Развитие ремесла в Азербайджане в
средине XVII века (по данным «Путешествия» Ж.Б.Тавернье)
Гасанов
Аршад Гасан оглы,
преподаватель Бакинского государственного
университета.
Образование Азербайджанского
государства Сефевидов в начале XVI
в. сыграло большую роль в истории Среднего Востока. Азербайджан, остававшийся и
при новой династии метрополией государства, имел тесные торгово-дипломатические
связи со странами Западной Европы. В XVI-XVII вв. европейские купцы, путешественники и
послы часто посещали Азербайджан с разными целями, часть из них оставила
путевые записи и отчеты о политических событиях, социально-экономической и
духовной жизни населения Азербайджана.
В этих письменных материалах
содержатся важные сведения также о хозяйственной жизни и ремесленном
производстве в городах и других населенных пунктах страны. Одним из таких
источников является сочинение французского купца и путешественника
Ж.Б.Тавернье, в течение 1631-1668 гг. шесть раз побывавшего в пределах
Сефевидского государства. Возвратившийся после последнего путешествия в Париж,
Ж.Б.Тавернье на основе своих записей написал «Путешествие», которое издал в
1678 году [16].
Природно-географическое положение
Азербайджана, климатические условия, богатые месторождения полезных ископаемых,
обилие сырья создавали условия для развития самых различных ремесел еще с
древних времен. Наличие богатых месторождений железа, меди, олова, ртути,
золота, серебра создавали условия для возникновения и развития таких ремесел
как кузнечное, медное, оружейное, ювелирное и др. Развивались также гончарное и
кожевенное дело, различные виды ткачества.
Османо-сефевидские войны, которые
происходили в ХVI-ХVII вв., нанесли большой удар по всем отраслям
экономики, в том числе городскому хозяйству и ремесленному производству. Однако
эти отрасли быстро восстанавливались. Основными центрами ремесла в XVII в. были города Тебриз, Ардебиль, Марага,
Казвин, Маранд, Хой, Гянджа, Баку, Шамахы, Нахчыван. В селах и более крупных
населенных пунктах Азербайджана также занимались некоторыми видами ремесел, связанными
с земледелием, скотоводством и каждодневной жизнью народа. Производили ремесленную
продукцию высокого качества, которая небольшому по масштабам селению Лагич
позволяла играть основную роль в торговле между городами Шабран и Шамахы.
Было бы неправильно
характеризовать азербайджанские города только как центры ремесла и торговли. Как
в течение всего средневековья, так и в ХVII в. городская экономика имела полуаграрный
характер. Многочисленные данные дневниковых записей путешественников о занятиях
городского населения земледелием и обилие садов и огородов в черте города еще
раз подтверждают мысль, что в Азербайджане в этот период наравне с ремеслом и
торговлей в экономике городов Азербайджана немаловажную роль играли садоводство,
огородничество и даже земледелие и скотоводство [7, 88].
В ХVII в. в Азербайджане, сохранился территориально-профессиональный принцип разделения ремесла, специализация отдельных
регионов и городов. Согласно исследованиям М.Гейдарова, в Азербайджане
насчитывалось 44 вида ремесел и специальностей [2, 42-43]. Среди этих ремесел особое место занимали
ткачество, портняжное, медное, строительное, ювелирное, оружейное, гончарное
дело. А.А.Рахмани распространенные в ХVII
в. ремесла разделил на пять групп:
1. Ткачество и связанные с ним
виды ремесел.
2. Металлическое производство и
связанные с ним ремесла.
3. Обработка дерева и его разновидности.
4. Разного характера ремесла:
гончарное, производство зеркал и др.
5. Другие специальности [9, 173-174].
Известно, что в Азербайджане, как
и в других восточных странах, действовали кархане, принадлежавшие государству
или правителю. Особое внимание, которое уделял шах Аббас I этому вопросу, способствовало увеличению
числа государственных кархане, тесно связанных с вывозом своей продукции за
рубеж. Некоторые обеспеченные люди также стремились открыть карвансараи,
базары, крупные ремесленные мастерские, которые действовали в Тебризе, Ардебиле,
Шамахы и т.д. [3, 88-91]. Тавернье, описывая деятельность этих
мастерских, отмечал, что в них производят высококачественные ковры, ткани из золотых
нитей, бархат, тафту, шелковые ткани, доспехи и разное оружие [8, 596-607]. А.Олеарий, в свою очередь сообщает, что в
многочисленных ткацких мастерских вокруг Шамахы работают женщины, юноши, даже
дети, которые чистят сырой шелк, плетут шелковые нити и ткут различного вида
ткани [1, 790-791]. Рафаель дю Манн в своих записках,
датируемых 1660 годом, описывает четыре этапа в приготовлении блестящей парчи:
мастер заркеш натягивает золотые или серебряные нити, затем другой мастер
макукуб специальным молоточком их
утончает, далее женщины собирают эти нити в моток, а ткачи делают из них
различные ткани [15, 190-191].
