неумелость отцов; незаинтересованность и неспособность отцов выполнять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.

Воспитательная роль отца имеет глубокие исторические корни но, несмотря на важность и длительную историю, достаточно мало регламентирована. Социальные, гендерные стереотипы отцовства представляют собой достаточно разнообразную систему представлений и нормативных требований общества в том, что именно должен делать отец, однако, являются весьма противоречивыми, что, по мнению некоторых авторов [2], является следствием переходного периода в истории отцовства, когда общество всерьез обратило внимание на важность отцовства для развития личности ребенка.

Анализ научной литературы показывает многоплановость трактовок понятия «отцовство», того, какие именно функции должен выполнять отец, какое влияние оказывает отцовство на развитие личности, как ребенка, так и самого отца. В настоящем исследовании, отцовство понимается, как психолого-педагогическая деятельность мужчины, связанная с приобщением ребенка к социальным нормам и требованиям общества, воспитанием и контроль над его результатом. Очевидно, что психолого-педагогическая деятельность отца, существенно отличается от целенаправленной и тщательно выверенной деятельности, осуществляемой специалистом в области педагогики, однако можно выделить ряд аспектов, доказывающих возможность заключения воспитательной деятельности отца в понятие «психолого-педагогическая деятельность». Так, философские положения, категории, законы, с помощью которых объясняется психолого-педагогическая деятельность, являются едиными не зависимо от субъекта её осуществления; существует пересечение общенаучных подходов, связанных с рассмотрением и решением проблем активности человека и закономерностей построения его педагогической деятельности; междисциплинарность знания, аккумулирующего совокупный теоретический и практический опыт рационального осуществления педагогических действий; единство собственно педагогического методологического знания о системе психолого-педагогической деятельности родителя и педагога; наличие рефлексии и её результатов, связанных с причинами, условиями и механизмами успешности психолого-педагогической деятельности.

Методологической основой исследования отцовства стал деятельностный подход (М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). М.Я. Басов, считая человека активным «деятелем в среде», настаивал на социально-культурной и исторической обусловленности индивидуального поведения, полагая, что его содержание опосредовано ценностями науки и культуры [2]. Анализируя содержание исполнительного звена, очевидна необходимость проявления индивидуального стиля деятельности, который будет соответствовать не только требованиям ситуации, но и личностным особенностям субъекта воспитательской деятельности. Человек, занимающий воспитывающую позицию, постоянно преодолевает возникающие препятствия, прежде всего во внутреннем плане.

Учитывая все вышесказанное, нам необходимо выделить факторы формирования отцовства, как психолого-педагогической деятельности родителя, среди которых ведущими являются внешние и внутренние. Внешними факторами формирования отцовства, как психолого-педагогической деятельности, являются условия семейного воспитания, в которых растет (или рос) будущий отец [2. С.87]. Несомненно, факторами, искажающими представления мальчика о воспитательной роли отца, будут дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты полоролевого воспитания в детском саду и школе. Первые связаны с низким уровнем личностного, общекультурного развития родителей, их педагогической и психологической неграмотностью, неполноценностью структуры семьи, отрицательным микроклиматом, неправильным отношением к сыну, дезорганизацией семейной жизни. Вторые обусловлены отсутствием взаимодействия воспитывающих сил и слабой преемственностью сфер знаний об организации семейной жизни, культуре семейных отношений, форм и методов воспитательно-образовательной работы с мальчиками, как будущими отцами.

Внешние факторы социокультурного и психолого-педагогического характера не играют роли фатально действующих, они преломляются через внутренние условия. Внешнее присваивается через внутреннее.

Роль предрасполагающего фактора могут играть внутренние причины, связанные с индивидуальными психофизиологическими и личностными особенностями будущего (или реального) родителя-отца. К ним относятся генотип, актуальное состояние его психосоматического здоровья, индивидуальные особенности психофизиологического развития, доминирующие психические состояния, внутренняя позиция (его отношение к миру вещей, людей и самому себе), уровень активности во взаимодействии со средой и др.

Внешние и внутренние факторы обуславливают характер психолого-педагогической деятельности отца, при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности или относительной стойкости и длительности воздействия, особенно в раннем детстве, и отсутствием позитивного образца детско-родительских отношений.

