Культурно-просветительная деятельность общественных
объединений Русской Америки ХХ века
Воробьева
Оксана Викторовна,
кандидат исторических наук, доцент Российского
государственного университета туризма и сервиса, г. Москва.
На протяжении всего ХХ столетия
продолжался процесс институционализации российского зарубежья в США и Канаде.
Его важнейшей составляющей явилось формирование организаций взаимопомощи,
обеспечивающих социально-экономическую адаптацию российских иммигрантов в
Северной Америке и защиту их политических и этнокультурных интересов.
Характерной чертой общественной
жизни русскоязычной диаспоры в Северной Америке стало соединение
благотворительных и культурно-просветительных функций в руках одной организации
в рамках города, штата, провинции или церковного прихода. Активную роль в
устройстве таких организаций в первой трети ХХ века играли эмигранты левых направлений,
создававшие беспартийные общества взаимопомощи и просвещения, в названии
которых часто присутствовало определение «прогрессивный». Значительная часть
культурно-просветительной работы в русской колонии в 1920-1940-е гг. осуществлялась
в рамках подобных организаций, которые внесли значительный вклад в
культурно-просветительное движение российской эмиграции в США и Канаде, в том
числе, через содействие созданию и деятельности русских школ, просветительных обществ,
музеев, исторических архивов, творческих объединений и т.п.
Еще в сентябре
С
В
В Филадельфии «Прогрессивное
землячество» открыло в
Развитию системы
культурно-просветительных организаций Русской Америки сильно мешали политические
разногласия. Так, А.Б. Ручкин пишет о ситуации в обществе «Наука»:
«Политическое противостояние буквально разрывало культурно-просветительную
организацию. Спустя десятилетия очевидцам было все еще тяжело рассказывать о
тех моментах русской действительности в Америке, когда «люди словами обижали
друг друга и кусались как животные». За время политических раздоров Общество
лишилось 85% своих членов»[10].
Очевидно, что для налаживания эффективной культурной деятельности необходимо
было формирование новых принципов ее организации на неполитической основе.
В
Принципами РООВА были:
аполитичность и беспартийность, полная свобода общественно-политических
проявлений вне Общества, прием в Общество независимо от политических и
религиозных убеждений и «дружеская работа на почве экономической взаимопомощи»[11].
В РООВА принимались лица обоего пола в возрасте от 16 до 50 лет. К концу
Одним из направлений работы РООВА
была культурно-просветительная деятельность – организация и содержание детских
школ и других учебных центров для взрослых, библиотек, клубов, театров,
устройство лекций, диспутов. Так, в
В структуре РООВА в Нью-Йорке
действовало Общество имени А.П. Чехова, русский клуб и библиотека, проводились
различные просветительные мероприятия. Популярностью у русских колонистов в
Нью-Йорке и соседних городах штата пользовался организованный в
При 1-м отделе РООВА действовала
школа, в которой в начале 1930-х гг. обучалось 230 человек. Старшие школьники и
выпускники создали при ней кружок молодежи, выступавший инициатором различных
культурных акций – спектаклей, балов, концертов и т.п.[13]
Кроме того, обществом предлагались общеобразовательные курсы по 10 лекций:
русская словесность, русская история, история цивилизации, экономическая
теория, америковедение, основные моменты истории Европы с 1815 по
В просветительном движении
российской эмиграции в США участвовали известные представители искусства и
культуры. Так, почетным попечителем школы при 1-м отделе РООВА в Нью-Йорке
являлся авиаконструктор И.И. Сикорский, неоднократно оказывавший финансовую и
личную помощь школе. Бывший присяжный поверенный и общественный деятель,
участник !-го Кубанского («Ледяного») похода
Активную роль в деятельности
РООВА, в том числе, в работе просветительной комиссии играл писатель Г.Д.
Гребенщиков, избранный 8 июля
РООВА продолжало активно
действовать и расширяться в течение 1930-1940-х гг. и пользовалось авторитетом
в широких слоях русско-американской общественности. В 1940-е годы при РООВА
действовал Комитет молодежи, различные кружки и клубы. На ферме РООВА в
Нью-Джерси общественным деятелем и медиком В.Г. Голенковым был организован детский
лагерь[17].