М.Гейдаров, опираясь на
конкретные факты, доказывал существование разделения труда в мастерских
монетных дворах. Таким образом, сообщения европейских путешественников, а также
некоторые исследования подтверждают существование в ХVII в. в Азербайджане предприятий мануфактурного
типа. Однако, по верному замечанию М.Гейдарова, наступивший во второй половине
ХVII века в государстве
Сефевидов экономический упадок и последующее углубление этого процесса стали
преградой для окончательного перехода к капиталистическому способу производства
[5,97].
В ХVII в. ведущей отраслью ремесла считалось
ткачество. В дневнике Тавернье дана ценная информация о развитии этого производства
в Азербайджане. Обращая особое внимание на изготовленную из золотых и серебряных
нитей парчу, автор писал: «Иранцы (азербайджанские тюрки и проживающие в Сефевидской
империи другие народы - А.Г.) очень искусны в работе золотыми нитями, в вышивке
золотыми и серебряными нитями и в шелковом ткачестве. Так, в сотканных ими
золотом и серебром шелках и блестящих тканях, цвет золота и серебра не меняется
и не чернеет» [5, 598].
Тавернье также подчеркивал, что
наряду с производством тканей, местные мастера производили различные детали
одежды. Большое впечатление на него оказали сделанные из шелка и золота шапки и
пряжки для пояса. Путешественник отмечает особое искусство нанесения мастерами
изображений на ткани. Он писал: «Были такие группы мастеров, которые с помощью
клея наносили на тафту золотые и серебряные цветы и бута» [5, 598].
Тавернье отмечал также, что в
Сефевидском государстве производили ткани с различными рисунками [5, 67]. Путешественник пишет о многочисленных
ткачах города Тебриза и об их высоком профессионализме и многочисленности [5, 61; 10, 85-91]. В специальной литературе обращено внимание
на сообщение Тавернье о самых разнообразных тканях из хлопка и шерсти, которые
производились в Азербайджане и его столице Тебризе, причем «некоторые шерстяные
ткани были более тонкими, чем шелковые» [8, 107].
В
XVII в. на высоком уровне
развития находилось ковроткачество и красильное дело. Сотканные в
азербайджанских городах и известные как «тюркские ковры», они пользовались
большим спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках [5, 578, 598].
Тавернье, описывая производство ковров в Азербайджане, отмечал, что в местных
мастерских производят ковры из шерсти и шелка золотых и серебряных нитей и
краски на этих коврах никогда не меняются и не блекнут [5, 64].
В «Путешествиях» Тавернье даются
интересные сведения о естественном красителе – марене (ronas), который
выращивали в Азербайджане. Путешественник рассказывает о разведении этого
растения на побережье реки Араза и производстве из него ярко-красного
красителя, а также использовании его в ткачестве, кожевенном деле и широком
экспорте, особенно в Индию, а так же государству Великих Моголов где этот
краситель использовался для украшения богатых тканей [5, 64]. Высокое развитие ткачества способствовало
превращению азербайджанских городов Тебриз, Ардебиль, Шамахы, Гянджа, Нахчыван,
Хой, Марага, Маранд, а также Абшерона и Зангезура в центры красильного дела [6, 90-91].
В середине ХVII в. важной отраслью ремесленного производства
в Азербайджане являлась металлообработка - производство орудий труда, оружия, предметов
быта, ювелирных изделий. Необходимость обеспечения сефевидской армии оружием, потребности
сельского хозяйства и ремесла в металлических изделиях делали эту отрасль
стратегически важной и покровительствуемой на государственном уровне, поэтому в
области металлообработки повсеместно создавались государственные мастерские [10, 93].
Азербайджан всегда был богат
залежами руды. Однако работы по ее добыче по разным причинам не были достаточно
организованы, поэтому металлообработка основывалась как на местном, так и
привозном сырье. В дневнике Ж.Б.Тавернье содержатся интересные сообщения о горнорудном
деле и различных способах металлообработки. Тавернье сообщает, что для развития
горнорудного дела в Сефевидском государстве везир Мухаммед бек пригласил из
Франции специалиста по имени ля Шапель де Ганн. Выдавая себя за знатока
горнорудного дела, де Ганн на самом деле был авантюристом. Поэтому время и средства,
которые были затрачены для обнаружения залежей железа, меди, золота и серебра,
себя не оправдали, а главному везирю пришлось приостановить начатое им важное
дело [5, 543; 9, 175-176].