Особую группу составляют отцы из неблагополучных семей с явно выраженной асоциальностью. Идентифицируясь с родителями, ребенок в такой семье приобретает негативный опыт развития межличностных отношений и поведения, усваивает особого рода жизненные ориентиры, которые обуславливают конфликтную ситуацию при взаимодействии с собственным ребенком и социумом в целом [3]. Детский возраст является фазой адаптации в целостном процессе социального развития, в том числе полоролевого ориентирования. На этот период падает формирование важнейших структур личности, в частности самосознания, обуславливающего активную внутреннюю позицию.

Психологическая неподготовленность мужчины к выполнению роли отца, а именно не сформированность целостной системы отношений к отцовству: отношения к будущему ребенку, себе как будущему родителю, родительской роли и родительству в целом, является серьезным барьером на пути построения эффективных детско-родительских отношений. (Н.А. Демчук). Несформированность психологических основ отношений отца с ребенком, а так же отсутствие определенного рода умений, ведет к ограничению контактов отца с ребенком, минимизации совместно проведенного времени.

Таким образом, умение эффективно взаимодействовать с ребенком, применять результативные воспитательные меры, не является врожденным психологическим образованием, а так же редко приобретается целенаправленным путем. Эффективное отцовство, с присущего ему конгруэнтностью, формируется в результате комплексного воздействия внешних и внутренних условий, связанных с пониманием значимости прилагаемых усилий и результата.

В проведенном нами исследовании принимали участие отцы в количестве 120 человек, воспитывающие детей дошкольного возраста – 30 человек, младшего школьного возраста – 30 человек, подросткового – 30 человек и юношеского возраста, так же 30 человек.

Исходя из структуры деятельности, предложенной основоположниками деятельностного подхода в психологии, основными её составляющими являются: мотивы, действия, операции. Для изучения данных компонентов были выбраны следующие методики, являющиеся достаточными для представления особенностей психолого-педагогической деятельности отца.

Мотивация отцовства изучалась с помощью валидизированной методики Мотивационно - потребностная сфера отцовства (МПСО), автор Ю.А. Токарева, конкретные воспитательные действия отца изучались с помощью следующих методик: Тест - опросник «Анализ условий семейного воспитания» (АСВ), автор Э.Г. Эйдемиллер, (модификация Р.В. Овчаровой); Тест - опросник родительского отношения (ОРО), авторы А. Я. Варга и В. В. Столин и методика изучения родительских установок и реакций PARI, авторы С.Е. Шефер и Р.К. Белл (адаптация Т.В. Нещерет) [6].

Изучив мотивацию и стиль воспитания отца, мы выявили различия, которые отчетливо проявляются у отцов воспитывающих детей дошкольного и юношеского возраста. Так, ведущим мотивом у отцов детей дошкольного возраста является самореализоваться в роли отца, а у отцов юношей самоутвердиться. Отец, с мотивацией самореализации в детях и стремлением к саморазвитию, по отношению к ребенку дошкольного возраста проявляет в 56% гармоничный стиль воспитания, в 10% неустойчивый и в 10 % гиперпротекцию. Таким образом, воспитание отца носит опекающий ребенка характер, а выбор тех или иных воспитательных практик развивает не только ребенка, но и отца. Руководствуясь желанием развить самого себя, отец в общении с ребенком использует интересные ему игры, занимается с ним теми делами, которые привлекательны для отца и могли бы, в совместной с ребенком деятельности привнести в их содержание что-то новое. Возможности и потребности ребенка в данном случае игнорируются, ребенок испытывает определенное давление со стороны отца, необходимость следованию его авторитету. Отцы с теми же мотивами, связанными с самореализацией, но уже по отношению к младшему школьнику проявляют в 60% гармоничный стиль воспитания, 16% неустойчивый стиль, 26% гиперпротекцию. Данные отцы, мало отличаются в построении воспитательной деятельности от отцов детей дошкольного возраста, что может свидетельствовать о их негибкости, не знании возрастных особенностей детей и игнорировании ситуации взросления. Воспитание ребенка юношеского возраста, построено по принципу кооперации в 46%, однако и эмоциональным отвержением в 23% случаях. Неожиданным проявлением воспитательных действий отца юноши, стало в 10%, симбиотическое отношение, что явно не соответствуют возрасту и может быть связано с запоздалыми попытками отца, реализовать себя в виде заботливого и внимательного родителя.

