ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Методы и формы работы с учащимися в классе синтезатора

 

Макарова Светлана Михайловна,

аспирант Московского городского педагогического университета,

педагог дополнительного образования (класс синтезатора) ГОУ Центр Детского творчества.

 

The methods and form of the work with the schoolchildren in the class of synthesizer

 

Makarova Svetlana Mikhailovna.

 

Статья посвящена проблеме обучения и формам работы в классе цифрового синтезатора.

Ключевые слова: синтезатор, методы, аранжировка, музыкальное образование.

 

The article is dedicated to the problem education end forms of the work in the class of digital synthesizer.

Key words: synthesizer, methods, arrangement, music education.

 

Цифровые инструменты, в частности синтезатор, уверенно закрепляются в современном музыкальном образовании. Цифровые клавишные инструменты наделены новыми полезными и интересными возможностями. Развитию электронного музыкального творчества в школах общего, музыкального и дополнительного образования созвучны новые методические требования. Несмотря на трудности, «электронное» направление получает научно-методологическую основу, практические разработки для педагогов, нотно-музыкальный материал. Цифровые инструменты по многим параметрам и признакам отличаются от акустических «родственников».

Существующие педагогические пособия для синтезатора достаточно разноплановые, как в методах, так и в общих требованиях. Некоторые сборники представляют собой самоучитель, репертуар может задействовать только определённый режим игры. Методические рекомендации в таких пособиях не всегда учитывают многих тонкостей синтезатора, либо наоборот учитывают определённую модель, теряя универсальность курса обучения. Каждый автор находит в синтезаторе что-то своё. Поскольку синтезаторы меняются, обновляются, всё-таки, важнее знать основной принцип, ключ который поможет быстро разбираться, находить нужные функции, понимать их художественные возможности.

Ценным качеством синтезатора становится практическое применение различных тембров. Тембр получил различное понимание, являясь неотъемлемым свойством каждого звука [3, с.67]. В обучении мы имеем дело не с инструментовкой в привычном понимании, а её разновидностью. Изучение классификации и применения тембров, творческая работа со звуком, его структурой лишь небольшой перечень того, с чем должен познакомиться учащихся. Такой метод работы, в классе синтезатора, получил обобщенное название «электронное инструментоведение».

Анализируя различные подходы к электронному инструментоведению отметим, что в целом они сводятся к работе с полученными слуховыми представлениями. Для этого выбирают соответствующие виды заданий: слушание различных тембров- оркестровых, народных инструментов, их запоминание, описание, угадывание. Собственные педагогические наблюдения подтверждает, что большинство школьников проявляют интерес к познанию разнообразия тембров. Учащимся не зависимо от возраста, интересно узнать и соприкоснуться с многообразием инструментов, их звуковым воплощение. Отдельный пласт занимают синтезированные тембры, персональные для каждого синтезатора. Развитие тембрового слуха достижимо при использовании специальных, целенаправленных педагогических методов, параллельно с освоением учебного материала, теоретической и исполнительской деятельностью. Классификация инструментов понадобится для того, чтобы отразить различие групп, подчеркнуть существенную разницу. Так же, поможет увидеть инструменты с ограниченной звуковысотностью, шумовые без определённой звуковысотности. Например, выбирая тембры, которые имитируют акустические инструменты желательно сохранить:

1)                  диапазон данного инструмента;

2)                  учитывать фактурное изложение материала;

3)                  характерные особенности штриха и приём исполнения.

4)                  если есть наложение, учесть сочетание, а не взаимоисключение выбранных тембров.

Как мы видим, для учащихся, это достаточно серьёзный познавательные комплекс. В классе синтезатора эффективны технические средства обучения: разработанные таблицы, наглядный материал. Практическая работа помогает учащимся накопить необходимый опыт. Электронное инструментоведение, выступает как подготовительная ступень перед созданием самостоятельных аранжировок. При этом аранжировка становится серьёзным вектором в учебном процессе, определяет методы и приёмы работы: «…сущность её (аранжировки) в случае переложения для синтезатора составляет синтез двух исходных. Это оригинал… и звуковой потенциал, который несёт в себе данный инструмент.» [2, с.39].

