ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Женщины восточного мира

 

Пашазаде Аманат Аллахшюкюр гызы,

диссертант Бакинского государственного университета.

 

Сегодня в условиях глобализации, интеграции, интенсификации меж­куль­турных отношений наука выдвигает все новые проблемы, требующие осо­­бого подхода. Одной из самых актуальных проблем современности яв­ля­ется женский вопрос. Изучение женского вопроса в контексте ее жизнен­ного ук­лада, об­ра­зо­вания, места и роли в обществе имеет большое значение как сос­­тавная часть ген­дерных проблем. Об отсталости, невежественности, суе­вер­­ности вос­точ­ной женщины, о несовместимости ее интеллекта с западным ин­­тел­лектом ска­­­зано много. Формирование такого отношения к восточной жен­­­щине, не­сом­­ненно, связано предвзятым отношением к исламскому миру, его об­щес­твенному и политическому устройству, а также сформированному в исламе веками особым подходом положению женщины. На Западе и от­час­ти на Востоке такая позиция сформировалась в соответствие форме и содер­жа­­нию установившихся стереотипов. В силу различных причин вопрос о по­ло­­жении женщины в исламе прев­­­ратился в одну из мишеней для нападок на ислам. Даже некоторые му­сульманские ученые вынуждены были заявить, что женский вопрос – «отрав­лен­ный кинжал, вонзившийся в сердце пос­ле­дова­те­лей ислама». Разрешение жен­ского вопроса превратилось в острую поле­ми­ку меж­­ду теологами, фило­со­фами, правоведами. По этому поводу напи­са­но мно­­­жество книг, статей, произнесено проповедей и наставлений. К вопро­су пра­вового, нравственного поло­жения восточной, мусульманской женщи­ны об­ращались люди, зачастую не имеющие даже представления о Коране. Ко­неч­­­но же, все мысли одноз­нач­но сводились к примитивной харак­тери­сти­ке восточной женщины, как отс­та­лой, порабощенной, безвольной и т. д.

Однако существует и другой подход к этой проблеме: восточная жен­щи­­­­­на красивая, завораживающая, неприхотливая и верная. Восточные муж­чи­­­ны же характеризуются как сильные, могущественные, состоятельные и от­­важ­ные. Отсюда мораль: восточная женщина исключительно верна своей семье, ­до­машнему очагу, традициям. Она находит свое счастье в служении от­­цу, братьям, мужу, сыновьям, уверенно чувствует себя за их спинами и до­воль­ст­ву­ется этим положением. Женщина в исламе, в отличие от Запада, бо­лее от­де­лена от политической, социально-экономической, государственной жиз­­ни и поэтому лучше выполняет семейно-бытовые обязанности и укреп­ля­ет ус­тои мусульманского общества. В общих чертах Коран выступает за рав­ноп­ра­вие между мужчиной и жен­щиной, не проводит при этом четкого разграни­че­ния в правах. Меж­ду­народному документу о равноправии женщин ис­пол­ни­лось всего 50 лет. А в исламе данный вопрос раз и навсегда был решен 14 ве­ков назад. Когда различные течения христианства спорили по поводу того, яв­ляется ли женщина человеком вообще и есть ли у нее душа, ислам впервые объ­явил, что женщина является таким же полноценным человеком, как и муж­­­чина. «Женщины – родные мужчин» - говорил Пророк в одном из своих ха­ди­сов. Мужчине отдается предпочтение только как кормильцу семьи: «Мужья стоят над женщинами за то, что Аллах дал одним пре­имущество над дру­­гими, и за то, что они расходуют из своего иму­щес­тва». Однако в ис­ламском мире обязанности мужчины и женщины строго разграничены непи­са­ными законами, а также четко разработаны мусульман­ским правом. Муж­чи­ны обязаны были защищать свой род, племя, общину, обес­печивать семью, а женщины заботиться о детях, исполнять свои обязан­нос­ти по домашнему хозяйству, прислуживать мужу, его родителям. Совре­мен­ное развитие, сближение культур, модернизация взглядов на роль муж­чи­ны и женщины в об­щес­тве, оказали свое влияние и на женский вопрос. Про­­цесс либе­рали­за­ции общества способствовал значительной трансфор­мации от­ношения к жен­с­кой эмансипации. Эмансипация мусульманской жен­­щины выражалась в от­но­шении к средствам одежды и прикрытия (чад­ра, паран­джа, вуаль и др.) К при­­­меру, в бывшем Советском Союзе в 20-30-х го­дах прош­лого века рас­кре­по­­­­­щение женщины выражалась в сбрасывании па­ранджи, что преподно­си­лось как освобождение от предрассудков прош­ло­го. Со­вершая экскурс в прош­лое, мы замечаем, что сам пророк Мухаммед был ве­ликим рефор­мато­ром и новатором. Он выступал настоящим борцом за пра­ва женщин, защи­щал их интересы и личным примером вел за собой дру­гих, ока­зывал значи­тель­­ное влияние на формирование доброго, уважитель­но­го от­ношения к жен­щи­не. Взаимоотношения между полами занимают в Коране зна­­чительное мес­­то, и их смело можно отождествлять современными ген­дер­ными отно­ше­ни­ями. Именно священный Коран резко осудил и отменил страш­ный пере­жи­ток первобытных арабов – закапывание новорожденных де­вочек живыми в землю. Ислам запретил мужчинам вступать в брачный союз с определен­ны­ми категориями женщин – родной и молочной матерью, сес­трой, тещей, двумя сес­­трами одновременно.