Вторая группа отцов, мотивированных желанием самоутвердиться, в воспитании ребенка дошкольного возраста используют в 10% гармоничный стиль, в 33% неустойчивый стиль воспитания, и в 10% жестокое обращение к ребенку. Особенностью данной группы отцов является использования ими жестких контролирующих и наказующих мероприятий, которые в сочетании с симбиозом (46%) выглядят опасно для психического здоровья ребенка. Данная группа отцов в воспитании младшего школьника избирает гармоничный стиль в 20%, в 26% неустойчивый стиль воспитания, в 30% симбиотический, 10% и 16% жестокое обращение и геперпротекцию. Воспитывая подростка, «самоутверждающиеся» отцы лишь в 6% случаях используют гармоничный стиль и в 43% неустойчивый, отрицательной стороной данного взаимодействия, является так же использования отцом жестокого обращения с ребенком и в 16% случаях эмоциональное отвержение и потворствующую гиперпротекцию. Более конструктивно, воспитательная деятельность, у отцов с данной мотивацией обстоит с детьми юношеского возраста, а именно в 20% случаях проявляется гармоничность стиля воспитания, родительское отношение связано с принятием и лишь в 16% случаях неустойчивость стиля воспитания.

Третья группа отцов, мотивационным компонентом которых является социальное одобрение отцовства, стремятся избегать неудач во взаимодействии с ребенком, что приводит в отношении дошкольника в 43% к гармоничности стиля воспитания и в 16% неустойчивости. В 26% такие отцы потворствуют ребенку и разрешают ему все, что тот захочет, а так же в 15% испытывают повышенную моральную ответственность. Воспитание младшего школьника отцы строят в 66% гармоничным образом, в 10% проявляют неустойчивость, в 16% повышенную моральную ответственность. Отцы так же принимают ребенка, но в 6% инфантилизируют его, занижают способности и возможности. Подросток воспитывается отцом, мотивированным на получение социального одобрения, в 20% гармонично, в 10% неустойчиво, то есть данная группа отцов знает, чего они хотят от ребенка, и стремятся к достижению желаемого. Повышенную моральную ответственность проявляют 30% отцов и в 6% случаях жестоко обращаются с детьми. В воспитании ребенка юношеского возраста уже все гораздо проще, ведь общество ждет от отца диалога с ребенком и выстраивания отношений на равных, что и делает отец данной группы. В 70% это гармоничный стиль, кооперация и принятие ребенка, а в 26% неустойчивый в сочетании с контролем и гиперопекой.

Отцы четвертой группы, мотивацией которых стало достижение успехов в развитии ребенка, в воспитании дошкольника используют 40% гармоничный стиль и принятие своего ребенка таким, какой он есть, а 30% неустойчивый стиль, 10% повышенную моральную ответственность и симбиоз, а 20% гиперпротекцию. Полученные результаты могут быть связаны с возрастными задачами и их осознанием отцами детей дошкольного возраста. Младший школьник воспитывается в 46% гармонично, отец принимает ребенка таким, какой он есть, в 20% неустойчив в стиле и 16% использует гиперпротекцию и повышенную моральную ответственность. В воспитании ребенка подросткового возраста отец гармоничен в 60% случаях, неустойчив и неопределен в стиле в 16% и в 23% воспитывает с повышенной моральной ответственностью в сочетании с кооперацией. Воспитание юношей, у данных отцов сложно назвать позитивным, так как лишь в 43% это гармония, а в 20% неустойчивость стиля и неопределенность характера и правил взаимодействия отца с ребенком. Оценивая достижения ребенка, к данному возрасту, отец в 10% принимает ребенка и кооперирует с ним и в 16% эмоционально отвергает.