Тавернье, рассказывая о
производстве оружия в Сефевидском государстве, отмечает, что местные жители
очень искусны в полировке оружия серным настоем [5, 598]. Указывая на значение стали в производстве
оружия, путешественник писал, что в связи с несоответствием для этого дела
стали, привозимой из Ирана и Франции, пользовались сталью из Калькутты [5, 598]. Описывая технологию производства
калькуттской стали, Тавернье замечает, что это лучшая для полировки сталь,
очень отличающаяся от отечественной. Он объяснял это тем, «что в отличие от
французской, эта сталь не требует высокой температуры. После того, как сталь
при нагреве становилась красного цвета, ее не опускали в воду, подобно тому,
как это делали с французской сталью, а заворачивали в мокрую тряпку, т.к. в
противном случае она так высыхала, что изделия из нее становились хрупкими как стекло»
[5, 598]. Тавернье писал, что цена одного слитка
стали, из которого можно было изготовить один меч, во Франции равнялась 9-10 су, а на территории
Сефевидского государства - 4-5 аббаси [5,
599].
Тавернье отмечал, что калькутскую
сталь запрещено было вывозить в Стамбул, Измир, Дамаск, Алеппо и Египет и, что
в настоящее время сефевидский шах также запрещает вывоз этой стали, некогда
привезенной из Индии, в другие страны [5,
598-599]. Он сообщает, что оружие
в Сефевидском государстве в основном производилось из высококачественной
калькутской стали. Проявляя большой интерес к оружию, Тавернье отмечал
многочисленность ремесленников, которые производили оружие, особенно лук, стрелы
и близкое к ним по назначению оружие [5,
600]. Из сообщений
путешественника становится ясно, что рост оружейного производство было связано
с возрастающими внутренними потребностями. Интересно, что Тавернье не дает
никаких сведений о других видах вооружения, кроме мечей, кинжалов, лука и
стрел, производимых в Азербайджане, тогда как другие источники фиксируют факт
производства в азербайджанских городах Тебриз, Шамахы, Гянджа, Ардебиль копий,
сабель, щитов, шлемов, пик, палиц, других военных доспехов, а также пороха,
ружей и пушек. Сообщения Шардена о производстве ружей и искусных оружейниках в
Сефевидском государстве [12, т.II, 885-887], Рафаеля дю Манна о мастерах-производителях
пороха в Тебризе [15,204], Адама Олеария о производстве в Казвине
самых лучших кинжалов [1, 760] и др. восполняют информацию Тавернье о
производстве оружия в Сефевидском государстве. Надо отметить, что, наряду с
удовлетворением внутренних потребностей, продукция мастеров оружейников
Азербайджана вывозилась и в соседние страны.
Важной отраслью металлообработки
в ХVII в. в Азербайджане было
кузнечное ремесло. Можно сказать во всех городах Азербайджана функционировали
цеха и имелись кварталы кузнецов. Мастера-кузнецы в основном производили
различные хозяйственные и бытовые изделия. Некоторые сведения о кузнечном и
медном производстве имеются дневнике Тавернье. Называя Тебриз одним из центров
ремесла в Сефевидской империи, Тавернье писал: «Для ремесленников были
организованы специальные базары. Среди ремесленников большинство составляли
кузнецы. Некоторые из них делали пилы, некоторые топоры, замки для дверей и
окон. Была большая потребность в этих замках, так как в восточных странах по
ночам деревянные двери закрываются на замок» [5, 67]. В дневнике путешественника есть много
сведений об одном из самых древних видов ремесла в Азербайджане – медном
производстве. Очень интересны сообщения Тавернье о том, что мастера наряду с
медными производили золотые и серебряные круглые тарелки, подносы и другие
столовые предметы [5, 379]. Больше сведений мы можем почерпнуть из
сочинений Шардена, который побывал во многих городах Азербайджана. Как бы дополняя
сообщения Тавернье, он замечает, что мастера-кузнецы делали из тонких листов
железа приспособления для выпечки хлеба (садж - А.Г.), тендиры, железные
зеркала, лезвия для бритья, а также дает описание технологии их изготовления. [12, т. II, 887]. По Шардену, медные изделия азербайджанских
мастеров является более легкими и качественными, чем европейские. Путешественник
подробно останавливается на описании профессии лудильщиков, которые каждые
пять-шесть месяцев лудят и отбеливают посуду. Их станки, по мнению Шардена, в
отличие от европейских, более легки, поэтому лудильщики переносят их с места на
место и сами приходят к заказчикам [11,
т. IV, 297]. Э.Кемпфер, писал о расторопности и умелости
азербайджанских медников, подчеркивая, что даже серебряную и золотую посуду
изготовляли не ювелиры, а мастера-медники [14, 151]. Тавернье в своем дневнике также рассказывает
о ремесленниках, которые передвигались со своими инструментами и производили
прядильные станки, колыбели и другие изделия [5, 67].
Важной отраслью ремесла в
Азербайджане в ХVII в.
было ювелирное дело. Сравнительный анализ сообщений европейских
путешественников ХVII в.