Убедителен метод наводящих вопросов, умение педагога избегать категорических рекомендаций и указаний: «надо сделать так…». В свою очередь это приведёт ученика к неумелому копированию. Создание вариантных аранжировок и выбор удачных, стимулирует учащихся услышать в многообразии звуков верное решение. Метод сравнение реализуется когда, одно произведение самостоятельно аранжировали несколько учащихся. Одна из форм проверки, исполнить свой вариант другому учащемуся, который в свою очередь при внимательном прослушивании определяет тембры и устно оценивает аранжировку. Такой вид «проверки» - выносить на суд зрителей свой «результат», носил мотивационных характер. Он так же наталкивает на рассуждения, самостоятельное обнаружение ошибок. Многими педагогами подтверждён метод наглядно-иллюстративной работы. В различных практических формах работы нужно сохранить прямое соучастие ученика, не превращая его в слушателя лекций по аранжировки. Только тогда он ощущает свой творческий потенциал, не теряя интерес к овладению искусством аранжировки. Данный вид работы активно задействует эмоциональное представление учащихся. Образный строй, сюжет произведения, становится опорной точкой, из которой вытекает «инструментальное решение» и исполнительское. Формируется умение не только дифференцировать тембры, но переводить их в слуховые представления. Поиски связи своих образных представлений с воплощением их в конкретный темброво-звуковой ряд. Как отмечал Л. А. Баренбойм, интенсивное слуховое развитие связанно с развитием музыкального мышления [1, с.327]. Попутно педагог помогает анализировать интонационное развитие, фактурное изложение, смену разделов музыкальной формы, динамическое развитие. Одна из главных задач для педагога – привить ученику творческое, а не формальное отношение к составлению и прочтению аранжировки. Недооценка зачастую приводит к случайному выбору тембров и сопровождения, потери интереса к творческой деятельности. В каждой аранжировки, даже самой простой, ученик сталкивается с решением определённых задач. Самостоятельное составление простых аранжировок, начиная с выбора одного или двух инструментов, становятся упражнениями, предварительной подготовкой. Простые задания, мобилизируют творческий потенциал, на практике знакомят учащихся с алгоритмом данной работы. Каждая самостоятельная работа, вне зависимости от качества, на уроке тщательно анализируется, обобщается. Аранжировки для синтезатора можно разделить на две категории с применением ритма, сопровождения полностью или частично и без него. Если присутствует сопровождение, необходимо продумать вопрос внесение дополнительных автоматических функций к живому исполнению. При этом сохранить естественное дыхание и прозрачность фактуры. Следовательно, учащиеся должны быть знакомы с тем, как изменить определённый стиль. Наиболее простые способы отключения и замена отдельных партий, внесение небольших темповые сдвигов в контрастных частях, применение вставок. Можно преодолеть механичность автоаккомпанемента, путём изменения стиля, корректной смены стиля, в переходе к новой части. С усложнением репертуара и приумножением навыков, учащиеся могут создавать и записывать свой стиль для определённого произведения. Комплексные формы работы необходимы, поскольку процесс аранжировки задействует междисциплинарные знания. Пьесы разных стилей, жанров, эпох, помогают тоньше понять многообразие художественно-звуковых решений.

В некоторых случаях возвращение к пройденной аранжировки, её устное «повторение» помогает накапливать слуховой опыт. Метод повторения в новом качестве, должен показать, как избежать стилистических искажений и противоречий в композиции. Положительным результатом являются слаженные и осознанные действия, учащийся знает, как создавалась аранжировка, какие художественные средства и функции он применил. Если на акустических инструментах тонкости исполнения определяются звуком, точнее умение слушать себя и находить объёмность звука, то тонкости исполнения на синтезаторе затрагивают знание, как получить нужное звучание. Учащийся не просто находить музыкальный образ, но и ясно осознаёт, какими средствами он был достигнут. Новые детали, художественные находки будь-то необычный тембр, стереоэффекты, помогают укрепить навыки самостоятельной работы в звуковом воплощении нотного текста.

В целом, развитие класса синтезатора провоцирует на поиски новых методов и образовательных технологий. Музыкальное образование сегодня стремится правильно суммировать успешный опыт в музыкальной педагогики, учитывать её основные цели и задачи.

 

Литература

 

1.                  Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и искусство. Л.,1974.-335 с.

2.                  Красильников И. М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. - М., 2004.- 92 с.

3.                  Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.- М.,2003.-377 с.

 

Поступила в редакцию 22.11.2010 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.