Статистические различия между стилями воспитания и типами родительского отношения, выявлены у отцов детей различного возраста, с помощью непараметрического U – критерия Манна-Уитни (обработка осуществлялась с помощью статистического пакета Statistica 6.0).

Типологизация мужчин-отцов по фактору особенностей психолого-педагогической деятельности, позволила выделить четыре типа отцовства, которые условно можно обозначить как «непоследовательный», «ведомый», «патерналистский» и «заносчивый».

Проведенное исследование показало, что преобладающим типом отцовства, исходя из характера воспитательной деятельности, является «непоследовательный» - 25,5 баллов, согласно которому родитель не связывает характер воспитательных мер с поведением ребенка, от крайней жесткости и требовательности, отец может перейти к попустительству и дистанцированию. Другие варианты отцовства распределились в следующем порядке: «ведомый» тип – 22 балла, «патерналистский» - 20,7 баллов и «заносчивый» - 20 баллов.

Итак, «непоследовательный» тип отцовства характеризует мотивация, связанная с желанием самоутвердиться и самореализоваться в семейной жизни, в воспитании ребенка от излишней строгости и суровости отец переходит к чрезмерной заботе, опеке, установлению отношений зависимости с ребенком. Ощущение ответственности за жизнь и развитие ребенка сочетается с недостатком контроля, полным попустительством. Восприятие ребенка «маленьким неудачником», тревожно-мнительная позиция отца, излишняя обеспокоенность его здоровьем и успехами, слабо подкрепляется конкретными, результативными действиями отца.

«Ведомый» тип отцовства характеризует мотивация получения социального одобрения, самореализации в детях, воспитательные действия отца связаны с поощрением словесных высказываний ребенка, ощущением самопожертвования. Такой отец разрешает детям делать все, что им захочется, в случае слабой управляемости ребенка, отец приходит в отчаяние и реагирует очень остро – грубо и резко высмеивает ребенка, а в порывах гнева может применить физические наказания. Они лишают детей родительской любви, внимания, сочувствия.

«Патерналистский» тип отцовства мотивирован получением социального одобрения и высоких результатов в отношении ребенка и его развития, воспитательные действия отца связаны со стремлением ускорить развитие ребенка, поощрением его активности и требования авторитета родителей. Такой отец, часто на собственном примере, учит ребенка эффективному взаимодействию, прививает социальные нормы, традиции. Он предпочитает не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, требует осмысленного поведения, старается помочь.

«Заносчивый» тип отцовства характеризуется стремлением отца получить высокие результаты в отношениях с ребенком и его развитии, а также самоутверждении за счет развития ребенка и его личностной успешности. В воспитании ребенка отец проявляет излишнюю суровость и строгость, стремится выработать у него дисциплинированность, не оставляя возможность выбора варианта поведения. Отец, жестко контролирует ребенка, ограничивает его самостоятельность, лишает права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль над поведением ребенка – основа воспитания. У такого отца ребенку сложно добиться награды, он все время «не дотягивает», ему все время не хватает чего-то, чтоб отец заметил его старания и похвалил.

Выявляя различия в типологии отцов и характере психолого-педагогической деятельности, обнаружены значимые различия между воспитательной деятельностью отцов детей всех возрастных групп.

Таким образом, рассматривая отцовство как психолого-педагогическую деятельность родителя, направленную на передачу социального и культурного опыта, своим детям, можно выделить типологию отцовства, связанную с характером построения воспитательной деятельности и ее эффективностью. Так, патерналистская типология, где «горизонтальное» воспитательное воздействие, подразумевает учет взаимных интересов и поощрение отцом самостоятельности ребенка, стремление ускорить развитие ребенка положительно сказывается на усвоении социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Среди факторов формирования эффективного отцовства, выделяются внешние и внутренние, обуславливающие характер психолого-педагогической деятельности отца. Результат их сочетания между собой, высокая интенсивность или относительная стойкость и длительность воздействия, особенно в раннем детстве, отсутствие позитивного образца детско-родительских отношений, определяет систему психолого-педагогической деятельности родителя.

 

Литература

 

1.                  Давыдова Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. -2000. -№4. –С.51.

2.                  Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319с.

3.                  Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512с.

 

Поступила в редакцию 02.11.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.