В этот период РООВА воспринималась русско-американской общественностью как
белоэмигрантская неполитическая организация. Информация о деятельности общества
регулярно печаталась как в либеральной прессе, так и в консервативной газете
«Россия». На средства РООВА было куплено
В 1940-х гг. в центрах российских
колоний в США и Канаде регулярно проводились балы, концерты, собрания, летние
пикники, спектакли, елки, святки и т.п. Например, 23 декабря
Активными деятелями РООВА в
1950-1960-е гг. стали многие эмигранты второй волны, однако в последующий
период общество постепенно прекратило свою деятельность. В то же время Русский
центр в Кассвиле действует до сих пор и, как отмечает А.В. Попов, «его
документы могут быть интересны для историков»[22].
В конце 1940-х гг. российская
диаспора претерпела значительные количественные и качественные изменения под
влиянием послевоенной волны эмиграции, значительную часть которой составляли
принудительно перемещенные лица, т.н. «ди-пи», а также военнослужащие
власовской армии (РОА), бывшие советские граждане, проживавшие на оккупированных
территориях и последовавшие на запад вслед за отступавшими немецкими войсками[23].
В отличие от «первой волны», вторая была народной, а не элитарной эмиграцией,
хотя в нее входили известные представители научно-технической и художественной
интеллигенции. «Вторая волна» была сильно политизирована и в значительной степени
являлась носителем антикоммунистической идеологии, выраженной в политических документах
власовского Комитета освобождения народов России (КОНР) и его идейного
наследника - Союза борьбы за освобождение народов России[24].
Кроме того, еще в конце 1930-х гг.
в США и Канаду стали прибывать представители российской эмиграции из Европы,
принесшие с собой традиции литературной, издательской, просветительной
деятельности, сложившиеся в европейском зарубежье. Процесс миграции
эмигрантской интеллектуальной и творческой элиты из европейского и
дальневосточного регионов на Североамериканский континент активно продолжался в
1940-1950-е гг. Таким образом, во второй половине ХХ века центр зарубежной
России, как общественно-политического и культурного явления и как системы
институциональных структур, переместился в США[25].
В эпоху «холодной войны» противостояние СССР и Запада в значительной степени
способствовало сохранению внутренних противоречий и разногласий между
представителями различных эмиграционных волн, составлявших социум российской
диаспоры в США и Канаде. Однако идея воспитания молодого поколения русских
американцев в духе отечественных культурных и религиозных традиций, сохранения
родного языка была близка эмигрантской интеллигенции в целом, независимо от
принадлежности к той или иной общественно-политической группе.
В этой ситуации лидером
культурно-просветительного движения российской диаспоры в Северной Америке
становится Русская Православная церковь, которая смогла объединить в системе
церковно-приходских школ и других просветительных структур общественно активные
слои русскоязычного сообщества. Еще в Германии и Австрии, в центрах размещения
«ди-пи» православная церковь не только оказывала людям, находившимся в
состоянии стресса и отчаяния, психологическую поддержку, но и выступала организатором
детских приютов и школ, медицинских пунктов и т.п. Влияние, приобретенное
духовенством в первые послевоенные годы в Европе, было перенесено в США и Канаду.
В 1950-1960-е гг. деятельность
РООВА и других гуманитарных организаций Русской Америки, созданных в довоенный
период, постепенно прекращается. В то же время происходит становление нового
общественного движения, направленного на объединение социально активных слоев
российской диаспоры. В
Конгресс является официально
зарегистрированной организацией некоммерческого характера (т.н. бесприбыльной
корпорацией), имеющей отделения в различных городах США. Членами КРА могут быть
американские граждане «русского происхождения, не имеющие коммунистических
убеждений». Деятельность организации базируется «на христианских религиозных
принципах, отвергающих расовый, национальный, этнический и религиозный
антагонизм». Одной из причин создания КРА явилось наблюдавшееся в эпоху
«холодной войны» в американском общественном мнении отождествление россиян с
коммунистами. На протяжении всего периода своего существования Конгресс русских
американцев ведет борьбу за устранение негативных последствий действия
американского Закона 86-90 «О Неделе порабощенных наций» от 17 июля
На решение задачи по
распространению в США объективных представлений о российской истории и
современности направлены многие культурно-просветительные и издательские
инициативы КРА. Данной тематике, в частности, был посвящен целый ряд публикаций
КРА[30].
