Возможности воспитания «свободы совести»
у младшеклассников с помощью музыки
Хидаятова
Фирангиз Шахмурад гызы,
диссертант Бакинской музыкальной
академии.
В 48-й статье Конституции Азербайджанской
Республики о свободе слова говорится:
I. Каждый обладает
свободой совести.
II. Каждый
обладает правом свободно определить свое отношение к религии, самостоятельно
или совместно с другими исповедовать какую-либо религию или не исповедовать
никакую религию, выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением
к религии.
III. Выполнение
религиозных обрядов свободно, если не нарушает общественный порядок и не противоречит
общественной нравственности.
IV.
Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают правонарушения.
Из всех четырех
пунктов 48-й статьи ясно одно, что каждый гражданин Азербайджана может исповедовать
любую веру, с условием, что его вера не причиняла вред другим людям, в целом
обществу, в котором живет, исповедование какой-либо веры способствовало обогащению
культуры, мировоззрения, науки его самого и общества, не противоречило бы с
этическими, политическими, юридическими нормами. Все это можно отнести и к
младшеклассникам, которые тоже являются гражданами страны. В связи с этим состояние
информированности педагогов начального образования с религиями и священными
книгами, с вопросами о Боге и его посланников на земле, о пророках и, в каком
объеме они владеют информацией в этой области, имеет очень важное
педагогическое значение.
С этой целью в
рамках исследования считаем, что учителя начального образования должны иметь о
мусульманской и других религиях нижеследующие знания:
Являющийся
идеологией государства сначала в центре Аравии, потом во всем Аравийском полуострове
Ислам через некоторое время очень быстро распространился в другие государства, в том числе в некоторые страны на Южном Кавказе, в
Азербайджан. Это был период, когда арабы жили степной жизнью, занимались в
основном скотоводством и были далеки от науки, образования. Умерщвляющие
новорожденных девочек, арабские племена часто участвовали в вооруженных
конфликтах, женщины не имели никаких прав. Именно в такой ситуации с целью
создания сильного государства, действующего на основе законов, моральных
принципов Всевышний назначил своим последним посланником на Земле пророка
Мухаммеда (570-632) и в течение 23 лет ниспослал ему небесную книгу Коран
(Гурани-Керим), состоящей из 144 сур (глав), 6236 айатов (стихов). 90 сур были
ниспосланы пророку в городе Мекка, 24 в городе Медина в Аравийском полуострове.
Кроме основного источника в Исламе Коране, существуют еще и хадисы (притчи) пророка
Мухаммеда. Хадисы – это краткие рассказы о деяниях и поучениях пророка.
Выдающийся общественный
деятель, доктор теологии, профессор В.Мамедалиев так пишет о Коране: «Коран удивительным
образом излагает движение Земли, Солнца, Луны, планет, дает достоверную информацию
о многих последующих событиях, научных открытиях. Еще недостаточно раскрытые, непознанные
айаты Корана сообщают о многих последующих научных открытиях, которые еще
человеческому уму непостижимы. С превращением в реальность, претворением в
жизнь каждого научного открытия, изобретения истинный смысл, суть айатов Корана
постепенно становится еще более понятным. В то же время, с развитием жизни,
общества, увеличением объема научных открытий, современных космических исследований
эти айаты приобретают новой содержание, новую сущность и все равно остаются загадкой
для человеческого познания» [4, с.11].
Из этих высказываний
ученого становится ясно, что в Коране нашли свое отражение все науки, самые
насущные проблемы общественно-политической жизни, ответы на интересующие,
беспокоящие человечество вопросы, основные и научно обоснованные права
мусульман, и он считается четвертой по счету священной книгой.
В общем, священными
книгами считаются следующие:
1. Таурат (Тора) был ниспослан пророку Мусе (Моисею) – (6 тысяч лет
назад).
2. Забур (Псалтирь) был ниспослан пророку Давуду (Давиду) – (неизвестно).
