ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Значение кельтской культуры в ликвидации кросскультурных пробелов в условиях глобализации

 

Рахманова Ксения Сергеевна,

соискатель, старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Государственной академии славянской культуры.

 

В последнее время во всём мире наблюдается стабильная тенденция к усилению взаимодействия между представителями разных народов, своеобразный «рост» международного общения, видимым результатом которого является заметное увеличение числа межкультурных, межнациональных и межэтнических контактов, что в свою очередь является одной из главных характерных черт современного общества. Такую тенденцию воспринимают вполне закономерно в контексте все более распространяющихся в мире процессов политической и экономической глобализации. Научно-технический прогресс и массовое производство, породившие такие явления, как «корпоративная культура» и «общество потребления», во многом поспособствовали проникновению унификации и стандартизации практически во все сферы деятельности человека. На этом фоне всё заметнее и стремительнее протекает процесс всемирной политической, экономической и культурной интеграции. Современные учёные и деятели, работающие в самых разных областях (политики, экономики, культуры, истории и т.д.), всё чаще оперируют такими понятиями, как «мировое сообщество», «мировая экономика», «мировая культура», включая в них всё большее число интегрирующихся субъектов. В таком контексте контакты, происходящие между представителями различных культур, приобретают особое значение. Несмотря на весьма разнообразный характер и целевую направленность таких взаимодействий (политические, экономические, деловые, культурные и др. связи), их неизменным и неизбежным следствием является сближение и слияние культур разных стран, народов и этнических групп, зачастую ведущих к нивелированию национальных различий.

Таким образом, динамичное развитие мира, а также обусловленные этим процессом ускорение темпов глобализации и, как следствие, изменения в определении и восприятии индивидом культурного пространства и своего места в нём, позволяют говорить о крайней актуальности вопросов кросскультурного взаимодействия.

Вследствие активизации процессов, описанных выше, возникает целый ряд проблем, связанных с определением отдельно взятым индивидом культурных границ и осуществлением эффективного общения в установленных данными границами рамках. Помимо этого, частые и плотные взаимодействия между людьми совершенно разных ценностей, убеждений и верований нередко приводят к недоразумениям и конфликтам, возникающим на почве культурных различий.

В таких случаях крайне важную роль играет степень кросскультурной осведомлённости участников взаимодействия, а именно уровень их познаний в области обычаев, традиций и национальных особенностей представителей различных культур, а также знание специфики проявления вышеуказанных факторов в рамках личного, делового и др. общения. Чрезвычайно важным, также, представляются уровень владения языком, с помощью которого осуществляется общение, и наличие у индивида некоей чувствительности к проявлениям чужой и, как правило, чуждой культуры. Последние два условия эффективного кросскультурного взаимодействия, на наш взгляд, имеют особое значение в рамках обсуждаемой темы, в связи с чем, возникает необходимость рассмотреть их более подробно.

Тот факт, что реализация эффективного общения между двумя представителями разных культур невозможна без хорошего знания (по крайней мере, одним из них) иностранного языка, является вполне очевидным и даже, пожалуй, неоспоримым. Гораздо менее очевидным, но ничуть не менее важным является осознание того, что цели взаимодействия зачастую ставят перед его участниками дополнительные задачи, для выполнения которых недостаточно простого знания грамматики и лексики используемого языка. В ситуации, когда необходимо достижение глубокого, исчерпывающего понимания между контактирующими сторонами, крайне важным становится знание и осознание ими глубинного значения слов, используемых для выражения мыслей и идей собеседников. (Данный фактор приобретает всё большую актуальность в контексте глобального выхода проблем кросскультурного взаимодействия за рамки среды делового общения, под давлением нужд которой они впервые были сформулированы и приобрели современную форму и направленность). Такие значения слов родного языка осознаются его носителями на интуитивном уровне, что представляет собой глубинное, «культурное» их понимание, своеобразное «чувствование», которое основано на культурном опыте, в течение всей жизни сообщаемом носителю внутри родного языкового и культурного пространства. При этом, для человека, изучающего данный язык как иностранный, такие значения, зачастую, могут оказаться недоступными, и это может стать препятствием в достижении необходимой степени понимания между сторонами, и, как следствие, резко снизить эффективность общения и негативно отразиться на его результатах.

