ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Эволюция субъектов мировой экономики

 

Головина Анна Сергеевна,

аспирант Северо-Кавказского научного центра высшей школы – Южного федерального унивеситета.

 

Субъекты рыночной экономики, ведомые стремлением к максимизации прибыли, в ходе эволюционной смены организационно-экономических форм образовали форму ведения хозяйственной деятельности на мировом рынке, получившую название транснациональной корпорации (ТНК).

Сам термин «ТНК» появился в ходе межправительственных переговоров в ООН относительно границ ее деятельности в части ограничения негативных последствий от действий международных монополий в развивающихся странах.[1] Сообщество развивающихся стран – «Группа-77», образованная на Первой конференции ЮНКТАД в Женеве в 1964 г., в 1974 г. выступила за терминологическое отделение своих многонациональных корпораций (МНК) от аналогичных структур, образованных в развитых странах. В экономической литературе отмечается, что исторически образование многонациональных корпораций характерно именно для европейских фирм (англо-голландская «Royal Dutch/Shell»), перенесших культуру слияния странового капитала в свои колонии[2].

К настоящему времени понятия ТНК и МНК разграничиваются лишь при подробной классификации корпораций. Критерием классификации выступает принадлежность капитала, лежащего в основе корпораций: в многонациональной компании он принадлежит предпринимателям нескольких стран. Например, МНК «Unilever», образованная в 1929 г. путем объединения капитала двух фирм – голландской и английской. Их центральные офисы находятся в двух государствах: Великобритании и Нидерландах. Остальные компании, называемые транснациональными, имеют мононациональный источник капитала.

Критерием транснациональности в экономической литературе выступают различные аспекты хозяйствования субъектов мировой экономики. Основываясь на проекте Кодекса поведения ТНК, разработанном ООН, ТНК определяется как «предприятие, объединяющее организации в двух или более странах, независимо от их юридической формы и сферы деятельности, которые действуют в рамках единой системы принятия решений, что дает возможность проводить согласованную и логически последовательную политику через один или несколько центров принятия решений, в которых эти организации настолько связаны путем совместной собственности или каким-либо другим способом, что одна или несколько таких организаций могут оказывать влияние на деятельность других, в особенности в области распространения технологии, ресурсов и ответственности»[3]. В учебниках определения ТНК выглядят следующим образом: 1) «их головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира»[4]; 2) это «форма международного объединения капитала, когда головная компания имеет свои отделения во многих странах, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности»[5].

В юридической литературе ТНК определяется как «группа компаний с различной национальностью, связанных посредством держания акций, управленческим контролем или путем заключения договора и представляющих экономическое единство»[6].

Для формулировки определения ТНК необходимо рассмотреть эволюцию их становления со времен колонизации, т.к. именно на протяжении этого и последовавшего за ним периодов отмечается рост иностранных инвестиций и появление первых корпорации, действующих за пределами соей страны. Предприниматели из таких европейских государств, как Великобритания, Франция, Нидерланды, Испания, Бельгия и Португалия, создавали в колониях своих империй (на территории Северной и Южной Америки, Азии и Африки) новые компании, а также формировали банковские, транспортные и торговые сети, действующие до сих пор[7].

 Первыми компаниями, созданными для функционирования на мировом рынке, стали следующие: Dutch East India Company (1600), British East India Company (1602), Hudsons Bay Company (1670). Объектами их собственности были медные рудники, чайные и кофейные плантации, джутовые и хлопкопрядильные фабрики и т.п. Эти компании вели бизнес в сырьевом секторе экономики колоний, ведомые доступом к зарубежным природным ресурсам и ограниченностью их на территории своих стран.