В конце 1970-х гг. президентом
Конгресса русских американцев был избран инженер Г.Б. Ависов, проживавший в США
с
До
В настоящее время
представительством КРА в Вашингтоне руководит Людмила Фостер, русскоязычная
гражданка США, которая длительное время работала на радио «Голос Америки», а
также в структурах правительственных органов.
Вашингтонское представительство
поддерживает рабочие связи с конгрессменами, сенаторами, правительственными и
общественными организациями, предоставляет им информацию по вопросам
социально-политического и экономического развития России. Информационная
функция представительства заключается также в отслеживании как в США, так и в
Российской Федерации текущих социально-политических событий, динамики
законодательного процесса, ситуации на деловом рынке, положения дел в сфере иммиграции,
вопросов гуманитарной направленности. Информационные материалы распространяются
как среди членов КРА, так и за пределами организации. Представительская функция
сводится к проведению семинаров и лекций, благотворительных мероприятий,
посещению слушаний в Конгрессе, организации встреч с общественными и политическими
деятелями США и России, поддержанию контактов с другими этническими национальными
организациями, работе со СМИ, участию в различных гуманитарных проектах.
В 2000-е годы Конгресс русских
американцев объединяет около двух тысяч постоянных членов и более 10 тысяч
«ассоциированных» (непостоянных) членов. Конгресс русских американцев в своей
деятельности преследует следующие цели: сохранение российского духовного и
культурного наследия в США; защита прав русских американцев и поощрение их
активного участия в общественной и культурной жизни Америки; оказание помощи
преследуемым христианам и правозащитникам в республиках бывшего Советского
Союза; восстановление дружеских отношений между США и Россией; оказание помощи
российскому народу в его духовном возрождении и восстановлении экономики на
принципах частного владения землей, частного предпринимательства и свободной
конкуренции.
Для реализации вышеизложенных
целей КРА: поддерживает рабочую связь с федеральными, штатными и местными
органами власти и представляет им точку зрения своих членов и
русско-американской общественности; содействует активизации участия русских
американцев в общественно-политической жизни США; представляет мнение русских
американцев по различным вопросам правительству и общественности Российской
Федерации; поддерживает рабочие связи с правительственными органами США через
свое представительство в Вашингтоне; сотрудничает с другими
русско-американскими и дружественными этническими организациями в США;
осуществляет программы оказания гуманитарной и технической помощи России[31].
Уже в конце 1980-х гг. КРА начал
развивать активность в сфере социальной поддержки малообеспеченных слоев
населения России и развития культурных контактов с исторической родиной. Вклад
организации в данное направление в течение 1990-х гг. составил порядка 10 млн.
долларов США. Президент Конгресса русских американцев Г.Б. Ависов в
Современный исследователь истории
российского зарубежья Т. Таболина сообщает, что в Русском доме Сан-Франциско
регулярно проходят селекторные заседания, на которых обсуждение работы ведется
по телефону с представителями КРА в Вашингтоне. Выступая по приглашению КРА с
докладом на одном из таких заседаний, Т. Таболина передала письмо-благодарность
от советника Президента Российской Федерации генерала Г.Н. Трошева за помощь
КРА семьям военных, погибших в Чечне[33].
При этом на всем протяжении
своего существования Конгресс русских американцев принимает участие в различных
просветительных и культурных программах, особенно на уровне своих региональных
отделений и в рамках личной активности сотрудников КРА. Конгресс русских
американцев принял у РООВА эстафету сохранения русской культуры в США на
межрегиональном уровне[34].
