ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Азербайджанское отделение Горийской Семинарии Учителей

 

Алиева Гюлара Алван кызы,

аспирант Гянджинского государственного университета,

старший преподаватель кафедры истории Азербайджана.

 

The seminaries that have positively contributed to the development of education in Russian Empire were established in the second half of XIX century. The first seminary was launched in 1863 in Moscow which was followed by more than 70 institutions of similar profile opened throughout different regions of the Empire. Gory Teachers’ Seminary was among those institutions. The Seminary stimulated the development of local educational system in Caucasus in general and in Azerbaijan in particular. The majority of the renowned Azerbaijani intellectuals who devoted their lives to the enlightenment of Azerbaijani people were the graduates of the Gory Teachers’ Seminary.

It is of particular importance that the role of Gory Teachers’ Seminary cannot be restricted to the positive impact on the development of education only. The seminary played an enormous role in fostering the feelings of national identity and patriotism of Azerbaijani people. The majority of the people going on the forefront of this process during that period were the graduates of the Gory Teachers’ Seminary.

 

Семинарии, давшие толчок развитию просвещения в Российской Империи, начали создаваться со второй половины XIX века; первая семинария, поставившая своей целью подготовку педагогических кадров начала функционировать в Москве в 1863 году. Вслед за этим 5 аналогичных школ, базирующихся на трехмесячных курсах, были даны в использование в Москве, Казани, Петербурге, Харькове и Одессе. В 80-90-е годы XIX века на территории империи уже было более 60 семинарий, в 1917 году их количество достигло 74 (45 для мужчин и 29 для женщин). Горийская Семинария Учителей, основанная в 1876 году, была одной из передовых семинарий, начавших свое существование в этот период.

В 1876 году газета «Пахарь» писала: «... В городе Гори открыли училище, выпускники которого становятся учителями. Двадцать человек (армян и грузин) будут получать образование в этом училище за казенный счет. Сейчас газета «Кавказ» пишет, что отдельное училище будет на самом деле открыто для того, чтобы давать образование для учителей мусульманских школ, но на данный момент, если кто-то из мусульман захочет, то их дети тоже смогут получить образование в Горийской семинарии с условием покрытия всех расходов за свой счет. Получение предыдущего образования в уездной школе и возрастной промежуток шестнадцать-девятнадцать лет являются необходимыми критериями для поступления. Образование там будет длиться три года» [1, 9]. Еще в 1875 году в «Положениях» Закавказской Семинарии Учителей отмечалось, что до открытия специальной мусульманской школы учителей мусульмане могут поступать в эту семинарию, а также в школу, открывшуюся при ней.

Не смотря на то, что основной целью этой школы была подготовка кадров для начальных классов, Азербайджанcкие кадры, получившие там образование во времена царской России, были сливками кадров, получивших образование в России в период всей Российской Империи. Эти мысли были позднее высказаны профессором Азизом Шарифом. Выпускники Горийской Семинарии сыграли исключительную роль в развитии Азербайджанской музыки, культуры, просвещения, образования и прогресса, шли в передовых рядах борьбы нашего народа за свободу и независимость. Следует отметить, что несмотря на то, что образование в Горийской Семинарии велось на русском языке, представители других национальностей проходили родной язык и шариат, а также все основные предметы.

В 1877 году шестидесятилетний Мирза Фатали Ахундов и сорокасемилетний преподаватель шариата в мусульманской школе Мирза Гусейн Гайыбзаде, приложившие неимоверные усилия для просвещения своего народа, начали работу по открытию Азербайджанского отделения семинарии. В своем обращении к Кавказскому наместнику, великому князю Михаилу Николаевичу Романову с целью претворения в жизнь этой идеи, они говорили: «Господин Наместник, нас не беспокоит факт нахождения у власти русских и христиан. Мы не требуем власти для неграмотного мусульманина. Но было бы неплохо, если бы хотя бы в одном учреждении из пяти власть или хотя бы делопроизводство были бы в руках у представителя нашего народа. Подданных из села при обращении в учреждения никто не понимает»[7].

