ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Оценка эффективности нолипрела-форте у женщин с артериальной гипертонией в постменопаузальном периоде

 

Бахшалиев Адиль Бахшали оглы,

доктор медицинских наук, профессор,

Усубова Фарида Назим кызы,

кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник,

Габиева Нигяр Нурмамед кызы,

соискатель, младший научный сотрудник.

НИИ кардиологии Азербайджана им. Дж. Абдуллаева.

 

Менопауза является доказанным фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у женщин. Наиболее характерным для женщин пост­ме­нопаузального периода (ПМП) расстройством сердечно-сосудистой системы являются повышение уровня артериального давления (АД), развитие артериальной гипертонии (АГ).

Лечение АГ у женщин имеет ряд своих особенностей, что усложняет задачу лечения этой категории больных.

Модельное агентство

то что тебе необходимо. Модельное агентство ждет тебя

getmodels.ru

В настоящее время терапия фиксированными низкодозовыми антигипертен­зивными препаратами является альтернативной монотерапии для лечения больных АГ.

Подбор эффективной комбинации гипотензивных препаратов с различными механизмами действия позволяет более эффективно контро­лировать АД, снижая частоту побочных эффектов каждого из них.

Одним из подобных препаратов является нолипрел-форте, эффективность которого доказана многочисленными исследованиями [5, 11, 14, 15].

Целью настоящего исследования являлось изучение влияния нолипрела-форте на суточные колебания АД, состояние органов-мишеней и динамику липидного спектра у женщин, с АГ 2ст в постменопаузальном периоде.

Под нашим наблюдением находились 35 женщин с АГ 2ст в постменопаузальном периоде. Возраст наблюдаемых пациенток находился в пределах от 48 до 65 лет. Продолжительность менопаузы (МП) колебалась от 3-х до 12 лет.

У подавляющего большинства женщин МП носил естественный характер и лишь у 2-х больных – развилась после хирурги­ческого вмешательства. В исследование не включались больные с симпто­матической гипертонией, ИБС, заболеваниями дыхательной системы и эндокринными заболеваниями. Пациентки не получали заместительной гор­мо­нальной терапии, при необходимости («приливах», ощущениях жара, головных болях, бессоннице и прочих вегетативных расстройствах) назначались фитоэстрогены (препараты цимицифуги, изофлавоноиды сои), а также седативные препараты растительного происхождения. Больным также рекомендовалось ограниченное потребление поваренной соли, животных жиров, повышение физической активности.

За 2 недели до начала наблюдений отменялась ранее получаемая гипотензивная терапия. В качестве гипотензивной терапии нами назначался комбинированный препарат нолипрел-форте (ИАПФ периндоприл 4,0+1,25 индапамида, лаборатория Сервье, Франция) по 1–2 табл/сут однократно. Продолжительность наблюдений составила 6 месяцев.

До начала наблюдений и после его завершения больные проходили клинический осмотр в НИИ и гинекологический осмотр в женской кон­сультации по месту жительства, проводилось суточное мониторирование АД, определялся уровень липидов в крови (ОХС, триглицериды), половых гормонов с помощью эхокардиографии определялись значения ММЛЖ и ИММЛЖ.

Все больные были обучены самоконтролю АД и ведению дневников с ежедневной регистрацией АД, проводился еженедельный контроль АД и клинического состояния в амбулаторных условиях. Полученные результаты были обработаны непараметрическим методом статистики с использованием критериев Вилкоксона-Манна-Уитни. Статистические различия считались достоверными при значении r<0,05. Результаты наблюдений обработаны с использованием редактора электронных таблиц Microsoft Excel 7.0.

 

Результаты и их обсуждение.

 

В настоящее время в литературе обсуждаются две точки зрения на развитие АГ у женщин в постменопаузальном периоде: дефицит эстрогенов [18, 23] и влияние возрастных процессов старения организма. В конечном итоге, оба этих феномена связаны между собой [9, 18].

В ряде исследований показано, что у 55–58% женщин повышение АД совпадает с началом менопаузы [10, 11, 18, 26].

Дисбаланс половых гормонов в раннем периоде ПМП способствует лабильности АД, развитию дислипидемии в связи с чем назначаемые препараты не должны усугублять нарушения липидного спектра и проявлений климактерического синдрома [7, 8, 10].

До недавнего времени лечение больных АГ рекомендовано в виде монотерапии с соответствующей титрацией дозы препарата в соответствии с уровнем АД. Клинические наблюдения показали, что фиксированные комбинации двух препаратов с различным механизмом действия могут служить альтернативой в лечении АГ.