До ислама женщина была полностью лишена права на наследство, а пос­ле смерти мужа, ее саму в качестве такового брал в свое распоряжение один из родственников ее покойного супруга. В 11-ом стихе главы «Жен­щины» Ко­рана говорится: «Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сы­ну долю, подобную доле двух дочерей». В 32-ом стихе данной главы отме­ча­ет­ся, что мужчинам – доля из того, что они приобрели, и женщинам – доля из то­го, что они приобрели. В этих стихах Корана на законодательном уровне зак­реп­ляется право женщины на частную собственность. Ислам предоставил жен­щине право на получение образования и по­вы­ше­ние культурного уровня. По­лучение образования в равной степени бы­ло обязательно для мужчины и жен­щины. Женщины изучали алфавит, что­бы мог­ли читать Коран. Таким об­ра­зом, они получали доступ и к другой лите­ра­ту­ре. По канонам ислама тот, кто обучил своих дочерей и сестер, дал им со­от­­ветствующее воспитание имел право попасть в Рай. На первый взгляд эти воп­росы остались в далеком прошлом. Однако передовое, прогрессивное от­но­­шение ислама к женщине пе­рекочевало из Востока на Запад. Еще в не­давнем прошлом попираемая, бес­правная западная женщина стала при­мером для подражания. На Востоке жен­­щина воспринимается в первую очередь как мать. А женщина-мать обо­жес­­­твлялась на Востоке еще задолго до ислама. Ис­лам еще более закрепил такой подход к женщине-матери. Зиждился такой под­ход на известном вы­с­ка­­­зывании пророка: «Рай расположен под ногами матерей». На Западе к жен­щи­не относились как к отпрыскам дьявола, счи­тали их колдуньями. Это в то время, когда восточные сказки, легенды, ска­зания изобиловали поло­житель­ны­­ми женскими образами. Восточные сказки, былины, мифы, загадки и анек­до­ты, устное народное творчество являются бо­гатым источником гендерных сте­реотипов. Это бесценное наследие чело­ве­ческого воображения отражает вы­сокие моральные, нравственные цен­нос­ти, являются призывом против зла, гнета, женской эксплуатации. Почти во всех восточных сказках и былинах, афо­ризмах и поговорках имеются настав­ле­ния, увещевания, рекомендации муж­чинам и женщинам, разъяс­няю­тся их обя­занности, основанные на под­чи­не­­нии женщины. Мужчина представляется как бесстрашный, сильный, со­вер­шенный субъект, склонный к властво­ва­нию. Женщинам же приписы­ваю­тся противоположные качества, как красота и уродство, работоспособность и ле­нивость, верность и вероломность, доб­роде­тельность и коварство. Как вид­но из сказанного, восточной мифологии наиболее характерен принцип ду­а­лиз­ма, выражавшийся в противо­пос­тав­ле­нии двух начал – Добра и Зла, Прав­ды и Лжи, Света и Тьмы, борьба между которыми, приобретая космические мас­штабы и сконцентрировавшись в один общий мировой конфликт, состав­ля­ет содержание всего мирового про­цес­са, в котором женщине отведена ак­тив­­ная роль. Центральной линией вос­точ­ных сказок является противостояние доб­ра и зла. При этом женщины час­то выступают в качестве представителей добро­желательных сил, а мужчины пред­ставляют зло, грубую силу. Жен­щи­не откровенно отдается предпо­чте­ние. В это же время на Западе женщину об­ви­няют во всех грехах. Как из­вестно, в том, что человеческий род был из­гнан из Рая, виновной считали толь­ко женщину-Еву, и потому к женскому полу относились уничижительно. В традиционной тюркской идеологии женщина-мать занимает цент­раль­­ное и почетное место. В тюркском мире женщина за­ни­мала достойное мес­то в обществе, что в полной мере отражено мифологии. Ус­тановление ис­ла­ма в тюркском обществе происходило без коренного пере­во­рота в поло­жении