ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Правовые аспекты вступления в ВТО

 

Тюнин Михаил Васильевич,

кандидат юридических наук,

начальник юридического отдела ООО «Терминал «Евразия».

 

Международная торговля товарами характеризуется борьбой двух противоположных начал внешнеторговой политики государств: курса на либерализацию режима торговли (устранение торговых барьеров) и курса на протекционизм (защиту национальных интересов). Либеральный подход в рамках Всемирной торговой организации[1] ориентируется на многосторонний характер регулирования и предполагает всемерное поощрение импорта товаров путем установления минимального размера ставок таможенных пошлин, а также полного освобождения от таможенного обложения некоторых групп товаров. Однако не следует переоценивать степень и характер ослабления барьеров в мировой торговле и представлять ВТО как инструмент полной либерализации внешней торговли.

Как известно, по условиям присоединения к ВТО мы должны привести российское законодательство в соответствие с нормами и правилами международной торговли. Это касается и охраны интеллектуальных прав, уровень защиты которых определен Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. С начала 90-х Законодателем была проделана огромная работа по созданию и систематизации законодательства этой в сфере и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)[2], дала положительную оценку данной работе[3].

Характерно, что правовые нормы ВТО имеют жесткую связку с правовыми условиями национальных систем, регулирующих внешнюю торговлю товарами. ВТО очень четко выдвинула такой принцип: международное право является источником национального права, регулирующего внешнюю торговлю. То, что закреплено в правовых соглашениях ВТО, обязательно должно стать нормами национального права без каких-либо изъятий, исключений, модификаций. Это заранее выведено за пределы переговоров по присоединению к ВТО.

Анализ процессов, протекающих на современном этапе в мировой практике, позволил определить российский путь сближения национального законодательства с правовыми нормами ВТО. Российский Законодатель не просто стал переводить документы ВТО на русский язык и делать их национальными законами, а стал создавать национальные законы, включая в них иногда дословно правовые нормы ВТО, переведенные на русский язык. Этот путь оказался очень сложным, поскольку многие положения ВТО, просто переведенные на русский язык, часто теряют правовой смысл. Поэтому многие нормы ВТО, когда они включаются в национальное законодательство, могут быть правильно поняты законодателями и точно перенесены в национальное законодательство только в том случае, если законодатели знают, как эти нормы возникли, как они развивались и какое окончательное содержание они получили в результате толкования того или иного термина.

Создание российской системы правового регулирования интеллектуальной собственности в рамках ВТО, проходит параллельно со становлением соответствующего раздела российской юридической науки. Дальнейшее совершенствование российского законодательства в интеллектуальной сфере, его доведение до полного соответствия принятым международным обязательствам Российской Федерации, продолжается и в настоящее время.

Принятый Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации) призван объединить и систематизировать законодательство в сфере интеллектуальной собственности и подойти к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на началах конкурентной экономики. При этом включение положений об интеллектуальной собственности в Гражданский кодекс Российской Федерации – это попытка обеспечить внутреннюю согласованность в этой одной самой молодой и бурно развивающейся сфере правовых отношений. Значение таких отношений в современных условиях настолько возросло, что сделало их почти равноценными отношениям в области материального производства и обмена.

При этом необходимо далее отметить одну очень важную особенность законодательной практики в России. В ст. 15 Конституции Российской Федерации говорится о том, что положения международного договора имеют преимущество над положениями национального законодательства. Поэтому после присоединения России к Всемирной торговой организации правовые нормы ВТО войдут напрямую в правовую систему России. А это в свою очередь в случае расхождения национальной правовой нормы и нормы ВТО вызовет появление своеобразной двухуровневой правовой системы в сфере внешней торговли товарами, в которых выражены результаты права интеллектуальной собственности.

Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше гражданское законодательство может быть перенесен огромный блок современного хозяйственного права, что может сделать его гораздо более полным, предсказуемым и сопоставимым с мировым.

Несмотря на всю разнокалиберность правовых документов, воплощающих результаты Уругвайского раунда и создающих правовую систему ВТО[4], есть ряд ключевых моментов, определяющих их значение для каждой страны — участницы ВТО и для развития ее внешней торговли. Прежде всего, правовые документы Уругвайского раунда определяют правила, которыми должны руководствоваться правительства в области торговли товарами, услугами, в сфере охраны интеллектуальных прав. Страна, становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех правовых документов, входящих в этот пакет. Сопряжение национальных правовых систем в этой области через их выравнивание с нормами ВТО создает во многом общее правовое пространство для развития международной торговли и, следовательно, для деятельности непосредственных участников торговли. В этом плане договоренности Уругвайского раунда существенно развивают и укрепляют унифицированную правовую основу международной торговой системы.

При этом остается вопрос - какие шаги должны быть предприняты руководством страны, чтобы российский рынок интеллектуальной собственности в его нынешнем состоянии был способен воспользоваться всеми преимуществами нового торгового режима и в результате иностранной конкуренции не понес большие потери? Россия, с одной стороны, является наследницей мировой супердержавы, разрушение которой в значительной мере и дало толчок процессам глобализации, а, с другой стороны, все еще остается мощным производителем интеллектуального потенциала в мире.

Представляется, что для сегодняшней России присоединение к ВТО имеет также отрицательные моменты. ВТО - инструмент лоббирования интересов производителей продукции высокой степени переработки, а России сегодня не с чем выходить на международные рынки, кроме сырья. Присоединение России к ВТО может подорвать основы целых отраслей российской экономики, в первую очередь - сельского хозяйства, и будет способствовать лишь ускоренному вывозу за рубеж российских природных ресурсов. Поэтому встает вопрос еще и о том, какие шаги должны быть предприняты, чтобы российская экономика в ее нынешнем состоянии была способна воспользоваться всеми преимуществами ВТО и как ей не понести потери при встречном открытии отечественного рынка для иностранной конкуренции.

При этом необходимо учитывать, что понятие «интеллектуальная собственность» в отдельных правовых системах имеет неодинаковое содержание, поскольку в каждой стране она определяется национальным законодательством и правоприменительной практикой.

 Наиболее полным образом понятие «интеллектуальная собственность» раскрывается в статье 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г.[5], в которой термин «интеллектуальная собственность» используется в собирательном смысле, обозначая собой совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и, в первую очередь, творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств.

Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод о том, что охрана интеллектуальных прав при осуществлении международной торговли товарами, обеспечивается сложным механизмом международного и национального правового регулирования и охватывает большое количество нормативных актов, многосложных по своему составу и структуре.

 

Литература.

 

1. Сборник «Всемирная торговая организация: документы и комментарии» / Под ред. С.А.Смирнова. М., 2001.

2. Гражданин и право. – 2006. – N 3.

3. Материалы парламентских слушаний на тему: «Вступление России во Всемирную торговую организацию: проблемы и законодательное обеспечение», состоявшихся в Совете Федерации Российской Федерации 23.04.2002 г.

 

Поступила в редакцию 19.12.2008 г.



[1] Сборник «Всемирная торговая организация: документы и комментарии» / Под ред. С.А.Смирнова. М., 2001.

[2] Гражданин и право. – 2006. – N 3.

[3] Материалы парламентских слушаний на тему: «Вступление России во Всемирную торговую организацию: проблемы и законодательное обеспечение», состоявшихся в Совете Федерации Российской Федерации 23.04.2002 г.

[4] Сборник «Всемирная торговая организация: документы и комментарии» / Под ред. С.А.Смирнова. М., 2001.

[5] Гражданин и право. – 2006. – N 3.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.