Видное место в деятельности
Конгресса русских американцев занимает работа по ознакомлению американской
общественности с реальной ролью России и россиян в истории Соединенных Штатов,
популяризации российского культурного и духовного наследия. С этой целью
организация проводит семинары, выступления, организует выставки. Руководство
КРА вручает именные стипендии студентам, занимающимся изучением русской
литературы и истории[35].
При Конгрессе действует комитет по изучению русского исторического наследия в
США, созданный по инициативе Е. А. Александрова. Сбор исторических документов,
фотографий, творческих материалов осуществляется при содействии других структур
КРА, прежде всего, координационного комитета по связи с русскоязычными
организациями в Америке и местных отделов КРА. Печатный орган Конгресса, журнал
«Русский американец», регулярно размещает на своих страницах обращения к
эмигрантским организациям, церковным приходам и всем читателям с просьбой о
содействии в сохранении российского историко-культурного наследия, в том числе,
о передаче в редакцию или органы КРА исторических материалов[36].По
инициативе Л.В. Алексеевой, председателя Миннеапольского отдела КРА,
представители российской диаспоры принимали участие в ежегодных международных
фестивалях в Миннеаполисе с целью ознакомления коренных жителей штата с культурой
народов России[37].
Одним из главных
историко-культурных проектов Конгресса русских американцев является создание
Русско-американской палаты славы, которая демонстрирует вклад русских
американцев в мировую науку и культуру. С момента ее основания в
При Конгрессе русских американцев
был создан Комитет 1000-летия Крещения Руси, отмечавшегося в
Большинство сотрудников КРА в
частном порядке работает в культурно-просветительных организациях. Так, П.Н.
Будзилович с
О разнообразной
деятельности активистов КРА в историко-культурной и просветительной сфере
свидетельствуют, в частности, биографии его сотрудников. Так, в составе Вашингтонского
отдела Фонда
защиты прав человека КРА (C.R.A. – Civil Rights Fund) в течение ряда лет
трудился доктор международных
отношений, истории и географии, профессор
В.П. Петров 1907-2000) – автор 27 книг и брошюр на русском языке, среди
которых: «Сага о форте Росс», «Колумбы российские», «Столетняя годовщина
прихода русских эскадр в Америку», «Русские в истории Америки», «Форт Росс и
его культурное значение», «Русские в Америке, ХХ век» и др., а также более 300
статей в русских зарубежных газетах и журналах, посвященных преимущественно истории
Русской Америки. Он же многие годы единолично издавал в Вашингтоне «Столичный
листок» с информацией о деятельности КРА (всего вышло 120 номеров). Его имя
было внесено в Русско-американскую палату славы КРА, а 23 декабря
Член КРА с момента
его основания, секретарь, а затем председатель Чикагского отдела Конгресса,
А.А. Кеппен – выдающийся инженер-химик, сделавший успешную научную и деловую
карьеру в США, куда прибыл в
Конгресс русских
американцев и другие организации российского зарубежья в США участвовали в
сборе книг и журналов на русском языке для отправки их в Россию в начале 1990-х
гг. В частности, эту работу вел активный сотрудник КРА и Общекадетского объединения,
председатель «совета старейшин» в Нью-Йорке А.К. Карпов (1903-1995)[41].
Некоторые историко-культурные
акции КРА носят политизированный характер. Так, с
Создание КРА послужило стимулом
для развития аналогичных региональных организаций русскоязычного сообщества и
новых культурных центров. Так, например, в штате Аризона, преимущественно в г.
Финиксе, в конце 1970-х гг. стали возникать небольшие русские клубы и общества,
ведущую роль среди которых играли клуб «Надежда» и Русский клуб при колледже
Глендэйла. В 1978 году была создана благотворительная организация помощи
русскоговорящим жителям Аризоны «Shield Foundation», которая продолжает свою деятельность и в настоящее время,
участвуя в организации культурных мероприятий и оказании социальной помощи
населению совместно с Русским Центром Аризоны (РЦА) и другими структурами
русскоязычной диаспоры.