Таким образом, одной из сложнейших проблем, стоящих перед современными учёными, – лингвистами, культурологами, историками и др. – является выявление таких значений и поиск способов их сообщения широкой публике, с тем, чтобы повысить эффективность межкультурного взаимодействия, способствовать увеличению степени понимания между представителями различных культур, и как следствие, возрастанию уровня толерантности в межнациональной и межкультурной средах, а также снизить глобальный уровень агрессии и способствовать воспитанию уважения к другим культурам в рамках самых различных мировых культурных пространств.

В этом смысле довольно большую ценность представляют собой результаты исследования древнейшей истории, культуры и языков различных народов и этнических групп, а также механизмов их наследования на разных стадиях развития мирового сообщества. Такие данные, зачастую, являются ценным связующим звеном между прошлым и современностью. С их помощью нам удаётся объяснить некоторые современные понятия и явления, что, безусловно, способствует более глубокому пониманию как своих, так и соседних, параллельных культур, без чего, как подробно рассматривалось выше, невозможно установление адекватных межкультурных связей и обеспечение эффективной межкультурной коммуникации.

Для России, Украины, Белоруссии и других стран бывшего СССР, сегодня крайне актуальными являются деловые, экономические, социальные и др. контакты с прогрессивными странами Европы и Нового Света. В данном контексте крайне необходимым видится глубокое изучение и анализ истоков европейской культуры и языков с тем, чтобы глубже проникнуть в ментальность современных народов Европы, и тем самым обеспечить продуктивное и бесконфликтное взаимодействие между представителями различных Европейских культур.

В этом плане уникальным и поистине неисчерпаемым источником знаний является культура кельтских народов, глубокое изучение которой способно помочь нам понять не только ментальность и специфику их прямых потомков (жителей Ирландии, Шотландии, Уэльса, Бретани и т.д.), но и предоставить уникальную информацию о некоторых гранях культурных особенностей практически всех современных Европейских народов, ввиду их продолжительных и тесных контактов с кельтами. Многие современные европейские народы могут указать в качестве своих предков кельтов. «Французы, например, говоря о своём национальном характере, ссылаются не на германское племя франков, давшее название их стране, не на римлян, заложивших основы французской культуры и французского языка, а говорят о «галльском духе», имея в виду предков одного из кельтских племён - галлов» [В. Седов, 2001:23].

В VIII веках до нашей эры кельты являлись одним из наиболее заметных народов, сыгравших не последнюю роль в формировании и развитии европейской истории. Несколько сотен лет центральная и северная часть Европейского континента находились всецело во власти кельтов, создавая своеобразный противовес греческой ойкумене на юге. При этом трудно было бы найти в пределах известного античным географам мира регион, который не был бы тем или иным образом затронут безудержной активностью этого деятельного и культурно развитого народа.

Кельтский мир, зародившийся в регионе северных Альп, окончательно сформировался в VIII - VII вв. до нашей эры где-то между Средним Рейном и Средним Дунаем. В VI веке до нашей эры началась активная экспансия кельтских народов, продолжавшаяся почти 2 столетия (с VIIV вв до нашей эры), и происходившая в 2 миграционных потока: один на запад, в сторону Италии, второй в район Прикарпатья (который и сегодня иногда называют Галичина, Галиция, Восточная Галичина). Результатом первой («западной») миграции кельтских народов в Европу явилось полное покорение территорий современных Франции, (где они основали собственное государство – Галлию), Испании и Британии. В V в. до н.э. кельты продвинулись в долину реки По и образовали там Цизальпинскую Галлию, частично вытеснив оттуда этрусков. Приблизительно к этому же периоду относится их неудачное нападение на Рим, известное широкой публике по эпизоду с Капитолийскими гусями и крылатому выражению: «Vae victis!» («Горе побеждённым!»).

