ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

О некоторых аспектах изучения азербайджанской художественной культуры

 

Гасанова Афет Ибрагим гызы,

кандидат искусствоведения, доцент Азербайджанского государственного педагогического университета.

 

Азербайджанская художественная культура, азербайджанское искусство формировалось в условиях активного историко-социального контекста. Бурные события действительности включали в себя среди прочего и динамику разного рода культурных взаимоотношений, взаимовлияний. Переплавлялись художественные традиции, опыт накопленных знаний, особенности духовной деятельности. Существовала определённая система многоуровневых связей, сложных взаимоотношений, неотделимых от исторических условий, от огромного комплекса самых разных факторов социально-политической, общественной и духовной жизни.

Сравнительный анализ восточных универсалий художественного творчества с особенностями азербайджанского художественного менталитета позволяет глубже анализировать важные составные части азербайджанской культуры. Последнее необходимо как с исторической точки зрения, так и с теоретической. Рассматривая азербайджанскую культуру в плане историческом, мы определим основания традиций функционирующих в азербайджанском художественном творчестве многие века. С другой стороны, теоретический аспект раскрывает нам новые качества специфики азербайджанского искусства. Сказанное выше позволяет достичь конечной цели, а именно раскрыть цельность азербайджанского художественного творчества. Изучение взаимосвязей культуры подразумевает два тесно взаимообусловленных аспекта. Один из них заключает в себе общие закономерности в системе художественных традиций Ближнего и Среднего Востока. Второй аспект непосредственно связан с культурой Азербайджана, которая сформировалась в чёткую индивидуализированную систему.

Не предприняв морфологического анализа художественной культуры народов Ближнего и Среднего Востока, не дифференцировав отдельные проявления традиции, невозможно сформировать общие закономерности художественной культуры.

Как хорошо известно, решающим фактором этнической консолидации является культура, исследуемая в качестве традиции.

История азербайджанского народа, начиная от процесса происхож­дения этноса до формирования целостного этносоциального организма, актуализировалась и в разного рода взаимовлияниях, взаимосвязях.

В данной статье мы поставили перед собой определённые ограничения. Здесь речь идёт прежде всего о связях культур. Достаточно трудно в сложившемся, устоявшемся феномене художественной культуры диф­ференцировать уровни влияний, например первичность, вторичность, какова степень, сила влияния, каковы факторы двухстороннего обмена? Поэтому, мы остановились на этническом уровне связей и цивилизационном уровне связей.

Межэтнические, межнациональные связи азербайджанской художест­венной культуры складывали стойкие традиции творчества. В формировании традиций азербайджанского художественного творчества огромную роль сыграл историко-культурный опыт взаимосвязей и диалога азербайджанской культуры с Востоком и Западом. Наиболее функционально эффективные и социально приемлемые формы культурного общения способствовали рождению традиций, которые приобретали ярко ментальный, специфический характер. Таким образом, процесс интеграции в определённых историко-социальных условиях оборачивался процессом аккумуляции в автохтонном контексте этнокультуры.

Можно ли ответить на вопрос: в силу какого воздействия-исто­рического, социального, культурного определённые элементы художест­венной системы приобретают особую значимость, становятся истинными ценностями в культуре азербайджанского народа, приобретают значение традиций, интегрируются в менталитет, миросознание, миропредставление народа?

Ответ на этот вопрос, безусловно,положителен. Однако для уяснения значения конкретных фактов, остановимся на некоторых теоретических постулатах. Обратимся к этнокультуре - как показателю национального характера. Это традиционные формы жизнедеятельности, обычаи, ритуалы, обряды, этикет, миропредставление, мифология, фольклёр, художественная культура.

Изучения взаимосвязей азербайджанского искусства раскрывает важные стороны этногенеза азербайджанского народа. Азербайджанская культура рассматривается в гуманитарной азербайджанской науке как ряд данностей. Последнее представляет собой мощный фундамент для изучения собственно процессов развития от этапа к этапу истории Азербайджана. Здесь я имею в виду этногенетические процессы от ранних форм до формирования целостных этнокультурных систем. Актуализация художественных связей азербайджанской культуры на протяжении её истории развития несомненно показывает путь формирования традиций, художественных ценностей, артефактов. В этом аспекте мы выдвигаем следующие позиции:

1. Формирование художественного единства через процесс интеграции различных ценностных ориентаций. Здесь могут функционировать различные формы объединения, смешение, взаимовлияние, воздействие, заимствование, синтез.