Состоявшаяся в развитых странах во второй половине XIX в. промышленная революция расширила инфраструктурные возможности экономики, снизив затраты на транспортировку товаров. Это повысило эффективность работы крупных предприятий и обеспечило дальнейшее увеличение объема прямых иностранных инвестиций. Организовывать производство за пределами своей страны стали предприниматели, производящие товары потребительского назначения. Так, вместо экспорта швейных машин американская компания «Зингер» в 1867 г. организовала первую фабрику по их производству в Шотландии. К началу XX в. эта компания стала глобальным производителем, разместив свои фабрики и центры продаж в Европе, Канаде и России, что позволило ей захватить около 80% мирового рынка швейных машин. По некоторым оценкам, к 1913 г. соотношение накопленных объемов мировых инвестиций к глобальному валовому выпуску достигло 9%[8].

Итак, возникновение транснациональных корпораций как субъектов мировой экономики берет начало в конце XIX в. В учебной литературе выделяют четыре этапа эволюции ТНК[9], однако в некоторых научных публикациях генезис ТНК представлен в пяти этапах[10].

Рассмотрим эволюцию транснациональных корпораций, основываясь на последнем подходе.

1.                  На первом этапе – конец XIX – начало ХХ вв. – деятельность ТНК была основана на использовании сырьевых ресурсов колоний. В 1913 г. в добывающем секторе мировой экономики было сосредоточено 55% накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в инфраструктурном секторе (транспорт, торговля и распределение продукции) – 30%, в обрабатывающей промышленности – 10%[11]. На этом этапе развития начала формироваться стратегическая цель компаний, действующих за пределами своей страны – доступ не только к ресурсам, но и к рынкам сбыта принимающих стран. Для достижения этой цели страны-протектораты (США и большинство стран Европы) стали проводить политику протекционизма. В начале XX в. средневзвешенный размер импортных тарифных ставок США на продукцию обрабатывающей промышленности составил 44%, в Японии – 30%, Франции – 21%, Германии – 20%[12]. Эти действия способствовали развитию импортозамещающих производств и способствовали вывозу капитала как альтернативы экспортных поставок готовой продукции.

2.                  На втором этапе эволюции ТНК (1914 – 1960 гг.) по своей организационно-экономической форме и механизму функционирования они представляли собой горизонтальные картели, синдикаты и тресты, сформировавшиеся в отсутствии унифицированного антимонопольного законодательства. ТНК стали ограничивать конкуренцию на мировом рынке, что привело к её монополизации, международные картели и синдикаты позволяли извлекать дополнительные прибыли и снизить риск. Дальнейшей транснационализации мирового хозяйства на втором этапе эволюции ТНК препятствовали такие события, как две мировые войны и Великая депрессия 1929 – 1933 гг. Сырьевая ориентация ТНК была дополнена промышленным производством. Корпорации начали сотрудничать с правительствами материнских стран, превращаясь в своеобразные «автономные экономические государства»[13] внутри принимающих стран.

3.                  На третьем этапе эволюции ТНК (1960 – 1970-е гг.) доминирующее положение на мировом рынке заняла американская экономика. Инвестиции американских ТНК направились в обрабатывающую промышленность Западной Европы, где начались процессы европейской интеграции, в том числе и образование таможенного союза. В этот период произошло большое количество конгломератных слияний, охвативших фирмы различных стран и отраслей, стремящихся проникнуть и закрепиться на зарубежном рынке. Кроме того, падение колониального режима и стремление правительств освободившихся стран получить полный суверенитет, включая возможность экспроприировать объекты собственности иностранных ТНК, привела к тому, что капиталы стали вывозить не по направлению «Север – Юг», а по направлению «Север–Север». Это факторы обусловили дальнейшее снижение значения первичного сектора для ТНК, а низкий уровень совокупного спроса и общеэкономических условий хозяйствования в развивающихся странах делали неэффективными инвестиции ТНК в обрабатывающую промышленность.