После этого Мирза Фатали Ахундов рассказал наместнику о профессоре Петербургского Университета Мирзе Джафаре Топчубашове, известном деятеле просвещения Гасан беке Зардаби и почетном докторе Петербургского Университета Мирзе Казем беке, проинформировав его о том, что последний является не только членом-корреспондентом Российской Академии Наук, но и избран членом Королевского Общества Великобритании и Ирландии в Лондоне, а также Королевского Общества северных антиквариев в Копенгагене. Особо отмечалось, что азербаджанцы получали высшее образование во Франции, Германии, Вене, России. Но не все могли себе это позволить. На протяжении долгого времени мерящий взглядом стоявших перед ним Мирзу Фатали Ахундова и Мирзу Гусейна Гайыбзаде Кафказский наместник, считающий мусульман отсталым народом, после долгих раздумий сказал: «Вы хотите отдельную семинарию. В своем проекте вы требуете, чтобы школу открыли или в Тифлисе, или в другом христианском городе с азербайджанским населением. Это создает некоторые проблемы. Для этого понадобятся места проживания, здание для школы, различные инвентари. Поэтому, предполагаю, как грузины и армяне, вы тоже на данный момент согласитесь открытию школы в городе Гори» [5, 230]. Этим дело и решилось. Наместник взял в руки бумагу и зачитал то, что написал: «Данным распоряжением приказываю открытие независимого Азербайджанского отделения при Закавказской Семинарии Учителей для азербайджанского населения государства на испытательный период трех лет. Если за этот период будут достигнуты хорошие результаты, по истечении трехлетнего периода переформировать отделение в независимую семинарию для азербайджанцев и перенести из Гори в центр Азербайджана». Таким образом, делопроизводный документ, изданный в 1879 году под номером 8762 Кавказким Округом Образования претворил в жизнь мечты великого просветителя и других представителей азербайджанской интеллигенции, приложивших немало сил в этом направлении. В документе, посланном на имя директора Горийской Семинарии Учителей, отмечалось: «Для размещения и обеспечения необходимым инвентарем Азербайджанского отделения семинарии, создающегося согласно указу заместителя наместника, Тифлисской Государственной Палате было предложено предоставление 4-х тысяч рублей, собранных с Земства в распоряжение вашего превосходительства. Государственная Палата, поддерживающая идею просвещения азербайджанской молодежи, поддержала эту идею. Государственная Палата считает делом чести сообщить вашему превосходительству, что деньги были выделены с налогов Земства для размещения и обеспечения необходимым инвентарем специального татарского отделения семинарии, созданного согласно распоряжению основного правления наместника указом от 1 сентября 1879 года с целью подготовки сельских учителей из татар (азербайджанских турков)» [11]. После этого Гусейн Эфенди Гайыбзаде был назначен преподавателем азербайджанского языка и суннитского направления шариата, а молла Абдулсалам Ахундзаде был назначен преподавателем шиитского направления шариата.

После того как открытие Азербайджанского отделения семинарии было реализовано, хотя и с большими трудностями, Алексей Осипович Черняевский был назначен инспектором отделения. Директор семинарии Дмитрий Дмитриевич Семенов, вызвав его к себе, с безнадежностью отмечал, что число подающих заявки недостаточно и таким ходом существование отделения может оказаться под вопросом. Алексей Осипович же не терял надежду и вышел в поиски детей для того, чтобы открыть отделение. Прибыв в Иревань, Нахичевань, Гянджу, Шушу, Шемаху, Кубу и Дербенд, он ходил по домам и набирал детей. Объясняя родителям значимость образования и просвещения, он говорил, что они стремились пролить свет на судьбу Азербайджанского народа и, что они не должны лишать своих детей возможности зажечь этот свет. Ему приходилось проходить сотни километров дорог на фаэтоне, телеге, поезде и иногда даже пешком. Он был уверен, что найдет свет в Азербайджане. Алексей Черняевский, родившийся и выросший в бедной русской семье в Шемахе с ног до головы был привязан к Азербайджану. Он посвятил всю свою жизнь просвещению и образованию азербайджанских детей. Великий просветитель нашего народа Фирудун бек Кочарли позднее писал: «Все то хорошее и примечательное, что было в Азербайджанском отделении Горийской семинарии, связано с именем Черняевского. «Язык Родины» Черняевского заложил основы совершенно новой эпохи в наших школах» [11]. Его поиски не остались безрезультатными. Скоро Фирудун бек Кочарли, Сафарали бек Велибеков и Баба бек Сафаралибеков из Шуши, Теймур бек Мамедбеков из Ленкорани, Исмаил ага Векилов и Мамедага Шыхлинский из Казаха, Рашид бек Эфендиев из Шеки оправдали надежды Черняевского. Эти молодые люди вышли в трудный путь для открытия пути молодым, которые последуют за ними. Азербайджанские студенты привели в восторг христианских студентов и преподавателей семинарии своими способностями усваивать знания, прилежным поведением и высоким уровнем культуры. Будучи еще студентом, Фирудун бек Кочарли перевел «Учение Сократа», посвященное жизни и ценностным воззрениям Сократа. Позднее, вместе с Салех беком Зохраббековым они составили учебник «Талимати-лисани-турки». Сафарали бек Велибеков же, в совершенстве владеющий русским, персидским и арабским языками составил энциклопедический труд «Хазинейи-ахбар». За отличие в учебе по окончании гимназии выпускник первого выпуска Сафарали бек Велибеков по решению Совета был назначен в 1881 году преподавателем родного языка [8, 320]. Фирудин бек был отправлен учителем в Иреваньскую гимназию, Теймур бек в Ленкорань, Мирза Али Мухаммеди же в Нахичеваньскую начальную русско-татарскую школу. Рашид бек Эфендиев был отправлен директором в школу в деревне Курткашен в Шекинском уезде.