полов, и женщины сохранили свой относительно сво­бод­ный статус. В древ­ние и средние века в тюркском мире женщины играли зна­чи­­тель­­ную роль в политической жизни. Женский фактор, брачная дипло­ма­тия оказывало порой решающее влияние на становление и распад отдельных го­с­у­дарств, ди­нас­тий. Албанский летописец М. Каланкатуйский в своем тру­де «Ис­тория Ал­бании» приводит интересный пример. Правитель гуннов втор­­га­ется во вла­дения албанского князя Джеваншира, захватывает как до­бы­чу 12000 голов скота, 7000 лошадей и 1200 мужчин. Однако, после пере­гово­ров пра­­ви­тель гуннов возвращает захваченную добычу Джеванширу, а также вы­­дает за него замуж свою дочь. Таким образом, могущественный князь Дже­­ван­шир по­падает в вассальную зависимость от правителя гуннов. Этот отры­­вок отчет­ливо показывает роль женского фактора в политической жиз­ни. Но нель­зя забывать о том, что брачная дипломатия зачастую не считалась мне­ни­ем женщины, попирала ее права, превратив в объект купли-продажи. Жен­­щи­­ны становились «гарантами» мирных соглашений заключенных меж­ду мо­гу­­щественными правителями, а при неудачном стечении обстоятельств, «коз­­­лами отпущения». Таким образом, женщины, находясь в подчинении муж­­чины, могли также держать их в подчинении [1]. В мифологических и кос­мо­го­нических воззрениях древних тюрков прослеживается дуалис­ти­чес­кое на­ча­ло. Единый небесный бог в тюркской ми­фологии состоит из муж­ско­го и жен­ского начала. Во всех случаях судьбы людей решаются совместным во­ле­излиянием божественной четы. В Алтай­ских традициях центральное мес­то занимает божественная чета Ульген и Умай. Верховный бог отож­дес­тв­­ляется Ульгеном. Великий тюркский хакан по­лу­чает власть от бога и счи­та­­ется его сыном. В древнетюркских памя­тни­ках сказано: «Тенгри, воз­вы­сив­ший моего от­ца-Хакана и мою мать-Хатуна, ра­ди сохранения имени и вели­чия тюрк­ско­го народа, жаловал мне власть над этими землями». Ана­ло­ги­ч­ные сюжеты встре­чаются в эпосе «Манас». Со вре­­менем отношение к жен­­щи­не меняется. В труде «Огузнаме» известного сред­невекового автора Фаз­­луллаха Рашиде­д­дина мужчина представляется сильным, властным, а жен­щина – слабой, нуж­даю­щейся в покровительстве. В этом произведении ав­тор об­ращается муж­чи­не устами женщины: «Я частица тебя, вся в твоем под­чи­нении, готова выпол­нять любую твою прихоть». Как ска­зано выше, вто­рым могущественным бо­же­ством в тюркском пантеоне яв­ля­ется богиня жен­ско­го начала Умай. Су­ществовал культ этого бога. Она воспринималось как символ жизни, пло­до­родия. Умай нередко выполняла кара­ющие фун­к­ции. Да­­же после перехода из матриархата в патриархат Умай сох­раняла свое мо­гу­­щес­тво. Однако, посте­пен­но Умай трансформируется в муж­ское начало. К при­ме­ру, в уйгурских ска­заниях мать Огуз хана име­ну­ется «Ай каган», что за­­меняет «Ай кадын». Сле­дует отметить, что в древ­не­тюр­кской мифологии от­­но­­шения между му­жем и женой обожествляются, воз­носятся до небес. Об­раз матери-богини пе­рек­ликается с ее основной жи­во­творящей функцией. Го­во­­ря о равноправии жен­­щин, анализируя требо­ва­ния различных феминис­ти­чес­ких те­чений Запа­да, невольно вспоминается восточный образ жизни, тра­ди­­ции, му­суль­манс­кие обычаи, наделившие женщин достойными пра­вами.

 

Литература

 

1.  Мирзазаде Р. Гендер, политика, права человека. Баку. - 2003.

2.  Abdullah Y.A. The Holy Qur'an: Translation and Commentary.- 1934.

3.  Genderology magazine. Baku.- 2000.

4.  http://www.gender.ru.

 

Поступила в редакцию 16.07.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.