На сегодняшний день ключевым моментом современной гипотензивной терапии является комбинированная терапия с использованием рациональных сочетаний лекарственных средств.

Выбранный нами препарат нолипрел-форте хорошо переносился подавляющим большинством больных, лишь 2 пациентки были исключены из исследования в связи с развитием сухого кашля. У остальных больных препарат продемонстрировал хороший гипотензивный эффект, что позволило добиться достижения целевого АД и его стабилизации. Снижение АД сопровождалось уменьшением головных болей, головокружений, приливов. Все пациентки отмечали улучшение общего самочувствия, сна, настроения и повышение работоспособности. Помимо снижения «офисного» АД наблюдалась нормализация суточных значений АД. Следует отметить, что у большинства пациенток исходно наблюдалось отсутствие или недостаточно выраженное снижение АД в ночное время (non-dippers), а у 20 (57,1%) пациенток резкий подъем АД в ранние утренние часы, что объясняется повышением активности гипоталамо-гипофизарных структур и симпатоадреналовой системы. Этим можно объяснить и большую частоту повышенной вариабельности АД (48,3%) у наших пациентов.

Следует отметить, что у 4,2% женщин мы наблюдали чрезмерное понижение АД ночью, а у 28,7% пациенток отмечено чрезмерное повышение АД в ночные часы. Под влиянием длительной терапии нолипрелом-форте (см. таб. 1) нами наблюдалось снижение АДсист и АД диаст. в дневное время суток до рекомендуемых значений у 57,8% больных, у остальных больных АДсист снизилось в дневные часы на 15–20% от исходного уровня, АДдиаст – на 10,5% (r<0,001). В ночное время суток уровень АДсист у пациенток non-dippers снизился в среднем на 16,5% (r<0,001), а АДдиаст в ночное время суток снизилось на 12,4% (r<0,001).

Было так же выявлено и снижение вариабельности АДсист и АДдиаст на 4,5 мм рт.ст. (r<0,001) и на 3,5 мм рт.ст. (r<0,001), соответственно в дневные часы. В ночные часы эти показатели уменьшились на 3,4 мм рт.ст. и на 2,8 мм рт.ст. (r<0,001), соответственно.

Известно, что подъем АД в предутренние часы чреват развитием мозгового инсульта [5, 17]. Особо ценным результатом проведенного лечения явилось снижение «пика» подъема утреннего АДсист и АДдиаст, которое в среднем составило 7,2 мм рт.ст. и 11,2 мм рт.ст (r<0,001).

Гипертрофия ЛЖ была выявлена у всех пациенток, в основном выявлялся концентрический тип ГЛЖ (22 пациентки), который связан с на­­и­­­­худ­шим прогнозом в отношении сердечно-сосудистых осложнений [18, 19, 23].

Согласно данным литературы при сравнении эхокардиографических данных у женщин в пре- и постменопаузе было выявлено, что толщина стенок ЛЖ у последних значительно больше [5, 8, 12, 13]. По мере увеличения продолжительности МП масса миокарда ЛЖ (ММЛЖ) увеличивается.

Д.С.Аничков и Н.А.Шостак (2004) считают, что ГЛЖ в ПМП развивается не только в ответ на гемодинамическую нагрузку, но и является следствием развившейся гиперинсулинемии.

Полученные нами данные согласуются с работами ряда авторов и данными исследования НОТ (Hypertension Optimal Treatment, 2001). Под влиянием длительной терапии нолипрелом-форте нами наблюдалось уменьшение значений ММЛЖ на 25,8% и ИММЛЖ на 16,1% от исходного уровня (табл. 1).

Как видно из полученных нами данных снижение ММЛЖ и ИММЛЖ происходило за счет уменьшения толщины стенок ЛЖ.

В нашем исследовании у большинства обследованных женщин выявлено дислипидемия. Так, у всех женщин была выявлена гипертриглицеридемия и у 33 (37,4%) пациенток – повышенный уровень общего холестерина. Известно, что ряд гипотензивных препаратов негативно воздействует на липидный и углеводный обмен. В результате проведенного лечения мы выявили достоверное снижение уровня ОХ на 4,7% и ТГ на 4,4%, r<0,01. Следует отметить, что уровень ТГ в значительной степени снизился у 12 (34,8%) пациенток, у остальных снижение его было недостоверным, а у 7 (2%) больных уровень ТГ практически не изменился. Уровень эстрогенов (ЭГ) у всех женщин был снижен, степень снижения которых зависела от продолжительности ПМП, а уровень тестостерона у 10 (28,5%) женщин был незначительно повышен.