Заслуги Алексея Осиповича Черняевского в истории преподавания азербайджанского языка следует особо отметить. В учебнике «Язык Родины», составленном для азербайджанских студентов, он, как педагог, выбрал самые полезные материалы, пословицы, загадки, поговорки и представил набранный материал на доступном детском языке. Преподавание по этому учебнику велось не только в семинарии, но и во всех русско-азербайджанских школах, во всех уездах страны. Книгу он опубликовал с помощью своего студента Рашид бека Эфендиева на каменном печатном станке. В учебнике «Язык Родины» он дает отрывки из азербайджанских пословиц, загадок, поговорок, стихов. «Родной язык» Черняевского для азербайджанцев имел то же значение, что и «Родное слово» Константина Ушинского для русских школ. Ввиду того, что до «Языка Родины» для азербайджанского отделения не было отдельного учебника, Черняевский составил с помощью своих студентов учебную программу по неделям. Он также приготовил материал для чтения, чтобы вести занятия звуковым методом. Позднее в отчете Кавказского Округа Образования отмечалось, что мастерски составленный Черняевским учебный материал послужил замечательной базой для педагогической подготовки азербайджанских выпускников [7]. Позднее, Алексей Осипович решил открыть газету на азербайджанском и в своем обращении по этому поводу отмечал, что его основная цель пробудить сознание народа и по мере возможности просвятить его. Но все его попытки оказались безуспешными. Ссылаясь то на отсутствие достаточного количества подписчиков, то на отсутствие журналистов и другие причины, выпуск газеты предотвратили. И это послужило причиной смерти великого просветителя, желающего совершенно беспристрастно служить нашему народу. Алексей Осипович Черняевский умер в декабре 1894 года от разрыва сердца.

Количество же азербайджанцев, следующих по пути этого света за образованием, просвещением, культурой росло с каждым годом. Фирудун бек Кочарли, Сафарали бек Велибеков, Солтан Меджид Ганизаде, Узеир бек Гаджибейли, Джалил Мамедкулизаде, Рашид бек Эфендиев, Муслим Магомаев, Шыхлинские, Сулейман Сани Ахундов, Гаджибаба Сулейманов, Нариман Нариманов, Осман Эфендиев, Исфандияр Векилов, Ферхад Агазаде и другие после окончания Горийской Семинарии подключились в ряды борющихся за независимость Азербайджана и неотступно до конца своей жизни продолжали эту борьбу. Солтан Меджид Ганизаде на протяжении трех лет с августа 1905 года по август 1908 был инспектором Азербайджанского отделения семинарии. Другие выпускники тоже отправлялись в уезды, отдаленные села и, непокладая рук, трудились для спасения нашей нации от непросвещенности, невежества и отсталости. Поскольку просвещение, культура и прогресс были основным залогом свободы и независимости нашей нации [10, 30].