За любовь к ярким краскам Римляне окрестили их Галлами (Gallus – петух, лат.), в Малой Азии их знали как Галатов, в Греции им дали имя Keltoi, на Британских островах их часто называют древними бриттами. Из «Записок о Галльской Войне» Юлия Цезаря следует, что вся Галлия была разделена на три части, одну из которых населяли «белги, другую – аквитаны, а третью – те племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем – галлами» [Г.Ю. Цезарь, 2002:8]. Все эти народы отличались друг от друга по языку, обычаям и законам. По мнению Джона Риса «белги могут быть отождествлены с бритонцами (бриттами), кельты – с гойделами, а третий народ, аквитаны, по происхождению не принадлежавший ни к кельтам, ни к арийцам, относился к обширной семье иберийских племён, говоривших на языках хамитской группы» [КМ, 2002:29]. В любом случае, именно Галлия впоследствии стала сердцевиной кельтских земель и послужила отличной базой для новой экспансии на восток.

Тем временем галлы, высадившиеся в Герцинские горы, заняли Богемию (современная Чехия) и бассейн Среднего Дуная. Разгромив ослабленное после войны диадохов македонское войско, они вторглись в Грецию, после чего, переправились в Малую Азию, где основали ещё одно собственное государство. На современной карте кельтские племена занимали бы территории Франции, Англии и Ирландии, Австрии, Швейцарии, значительную часть Испании, Италии, Германии, Польши, Чехословакии и Венгрии.

Однако III столетие до н.э. положило конец кельтской экспансии. Шумные, неорганизованные атаки кельтов перестали наводить ужас на хорошо тренированные армии Рима, Македонии, Пергама, Сирии и т.д., и кельты начали терпеть поражения. «После ряда военных неудач, потеряв часть завоеванных земель, кельтское население концентрируется в Средней Европе от Дуная до Карпат» [М. В. Щукин, 1994:18].

На сегодняшний день установлено, что в I в. до н.э. кельты находились на стадии родоплеменного скотоводческого общества. Во главе рода стояли короли или вожди, которые считались потомками богов. Жили они в деревнях, соединённых сетью дорог. Строили хижины, крытые папоротником или камышом. В случае нападения убежищем им служили «дуны» - своеобразные земляные укрепления, представлявшие собой «округлые или овальные пространства, обнесённые палисадами из прутьев и земляными насыпями и расположенные либо на вершине холма, либо на островке посреди непроходимого болота» [КМ, 2002:35]. Остатки этих «крепостей» сохранились и до наших дней, например, в Эймсбери, Эйвери и Олд Сарум в Уилтшире, холм святой Екатерины возле Винчестера и т.д.

Исходя из последних данных, кельтов можно смело признать «масштабными» строителями. Только лишь на территории современной Баварии ими было воздвигнуто 250 культовых храмов и построено 8 больших городов. Город Кельхайм, например, занимал 650 гектаров, а Хайденграбен – 1600 гектаров, равно как и Ингольштадт, который во времена кельтов назывался Манчинг. Он был окружён крепостным валом длиной в семь километров, который с точки зрения геометрии, представлял собой идеальную окружность. Считается, что для создания точной круговой линии строители изменили течение нескольких ручьёв.

Очень высокого уровня кельты достигли также в области металлургии и металлообработки. Надо отметить, что их умение впоследствии стало основой развития всей последующей металлургии Западной Европы. При раскопках археологами были обнаружены их производственные комплексы с множеством сыродутных горнов.

Искусность кельтских кузнецов была поистине поражающей. «Кельтские мастера владели технологией науглероживания, закаливания, сварки железа и стали, а кузнечный инструментарий насчитывал более 70 видов. Их мир знал плужные лемехи, бороны, косы, топоры, тёсла, скобели, пилы, молотки, напильники, рашпили, свёрла, ножницы и т.д.» [В. Седов, 2001:24]. Именно они стали первыми изготавливать дверные замки и ключи. Преуспели кельты и в гончарном ремесле. Приблизительно в V – IV в. до нашей эры они освоили гончарный круг, после чего их мастера достигли технического совершенства в изготовлении глиняной посуды, чему также способствовали найденные археологами гончарные горны с тепловыми каналами и колосниками. Высоким был уровень и в бронзолитейном и ювелирном деле. «И женщины и мужчины очень любили украшения, с удовольствием нося массивные золотые браслеты, кольца, шпильки, булавки и броши, украшенные янтарём, стеклом и гагатом» [КМ, 2002:33].