2. Складование художественной системы через отдельные детер­минанты культуры. Здесь важен определённый доминирующий детерминант, кото-рый обладает своим ярко выраженным «магнетизмом», объединяющим вокруг себя целесообразное.

3. Будем учитывать и часто встречающиеся процессы дифференциации. Так, некое органичное художественное единство, например, обряд включающий в себя влияние тех или иных особенностей этноэтикета или элементов обыденного мировозрения, распадается на отдельные ритуалы. Либо может происходить процесс расчленения на разные виды искусств, сосуществуемые в едином контексте обряда.

4. Важный процесс взаимосвязей-это трансформация. Здесь может идти речь и о воздействии иноэтнических влияний на автохтонную культуру, в результате которого рождаются новые артефакты; возможна трансформация традиции в новых исторических условиях, ассимиляция инородных включений и так далее. В свете сказанного подчеркнём, что этнос- это прежде всего культурно-языковое сообщество «при зарождении этноса решающим фак-тором является общность территории и языка социальной коммуникации» (А.Я.Флиер)

Как известно, исторически этногенез соотносим с эпохой верхнего палео-лита, когда начали складываться первые племенные объединения. Далее при переходе от позднепервобытного к раннеклассовому этапу социальной эволюции, этногенетические процессы формируются в этнокультурные общности.Универсальная форма культурной интеграции наследует этничность как исторический этап, предшествующий национальному в человеческой эволюции. Национальный характер опре­деляет, как известно, устойчивые особен-ности, свойственные той или иной национальной группе, сообществу. Доминантными, безусловно, называются такие детерминанты, которые обеспечивают целостность сообщества, общие формы мировосприятия, поведения и мышления. Напомню опыт описательной сравнительной психологии народов. Например «история» Геродота, в которой он отделял греков и азиатов, труды Платона и Аристотеля. Здесь привлекают, прежде всего, «видимые» черты культуры, например образ жизни, экзотические проявления разного рода традиций, материальная культура т.д. Монтескье опирался на выдвинутое им понятие «divers caracteres des nation» (различные характеры народов). Вольтер, Руссо также подчёркивали национальный характер различных народов.

Гердер определял национальный характер, как «народный дух». По его мнению, именно народный дух является активным движущим компонентом в историческом развитии наций.

Напомним и романтическую трактовку национального характера в первой половине XIX века, и рассовую - во второй половине века мистическую в начале XX века. И только в двадцатые годы XX века теории и концепции национального характера от практической описательности переходят к использованию междисциплинарных методик исследования. В этой связи обратимся к этнологии-науке о сравнительном изучении культур. Однако, этнология в разных научных традициях имеет свой особый круг идей и проблем. Так, американская этнология – это часть культурной антропологии, британская и французская - аналог социальной антропологии, а в странах немецкого языка этнология - это самостоятельное направление исследования.

Важно подчеркнуть, что основным объектом этнологии является этно-культура во всех её совокупных проявлениях. А именно, этнокультурой предоставляется исходный материал исследования. Поскольку этнология занимается этнокультурными универсамиями, то есть, общими закономерностями в развитии и функционировании культур, то мы вправе в результате сравнительного анализа выявить и национальную специфику азербайджанского искусства. Последнее, на наш взгляд, с неизбежностью выявится при сравнительном анализе.

Этнология насчитывает почти два века своего становления и развития. Так, в 1842 году в США было основано Американское этнологическое общество. Далее этнологические исследования стали вестись в Великобритании и Ирландии. Во Франции этнологическое общество возникло в 1838 году, а в Германии - в 1869 году.

Первоначально этнология в XIX и XX веке была ориентирована на изучение процессов, происходящих в результате миграции, изучению истории и этапов культурного прогресса. Здесь отметим интересующие нас аспекты сравнительного развития искусств, обычаев, возникновения и закономерностей образа мышления в разных культурах, изучения этноисторического происхождения мифов, магии, ритуалов, обычаев и так далее.

История этнологической науки буквально «изобилует» разными подходами, концепциями, школами. Формулируя некий «общий знаменатель» предметной сути этнологии, подчеркну следующее. Основной целью учёных было рассмотрение всеобщих законов человеческого духовного существования на основе анализа этнокультуры. Так Леви Стросс определял этнологию как универсальный общепланетарный гуманизм. Однако привлекательность этнологических исследований заключается не только в сравнительном анализе, анализе универсалей, или возможности привлечения многих наук. Подчеркну также и возможность реконструкции художественной культуры. Методы этнологической интерпретации позволяют анализировать культуру как сложный многопластовый феномен. Письменные памятники истории культуры, письменные источники дают информацию лишь об определённом отрезке истории цивилизации. Таким образом, этнология - это важная область гуманитарных наук, связанная с исторической реконструкцией этнокультуры.