о ювелирном ремесле Азербайджана показывает некоторые имеющиеся в них противоречия.
Например, в своем «Путешествии» Тавернье писал о численном преобладании
мастеров-ювелиров среди остальных ремесленников Тебриза и добавлял, что, кроме
колец из низкопробного серебра, эти мастера ничего не могут производить [5, 578-579]. По мнению путешественника, ювелиры, хотя и
могут производить изделия из золота, производят только серебряные кольца. Это
он объяснял тем, что мусульмане во время намаза снимают золотые кольца. Для
того, чтобы по несколько раз в день не утруждать себя, они предпочитают надевать
серебряные кольца. В связи с этим Тавернье объясняет действия Сефевидского шаха,
который, купив у него золотые кольца с драгоценными камнями, приказал вытащить
последние и вправить их в серебро [5,
578]. Путешественник в одной
части своего дневника пишет о неразвитости ювелирного дела в стране, а в
другом, противореча самому себе, отмечает о красивых ювелирных изделиях местных
ремесленников [5, 599]. О ювелирном искусстве противоречивые
сведения дает также Шарден. Подобно Тавернье, Шарден, с одной стороны,
утверждает о низком уровне развития ювелирного дела в Сефевидском государстве,
а с другой – говорит о многообразии ювелирных изделий местных мастеров – тонких
браслетах, медальонах, которыми украшали себя местные женщины [11, т. IV, 330-332]. Описывая тебризский базар и подчеркивая
обилие здесь тканей и ювелирных изделий, путешественник еще раз доказывал факт
развития в Азербайджане ювелирного искусства [11, т. II, 409]. Сведения Эвлии Челеби о ювелирах Тебриза,
что «ювелиров, подобных здешним, нет ни в какой другой стране» [13, т. II, 254], Джемели Каррери «на закрытом базаре
Гейсариййа в Тебризе продается любой товар, а после него начинается базар ювелиров»
[4, 35], позволяют нам говорить о достаточно высоком
уровне развития ювелирного ремесла в Азербайджане.
Обобщая изложенный материал, мы
приходим к выводу, что в сочинениях Тавернье и европейских путешественников имеется
достаточно ценный и важный материал о развитии различных видов ремесленного
производства в Азербайджане в середине ХVII в.
Литература
1.
Адам Олеарий. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в
Московию и Персию в 1633, 1634 и 1639 годах. Пер. с немец. П.Барсова, Москва,
1870, 1033 с.
2.
Гейдаров М.Х. Ремесленное производство в городах Азербайджана XVII в. Баку, 1967, 200с.
3.
Гейдаров М.Х. Социально-экономические отношения и ремесленные организации
в городах Азербайджана в XIII-XVII вв. Баку, 1987, 210 с
4.
Джемелли
Каррери. Сафарнаме-йи Каррери. Тарджоме-йи доктор Аббас Нахчивани ва Абдулали
Каранг. Тебриз, х.1348,210с.(на перс.яз.).
5.
Жан
Батист Тавернье. Сафарнаме-йе Тавернье. Тарджоме-йе Абутураб Нури. Исфаган,
х.1336,719с.(на перс.яз.).
6.
Мамедов
С. Исторические связи Азербайджанского и Армянского народов (вторая половина ХVII в. и первая треть ХVIII в.). Баку, 1977, 261 с.
7.
Новоселцев
А.П., Города Азербайджана и Восточной Армении в XVЫI-XVIII
вв. // История СССР, 1959,
№7, 87-108
8.
Онуллахи С.М., Город Тебриз в ХIII-ХVII вв. Баку, 1982, 279 с.(на
азер.яз.).
9.
Рахмани
А.А., Азербайджан в конце XVI и в XVII
вв. (1590-1700 гг.). Баку,
1981, 238 с.
10.
Сулейманов
Н., Хозяйственная жизнь Сефевидского государство.Баку, 2006, 270 с.(на азер.
яз.).
11.
Шаден
Ж. Саяахатнаме-йе Шарден. Пер.
с фран. Мухаммед
Аббаси.т.2-4. Тегеран, х.1335-1336.(на перс. яз.).
12.
Шаден
Ж. Сафарнаме-йе Шарден. Пер. с фран. Эгбал Ягмаи, т.2. Тегеран, х.1374.401с. (на перс. яз.).
13.
Эвлия Селеби, Книга путешествия, т.2, Истанбул, х.1314, 466с. 14.Энгельберт
Кемрвер. Дар дарбаре шаханшахе Иран. Тарджоме-йе Кейкавус Джахандари.
Тегеран, х.1350,382с. (на перс.яз.).
14.
Les six voyages de Jean Baptiste Tavernier en Turqul, en
Perse et aux Indes,
15.
Estat de
Поступила
в редакцию 09.01.2010 г.