Оружием кельтам служили всевозможные ножи, кинжалы, боевые топоры и мечи, которые, равно как и наконечники копий и дротиков, изготавливались из бронзы и железа. Широко применялось и своеобразное лассо с закрепляющимся на его конце камнем. Их знаменитые боевые колесницы, изготовленные из деревянных прутьев, запрягались парой или четвёркой коней. Это были довольно массивные сооружения, вмещавшие несколько воинов, один из которых управлял лошадьми, в то время как остальные поражали противника длинными боевыми копьями. Искусство колесничих производило огромное впечатление на римских воинов. По словам самого Цезаря, они могли «даже на крутых обрывах останавливать лошадей на всём скаку, быстро их задерживать и поворачивать, вскакивая на дышло, становиться на ярмо и с него быстро спрыгивать в колесницу» [Г.Ю. Цезарь, 2002:79]. Неудивительно, что кельты производили определённое впечатление на своих врагов, поскольку помимо воинственного напора и громких воодушевляющих выкриков, самый их вид был устрашающим. В бой мужчины шли с непокрытой головой, зачёсывая волосы на лоб и выкрашивая их в густо-красный цвет. Одеты они были в яркие рубахи с рукавами (по некоторым данным в бой они часто шли раздетыми по пояс, а иногда и вовсе обнажёнными), штаны, доходящие до лодыжек и короткие плащи, скреплённые на плечах застёжкой. Одежда обычно изготавливалась из войлока или шерсти, окрашенных в яркие и пёстрые цвета.

Подобно другим языческим народам, кельты полагали, что всеми явлениями и творениями природы управляют некие высшие существа. Любые искусства, ремёсла и даже чувства, имели собственного бога – основателя и покровителя, и обо всех этих божествах, равно как и об их потомках слагались поэтические и аллегорические предания.

Помимо богатой мифологии кельты обладали и религиозной системой. Они мастерили изваяния и идолов богов, для служения которым возводили святилища или храмы, где совершались жертвоприношения и ритуальные мистерии. Хранителями культа каждого из этих божеств были жрецы – друиды, которые имели единую организацию и ежегодно собирались на территории нынешнего Шартра. Друиды «были для своего племени и жрецами, и врачевателями, и волхвами, и прорицателями, и богословами, и учёными, и историографами. В них была сосредоточена вся полнота духовной силы и все человеческие знания» [КМ, 2002:39]. Подобно друидам кельты почитали и придворных поэтов – бардов, которые зачастую выполняли функции прорицателей и советников королей и пользовались заметным влиянием при дворе. Быть осуждённым или осмеянным бардом являлось огромным несчастьем и покрывало объект насмешки несмываемым позором. Сокровенным знанием бардов являлось множество преданий и генеалогий, которые они хранили в памяти и передавали из уст в уста последующим поколениям, что делало их своеобразными историками страны.

Как уже было указано выше, друиды никогда не доверяли бумаге свои вероисповедальные доктрины, что не позволяет нам полноценно судить о религиозных суждениях кельтов. Однако немногое, но всё же известно из «Записок» Цезаря: «Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа, по их учению, переходит по смерти из одного тела в другое; они думают, что эта вера устраняет страх смерти и тем возбуждает храбрость. Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов». [Г.Ю. Цезарь, 2002:116].

