ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

К вопросу о влиянии творчества Л.Толстого на произведения Т.Манна (на примере новеллы «Род Вельсунгов»)

 

Смирнова Валерия Андреевна,

соискатель, преподаватель кафедры германской филологии Петрозаводского государственного университета.

 

Существует множество исследований по поводу отношения Л.Толстого к творчеству Р.Вагнера. Известно, что писатель критически отзывался о многих произведениях немецкого композитора, включая знаменитую тетралогию «Кольцо Нибелунга». Свои мысли об эстетической теории Вагнера и программной музыке он выразил в беседе Левина с критиком Песцовым (5-я глава, «Анна Каренина»). По мнению Толстого, искусство Вагнера было призвано удовлетворить вкусы высшего общества, но не народа. Русский писатель считал, что искусство превратилось в поддельное (подробно он разбирает эту проблему в трактате «Что такое искусство?») и был убежден, что творчество Вагнера – ярчайшее проявление упадка и декаданса.

Ф.Ницше, ключевым понятием философии которого является декаданс, также считал Вагнера декадентом, называя его музыку «больной». В своей работе «Казус Вагнер» он пишет»: «Человек ли вообще Вагнер? Не болезнь ли он скорее? Он делает больным всё, к чему прикасается, он сделал больною музыку» [4, c.270]. Вагнерианство, по Ницше, тождественно искусству декаданса.

Немецкий автор Т.Манн, называвший русскую литературу «святой», был страстным почитателем Толстого, именуя его в своей статье «Русская антология» «яснополянским Гомером» [2, c.34]. В одном из писем брату Генриху он писал: «…моё толстовство заставляет меня видеть какую-то чуть ли даже не подлость в рифме и ритме» [2, с.41]. «Толстовство» немецкого автора заключалось в усилении аспекта нравственности в искусстве. От русского писателя Т.Манн воспринимает способность нести в своем творчестве очищающую нравственную силу.

Анализируя одну из наименее исследованных новелл Т.Манна «Род Вельсунгов» (“Wälsungenblut”), мы проводим параллели между посещением постановки Вагнера главными героями новеллы – близнецами Зигмундом и Зиглиндой и визитом в оперу Наташей Ростовой («Война и мир», т.2-й, часть 5-я). В данном эпизоде «Войны и мира» самое главное – прием подачи театрального мира через сознание и переживания героини. Искушение Наташи миром телесных интуиций можно проследить на изменении ее восприятия театрального действия – от насмешливого непонимания до принятия условностей сценической игры.

Похожий художественный прием можно наблюдать в «Роде Вельсунгов». Вагнер был одним из любимейших композиторов Т.Манна и, наряду с Ницше и Шопенгауэром, оказал значительное влияние на формирование взглядов немецкого автора. «Как и Ницше, Томас Манн испытал на себе мощную вагнеровскую иррадиацию. Творец «Кольца Нибелунгов» для него – величайший модернист и мифотворец, соединяющий в себе музыканта и эпика, демонстрирующий невиданную до него творческую силу и энергию, новаторство и глубину» [1, с.495]. Тема Вагнера в новелле представлена широким эмоциональным спектром - от восторга и поклонения до критики и отторжения. Толстовский прием у Манна отдаленно предвещает проклятия соблазнам искусства, т.к., по сути, визит Наташи в театр представлен как развращение невинного существа миром без запретов. Но если у Толстого чувства в душе Наташи борются, и охватившее ее эротическое влечение к Анатолю Курагину сталкивается, хоть и с опозданием, с ее чувствами к Болконскому, то Зиглинда не знает такого страшного раздвоения и борьбы.

Новелла «Род Вельсунгов» - шифрованное размышление о художнике. Переживания главного героя - надменно-заносчивого и истощенного самоанализом Зигмунда сосредоточены на том же, что и у Т.Манна – как творить? Главной проблемой творчества Т.Манна является взаимоотношение художника и окружающего его мира. В уста Тонио Крегера, героя одноименной новеллы, Т.Манн вложил следующее высказывание: «Нет на свете более мучительной проблемы, нежели проблема художественного творчества и его воздействия на человека» [3, с.140]. Томас Манн идентифицировал себя с декадентствующим вагнерианцем Зигмундом. Но Зигмунд – декадент по убеждению, в то время как основной задачей Т.Манна в ранний период творчества было преодоление декаданса «изнутри». Благодаря влиянию Ницше, а также с помощью «толстовства» он пытается вскрыть декадентский, искусственный характер патетики Вагнера, что приводит к закреплению в его творческой манере иронии как главного повествовательного приема. Это – самоирония художника, играющего в прятки с собственной нечистой совестью перед соблазнами роскоши, эстетства и предельной свободы.

 

Литература

 

1. Гарин И.И. Век Джойса. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. – 848 с.

2. Манн Г., Манн Т. Эпоха. Жизнь. Творчество. Переписка, ст.: Пер нем./ Сост., авт.предисл. и коммент. Г.Н.Знаменская. - М., 1988. – 496 с.

3. Манн Т. Тонио Крегер / Т.Манн // Новеллы. Пер нем. - М.: Худож.лит., 1956. С.117 – 172.

4. Ницше Ф. Ecce homo / Ф.Ницше // По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ecce Homo: Сборник / Пер нем. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. С.259 – 296.

 

Поступила в редакцию 04.03.2010 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.