Таким образом, этнические ценности - это наиболее характерные, специфичные, определяющие художественное своеобразия, ценности. Этническая маркировка, как правило, способствует узнаванию этноса. Формирование системы этнических характеристик тесно связано с аккумулированием исторического, культурного, социального опыта, ибо эт­ническое, как определяющий элемент жизнедеятельности народа, представляет собой наиболее глубинный пласт в функционировании культуры.

В совокупности культурных традиций этноса отражается и происхождение культурных форм, а также элементы культуры, интер­претируемые как этнические ценности.

Известно, что формирование этнокультуры обусловлено историко-соци-альным опытом коллектива. Наиболее типологически яркие, функционально эффективные элементы этнокультуры сохраняясь на протяжении веков, превращаются в стойкие традиционные формы. Изучение глобальных процессов развития человеческой культуры более всего связано с эволюционизмом. Именно эволюционизм, как направление культурной антропологии, впервые поставил проблему развития культуры как целостного процесса, объединённого в своей последовательности. Именно в лоне эволюционизма впервые возник и и сравнительный метод, а затем прогрессировал в лоне неэволюционизма.

Эволюция- это последовательность необратимых изменений. Эволюция - это путь, как известно, от неопределённой гомогенности к определённой согласованной гетерогенности. Речь идёт о формировании элементов культуры в рамках, с одной стороны, необратимых изменений, с другой, сохранений устойчивых к среде элементов. Эта устойчивость, безусловно, определяется процессами адаптации. Именно процессы взаимной интегрированности складывают артефакты, которые ложатся в основу традиций, культурного наследия, духовности человечества.

Существует три концепции в теории эволюционизма-однолинейная, универсальная и многолинейная. Первая концепция практически сегодня не используется, что же касается универсальной и многолинейной концепции, то они весьма широко распространены в научной сфере. Так универсальная концепция эволюционизма оперирует глобальными изменениями в развитии культуры. Концепция многолинейного становления культуры предполагает возможность множества равноценных путей развития.

Механизмы сохранения стабильности эволюционного процесса, прежде всего, обладают регулирующими свойствами, а потому, в определённый момент, оборачиваются своей типологической «ипостасью». Они берут на себя функцию жизнеобеспечения процесса, его динамику, разного рода взаимосвязи и взаимовлияния.

Признавая логику и целесообразность учёных- эволюционистов, отмечу приверженность и к другой парадигме. Так, например, Мирче Элиаде утверж-дал тезисы об универсальных морфологических образцах («паттерны»). Универсализм заключался в их независимости от хронологии и этнической принадлежности. Постулировалось единство и неизменность человеческой природы от глубокой архаики до современности.

В этнологии, безусловно, привлекательны идеи эволюционизма:

1. Путь развития культуры идентичны.

2. Доминантно-единообразие человеческой психики и общность исторического процесса.

3. Паритет паралельного развития культур.

Взаимосвязи культур в процессе исторического развития-естественный и закономерный процесс. Ассимиляция, взаимопроникновения, заим­ствования - всё это определяет источники, динамику, особенности развития той или иной культуры. В этом смысле интересны действия детерминантов в контексте и наоборот. Так, известно, что эволюционный процесс обусловлен действием механизмов адаптации к контексту. Но в свою очередь и окружающая культурная среда весьма существенно влияет на привходящие элементы. Какие слагаемые культуры здесь выступают как контролирующие и стабилизирующие этот процесс? На наш взгляд, основным критерием здесь являются требования этнокультуры. В противном случае сегодня мы не имели бы ярко выраженной национальной специфики азербайджанского искусства и художественной культуры. Именно поэтому, одной из доминант нашего исследования является коррелирование соотнесение анализа, универсалии, наблюдений и выводов с основными принципами и паритетами азербайджанской культуры.

Здесь отметим два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, сохранение важнейших, жизнеспособных и жизнеобеспечивающих художественных идей; с другой - изменения художественной структуры, контролируемые этносознанием, и соответствующих менталитету нации.

Итак, нами используются методологические приёмы разных областей гуманитарной науки. Опора на выше сказанное означает также и переосмысление их. Кроме того, методы разных дисциплин используются нами выборочно, в зависимости от решения той или иной задачи исследования. Спектр методологического пространства весьма обширен: и идентификация его с конкретикой исследования зависит от способности того или иного метода решать задачи исследования.

 

Поступила в редакцию 15.02.2010 г.

 

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.