Русская диаспора была
представлена в Славянском объединении Нью-Йорка, которое в 1970-1980-е гг.
выступало в качестве организатора различных культурных проектов.
Конгресс русских американцев в
настоящее время остается одной из наиболее активно действующих организаций
Русской Америки, перед которой по-прежнему стоят задачи защиты интересов
диаспоры и сохранения ею национально-культурной идентичности. В редакционной
статье «Вестника КРА» в
Конгресс русских американцев,
стремящийся кооптировать в свои ряды новые кадры из числа молодого поколения
российской диаспоры, призывает к плодотворной общей деятельности все
общественные группы и слои Русской Америки: «Нужно помнить, что русскими нас
делает не факт принадлежности к какой-либо волне эмиграции, а общая история,
язык, культура, религия, т.е. то, что формирует внутреннее чувство национального
самосознания и гордости. В связи с этим нужно также включить в активную работу
людей, недавно приехавших из России. Отделения КРА не должны закрываться, а
наоборот, количество их должно расти»[44].
В 2000-е гг. КРА продолжает с
благотворительными целями выступать в качестве организатора различных
культурных акций – балов, концертов, лотерей, причем большинство адресов
благотворительной помощи находится не в США, а в России. Директор Вашингтонского
представительства КРА Л.А. Фостер осенью
Таким образом, просветительное
направление в деятельности гуманитарных и общественно-политических организаций
Русской Америки на протяжении всего рассматриваемого периода играет
существенную роль в сохранении культурно-языковой идентичности русскими
американцами.
Русское объединенное общество
взаимопомощи (РООВА), Конгресс русских американцев и другие аналогичные
институциональные структуры российской эмиграции в Северной Америке объединили
представителей разных миграционных волн и поколений Русской Америки на ниве
благотворительной работы, деятельности в историко-культурной и просветительной
сфере.
Начиная со второй половины 1920-х
гг. отсутствие единого культурного центра в русской Америке в значительной
степени заменялось культурно-гуманитарными акциями «День русского инвалида»,
«День русского ребенка» и «День русской культуры», включавшими широкий спектр
культурных мероприятий (концерты, спектакли, лекции, издание газет и книг).
Ежегодные «Дни русской культуры», которые проходили при активном участии
различных социально-общественных групп эмиграции, каждый раз становились одним
из центральных событий в жизни Русской Америки, так же, как и в других центрах
зарубежной России 1920-1930-х гг.[45].
В программу «Дней», как правило, входили выступления этнографических, военных,
детских музыкальных и танцевальных коллективов, спектакли и «живые картины», в
том числе, на исторические темы, и т.п.[46]
Эти «дни» не только объединяли общественность
диаспоры в США и Канаде, но демонстрировали ее связь со всем миром зарубежной
России. В них принимало участие большинство гуманитарных и благотворительных
организаций российской эмиграции в Северной Америке. Как будет показано ниже, аналогичные
акции, в частности «День России», остаются частью общественной жизни российской
диаспоры в США и Канаде и в 2000-е гг., причем привлекают все большее внимание
не только русских американцев, но и всей культурной общественности американских
городов.
Важную роль в их подготовке и
проведении играло РООВА, а с середины 1970-х гг. – Конгресс русских
американцев, и общественные объединения в крупных городах, такие, как Русский
Центр в Сан-Франциско, Общество имени А.С. Пушкина в Нью-Йорке и т.п.
Разумеется, в конкретных
организациях в различные периоды их существования преобладало влияние той или
иной общественной группы, личности или идеологии, однако в исторической
ретроспективе в большей степени заметен общий результат: созданные в Русской
Америке школы, клубы, культурные центры, многие из которых действуют в течение
десятилетий, аккумулируя традиционные и новые формы культурной работы, сохранения
русского языка, бытовых традиций и т.п.
