ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Деятельность ныхаса - способ регулирования общественных отношений в Осетии

 

Касаева Нина Валерьевна,

соискатель Российской академии правосудия,

консультант Верховного суда РСО-Алания.

 

Сельская община в Осетии имела свою систему управления, регулирующую общественные отношения, главное место в которой занимало собрание сель­ской общины — ныхас.

Ныхас представлял собой ежедневное «сборище мужчин, центр общественной жизни», куда «женщины не имеют права доступа и принятия в нем участия, в каком бы возрасте или положении они ни находились».[1]

Выполняя функцию хранителя и передатчика обычного права, ныхас являлся органом, создававшим так называемое «общинное» право, обычное право в сфере вопросов хозяйственной жизни и общественных отношений, и представлял собой институт общественной саморегуляции.

Следует согласиться с Е.И. Кобахидзе, отмечавшим, что в ограничительных функциях народного собрания, направленных на пресечение действий деструктивных факторов внутри коллектива, которые могли представлять угрозу равновесному существованию всей общественной системы, сконцентрирован контролирующий аспект общественной власти, основная задача которой как раз и заключается в сохранении оптимальных условий для нормального функционирования и воспроизводства социальной структуры. И если институт старшин представлял собой олицетворение «морально-идеологического» ограничителя, то ныхас как коллективный регулятор общественной жизни стал институтом, оперирующим уже практической системой ограничительных мер, таких, например, как бойкот ослушника.[2]

Сохранение мира в социуме, который являлся залогом самосохранения самого социума, было главной задачей ныхаса. В осуществлении этой задачи ныхас, как выразитель общественного мнения оказывал на своих членов не только моральное воздействие. Ни один общинник не мог проигнорировать его мнение.[3]

Круг вопросов, в обсуждение которых мог официально входить ныхас, был очень широк. Здесь обсуждались важнейшие вопросы жизни данного общества, возникавшие с соседними обществами конфликты, по которым принимались определенные решения. «Там же на ныхасе происходил и суд. Здесь же мирили кровников…», - писал А.Х. Магометов. [4]

В компетенцию ныхаса входило разбирательство межродовых конфликтов, дел об убийствах, ранениях, оскорблениях, похищениях невест, имущественных споров и хищений. Обычно ныхас рассматривал вопросы, касающиеся всей общины. Но могли рассматриваться и частные вопросы в тех случаях, когда общинники лично обращались к общинному собранию.[5] В случае острых конфликтов или совершения тяжких преступлений ныхас прово­дил коллективное расследование. Обсуждение на ныхас е проходило без соблюдения каких-либо формальных процедур.

Основной хозяйственно-административной единицей осетинского общества в исследуемый период был хъæу – село. В компетенцию сельского н ы- х а с а входило разрешение проблем, связанных как с исключительно хозяйственной деятельностью, так и с регулированием общественной жизни.

Ныхасы представляли собой многоуровневую систему народных собраний – от квартально-фамильных и общесельских до верховного ныхаса, представлявшего интересы целого общества – «гражданской общины». В зависимости от уровня народных собраний менялся круг рассматриваемых вопросов. На вышестоящих ныхасах рассматривались также преступления и тяжбы, которые не были разрешены нижестоящими.[6]

В отдельных ущельях, где располагалось несколько групп сел, действовали централизованные ныхасы. Сфера компетенции ныхасов этих уровней была значительно расширена за счет включения в нее вопросов военно-политического характера: организация военно-политических мероприятий - оборона и ведение военных действий, объявление войны и заключение мира, строительство оборонительных сооружений, наблюдательных башен, комплектование в случае нужды отрядов, выбор предводителя отряда и другие.

Перечень вопросов, подлежавших рассмотрению на сельском ныхасе, не ограничивался, однако, исключительно хозяйственно-административной и правовой тематикой, составлявшей внутреннюю жизнь общины: ныхас также был полномочен представлять интересы общины как целостного социального организма перед внешним миром.[7]

Ущельные и общеосетинский ныхасы занимали самые высшие ступени в иерархической системе общественного самоуправления. В зависимости от уровня народных собраний менялся круг рассматриваемых вопросов.

В особо важных случаях организовывался сход представителей всех основных горских осетинских обществ, на котором обсуждались вопросы, связанные с общинными интересами: здесь решались вопросы войны и мира, организации самообороны, здесь же принимались решения о вынесении приговоров изменникам и их бойкота, сюда обращались в тех случаях, когда ныхасы низших иерархических уровней не могли самостоятельно справиться с поставленной перед ними проблемой.[8]

Рассматривая деятельность ныхаса в жизни осетинского общества, можно утверждать, что этот институт заключал в себе как законодательные, надзорные, так и судебные функции, имел свои механизмы принуждения, рычаги, призванные контролировать исполнение собственных решений.

 

Литература

 

1. Ванеев З.Н. Из истории родового быта в Юго-Осетии Тбилиси, 1955г.

2. Кобахидзе Е. И. Народные собрания в системе общественного самоуправления осетин

 в дореформенный период // http://svarkhipov.narod.ru/vipu/koba.htm.

3. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. – Орджоникидзе: Ир, 1968.

4. Маргиев В.И. С. История государства и права Осетии. – Майкоп: Меоты, 1997.

5. Чиковани Г. Д. Осетинский ныхас // Кавказский этнографический сборник. - Тбилиси, 1979. Т. 5. Вып. 2.

 

Поступила в редакцию 21.12.2009 г.



[1] Чиковани Г. Д. Осетинский ныхас // Кавказский этнографический сборник. - Тбилиси, 1979. Т. 5. Вып. 2. С. 50.

[2] Кобахидзе Е. И. Народные собрания в системе общественного самоуправления осетин в дореформенный период // http://svarkhipov.narod.ru/vipu/koba.htm.

[3] Кобахидзе Е. И. Указ. соч.

[4] Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. – Орджоникидзе: Ир, 1968. С. 227.

[5] Маргиев В.И. С. История государства и права Осетии. – Майкоп: Меоты, 1997. 141.

[6] Маргиев В.И. Указ соч. С. 142.

[7] Ванеев З.Н. Из истории родового быта в Юго-Осетии Тбилиси, 1955г.С. 38.

[8] Чиковани Г. Д. Указ. соч. С. 104.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.