Как видно из приведенных в таблице данных лечение нолипрелом-форте не приводило к ухудшению дисбаланса половых гормонов, что свидетельствует о нейтральном влиянии этого препарата на имеющиеся дисгормональные нарушения у женщин в период ПМП, что согласуется с данными большинства авторов [13, 15, 16] о метаболических влияниях ИАПФ.

Проблема лечения АГ у женщин в ПМП является многосторонней задачей. Многочисленные метаболические нарушения, происходящие в постменопаузальном периоде, осложняют течение АГ, вызывают ухудшение состояния органов мишеней. Назначаемый гипотензивный препарат должен компенсировать метаболические нарушения и обладать органопротек­тивными свойствами. Результаты, полученные при лечении АГ 2ст у женщин в ПМП фиксированной комбинацией двух препаратов – нолипрелом-форте, данные свидетель­ствуют о хорошей гипотензивной эффективности препарата, что способство­вало высокому уровню приверженности к длительному лечению подавляющего большинства пациенток.

 

Выводы

 

1.                   Нолипрел-форте является высокоэффективным гипотензивным препаратом при лечении АГ 2ст у женщин в постменопаузальном периоде, повышает приверженность пациенток к лечению.

2.                   Продолжительное лечение нолипрелом-форте позволяет нормали­зировать суточные колебания АД у 157,8% женщин с АГ2ст в постменопаузальном периоде.

3.                   Нолипрел-форте оказывает выраженный органопротективный эффект у женщин с АГ 2ст в в постменопаузальном периоде, положительно влияя на процессы ремоде­лирования ЛЖ, не оказывают отрицательного влияния на имеющиеся нарушения липидного обмена и дисбаланс половых гормонов.

 

Таблица 1.

Изменение суточного АД и ММЛЖ под влиянием нолипрела у женщин с АГ 2-ой степени в постменопаузальном периоде.

 

До начала лечения

После 6 месяцев лечения

Возраст (лет)

50 ± 2,1 (48–54)

 

Продолжительность менопаузы

3 – 12

3 – 12

САДср.дн., мм рт.ст.

164,4 (155–170)

146,8 (135–155)ххх

ДАДср.дн., мм рт.ст.

105,2 (98–112)

96,4 (90–104)ххх

САДср.ноч., мм рт.ст.

153,5 (145–162)

139,8 (130–147) ххх

ДАДср.ноч., мм рт.ст.

87,8 (80–95)

78,3 (70–86) ххх

«Пик» САД, мм рт.ст.

29,0 (3–50)

21,8 (7–41) ххх

«Пик» ДАД, мм рт.ст.

28,8 (12–44)

17,6 (11–26) ххх

Вар. САД, мм рт.ст.

29,8 (15–26)

15,2 (10–24) ххх

Вар. ДАД, мм рт.ст.

16,9 (12-22)

13,4 (10–17)

ММЛЖ, г

298 (213–350)

264 (200–290)ххх

ИММЛЖ, г/м2

161 (154–190)

153 (142–175) хх

ОХС

7,47 (3,3–12,1)

7,12 (3,8–12,0) хх

ТГ

4,5 (2,3–8,3)

4,3 (2,1–8,1) хх

Эстрогены

64,8 (17,9–148,1)

67,2 (18,6–151,0)х

Тестостерон

1,5 (0,7–4,58)

1,26 (0,5–3,12) хх

Примечание: ххх – r<0,001; хх – r<0,01; х – r<0,05.

 

Литература

 

1.                    Афаунов Р.Х., Конради А.О. Влияние длительной терапии инданамидом-ретард на показатели липидного спектра и уровень АД у больных артериальной гипертензией. Артериальные гипертензии, том 8, №1, 2002

2.                    Баранова Е.И., Большакова О.О., Маслова И.П., Кацан А.А., Манихас О.С., Воронина У.В., Туравцева Т.Ю. Опыт применения нолипрела и его сочетание с ЗСТ у женщин с гипертонической болезнью в постменопаузе. Артериальная гипертензия, т. 11, №11, 2005

3.                    Глезер М.Т., Тхостова Э.Б., Демидова М.А., Белоусов Ю.Б. Моэксиприл при артериальной гипертонии у женщин в постменопаузе. Кардиоваскулярная терапия и профилактика, 2005, №1, с.14-20

4.                    Изможерова Н.В. и др. Артериальная гипертония, нарушения углеводного и липидного обменов у женщин с ожирением в перименопаузе. Тер. архив, 2005, №3, с. 67–69