3. Инджил (Евангелие) был ниспослан пророку Исе (Иисусу) – (более 2000 лет назад).
4. Гурани-Керим (Коран) был ниспослан пророку
Мухаммеду – (1427 лет назад).
Были еще и ниспосланные намного раньше этих
книг пророку Ибрахиму (Аврааму) Свитки.
Эти «Свитки» и все священные писания проповедовали
единобожие.
В целом теология, наука о религиях, делится на
три части:
1. Наука о монотеизме (единобожие).
2. Наука о шариате (религиозное право – харам
и халалы, запрещенное и дозволенное).
3. Наука о загробном мире (о наказании, или вознаграждении
людей как результат их деяний).
Следует отметить, что первая и вторая наука ни
одним из пророков не была изменена и все они приняли единобожие. А шариат был
изменен. Например:
1. В шариате сыну пророка Давуда (Давида) пророка
Сулеймана (Соломона) разрешалось лепить фигуры живых, а в шариате пророка
Мухаммеда это было запрещено.
2. В шариате христиан во время поста
разрешалось кушать некоторые продукты. А в шариате пророка Мухаммеда нельзя
есть ничего с восхода до заката солнца.
Анализировав все
религии и рассмотрев Коран, можно прийти к выводу, что люди после пророков
слишком утрировали их самих или благочестивых деятелей после них. Например,
иудеи поклоняются пророку Узайру (Ездре), христиане Иисусу, некоторые мусульмане
сейидам, святыням. Об этом Всевышний в Коране говорит: «Не поклоняйся наряду с
Аллахом никакому другому богу, а не то сядешь униженным и покинутым» (сура 17.
аль-Исра, «Перенес Ночью», 122-й айат).
Рис. 1.
Кроме того, в
Исламе были видные личности – 12 имамов. Они проповедовали и распространяли
исламскую религию. Среди имамов Хазрети Али (а) считается второй выдающейся
личностью в Исламе. Хазрати Али родился в 598 году в Мекке, в семье дяди
пророка Мухаммеда (с) Абу Талиба.
Попытаемся
рассмотреть возможности привития этих предназначенных для учителей знаний, связанных
с религией, учащимся начальных классов с помощью музыки.
В учебниках
«Музыка» для 1-4 классов по теме «свобода совести» представлены всего шесть
образцов музыки. Т.е. композиторами написано очень малое количество музыки на
эту тему. Основная причина этого – 70-летняя советская история, атеистическая идеология.
Но и с приобретением независимости Азербайджаном наши поэты, композиторы не
стали часто обращаться к этой теме, и авторы учебников мало внимания уделили
данному вопросу. В представленных в учебниках образцах если и не имеются песни,
непосредственно связанные со «свободой совести», но с помощью этих произведений
учителя могут привить учащимся чувство уважения к Аллаху, пророку Мухаммеду,
другим пророкам. Для этого учитель, прежде чем преподнести учащимся связанные с
религиозной темой песни, должен доступным языком проинформировать их по данному
вопросу и привить у них чувство уважения к Всевышнему, его посланникам –
пророкам, ниспосланному с небес Корану и другим небесным книгам.
Литература
1.
Ağayev Ə. Məktəblilərdə vətəndaşlıq borcunun tərbiyə edilməsi. «Maarif»
nəşriyyatı,
Bakı, 1975.
2.
Алиев
Ю.Б. Методика преподавания пения (для Ы–ЫВ классов). Баку, Маариф, 1964.
3.
Кулиев Эльмир. На пути к Корану. М., УММА,
2003.
4.
Məmmədəliyev V. İslam əxlaqı və onun əsas prinsipləri, Bakı,
2004.
5.
Rəcəbov O.M. «Musiqi» (I–VII siniflər üçün proqram). Bakı, Maarif, 1985/
Поступила в редакцию 12.01.2010 г.