Следует отметить, что социальная
помощь нередко была адресована именно деятелям искусства и культуры, а также
эмигрантской молодежи, представители которой впоследствии сохраняли связи с
русскоязычными организациями, способствовавшими получению образования,
обеспечивавшими летний отдых школьников и т.п. Таким образом, деятельность
эмигрантских организаций взаимопомощи и благотворительности, также вносила
вклад в дело сохранения диаспорой культурно-языковой идентичности.
Необходимо подчеркнуть, что
будущее общественных объединений Русской Америки, в том числе, их участие в деле сохранения
российской диаспорой языка и культуры исторической родины, в значительной
степени зависит от дальнейшего распространения их влияния и авторитета в
широком социуме современной русскоязычной диаспоры, от приспособления механизма
передачи культурной эстафеты, который достаточно эффективно действовал в
предшествующем столетии, к реалиям XXI
века.
Важнейшее значение имеет также
развитие контактов между институциональными структурами Русской Америки и
Россией в лице Московского Дома соотечественника, Российского фонда культуры,
представительств МИД РФ и т.п., что расширяет возможности обеих сторон в
развитии плодотворного сотрудничества, в том числе, в историко-культурной
сфере.
Литература
1.
Александров Е.А.
Русские в Северной Америке: Биографический словарь. Хэмден (Коннектикут, США)-
Сан-Франциско (США) – Санкт-Петербург (Россия), 2005.С.136.
2.
Березний Т.А.
Русский мужик и водородная бомба. Нью-Йорк, 1958. С.361.
3.
Вандалковская
М.Г. Некоторые аспекты адаптации научной и политической эмиграции (1920-30-е
гг.) // История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов в XIX –XX вв. Сборник
статей ИРИ РАН. М., 1996.
4.
Ершов В.Ф.
Российское военно-политическое зарубежье в 1918-1945 гг. М., 2000. С.251.
5.
Живет душа
Россией: неизвестные страницы русского зарубежья / Сост. Т.В. Таболина. – М.,
2005.
6.
Корнилов А.А. Об историческом значении
русской послевоенной эмиграции в США // Актуальные проблемы американистики.
(Материалы международного научного семинара Российско-американские отношения в
контексте глобальных изменений). Нижний Новгород: Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского, 2002.
7.
Корнилов А.А. Серверы крупнейших организаций русской эмиграции в США //
Международные отношения в XXI веке: новые действующие лица, институты и процессы.
- Москва-Нижний Новгород: ИФ ННГУ, МГИМО МИД РФ, 2001.
8.
Культура русского
зарубежья / Под ред. Квакина А.А. и Шулеповой Э.П. – М., 1995.
9.
Магидова М. Дни
русской культуры. Традиции Дня русской культуры // Зарубежная Россия.
1917-1939. СПб., 2000.
10.
Окунцов И.К.
Русская эмиграция в Северной и Южной Америке. Буэнос-Айрес, 1967.
11.
Пивовар Е.И.
Российское зарубежье. Социально-исторический феномен, роль и место в
культурно-историческом наследии. М., 2008.
12.
Попов А.В. Россика в негосударственных хранилищах США
// Отечественные архивы. - 1996.- № 2.
13. Рагозин С. Первый памятник Пушкину в США // Русский американец. - 2000. - № 22. - С. 16–21.
14.
Ручкин А.Б.
Русская диаспора в Соединенных Штатах Америки в первой половине ХХ века. М., 2006.
Поступила в редакцию 08.02.2010 г.
[1] Наука и жизнь: Журнал
общества взаимопомощи «Наука». Нью-Йорк, 1923. Июнь. № 3. С.16.
[2] Пробуждение: Орган свободной мысли / Изд.
Русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. – Детройт,
1927.Август-октябрь. № 4. С.55.
[3] Попов А.В. Россика в негосударственных хранилищах США // Отечественные архивы. -
1996.- № 2. С.22.
[4] Окунцов И.К. Русская эмиграция в Северной и
Южной Америке. Буэнос-Айрес, 1967.С.265.
[5] Там же. С. 268.
[6] Зарница. Нью-Йорк, 1925. Сентябрь. Т.1. № 4.