4.                  На четвертом этапе (1970 гг.- конец ХХ в.) процессы диверсификации зарубежных производств были приостановлены. Возникли новые прибыльные сферы для вложения транснационального капитала – инновационный бизнес, новые технологии в транспорте, информатике и средствах связи. В это же время увеличилась открытость развивающихся стран по отношению к транснациональному капиталу, повышалась квалификация рабочей силы, и ТНК развитых стран инвестировали в организацию «отверточных» предприятий либо среднетехнологичной трудоинтенсивной продукции в тех странах, где относительно низкая оплата труда.

Стремление предпринимателей снизить издержки производства обусловило выход на мировую арену европейских и японских ТНК, а либерализация международной торговли привела к интеграции таких форм предпринимательской деятельности, как реализация товаров, управление и организация работы персонала, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, маркетинг, послепродажное обслуживание – все они унифицировались в соответствии с общими стандартами и принципами. ТНК были вынуждены повысить прозрачность своего функционирования и отказаться от громоздких многоотраслевых структур – конгломераты уступили место специализированным вертикально-интегрированным корпорациям.

5.                  Современный, пятый этап эволюции ТНК связывают со становлением сетевых структур и новых типов «глобальных компаний», превосходящих предыдущие не только по количественным показателям, но и по качественным характеристикам, таким, как координация действий филиалов на основе новых информационных технологий, гибкая организация отдельного производства, адаптивность организационной структуры корпорации, единая организация бухгалтерского учета и аудита и пр.

При этом на новый уровень функционирования выходят не только ТНК развитых стран, но и корпорации из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Важным фактором создания предприятий за рубежом становится стремление снизить экономические и политические риски. ТНК стран с нестабильной политической ситуацией либо иными высокорисковыми факторами ищут безопасные места для размещения своих активов. Примерами этому может служить зарубежная экспансия российских предприятий нефтегазовой и металлургической отраслей.

Количественный потенциал, приобретенный ТНК на этапах своего развития (по данным ЮНКТАД, на долю ТНК в международной торговле приходится 2/3[14]), становится основой для качественных изменений: ТНК последнего поколения функционируют как самостоятельный экономический субъект мирового рынка, имеющий собственные цели развития и специфическую структуру.

 

Литература

 

1.                  Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. 4-е изд. / Пер. с англ. под ред. А.Г. Медведева. – СПб.: Питер, 2006.

2.                  Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес. // Вопросы экономики. – 2006. - №12.

3.                  Международная экономика: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства / Киреев А.П.; М.: Международные отношения: Юрайт-Издат, 2006.

4.                  Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.П. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

 

Поступила в редакцию 16.01.2010 г.



[1] В частности, Американская телефонно-телеграфная компания (American Telephone and Telegraph Company – AT&T) оказывала прямую антиправительственную поддержку заговора в Чили в 1973 г., в результате которого была установлена военная диктатура А. Пиночета.

[2] Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2007. – С. 328.

[3] Волгина Н.А. Международная экономика: Учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2006. – С. 429.

[4] Международная экономика: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства / Киреев А.П.; М.: Международные отношения: Юрайт-Издат, 2006. – С. 304.

[5] Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.П. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 322.

[6] Щеглов С.С. Определение понятия транснациональной корпорации и предпосылки возникновения ТНК//Юрист. – 2008. - №3. – С. 27.

[7] Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. 4-е изд. / Пер. с англ. под ред. А.Г. Медведева. – СПб.: Питер, 2006. – С. 52 – 53.

[8] Сапунцов А.Л. Развитие транснациональных форм бизнеса//Российский внешнеэкономический вестник. – 2008. - №8. – С. 4.

[9] Мировая экономика: учебное пособие для вузов / под. ред. Николаевой Н.П. С. 254 – 255.

[10] Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес//Вопросы экономики. – 2006. - №12. – С. 63 – 64.

[11] Сапунцов А.Л. Ук. соч. С. 4.

[12] Там же.

[13] Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес. // Вопросы экономики. – 2006. - №12. С. 63.

[14] Международные экономические отношения: учеб. / Ливенцев Н.Н. и др.; под ред. Ливенцева Н.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 300.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.