Влияние, оказанное кельтами на культуру Европы, является поистине всеобъемлющим. Их пребывание на Британских островах и на континенте отмечено развитием как материальной, так и духовной культуры. При этом вполне естественным видится тот факт, что их мифология, невероятно богатая волшебными легендами и преданиями, была легко воспринята другими народами. Ранняя европейская литература немало почерпнула из памятников творчества этого древнего народа. Герои многих средневековых сказаний – Тристан и Изольда, принц Айзенхерц (Железное Сердце) и волшебник Мерлин – все они были рождены фантазией кельтов. В их героических сагах, записанных в VIII столетии ирландскими монахами, фигурируют Персифаль, Ланселот и другие сказочные рыцари Грааля, а образ первого христианского короля Артура, широко известный современной публике, до сих пор остаётся одним из популярнейших литературных и ролевых персонажей.

Не менее заметным является влияние, оказанное кельтами на культуру Великобритании, поскольку в течение довольно долгого времени они являлись единственными и полновластными хозяевами Британских островов. Холмы и долины Западной Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии до сих пор хранят память о своих древнейших обитателях. В Южном Уэльсе буквально на каждом шагу можно встретить места, которые, по преданиям, являлись обителями кельтских богов или аванпостами потустороннего мира, не говоря уже об Ирландии, где вряд ли найдётся много мест, которые так или иначе не были бы связаны с легендарными подвигами героев Красной Ветви или Финна и его Фианнов.

Также в последнее время находят всё больше подтверждений гипотезе о довольно тесных, продолжительных и плодотворных контактах кельтов и славян. По некоторым данным, кельтский след может быть обнаружен не только в некоторых традициях и обычаях славянских народов, но и в славянских языках. Например, есть мнение, что славянское слово «конь» происходит от кельтского konkos (лошадь), а слово «корова» - от karvos (олень, рогатое животное) [О.Н. Трубачёв, 2003:194]. Более того, подобные заимствования также обнаруживаются и в других современных языках, таких как английский, французский, немецкий, испанский, датский и др., являясь не только подтверждением тесных контактов кельтов с другими народами Европы, но и незаменимым помощником при анализе культурного облика современного европейского населения, поскольку в них зафиксированы термины, использовавшиеся кельтами для обозначения различных предметов или понятий, являвшихся неотъемлемой и уникальной частью кельтской культуры, причем, настолько ценной её частью, что она была унаследована и сохранена другими народами вплоть до наших дней.

Подводя итог, необходимо ещё раз отметить, что понимание и анализ традиций, обычаев, языка и других национальных особенностей культур различных народов является незаменимым и, порой, единственным способом достижения взаимопонимания между их представителями, что, в свою очередь не только способствует установлению эффективных межгосударственных контактов, воспитанию толерантности по отношению к иным формам культурной организации и формированию адекватного и продуктивного культурного диалога, но также способствует лучшей ориентации личности в «интегрированном» межкультурном пространстве. При этом недооценка значения кросскультурных пробелов в обществе, переживающем период глобализации, неизбежно ведет к кризису международных отношений, последствия которого могут быть губительными в самом широком смысле. В таком контексте особое значение приобретает установление адекватных межкультурных связей и обеспечение эффективной межкультурной коммуникации, неосуществимые без глубокого знания и понимания соседних, параллельных культур. И в этом смысле, кельтская культура и её проявления в современном мире, представляются мощным инструментом в достижении глубокого познания и понимания не только соседних, но возможно и собственной, родной культуры.

 

Литература

 

1. Кельтская мифология: Энциклопедия. - М., 2002.

2. Мифология британских островов: Энциклопедия. – М., 2003.

3. Василенко И.А. Диалог цивилизаций. М. Эдиториал УРСС. 1999.

4. Кузнецова С. Мир, где пересекаются культуры // «Управление персоналом», № 22 (200), ноябрь 2008.

5. Седов В. От истоков Вистулы // Родина, январь, 2001.

6. Тит Ливий. История Рима от основания города. - М., 1989.

7. Трубачёв О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. – М., Наука, 2003.

8. Цезарь Гай Юлий. Записки о галльской войне. - М., 2002.

9. Щукин М. В. На рубеже эр. - С-Пб., 1994.

10. Эрлихман В. Тропою Вольков // Родина, январь, 2001.

11. The Celts. History and Treasures of an Ancient Civilization. - White Star Publishers, 2008.

 

Поступила в редакцию 27.04.2010 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.