С.28; Октябрь. № 5. С.29.
[7] ГАРФ. Ф. 5930. Оп.1. Д.87. Л. 2об.
[8] Там же.
[9] Там же. Л.55.
[10] Ручкин А.Б. Русская диаспора в Соединенных
Штатах Америки в первой половине ХХ века. М., 2006. С.312.
[11] Russian Consolidated Mutual Aid Society of America // Русский календарь-альманах… на 1932 год. Нью-Гейвен,
1931. С.110.
[12] Там же. С.115.
[13] Там же. С.113.
[14] Москва. Чикаго, 1929. август. Т.1. С.23.
[15]Russian
Consolidated Mutual Aid Society of
[16] Березний Т.А. Русский мужик и водородная
бомба. Нью-Йорк, 1958. С.361.
[17] Александров Е.А. Русские в Северной Америке:
Биографический словарь. Хэмден (Коннектикут, США)- Сан-Франциско (США) –
Санкт-Петербург (Россия), 2005. С.136.
[18] Попов А.В. Указ. соч. С.25.
[19] Рагозин С. Первый памятник Пушкину в США // Русский американец.
2000. № 22. С. 16–21.
[20] Новое Русское слово. Нью-Йорк, 1944.
Воскресенье. 16 июля. № 11768. С.4.
[21] Новое Русское слово. Нью-Йорк, 1945. 7
января. № 11943. С.5.
[22] Попов А.В. Указ. соч. С.25.
[23] Ершов В.Ф. Российское военно-политическое
зарубежье в 1918-1945 гг. М., 2000. С.251.
[24] Корнилов А.А. Об историческом значении русской
послевоенной эмиграции в США // Актуальные проблемы американистики. (Материалы
международного научного семинара Российско-американские отношения в контексте
глобальных изменений). Нижний Новгород.: Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского, 2002. С. 72-73.
[25] Пивовар Е.И. Российское зарубежье.
Социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии.
М., 2008. С.80.
[26] Корнилов
А.А. Серверы крупнейших организаций русской эмиграции в США // Международные
отношения в XXI веке: новые действующие лица, институты и процессы. -
Москва-Нижний Новгород: ИФ ННГУ, МГИМО МИД РФ, 2001. –С.96.
[27] Там же. С.97
[28] Там же.С.98.
[29] CRA News
Release. Release # CRA -117 Media contact: Peter N. Budzilovich. June 28 1996//
Ibid.
[30] Корнилов А.А. Указ. соч. С. 96.
[31] The Congress of Russian-Americans// http://www.russian-americans.org/.
[32] Интернет-портал издательства «Белый город»
// http://www.bg-mir.ru/.
[33] Живет душа Россией: неизвестные страницы
русского зарубежья / Сост. Т.В. Таболина. – М., 2005 С.24.
[34] Попов А.В. Указ. соч. С.25.
[35] Интернет-портал издательства «Белый город»
// http://www.bg-mir.ru/.
[36] Попов А.В. Указ. соч. С.25.
[37] Памяти ушедших. Людмила Васильевна Алексеева
// Русский американец. № 22. С.171-172.
[38] Русские в Северной Америке. С. 78.
[39] Там же. С.393.
[40] Культура русского зарубежья / Под ред.
Квакина А.А. и Шулеповой Э.П. – М., 1995.
[41] Александр Константинович Карпов // Кадетская
перекличка. Нью-Йорк, 1996. №
58. С.157-158.
[42] CRA News.
2005. June. V.24. № 4. P.2.
[43] Живет душа Россией. С.18.
[44] CRA News.
2005. June. V.24. № 4. P.2.
[45] Вандалковская М.Г. Некоторые аспекты
адаптации научной и политической эмиграции (1920-30-е гг.) // История
российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов в XIX –XX
вв. Сборник статей ИРИ РАН. М., 1996. С.69.
[46] Магидова М. Дни русской культуры. Традиции
Дня русской культуры // Зарубежная Россия. 1917-1939. СПб., 2000. С.289-295.