Таким образом, основным приоритетом на повестке дня стало перенесение Азербайджанского отделения Горийской Семинарии в Казах. Великий просветитель нашего народа Фирудин бек Кочарли начал неустанную борьбу за реализацию этой идеи. На каждом шагу он сталкивался с трудностями, бюрократией, препятствими. Отступать же от начатого тоже было невозможно. Перенесение семинарии в Азербайджан было в давних планах Фирудин бека. Азербайджанские просветители заложили основы этой инициативы еще в 1884 году. Они обосновывали это тем, что отдаленность семинарии, отсутствие азербайджанцев в Гори, недостаточное количество студентов препятствовало желаемой поготовке педагогических кадров. Неоднократно Сафарали бек Велибеков выступал с этим предложением на собраниях совета и каждый раз сталкивался с резкими протестами. В 1906 году Н.Нариманов в газете «Хаят» писал, что в Горийскую семинарию не принимают больше шестидесяти учащихся. Он считал, что, если бы это учреждение было бы в Баку, Гяндже или в другом немусульманском городе, наряду с 60 студентами, учившимися за счет государства, 60 мусульманских детей, будучи у себа на родине, могли бы получать образование в семинарии. В том же году Фирудин бек, выступая на заседании общества «Нашри-маариф» в Баку, отмечал тяжелое положение, сложившееся в Азербайджанском отделении семинарии и поднял вопрос перенесения школы в один из азербайджанских городов. Но центр не давал на это разрешения. Другого выхода тоже не было. Поэтому Фирудин бек, не теряя даром ни минуты, воспользовался закрытием семинарии на летние каникулы. Тайком забрав весь инвентарь и канцелярию Азербайджанского отделения семинарии, он за свой счет переправляет все это поездом в Агдам [10, 320]. Исследователи в своих трудах отмечают, что за те десять минут пока не тронулся поезд, Фирудин бек постарел на 10 лет. Этот человек нес свет просвещения своему народу, проходя при этом через тысячи трудов и мук.

Таким образом, в 1918 году благодаря усилиям Фирудин бека Кочарли Азербайджанское отделение Горийской Семинарии было перенесено в Казах и продолжило там свое функционирование до установления советской власти. Возлагающий большие надежды на просвещение своего народа представитель интеллигенции Машади Ибрагим подарил директору семинарии Фирудин беку Кочарли свой дом в 17 комнат. Сам же он переехал в родное село Косалар и прожил там до конца своих дней. Следует отметить, что еще в 1914 году Фирудин бек забрал Мусеиба, сына Машади Ибрагима учиться в Горийской Семинарии. Следует отметить, что великое поколение таких просветителей как Самед Вургун, Мехдихан Векилов, Осман Сарывелли, Мехди Гусейн являлись выпускниками Казахской семинарии.

Деятельность Казахской семинарии дала огромный толчок развитию образования и просвещения в Азербайджане. В начале 1919 года в результате ускоренных мер, предпринятых в данном направлении, в Баку, Гяндже, Нухе, Сальяне, Шуше и Казахе было открыто 23 среднобразовательных госудаственных учреждения, 6 мужских и 4 женских гимназий, включая 5 реальных школ,

3 учительские семинарии, 3 образовательных учреждения для женщин, 1 политехническая и 1 коммерческая школа. В этот период в Азербайджане уже чувствовалось воздействие Горийской Семинарии. В скором времени в Азербайджане началось открытие педагогических курсов. Двухлетние курсы для мужчин были открыты в Гяндже, Казахе, Шуше и Нухе, а для женщин в Баку, Нухе и Гяндже. В этот же период стали открываться общества, пропагандирующие просвещение и национальную культуру, а также ряд благотворительных курсов. Следует отметить, что одним из основных факторов, сыгравших ключевую роль в воспитании народа в духе национальных традиций и патриотизма, были специалисты – выпускники Горийской Учительской Семинарии.

 

Литература

 

1.                  Ученые записки (отдельное издание). Баку. Издательство АГУ,1961, 10 стр.

2.                  Г. М. Ахмедов. Азербайджанская школа. Баку. Издательство «Маариф»,2006, 366 стр.

3.                  Р. Й. Гасанов. Из истории литературных связей. Баку. Издательство БГУ,1991, 74 стр.

4.                  Н.Худиев, Т. Гаджиев. История Азербайджанского литературного языка. Баку. Издательство «Маариф», 1995, 496 стр.

5.                  Карадаги (Хан Карадагский), Гасаналиага. И таким временам суждено было сбыться. Баку. Азербайджанская Национальная Академия Наук РИО, 2003. 280 стр.

6.                  Карадаги, Гасанали Хан. Произведения. Баку. Издательство «Шуша», 2004. 168 стр.

7.                  Рзали Расмие. Cамоотверженец просвещения. Азербайджанское отделение Горийской Семинарии-130: об Алексее Осиповиче Черняевском. Газета «Азербайджан», 11 июля 2009 года

8.                  Ф.С. Касумзаде. История Азербайджанской литературы XIX века. Баку. Издательство Азербайджанского государственного университета, 1956, 560 стр.

9.                  А.М.Мирахмедов. Абдулла Шаиг. Издательство «Елм», 1956. 155 стр.

10.              Ф.А Сейидов. Горийская Семинария и ее выпускники. Баку. Издательство «Маариф», 1988. 230 стр.

11.              Шемистан Назирли Поезд из Гори. Баку, 1998. 170 стр.

 

Поступила в редакцию 12.07.2010 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.