5.                    Колбасников С.В., Бахарева О.Н. Особенности клинические, вегетативные и когнитивных расстройств у женщин с артериальной гипертонии в зависимости от условий наступления менопаузы. Тер.архив, 2008, №10, с. 64–67

6.                    Леонова М.В., Демидова М.А., Тарасов А.В., Белоусов Ю.Б. Гипотензивные, органопротективные и метаболические эффекты ингибитора ангиотензинпревращающего фермента моэксиприла у женщин в постменопаузальным синдромом. Кардиология, 2006, №5, с.40-44

7.                    Маколкин В.И. Микроциркуляция и поражение органов мишеней при артериальной гипертонии. Кардиология, 2006, №2, с.83-85

8.                    Маличенко С.Б. Особенности клинического течения сердечно-сосудистых заболеваний у женщин с постменопаузальным остеохондрозом. Возможности применения фимостона при заболеваниях климактерии. Клиническая медицина, 2000, №7, с. 50–55

9.                    Маслова Н.П., Баранова Е.И., Лебедев Е.В. и др. Сравнительная эффективность ангигипертензивных препаратов у женщин в постменопаузе. Материалы Рос. Национального конгресса кардиоло­гов. М., 2000, с.193

10.                Руководство по климактерию. Под редакцией В.М.Кулакова, В.П. Сметник, Москва, 2001, с. 413–15

11.                Чазова И.Е., Мартын.к Т.В., Колос И.П. Первые результаты Российской программы. Стратегия у пациентов с АГ: оценка эффективности нолипрела при недостаточном контроле артериального давления. Артериальная гипертония, том 9, №5, 2007

12.                Чазова И.Е. Мартынюк Т.В. Возможности комбинированной терапии ингибитором ангиотензинпревращающего фермента и диуретиком у женщин в менопаузе. Системные гипертензии №1, 2008

13.                Шуетов С.Б., Баризков А.В., Аль-Язиди М.А., Локшина Т.Р., Елисеева Т.В., Коровин А.Е. Особенности ремоделирования миокарда у пациентов с АГ в зависимости от степени среднесуточной вариабельности АД. Артериальная гипертензия, том 8, №2, 2002

14.                Chalmers J, et al. Rabionalvand design of the ADVANCE study: a randomized trial of blood pressure lowering and intensive glycols control in high-risk individuals with type 2 diabetes mellitus.

15.                Danblof B, Cosse P. on bebalf of the PICXEL investigators. Perindopril/indapamide combination more effective than enalapril in reducing blood pressure and left ventricular mass: the PICXEL study. J. Hypertens 2005, 11, 2063-70

16.                De Luca N et al. Regression of left ventricular mass in hypertensive patients treated with perindopril/indapamide as a first-line combination: the REASON echocardiography study. Am J. Hypertens 2004:8: 660–7

17.                Hammar M., Berg F, Fahraeus L. et al. Climacteric symptoms in an anselectcel Sample of Swedish women. Naturitas, 1984, v 6, p. 345–350

18.                Marrison, Bernard J .M. Raij L. Postmenopausal hypertension. Hypertens. Rep.2000; 2(2); 202–207

19.                Mauson J.E. Hsir J. et al for the women’s Health initiative Investgators. Estrogen plus Progestin and the risk of Coronary Heart Disease. N/Engl. J.Hed, 2003, 2003, v. 349, p. 523–534

20.                Merenro G, Zoneu S, Saiu F et al. Menopause induce by ophorectomy reveals a role of ovarian estrogen on the maintenance of pressure homeostasis. Maturitas 2004; 47; 131-8

21.               Navnsens R., Holland O. Improved hypertension management and control. Arch intern Med 1990; 150; 1175–83

22.               Polonia J., Amaral C., Berfoquini S, Martins L. Attenuation of heart rate recovery after exercise in hypertensive patients with blunting of the nighttime blood pressure fall. Int. J. Cardiol., 2006, v. 106, NO2, p. 238–243

23.               Reckelhoff J.F. Gender differences in the regulation of pressure. Hypertension 2001; 37(5); 1199–1208

24.               Rosental T., Oparil S. Hypertension 2000, 14(10–11), 691–704

25.               Staessen J.A. van der Heijden-Spek J.J., Safar M.E. et al. Menopause and the charaeber/stics of the large arteries in a population study. J. Unm. Hypertens 2001; 15(8); 511-518

26.               Wassertheil – Smaller S. Anderson g. Psaty B.M. et.al. Hypertension and treatment in postmenopausal women baseline data and the women’s Health Initiative Hypertension 2000; 36(5); 781–789.

 

Поступила редакцию 15.02.2010 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.